Главная страница

Рабочая программа по химии для 8-б класса Учитель химии и географии Андреева Ю. В. Новомосковск, 2011 пояснительная записка



НазваниеРабочая программа по химии для 8-б класса Учитель химии и географии Андреева Ю. В. Новомосковск, 2011 пояснительная записка
страница1/4
Дата18.04.2016
Размер0.7 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Рассмотрено Согласовано Принято Утверждено

на заседании ШМО заместитель директора на педагогическом совете директор

естественно-математического цикла по НМР МОУ «СОШ №3» МОУ «СОШ №3»

Руководитель: _________Г. Е.Щедрина. ____________________ Протокол №__ от _____ М. В. Чикин _________

Ю. В. Андреева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

для 8-Б класса
Учитель химии и географии Андреева Ю. В.

Новомосковск, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе.

Химия - неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.

Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.

Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции;

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобразования России от 19.05.98 №1276) для классов, обучение в которых осуществляется по Базисному учебному плану, утверждённому приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322;

  • Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом образования программ и стандартов общего образования МО РФ);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;

  • Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»;

  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10;

  • Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара и др.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М. : Вентана-Граф, 2010.

В курсе 8 класса учащиеся знакомятся первоначальными химическими понятиями. Курс химии предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химическим явлениям на основе атомно-молекулярного учения. Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе рассмотрению периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ и сущности химических реакций. Он рассчитан на 2 часа в неделю для общеобразовательных классов.

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника для 8 класса1 и задачника2.

Задачник дает обширный материал для организации самостоятельной работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся разноуровневые задания. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание самостоятельной работы по времени и уровню сложности.

Принципы обучения химии, подходы к определению содержания курсов химии, последовательность изложения материала, методы и средства обучения, организация уроков химии, контроль усвоения знаний рассматривается в методике обучения химии3.

В методическом пособии рассмотрены основы организации и конкретная методика проблемно-интегрированного обучения химии в общеобразовательной школе.

Дидактический материал4, позволяющий организовать изучение курса путем организации познавательной деятельности учащихся.

Содержание данной Программы согласовано с содержанием примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

    Система уроков условна, но выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационные опыты, разработанные учителем или учениками мультимедийные продукты.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. У учащихся вырабатываются умения и навыки решения задач не только на уровне обязательного минимума, но и на более высоком уровне.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, научения технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте, причем в компьютерном варианте, всегда с ограничением времени.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:

уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».

Аукцион. Заключается в публичной «продаже с молотка» «простых» предметов. «Продажу» осуществляют за знания - ответы, а «купившим» считается тот, кто последним даст правильный ответ. Предметы для продажи подбираются так, чтобы предложить «цепочку» ответов, где последний – самый трудный. Урок учит видеть явления, закономерности в окружающей жизни.

Вводные уроки. Цель таких уроков - создать у школьников соответствующие психологические установки на предстоящую учебную работу, вызвать интерес к знаниям, раскрыть практическую роль знаний.

Урок - диспут. Это спор, полемика. Главная ценность этих уроков состоит в том, что в них формируется диалектическое мышление школьников. Это непринужденный, живой разговор учащихся, высказывание собственного мнения и его обоснование, выработка умения вникать в доводы оппонента, обнаруживая слабые места, умения задавать вопросы по фактическому материалу темы, активное превращение знаний в убеждения.

Закрепление изученного материала. Основной дидактический смысл заключается в закреплении и осмыслении изученного материала в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных. Целью уроков закрепления является тренировка, которая должна обязательно предполагать необходимую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений и их использования в нестандартных ситуациях.

Урок - зачет. Учащиеся отчитываются об усвоении какой-то темы программы или логически связанной группы вопросов. Зачеты бывают разных видов. Иногда они представляют собой комплексную проверку знаний: и по теории, и по решению задач, и по практической или лабораторной работе; иногда на зачет выносят какой-то один вид проверки. Зачет организуют и в строгом академическом стиле, и в форме игры. Он может быть письменным и устным.

