Главная страница

Рабочая программа по химии для 8-б класса Учитель химии и географии Андреева Ю. В. Новомосковск, 2011 пояснительная записка



НазваниеРабочая программа по химии для 8-б класса Учитель химии и географии Андреева Ю. В. Новомосковск, 2011 пояснительная записка
страница2/4
Дата18.04.2016
Размер0.7 Mb.
ТипРабочая программа
1   2   3   4
Тема 1. Введение (2 ч)

Химия и научно-технический прогресс. Исторические этапы возникновения и развития химии. Основные понятия и теории химии. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Демонстрации. Таблицы, слайды, показывающие исторический путь развития, достижения химии и их значение; лабораторное оборудование.

Практическое занятие. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним.

Раздел I. Вещество и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения

Тема 2. Химические элементы и вещества

в свете атомно-молекулярного учения (14 ч)

Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. Изменяющееся вещество как предмет изучения химии. Фазовые переходы. Описание веществ. Химические элементы: их знаки и сведения из истории открытия. Состав веществ. Закон постоянства состава, химические формулы. Формы существования химических элементов. Вещества простые и сложные. Простые вещества: металлы и неметаллы. Общая характеристика металлов и неметаллов. Некоторые сведения о металлах и неметаллах, обусловливающих загрязненность окружающей среды. Описание некоторых наиболее распространенных простых веществ. Атомно-молекулярное учение (АМУ) в химии. Относительные атомные и молекулярные массы. Система химических элементов Д. И. Менделеева. Определение периода и группы. Характеристика положения химических элементов в периодической системе. Валентность.

Количество вещества. Определение валентности по положению элемента в периодической системе. Моль - - единица количества вещества. Молярная масса.

Демонстрации. 1. Физические и химические явления. 2. Измерение плотности жидкостей ареометром. 3. Плавление серы. 4. Определение электропроводности и теплопроводности веществ. 5. Опыты с кол лекцией «Шкала твердости». 6. Модели атомов и молекул. Кристаллические решетки. 7. Коллекция металлов и неметаллов. 8. Получение углекислого газа разными способами. 9. Электролиз воды. 10. Возгонка иода. Кипячение воды. Накаливание кварца. Нагревание нафталина. 11. Опыты по диффузии. 12. Коллекция простых веществ, образованных элементами 1—111 периодов. 13. Набор кодограмм: образцы решения расчетных задач. 14. Коллекция веществ количеством 1 моль. 15. Динамическое пособие: количественные отношения в химии.

Лабораторные опыты. 1, Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия и др.) 2. Примеры физических явлений: сгибание стеклянной трубки, кипячение воды, плавление парафина. 3. Примеры химических явлений: горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 4. Изучение образцов металлов и неметаллов (серы, железа, алюминия, графита, меди и др.). 5. Изучение свойств веществ: нагревание воды, нагревание оксида кремния (IV).

Расчетные задачи. 1. Вычисление относительной молекулярной массы веществ, массовой доли элементов по химическим формулам. Вычисление молярной массы вещества. 2. Определение массы вещества по известному его количеству и наоборот.

Тема творческой работы. Иллюстрирование положений атомно-молекулярного учения.

Тема 3. Химические явления в свете атомно-молекулярного учения (5 ч)

Сущность химических явлений в свете атомно-молекулярного учения. Признаки протекания химических реакций. Причины и направления протекания химических реакций. Понятие об энтропии и внутренней энергии вещества. Обратимость химических реакций. Превращение энергии при химических реакциях, условия протекания химических реакций, экзо- и эндотермические реакции. Законы сохранения массы и энергии, их взаимосвязь в законе сохранения материи. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по уравнениям химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена. Обобщение знаний о химических реакциях.

Демонстрации. 1. Признаки протекания химических реакций: нагревание медной проволоки; взаимодействие растворов едкого натра и хлорида меди; взаимодействие растворов уксусной кислоты и гидрокабоната натрия; взаимодействие растворов хлорного железа и красной кровяной соли; растирание в ступке порошков хлорида аммония и гашеной извести. 2. Типы химических реакций: разложение малахита; взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II), взаимодействие растворов едкого натра и хлорного железа.

Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям масс, количеств веществ: а) вступивших в реакцию, б) образовавшихся в результате реакции.

