|
Рабочая программа по химии для 8-б класса Учитель химии и географии Андреева Ю. В. Новомосковск, 2011 пояснительная записка Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрено Согласовано Принято Утверждено
на заседании ШМО заместитель директора на педагогическом совете директор
естественно-математического цикла по НМР МОУ «СОШ №3» МОУ «СОШ №3»
Руководитель: _________Г. Е.Щедрина. ____________________ Протокол №__ от _____ М. В. Чикин _________
Ю. В. Андреева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
для 8-Б класса Учитель химии и географии Андреева Ю. В.
Новомосковск, 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе.
Химия - неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.
Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.
Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции;
Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобразования России от 19.05.98 №1276) для классов, обучение в которых осуществляется по Базисному учебному плану, утверждённому приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322;
Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом образования программ и стандартов общего образования МО РФ);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»;
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10;
Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара и др.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М. : Вентана-Граф, 2010.
В курсе 8 класса учащиеся знакомятся первоначальными химическими понятиями. Курс химии предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химическим явлениям на основе атомно-молекулярного учения. Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе рассмотрению периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ и сущности химических реакций. Он рассчитан на 2 часа в неделю для общеобразовательных классов.
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника для 8 класса1 и задачника2.
Задачник дает обширный материал для организации самостоятельной работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся разноуровневые задания. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание самостоятельной работы по времени и уровню сложности.
Принципы обучения химии, подходы к определению содержания курсов химии, последовательность изложения материала, методы и средства обучения, организация уроков химии, контроль усвоения знаний рассматривается в методике обучения химии3.
В методическом пособии рассмотрены основы организации и конкретная методика проблемно-интегрированного обучения химии в общеобразовательной школе.
Дидактический материал4, позволяющий организовать изучение курса путем организации познавательной деятельности учащихся.
Содержание данной Программы согласовано с содержанием примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Система уроков условна, но выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационные опыты, разработанные учителем или учениками мультимедийные продукты.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. У учащихся вырабатываются умения и навыки решения задач не только на уровне обязательного минимума, но и на более высоком уровне.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, научения технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте, причем в компьютерном варианте, всегда с ограничением времени.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:
уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».
Аукцион. Заключается в публичной «продаже с молотка» «простых» предметов. «Продажу» осуществляют за знания - ответы, а «купившим» считается тот, кто последним даст правильный ответ. Предметы для продажи подбираются так, чтобы предложить «цепочку» ответов, где последний – самый трудный. Урок учит видеть явления, закономерности в окружающей жизни.
Вводные уроки. Цель таких уроков - создать у школьников соответствующие психологические установки на предстоящую учебную работу, вызвать интерес к знаниям, раскрыть практическую роль знаний.
Урок - диспут. Это спор, полемика. Главная ценность этих уроков состоит в том, что в них формируется диалектическое мышление школьников. Это непринужденный, живой разговор учащихся, высказывание собственного мнения и его обоснование, выработка умения вникать в доводы оппонента, обнаруживая слабые места, умения задавать вопросы по фактическому материалу темы, активное превращение знаний в убеждения.
Закрепление изученного материала. Основной дидактический смысл заключается в закреплении и осмыслении изученного материала в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных. Целью уроков закрепления является тренировка, которая должна обязательно предполагать необходимую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений и их использования в нестандартных ситуациях.
Урок - зачет. Учащиеся отчитываются об усвоении какой-то темы программы или логически связанной группы вопросов. Зачеты бывают разных видов. Иногда они представляют собой комплексную проверку знаний: и по теории, и по решению задач, и по практической или лабораторной работе; иногда на зачет выносят какой-то один вид проверки. Зачет организуют и в строгом академическом стиле, и в форме игры. Он может быть письменным и устным.
Урок - изобретательство. Развивают творчество учащихся, их умения нестандартно мыслить, давать нестандартные решения задач. Они пробуждают вкус к усовершенствованию чего-то, рационализаторству. На уроках применяется комплекс методов обучения, активен не только учитель, но и школьники. Триединой целью таких уроков является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний. Основное назначение - формирование знаний и умений.
Урок - консультация. Цель такого урока - оказание учебной помощи ученикам. Обобщение и систематизация знаний. Основная черта обобщающих уроков - приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобщения, переосмысления имеющихся знаний.
Повторение изученного. Предотвращение забывания усвоенного материала, углублении его связей с ранее изученным материалом, уточнении приобретенных представлений. Урок-практикум (практическая работа). На этих уроках проводятся большие по объему и сложные по содержанию работы. Учащиеся самостоятельно выполняют практические работы. Компьютер на таких уроках может использоваться как виртуальная лаборатория.
Урок - путешествие. Урок - познавательная игра, в ходе которой совершаются с помощью книг, карт экспедиции в разные эпохи, страны. Они могут быть вводно-обзорные по теме и заключительные.