Урок - изобретательство. Развивают творчество учащихся, их умения нестандартно мыслить, давать нестандартные решения задач. Они пробуждают вкус к усовершенствованию чего-то, рационализаторству. На уроках применяется комплекс методов обучения, активен не только учитель, но и школьники.
Триединой целью таких уроков является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний. Основное назначение - формирование знаний и умений.

Урок - консультация. Цель такого урока - оказание учебной помощи ученикам. Обобщение и систематизация знаний. Основная черта обобщающих уроков - приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобщения, переосмысления имеющихся знаний.

Повторение изученного. Предотвращение забывания усвоенного материала, углублении его связей с ранее изученным материалом, уточнении приобретенных представлений. Урок-практикум (практическая работа). На этих уроках проводятся большие по объему и сложные по содержанию работы. Учащиеся самостоятельно выполняют практические работы. Компьютер на таких уроках может использоваться как виртуальная лаборатория.

Урок - путешествие. Урок - познавательная игра, в ходе которой совершаются с помощью книг, карт экспедиции в разные эпохи, страны. Они могут быть вводно-обзорные по теме и заключительные.

С использованием компьютера. Позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями.
В числе ведущих целей обучения химии выделяю следующие:

  1. Вооружение учащихся знаниями основ науки и химической технологии; способами их добывания, переработки и применения.

  2. Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки.

  3. Внесение вклада в развитие научного миропонимания ученика, формирование химической картины природы как важного компонента научного мировоззрения.

  4. Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии.

  5. Развитие личности учащегося средствами данного химического предмета, содействие адаптации ученика к постоянно изменяющимся условиям жизни.

  6. Обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся.

Задачи курса:

  • вооружить учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их добывания, переработки и применения;

  • раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки;

  • внести вклад в развитие научного миропонимания ученика;

  • развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;

  • развить экологическую культуру учащихся.


Данная программа ориентирована на общеобразовательные 8 классы, рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.

В программе реализованы следующие направления:

  • гуманизации содержания и процесса его усвоения;

  • экологизации курса химии;

  • интеграции знаний и умений;

  • последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.


ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

8-Б

2







Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара и др.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М. : Вентана-Граф, 2010.


  1. Н.Е.Кузнецова,И.М.Титова,Н.Н.Гара,А.Ю.Жегин. Химия.8 класс. М., «Вентана –Граф», 2008г.

  2. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин. Задачник по химии 8 класс. М. «Вентана –Граф», 2008 г.




  1. Н.Е.Кузнецова,И.М.Титова,Н.Н.Гара,А.Ю.Жегин. Химия.8 класс. М., «Вентана –Граф», 2008г.

  2. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин. Задачник по химии 8 класс. М. «Вентана –Граф», 2008 г.

  1. О.С.Зайцев. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 г.

  2. М.А.Шаталов. Уроки химии 8 класс. Методическое пособие. М. «Вентана – Граф», 2007.

  3. М.А.Шаталов, Н.Е.Кузнецова. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. Методическое пособие 8-9 классы. М. «Вентана- Граф».2006.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п


Наименование разделов, тем

Количество часов

В том числе


Контрольные работы

Практические работы

Тесты

Зачеты




Введение

2













1.

Предмет и задачи химии

1













2.

Практическая работа № 1 «Лабораторное оборудование и приёмы работы с ним».

1




Пр.раб.







I

Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения

43
















Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения.

14













1.

Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления.

1













2.

Описание физических свойств веществ.

1













3.

Атомы. Молекулы. Химические элементы.

1













4.

Простые и сложные вещества.

1







Тест




5.

Состав вещества. Закон постоянства состава.

1













6.

Атомно-молекулярное учение в химии.

1













7.

Масса атома. Атомная единица массы. Относительная атомная масса элемента.

1













8.

Относительная молекулярная масса веществ.

Массовые доли элементов в соединениях.

1













9.

Химический знак и химическая формула.

1







Тест




10.

Система химических элементов Д.И.Менделеева.

1













11.

Валентность химических элементов.

1













12.

Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление формул по валентности.