Тема 4. Методы химии (2 ч)

Понятие о методе как средстве научного познания действительности. Методы, связанные с непосредственным изучением веществ: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент. Анализ и синтез веществ — экспериментальные методы химии. Понятие об индикаторах. Теоретическое объяснение, моделирование, прогнозирование химических явлений. Химический язык (термины и названия, знаки, формулы, уравнения), его важнейшие функции в химической науке. Способы выражения закономерностей в химии (качественный, количественный, математический, графический). Химические опыты и измерения, их точность. Единицы измерений, наиболее часто используемые в химии. Расчеты в химии, количественные химические задачи.

Лабораторные опыты. 1. Описание веществ молекулярного и немолекулярного строения. 2. Моделирование химических объектов с помощью плоскостных и объемных моделей.

Демонстрации. 1. Исследование физических и химических свойств вещества (воды, цинка или др.). 2. Наблюдение и описание химической реакции (взаимодействие цинка с соляной кислотой или др.).

Расчетные задачи. 1. Вычисления, связанные с переводом единиц в Международную систему единиц (СИ). 2. Построение графиков и таблиц по имеющимся данным о количествах веществ, расходующихся или получающихся в химических реакциях.

Тема 5. Вещества в окружающей нас природе и технике (3 ч)

Вещества в природе: основные сведения о вещественном составе геосфер и космоса. Понятие о техносфере. Чистые вещества и смеси. Степень чистоты и виды загрязнения веществ. Понятие о гомогенных и гетерогенных смесях. Разделение смесей. Очистка веществ — фильтрование, дистилляция, кристаллизация, экстрагирование, хроматография, возгонка. Идентификация веществ с помощью определения температур плавления и кипения.

Вещества в технике. Получение веществ с заданными свойствами — основная проблема химии. Понятие о веществах как о сырье, материалах и продукции. Вещества органические и неорганические. Первоначальные сведения о химической технологии. Планетарный характер влияния техники на окружающую среду. Природоохранительное значение очистных сооружений и экологически чистых технологий.

Понятие о растворах как гомогенных физико-химических системах. Значение растворов для жизни человека, сельскохозяйственного и промышленного производства. Растворимость веществ. Влияние техносферы на природные пресные и морские воды. Факторы, влияющие на растворимость твердых веществ и газов. Изменение растворимости кислорода в связи с загрязнением вод. Коэффициент растворимости. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, молярная концентрация.

Демонстрации. 1. Разделение смесей различными методами: методом отстаивания; с помощью делительной воронки; методом колоночной хроматографии. 2. Коллекция различных сортов нефти, каменного угля. 3. Коллекция природных и синтетических органических веществ. 4. Растворение веществ с различным коэффициентом растворимости. 5. Условия изменения растворимости твердых и газообразных

веществ. 6. Тепловые эффекты при растворении: растворение серной кислоты, нитрата аммония,

Практические занятия. 1. Очистка веществ методами фильтрования, кристаллизации, перегонки, возгонки, хроматографии, экстрагирования (2—3 ч).

  1. Приготовление растворов заданной концентрации.

  2. Изучение растворимости веществ.

Расчетные задачи. 1. Построение графиков растворимости веществ при различной температуре. 2. Использование графиков растворимости для расчетов коэффициентов растворимости веществ. 3. Вычисление концентрации растворов (массовой доли, молярной) по массе растворенного вещества и объему или массе растворителя. 4. Вычисление массы, объема, количества растворенного вещества и растворителя по определенной концентрации раствора.

Тема 6. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (7 ч)

Понятие о газах. Закон Авогадро. Воздух — смесь газов. Относительная плотность газов.

Кислород — химический элемент и простое вещество. История открытия кислорода. Схема опытов Д. Пристли и А. Л. Лавуазье.

Аллотропия. Озон. Значение озонового слоя Земли. Проблема нарушения его целостности. Повышение содержания озона в приземном слое атмосферы.

Получение кислорода в промышленности и лаборатории. Химические свойства кислорода. Процессы горения и медленного окисления. Применение кислорода.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Тенденции изменения состава воздуха в XX в. Основные источники загрязнения атмосферы. Транспортный перенос загрязнений. Круговорот кислорода в природе. О всемирном законе об атмосфере.

Демонстрации. 1. Получение кислорода. 2. Сжигание в атмосфере кислорода, серы, угля, красного фосфора, натрия, железа.3. Опыты, подтверждающие состав воздуха. 4. Опыты по воспламенению и горению.

Расчетные задачи. 1. Определение относительной плотности газов по значениям их молекулярных масс. 2. Определение относительных молекулярных масс газообразных веществ по значению их относительной плотности.