С использованием компьютера. Позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. В числе ведущих целей обучения химии выделяю следующие:
Вооружение учащихся знаниями основ науки и химической технологии; способами их добывания, переработки и применения.
Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки.
Внесение вклада в развитие научного миропонимания ученика, формирование химической картины природы как важного компонента научного мировоззрения.
Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии.
Развитие личности учащегося средствами данного химического предмета, содействие адаптации ученика к постоянно изменяющимся условиям жизни.
Обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся.
Задачи курса:
вооружить учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их добывания, переработки и применения;
раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки;
внести вклад в развитие научного миропонимания ученика;
развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;
развить экологическую культуру учащихся.
Данная программа ориентирована на общеобразовательные 8 классы, рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.
В программе реализованы следующие направления:
гуманизации содержания и процесса его усвоения;
экологизации курса химии;
интеграции знаний и умений;
последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.
ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Класс
| Количество часов в неделю согласно учебному плану школы
| Реквизиты программы
| УМК обучающихся
| УМК учителя
| Федеральный компонент
| Региональный компонент
| Школьный компонент
| 8-Б
| 2
|
|
| Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара и др.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М. : Вентана-Граф, 2010.
| Н.Е.Кузнецова,И.М.Титова,Н.Н.Гара,А.Ю.Жегин. Химия.8 класс. М., «Вентана –Граф», 2008г.
Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин. Задачник по химии 8 класс. М. «Вентана –Граф», 2008 г.
| Н.Е.Кузнецова,И.М.Титова,Н.Н.Гара,А.Ю.Жегин. Химия.8 класс. М., «Вентана –Граф», 2008г.
Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин. Задачник по химии 8 класс. М. «Вентана –Граф», 2008 г.
О.С.Зайцев. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 г.
М.А.Шаталов. Уроки химии 8 класс. Методическое пособие. М. «Вентана – Граф», 2007.
М.А.Шаталов, Н.Е.Кузнецова. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. Методическое пособие 8-9 классы. М. «Вентана- Граф».2006.
| УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Наименование разделов, тем
| Количество часов
| В том числе
|
Контрольные работы
| Практические работы
| Тесты
| Зачеты
|
| Введение
| 2
|
|
|
|
| 1.
| Предмет и задачи химии
| 1
|
|
|
|
| 2.
| Практическая работа № 1 «Лабораторное оборудование и приёмы работы с ним».
| 1
|
| Пр.раб.
|
|
| I
| Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения
| 43
|
|
|
|
|
| Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения.
| 14
|
|
|
|
| 1.
| Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления.
| 1
|
|
|
|
| 2.
| Описание физических свойств веществ.
| 1
|
|
|
|
| 3.
| Атомы. Молекулы. Химические элементы.
| 1
|
|
|
|
| 4.
| Простые и сложные вещества.
| 1
|
|
| Тест
|
| 5.
| Состав вещества. Закон постоянства состава.
| 1
|
|
|
|
| 6.
| Атомно-молекулярное учение в химии.
| 1
|
|
|
|
| 7.
| Масса атома. Атомная единица массы. Относительная атомная масса элемента.
| 1
|
|
|
|
| 8.
| Относительная молекулярная масса веществ.
Массовые доли элементов в соединениях.
| 1
|
|
|
|
| 9.
| Химический знак и химическая формула.
| 1
|
|
| Тест
|
| 10.
| Система химических элементов Д.И.Менделеева.
| 1
|
|
|
|
| 11.
| Валентность химических элементов.
| 1
|
|
|
|
| 12.
| Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление формул по валентности.
| 1
|
|
|
|
| 13.
| Количество вещества. Моль-единица количества вещества. Молярная масса.
| 1
|
|
|
|
| 14.
| Контрольная работа № 1по теме «Первоначальные химические понятия»
| 1
| 1
|
|
|
|
| Химические явления в свете атомно-молекулярного учения
| 5
|
|
|
|
| 1.
| Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект химической реакции.
| 1
|
|
|
|
| 2.
| Закон сохранения массы и энергии.
| 1
|
|
|
|
| 3.
| Составление уравнений химических реакций.
| 1
|
|
|
|
| 4.
| Расчеты по уравнениям химических реакций.
| 1
|
|
|
|
| 5.
| Типы химических реакций.
| 1
|
|
|
|
|
| Методы химии.
| 2
|
|
|
|
| 1.
| Зачет по теме «Типы химических реакций» Анализ и синтез веществ - экспериментальные методы химии.
| 1
|
|
|
| 1
| 2.
| Химический язык как средство и метод познания химии.
| 1
|
|
|
|
|
| Вещества в окружающей нас природе и в технике.
| 3
|
|
|
|
| 1.
| Чистые вещества и смеси.
Практическая работа № 2 «Очистка веществ».
| 1
|
| Пр.раб.
|
|
| 2.
| Растворы.