1













13.

Количество вещества. Моль-единица количества вещества. Молярная масса.

1













14.

Контрольная работа № 1по теме «Первоначальные химические понятия»

1

1













Химические явления в свете атомно-молекулярного учения

5













1.

Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект химической реакции.

1













2.

Закон сохранения массы и энергии.

1













3.

Составление уравнений химических реакций.

1













4.

Расчеты по уравнениям химических реакций.

1













5.

Типы химических реакций.

1
















Методы химии.

2













1.

Зачет по теме «Типы химических реакций» Анализ и синтез веществ - экспериментальные методы химии.

1










1

2.

Химический язык как средство и метод познания химии.

1
















Вещества в окружающей нас природе и в технике.

3













1.

Чистые вещества и смеси.

Практическая работа № 2 «Очистка веществ».

1




Пр.раб.







2.

Растворы.

Практическая работа № 3 «Растворимость веществ».

1




Пр.раб.







3.

Способы выражения концентрации растворов.

Практическая работа № 4 «Приготовление растворов заданной концентрации».

1




Пр.раб.










Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.

7













1.

Законы Гей-Люссака и Авогадро.

1













2.

Простейшие расчеты на основании закона Авогадро.

1













3.

Воздух – смесь газов.

1













4.

Расчет относительной плотности газов.

1













5.

Кислород – химический элемент и простое вещество.

1













6.

Получение кислорода в лаборатории. Катализаторы. Химические свойства и применение кислорода.

1













7.

Контрольная работа №2 по теме «Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение»

1

1




Тест







Основные классы неорганических соединений.

12













1.

Оксиды.

1













2.

Основания – гидроксиды основных оксидов.

1













3.

Кислоты.

1













4.

Соли: состав и номенклатура.

1













5.

Химические свойства оксидов.

1













6.

Химические свойства кислот.

1













7.

Щелочи, их свойства и способы получения.

1













8.

Нерастворимые основания. получение и свойства.

1













9.

Амфотерность.

1













10.

Химические свойства солей.

1













11

Классификация и генетическая связь неорганических соединений.

Практическая работа № 5 «Исследование свойств оксидов, кислот, оснований».

1




Пр.раб.







12.

Контрольная работа № 3 по теме «Основные классы неорганических соединений»

1

1










II

Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории.

21
















Строение атома.

1













1.

Строение атома, ядра.



















Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева.

5













1.

Классификация химических элементов и открытие периодического закона.

1













2.

Свойства химических элементов и их периодические изменения.

1













3.

Современная трактовка периодического закона.

1













4.

Периодическая система в свете теории строения атома.

1













5.

Характеристика химического элемента и его свойства на основе положения в периодической системе Д.И.Менделеева и теории строения атома. Зачет.

1










1




Химическая связь и строение вещества в свете электронной теории

6













1.

Валентное состояние и химические связи атомов элементов.

1













2.

Химическая связь атомов при образовании молекул простых веществ.

1













3.

Виды ковалентной связи и ее свойства.

1













4.

Ионная связь и ее свойства.

1













5.

Степень окисления.

1













6.

Кристаллическое состояние веществ.

1







Тест







Химические реакции в свете электронной теории. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)

3













1.

Окислительно-востановительные реакции.

1













2.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Сущность и классификация химических реакций в свете электронной теории.

1













3.

Контрольная работа № 4. По теме «Строение атома. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции»

1

1













Водород и его важнейшие соединения.

3













1.

Водород – простое вещество.

1













2.

Практическая работа № 6 «Получение водорода и изучение его свойств».

1













3.

Вода- оксид водорода.

1




Пр.раб.










Галогены.

3













1.

Положение галогенов в периодической системе химических элементов и строение их атомов.

1













2.

Галогены - простые вещества.

1













3.

Хлороводород, соляная кислота и их свойства.

Практическая работа № 7 «Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»».

1




Пр.раб.










Обобщение и систематизация.

2







Тест







Итого

68

4

7

5

2


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

8 класс (2 ч в неделю, всего — 68 ч)

  1   2   3   4