Тема творческой работы. Источники загрязнения атмосферы и способы его преодоления.

Тема 7. Классы неорганических соединений

(12ч)

Оксиды — состав, номенклатура, классификация. Понятие о гидроксидах — кислотах и основаниях. Названия и состав оснований. Гидроксогруппа. Классификация кислот (в т. ч. органические и неорганические), их состав, названия. Состав, названия солей, правила составления формул солей.

Химические свойства оксидов. Влияние состава кислот на характер их свойств (на примерах соляной и серной кислот). Общие химические свойства кислот. Растворимость кислот. Кислотные дожди. Физические свойства и способы получения щелочей. Химические свойства солей (взаимодействие растворов солей с растворами щелочей и металлами). Генетическая связь классов неорганических соединений. Амфотерность. Оксиды и гидроксиды, обладающие амфотерными свойствами. Классификация неорганических веществ. Периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений (на примере оксидов, гидроксидов и водородных соединений).

Демонстрации. 1. Образцы соединений — представителей классов кислот, солей, нерастворимых оснований; щелочей; оксидов. 2,'Опыты, иллюстрирующие существование генетической связи между соединениями фосфора, углерода, натрия, кальция. 3. Взаимодействие кальция и натрия с водой. 4. Действие индикаторов. 5. Опыты, иллюстрирующие химические свойства отдельных классов неорганических соединений. 6. Образцы простых веществ и их соединений (оксидов и гидроксидов), образованных элементами одного периода.

Лабораторные опыты. 1. Рассмотрение образцов оксидов (углерода (IV), водорода, фосфора, меди, кальция, железа, кремния). 2. Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия, кальция и меди в воде. 3. Определение среды полученных растворов с помощью индикатора. 4. Рассмотрение образцов солей и определение их растворимости. 5. Взаимодействие оксидов кальция и фосфора с водой, определение характера образовавшегося оксида с помощью индикатора. 6. Взаимодействие оксидов меди (II) и цинка с раствором серной кислоты. 7. Получение углекислого газа и взаимодействие его с известковой водой. 8. Исследование свойств соляной и серной кислот с использованием индикаторов. 9. Взаимодействие металлов (магния, цинка, железа, меди) с растворами кислот. 10. Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей. 11. Взаимодействие растворов кислот со щелочами. 12. Взаимодействие растворов кислот с нерастворимыми основаниями. 13. Получение нерастворимых оснований и исследование их свойств (на примере гидроксида цинка).

Практические работы. 1. Исследование свойств оксидов, кислот, оснований.

II. Вещества и химические реакции в свете электронной теории

Тема 8. Строение атома. Ядерные реакции

(1 ч)

Строение атома. Постулаты Бора. Строение электронных оболочек атомов элементов: з-, р-, <2-, ^-электроны. Место элемента в периодической системе и электронная структура атомов. Радиоактивность. Понятие о превращении химических элементов. Уравнения ядерных реакций. Причины возникновения радиоактивных осадков и их биологическое значение.

Демонстрации. 1. Модели атомов различных элементов.
Тема 9. Периодический закон

и периодическая система элементов

Д. И. Менделеева (5 ч)

Свойства химических элементов и их изменения. Классификация химических элементов. Открытие периодического закона. Строение атомов элементов малых и больших периодов, главных и побочных подгрупп. Формулировка периодического закона в современной трактовке. Периодическая система в свете строения атома. Физический смысл номера периода и группы. Семейства элементов (на примерах щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Относительная электроотрицательность элементов (ОЭО). Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. Значение периодического закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира.

Демонстрации. 1. Набор слайдов, кодограмм, таблиц «Периодический закон и строение атома*. 2. Демонстрация образцов щелочных металлов и галогенов. 3. Взаимодействие щелочных металлов и галогенов с простыми и сложными веществами.4. Исследование свойств амфотерных гидроксидов и щелочей.

Тема 10. Химическая связь и строение веществ в свете электронной теории (6 ч)

Валентное состояние атомов в свете теории электронного строения. Валентные электроны. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм ее образования. Неполярная и полярная ковалентная

связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм ее образования. Свойства ионов. Степень окисления.

Природа химической связи и ее типы. Относительность типологии химической связи. Влияние типа химической связи на свойства химического соединения.

Кристаллическое строение веществ. Кристаллические решетки: атомная, ионная, молекулярная — и их характеристики.

Уровни химической организации веществ. Зависимость свойств веществ от их строения.