Практическая работа № 3 «Растворимость веществ».
| 1
|
| Пр.раб.
|
|
| 3.
| Способы выражения концентрации растворов.
Практическая работа № 4 «Приготовление растворов заданной концентрации».
| 1
|
| Пр.раб.
|
|
|
| Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.
| 7
|
|
|
|
| 1.
| Законы Гей-Люссака и Авогадро.
| 1
|
|
|
|
| 2.
| Простейшие расчеты на основании закона Авогадро.
| 1
|
|
|
|
| 3.
| Воздух – смесь газов.
| 1
|
|
|
|
| 4.
| Расчет относительной плотности газов.
| 1
|
|
|
|
| 5.
| Кислород – химический элемент и простое вещество.
| 1
|
|
|
|
| 6.
| Получение кислорода в лаборатории. Катализаторы. Химические свойства и применение кислорода.
| 1
|
|
|
|
| 7.
| Контрольная работа №2 по теме «Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение»
| 1
| 1
|
| Тест
|
|
| Основные классы неорганических соединений.
| 12
|
|
|
|
| 1.
| Оксиды.
| 1
|
|
|
|
| 2.
| Основания – гидроксиды основных оксидов.
| 1
|
|
|
|
| 3.
| Кислоты.
| 1
|
|
|
|
| 4.
| Соли: состав и номенклатура.
| 1
|
|
|
|
| 5.
| Химические свойства оксидов.
| 1
|
|
|
|
| 6.
| Химические свойства кислот.
| 1
|
|
|
|
| 7.
| Щелочи, их свойства и способы получения.
| 1
|
|
|
|
| 8.
| Нерастворимые основания. получение и свойства.
| 1
|
|
|
|
| 9.
| Амфотерность.
| 1
|
|
|
|
| 10.
| Химические свойства солей.
| 1
|
|
|
|
| 11
| Классификация и генетическая связь неорганических соединений.
Практическая работа № 5 «Исследование свойств оксидов, кислот, оснований».
| 1
|
| Пр.раб.
|
|
| 12.
| Контрольная работа № 3 по теме «Основные классы неорганических соединений»
| 1
| 1
|
|
|
| II
| Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории.
| 21
|
|
|
|
|
| Строение атома.
| 1
|
|
|
|
| 1.
| Строение атома, ядра.
|
|
|
|
|
|
| Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева.
| 5
|
|
|
|
| 1.
| Классификация химических элементов и открытие периодического закона.
| 1
|
|
|
|
| 2.
| Свойства химических элементов и их периодические изменения.
| 1
|
|
|
|
| 3.
| Современная трактовка периодического закона.
| 1
|
|
|
|
| 4.
| Периодическая система в свете теории строения атома.
| 1
|
|
|
|
| 5.
| Характеристика химического элемента и его свойства на основе положения в периодической системе Д.И.Менделеева и теории строения атома. Зачет.
| 1
|
|
|
| 1
|
| Химическая связь и строение вещества в свете электронной теории
| 6
|
|
|
|
| 1.
| Валентное состояние и химические связи атомов элементов.
| 1
|
|
|
|
| 2.
| Химическая связь атомов при образовании молекул простых веществ.
| 1
|
|
|
|
| 3.
| Виды ковалентной связи и ее свойства.
| 1
|
|
|
|
| 4.
| Ионная связь и ее свойства.
| 1
|
|
|
|
| 5.
| Степень окисления.
| 1
|
|
|
|
| 6.
| Кристаллическое состояние веществ.
| 1
|
|
| Тест
|
|
| Химические реакции в свете электронной теории. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)
| 3
|
|
|
|
| 1.
| Окислительно-востановительные реакции.
| 1
|
|
|
|
| 2.
| Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Сущность и классификация химических реакций в свете электронной теории.
| 1
|
|
|
|
| 3.
| Контрольная работа № 4. По теме «Строение атома. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции»
| 1
| 1
|
|
|
|
| Водород и его важнейшие соединения.
| 3
|
|
|
|
| 1.
| Водород – простое вещество.
| 1
|
|
|
|
| 2.
| Практическая работа № 6 «Получение водорода и изучение его свойств».
| 1
|
|
|
|
| 3.
| Вода- оксид водорода.
| 1
|
| Пр.раб.
|
|
|
| Галогены.
| 3
|
|
|
|
| 1.
| Положение галогенов в периодической системе химических элементов и строение их атомов.
| 1
|
|
|
|
| 2.
| Галогены - простые вещества.
| 1
|
|
|
|
| 3.
| Хлороводород, соляная кислота и их свойства.
Практическая работа № 7 «Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»».
| 1
|
| Пр.раб.
|
|
|
| Обобщение и систематизация.
| 2
|
|
| Тест
|
|
| Итого
| 68
| 4
| 7
| 5
| 2
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
8 класс (2 ч в неделю, всего — 68 ч)
|
|
|