Тема творческой работы. Рассмотрение и анализ взаимообусловленности состава, строения, свойств вещества и его практического значения (на любом примере).

Тема 11. Химические реакции в свете электронной теории.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) (3 ч)

Физическая сущность химической реакции.

Электронные уравнения Льюиса. Реакции, протекающие с изменением и без изменения степеней окисления. ОВР. Процессы окисления и восстановления; их единство и противоположность. Составление уравнений ОВР. Расстановка коэффициентов в ОВР методом электронного баланса. Общая характеристика ОВР.

Классификация химических реакций в свете электронной теории.

Демонстрации. Примеры окислительно-восстановительных реакций различных типов: горение веществ, взаимодействие металлов с галогенами, серой, азотом (образование нитрита лития), растворами кислот и солей.

Тема 12. Водород и его важнейшие соединения

(3 ч)

Водород в космосе. Ядерные реакции на Солнце. Водород в земной природе. Получение водорода в лаборатории. Водород — химический элемент и простое вещество. Энергия связи в молекуле водорода. Изотопы водорода, Физические и химические свойства водорода. Водород в ОВР. Применение водорода. Промышленное получение водорода. Водород — экологически чистое топливо и перспективы его использования. Оксид водорода — вода: состав, пространственное строение, водородная связь. Физико-химические свойства воды. Изотопный состав воды. Тяжелая вода и особенности ее свойств. Пероксид водорода: состав, строение, свойства, применение, пе-роксид водорода в ОВР.

Демонстрации. 1. Получение водорода в лаборатории. 2. Зарядка аппарата Киппа. 3. Легкость водорода. 4. Диффузия водорода. 5. Горение водорода.6. Восстановление меди из ее оксида в токе водорода. 7. Опыты, подтверждающие химические свойства во-
ды. 8. Химические свойства пероксида водорода.

Практические работы. 1. Получение водорода и изучение его свойств. 2. Восстановительные свойства водорода.
Тема 13. Галогены (3 ч)

Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Биологическое значение галогенов. Галогены и отравляющие вещества.

Демонстрации. 1. Получение хлороводорода реакцией обмена и растворение его в воде. 2. Взаимодействие раствора иода с крахмалом.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов.

Практические занятия. 1. Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены».

Расчетные задачи. Вычисление объема газов по количеству веществ.

Тема 14. Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов (2 ч)

Характеристика химического элемента (состав, строение, положение в периодической системе). Физико-химические свойства веществ на примерах водорода, кислорода, хлора.

Основные характеристики химических реакций: типы реакций, возможность и направления протекания.

Некоторые требования к сырью химической промышленности (распространенность, экономичность, удобство добычи и транспортировки) на примере воздуха, воды, сильвинита.

Некоторые требования к производственным химическим процессам (экономические, технологические, экологические) на примерах получения водорода, кислорода, хлороводорода.

Эксплуатация, восполнение и охрана природных ресурсов на научной основе — необходимая предпосылка для создания условий благоприятного развития.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания химии, рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование различных источников информации для решения познавательных задач; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической);

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и на другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


Сокращения:

УИНМ – урок изучения нового материала

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

ПР – практическая работа

КУ – комбинированный урок

УКЗ – урок контроля знаний

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ урока в теме



Тема раздела

Тема

урока



Тип урока, образовательные технологии

Элементы содержания

Планируемый результат

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Информационно-методическое обеспечение

Домашнее задание

Дата проведения




1

1

Предмет и задачи химии

УИНМ


Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Атомы и молекулы. Простые вещества. Сложные вещества. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент.




Идивидуальный

а) устный:

- доклад;

б) письменный:

- химический

диктант

Взаимосвязь экологии и химии. Создание экологически безопасных технологий.

Д. Изделия из стекла и алюминия. Модели молекул. Компьютерная презентация темы, проектор

§1

зад.1-4




2

2

Практическая работа № 1

«Приёмы обращения с лабораторным оборудованием»

ПР

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила техники безопасности.

Предметные умения:

уметь:

- обращаться с химической

посудой и лабораторным

оборудованием;

- следовать правилам безопас-

ного обращения с вещества-

ми и материалами, экологи-

чески грамотного поведения

в окружающей среде;

Общепредметные умения:

Учебно-организаци-

онные:

- ставить цели самооб-

разовательной Дея-

тельности;

- самостоятельно оце-

нивать деятельность

посредством сравне-

ния с существующи-

ми требованиями;

- планировать свою

деятельность в соот-

ветствии с постав-

ленными целями и

задачами;

- вносить изменения в

последовательность

и содержание учеб-

ных задач;



Практическая

работа.





Спиртовка, штатив, пробирка, химический стакан, колба, вода, мерный цилиндр, фарфоровая чашка, спички

стр.

10-14





Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения – 43 ч

Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения – 14 ч

3

1

Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления.

КУ


Физические явления. Физические свойства: агрегатное состояние, цвет, блеск, запах, температуры плавления и кипения. Химические явления. Растворение веществ в различных растворителях.

Знать:

  • химическую символику: знаки химических элементов;

  • важнейшие химические понятия:

  • химический элемент;

  • атом, молекула;

  • относительные атомная и молекулярная массы;

  • вещество, классификация веществ;

  • моль;

  • молярная масса;

  • основные законы химии: постоянства состава.

Уметь:

  • называть:

  • химические элементы по их символам;

  • признаки химических реакций;

  • определять:

  • качественный и количественный состав веществ по их формулам;

  • валентность элемента в бинарных соединениях;

  • распознавать простые и сложные вещества;

  • описывать связь между физическими свойствами в-ва и его применением;

  • объяснять отличие физических явлений от химических;

  • составлять: формулы бинарных соединений по валентности;

  • вычислять:

  • относительную молекулярную массу веществ;

  • массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • количество вещества по массе, или массу по количеству вещества;

  • характеризовать химический элемент по его положению в П.С.



Идивидуальный

а) устный:

- подготовка тео-

ретического воп-

роса


Вещества – загрязнители и их источники.

Демонстрации.

1.Физические и химии-

ческие явления.

2.Получение

углекислого газа различными способами.

3.Опыты по диффузии.

§3

зад.1-4




4

2

Описание физических свойств веществ.

КУ

Закрепление изученного материала







Лабораторные опыты.

1.Рассмотрение веществ

с различными физичес

кими свойствами (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия и др.).

2.Пимеры физических и

химических явлений.

§4, зад. 1-4




5

3

Атомы. Молекулы. Химические элементы.

УИНМ


Атомы. Молекулы. Химические элементы.

Групповой

а) устный:

- взаимопроверка



Распространённость химических элементов в природе.

ДО. 1.Модели молекул и атомов.

2. коллекция самородных элементов

§5, таблица 1 наиз.




6

4

Простые и сложные вещества.

УИНМ

Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химические формулы. Индекс. Коэффициент.

Фронтальный

а) - игры

б) - самостоятель-

ная работа.




ДО: 1) Разложение воды электрическим током

§6, зад. 3




7

5

Состав вещества. Закон постоянства состава.

УИНМ

Химические формулы. Закон постоянства состава вещества. Качественный и количественный состав вещества. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Размер и масса атома. Атомная единица массы.

Идивидуальный

а) - творческие зада-

ния.

Групповой

а) устный:

- взаимопроверка







§7, зад. 2




8

6

Атомно-молекулярное учение в химии.

УИНМ

Химические формулы. Закон постоянства состава вещества. Качественный и количественный состав вещества. Размер и масса атома. Атомная единица массы.

Фронтальный

а) - самостоятель-

ная работа.







§8




9

7

Масса атома. Атомная единица массы. Относительная атомная масса элемента.

УИНМ

Групповой

а) устный:

- взаимопроверка

б) письменный:

- самостоятельная работа.







§9, зад. 3




10

8

Относительная молекулярная масса веществ.

Массовые доли элементов в соединениях.

УИНМ

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов

Идивидуальный

а) устный:

- мини-зачет.

Групповой

а) устный:

- взаимопроверка.




ДМ, карточки-задания

Расчетные задачи.

1) Вычисление относительной молекулярной массы веществ, массовой доли элементов по химическим формулам. Вычисление молярной массы вещества.

§10, зад. 1, 3




11

9

Химический знак и химическая формула.

УОСЗ

Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов. Химические символы. Качественный и количественный состав вещества




Идивидуальный





ДМ, карточки-задания

§11, зад. 1-3




12

10

Система химических элементов Д.И.Менделеева.

КУ

Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды.

Фронтальный

а) устный:

- взаимопроверка;

- игры.





ПСХЭ Д.И. Менделеева

§12




13

11

Валентность химических элементов.

КУ

Валентность: постоянная, переменная. Правило четности-нечетности. Высшая валентность. Низшая валентность.




Индивидуальный




ДМ, карточки-задания

§13, таблица 7, зад. 2




14

12

Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление формул по валентности.

КУ

Идивидуальный

а) устный:

- подготовка тео-

ретического воп-

роса;

- мини-зачет;

б) письменный:

- самостоятельная

работа.




ДМ, карточки-задания

Алгоритмы по составлению и определению валентности химических элементов в формулах бинарных соединений.


§14, зад. 2-4




15

13

Количество вещества. Моль-единица количества вещества. Молярная масса.

КУ

Моль, атомная единица массы. Количество вещества. Число Авогадро. Молярная масса.




Групповой

а) устный:

- взаимопроверка;

б) письменный:

- практикум.




ДМ, карточки-задания

Демонстрации.

1.Коллекция веществ

количеством 1 моль.

Расчетные задачи.

1) Определение массы вещества по известному количеству вещества и определение количества вещества по известной массе.

§15, зад. 1,3; §16, зад. 2,3




16

14

Контрольная работа № 1по теме «Первоначальные химические понятия»

УКЗ













ДМ







Химические явления в свете атомно-молекулярного учения – 5 ч

17

1

Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект химической реакции.

КУ

Химическая реакция. Условия , признаки химических реакций. Тепловой эффект химической реакции. Экзо- и эндотермические реакции.

Знать:

  • химическую символику: формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия:

  • химическая реакция;

  • уравнения химических реакций;

  • классификация реакций;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ.

Уметь:

  • определять:

  • состав веществ по их формулам;

  • типы химических реакций;

  • называть: признаки и условия осуществления химических реакций;

  • объяснять отличие химических явлений от физических;

  • составлять: уравнения химических реакций различных типов (расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций);

  • применять закон сохранения массы веществ при решении задач по уравнениям химических реакций;

  • вычислять: количество вещества или массу по количеству вещества, или массе реагентов или продуктов реакции.




Идивидуальный

а) устный:

- доклад.




ЛО: 1) Нагревание медной проволоки

2) взаимодействие уксусной кислоты и соды

3) образование осадка гидроксида меди

§17




18

2

Закон сохранения массы и энергии.

УИНМ

Сохранение массы веществ при химических реакциях. Уравнения и схема химической реакции.

Групповой

а) устный:

- взаимопроверка.





Д. Горение свечи на весах с поглощением продуктов горения.


§18




19

3

Составление уравнений химических реакций.

УПЗ

Алгоритм составления химических уравнений

Фронтальный

а) устный:

- взаимопроверка;

б) письменный:

- самостоятельная работа.






Д. Разложение малахита

§19, зад. 7




20

4

Расчеты по уравнениям химических реакций.

УПЗ

Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества одного из продуктов реакций по массе или количеству веществу исходного вещества.

Идивидуальный

а) письменный:

- самостоятельная

работа.

Групповой

а) устный:

- взаимопроверка.

Фронтальный

а) - тест.




ДМ, карточки-задания

§19, зад. 5,6




21

5

Типы химических реакций.

УИНМ

Реакция разложения. Получение кислорода. Реакция соединения. Реакция замещения. Реакции обмена

Индивидуальный

а) мини-зачет.




Таблица «Типы химических реакций»

ЛО: 1) Реакция обмена и разложения (Нагревание осадка гидроксида меди)

2) Реакция замещения (взаимодействие хлорида меди с железной проволокой)

3) Реакция обмена (оксид меди и соляная кислота)

§20, таблица 8, зад. 3




Методы химии – 2 ч.

22

1

Зачет по теме «Типы химических реакций» Анализ и синтез веществ - экспериментальные методы химии.

УКЗ, КУ

Урок-диспут

Понятие о методе как средстве научного познания действительности. Методы, связанные с непосредственным изучением веществ: наблюдение, описание, сравнение, химический эксперимент. Анализ и синтез веществ – экспериментальные методы химии. Качественный и количественный анализ. Понятие об индикаторах.

Знать:

  • методы химии (общенаучные и химические);

  • химическую символику (информацию, которую можно получить, пользуясь периодической системой Д.И.Менделеева и из уравнений химических реакций).

Уметь:

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • следовать правилам безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде.




Идивидуальный

а) устный:

- подготовка теоретичекого вопроса;

- доклад;

б) письменный:

- тест

- творческие зада-

ния.




Лабораторный опыт.

Изменение окраски индикаторов в различных средах.

§21



1   2   3   4