|  | Рабочая программа по химии составлена в соответствии с| Раздел №II
 
 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
 Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263)
 
 За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения химии, которые определены стандартом.
 
 
  Примерные программы по химии
 
Программа для общеобразовательных учреждений. Химия, 9 класс. Автор Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение,2009 (год)
 
Образовательная программа ГБОУ СОШ № 262 Красносельского района Санкт-Петербурга
 
Учебный план ГБОУ СОШ № 262 Красносельского района Санкт-Петербурга – 2013
 
 
 
 Рабочая программа может быть реализована в 9 классе (2 ступень, основное общее образование, общеобразовательный уровень). Учебники линии Г.Е.Рудзитиса.
 
 В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.
 
 Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
 
  освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
 
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
 
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
 
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
 
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
 
 Общая характеристика учебного предмета
 
 Весь теоретический материал курса химии для основной школы структуирован по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах направлено на достижение целей химического образования.
 
 В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно – восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии (закон Авогадро), отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач. Фактологическая часть программы включает первоначальные сведения об органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в органическом мире.
 
 При составлении рабочей программы использовался учебно – методический комплект:
 
 для учителя:
 
  Брейгер Л.М. Химия. 9 класс: контрольные и самостоятельные работы, тесты /Л.М.Брейгер. – Волгоград: Учитель, 2006
 
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.
 
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2004.
 
Химия.Пособие –репититор для поступающих в вузы /под ред.Е.С.Егорова-Ростов н/д Феникс ,2003 .-768с.
 
Хомченко И.Г. Решение задач по химии .8-11 /И.Г.Хомченко .-М.ООО «Издательство Новая волна»,2007.- 256с.
 
ГараН.Н.Химия:Задачник с «помощником»,8-9 классы :пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.Н.Гара,Н.И.Габрусева –М.: Просвещение, 2009.-96с.
 
 для учащихся:
 
  Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2008.-191с.
 
Габрусева Н.И. Химия .Рабочая тетрадь.9 класс :пособие для учащихся общеобразовательных учреждений ,Н.И.Габрусева .-М.: Просвещение,2009.-79с.
 
ГараН.Н.Химия:Задачник с «помощником»,8-9 классы :пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.Н.Гара,Н.И.Габрусева –М.: Просвещение, 2009.-96с.
 
Хомченко И.Г. Решение задач по химии .8-11 /И.Г.Хомченко .-М.ООО «Издательство Новая волна»,2007.- 256с.
 
Химия.Пособие –репититор для поступающих в вузы /под ред.Е.С.Егорова-Ростов н/д Феникс ,2003 .-768с.
 
 
 MULTIMEDIA – поддержка предмета:
 
  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
 
Демонстрационное поурочное планирование. Общая химия. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007
 
 
 Рабочая программа рассчитана на 68 часов в 9 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 7 часов.
 
 Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля.
 
 Промежуточная аттестация и итоговая контрольная работа проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме текстовых письменных работ, а стартовая и контрольная работа №5 – в форме теста.
 
 При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.
 
 Распределение часов по темам составлено по авторской программе.
 
 Резервное время используется следующим образом: так как согласно авторской программе на изучение курса химии в 9 классе предусмотрено 70 часов, а согласно базисному плану и фактически их 68, то 2 часа резервного времени и используется в этом случае.
 
 Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе.
 
 Включены элементы содержания (авторская программа):
 
  Гидролиз солей.
 
Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.
 
Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
 
Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)
 
Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.
 
Минеральные удобрения
 
Сероводородная и сернистая кислоты и их соли.
 
Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах
 
 Тема урока совпадает с названием параграфа учебника, кроме уроков:
 
  «Сущность процесса электролитической диссоциации» - в учебнике, «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы» - в авторской программе.
 
«Диссоциация кислот, щелочей и солей» - в учебнике, «Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей» - в авторской программе.
 
«Соединения железа» - в учебнике, «Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)» - в авторской программе.
 
«Органическая химия» - в учебнике, «Первоначальные сведения о строении органических веществ» - в авторской программе.
 
«Жиры» - в учебнике, «Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот»
 
«Аминокислоты. Белки» - в учебнике, «Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах»
 
«Лекарства» - в учебнике, «Химия и здоровье. Лекарства»
 
 Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из Примерной программы.
 
 Кроме того, увеличена практическая часть (по сравнению с Примерной программой): лабораторные опыты и демонстрации № 1,2,3,7,8,11,12,18,19 соответствуют авторской программе.
 
 На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской, были внесены следующие изменения:
 
 включены (взяты из авторской программы):
 
  Гидролиз солей.
 
Минеральные удобрения
 
Стекло. Цемент.
 
Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах
 
Природные источники углеводородов, их значимость. Защита атмосферного воздуха от загрязнений
 
 Расширена практическая часть за счет увеличения лабораторных опытов:
 
 2.Реакции обмена между растворами электролитов
 
 7. Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония).
 
 8. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
 
 18. Этилен, его получение, свойства
 
 Демонстраций:
 
  Испытание веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
 
  Аллотропия кислорода – озон.
 
 11. Ознакомление с образцами природных силикатов.
 
 12. Ознакомление с видами стекла.
 
 И практических работ:
 
  Практическая работа №4 «Определение минеральных удобрений» отсутствует в Примерной программе, но является очень важной с практической точки зрения, особенно для сельских школьников.
 
В Примерной программе определены практические занятия «Изготовление моделей углеводородов», в авторской они заменены на демонстрации моделей молекул органических веществ.
 
Практические занятия «Знакомство с образцами лекарственных препаратов» и
 
 «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены» в авторской программе отсутствуют, в рабочей программе - демонстрация.
 
 Все изменения, внесенные при составлении рабочей программы, выделены курсивом с подчеркиванием.
 
 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
 
 ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
 
 В результате изучения химии в 8 - 9 классах ученик должензнать / понимать
 
  химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
 
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
 
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
 
 уметь
 
   называть: химические элементы, соединения изученных классов;
 
 объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
 
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
 
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
 
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
 
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
 
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
 
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
 
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
 
 Тема 1. Электролитическая диссоциация
 
 Учащиеся должны знать:
 
  определение электролитов и неэлектролитов, электролитической диссоциации;
 
определения «основание», «кислота», «соль» - в свете теории электролитической диссоциации;
 
определение «степень ЭЛД»;
 
определение реакций ионного обмена, условий осуществления данных реакций;
 
определение окислительно – восстановительных реакций, окислителя, восстановителя;
 
определение гидролиза солей.
 
 Уметь:
 
  объяснять механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью;
 
записывать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей;
 
сравнивать по строению и свойствам ионы и атомы;
 
составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций;
 
выполнять опыты по проведению реакций ионного обмена, делать выводы;
 
определять с помощью расчетов вещество, данное в избытке, и проводить вычисления массы, объема или количества вещества продукта реакции по данному исходному веществу;
 
определять окислительно – восстановительные реакции, составлять схему электронного баланса, расставлять коэффициенты, используя метод электронного баланса;
 
применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений.
 
 Тема 2. Кислород и сера
 
 Учащиеся должны знать:
 
  определение аллотропии и аллотропных видоизменений, причины аллотропии;
 
физические свойства серы и области ее применения;
 
строение и свойства оксидов серы, сероводорода, сернистой и серной кислот, области их применения;
 
качественную реакцию на сульфат – ион;
 
определение скорости химических реакций;
 
зависимости скорости реакции от различных условий.
 
 Уметь:
 
  давать характеристику главной подгруппы по плану;
 
сравнивать простые вещества, образованные элементами главной подгруппы 6 группы;
 
указывать причины их сходства и отличия;
 
доказывать химические свойства серы и ее важнейших соединений, записывая уравнения реакций в молекулярном, ионном и окислительно – восстановительном видах;
 
объяснять влияние различных факторов на скорость химической реакции;
 
решать задачи;
 
применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений.
 
 
 Тема 3. Азот и фосфор
 
 Учащиеся должны знать:
 
  физические и химические свойства азота;
 
строение молекулы аммиака, физические и химические свойства, производство;
 
строение, свойства и применение азотной кислоты, особые свойства, химизм производства;
 
состав, строение, свойства и применение солей аммония и нитратов;
 
характеристику фосфора как химического элемента и простого вещества, строение и свойства соединений фосфора, применение минеральных удобрений.
 
 Уметь:
 
  давать характеристику подгруппы азота, исходя из положения в ПС и строения атома, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, учитывая закономерности протекания окислительно – восстановительных реакций;
 
доказывать химические свойства аммиака;
 
определять массовую (объемную) долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (решать задачи).
 
доказывать общие и особенные свойства солей на примере солей аммония и нитратов
 
 
 Тема 4. Углерод и кремний
 
 Учащиеся должны знать:
 
  общую характеристику элементов подгруппы углерода, исходя из положения в ПС и строения атома; понятие адсорбции, применение углерода и кремния;
 
состав, строение, свойства, применение оксидов углерода и оксида кремния;
 
состав, строение, свойства, применение угольной и кремниевой кислоты, их солей.
 
 Уметь:
 
  сравнивать по строению и свойствам углерод и кремний, исходя из положения в ПС и строения атома, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства углерода в молекулярном и окислительно – восстановительном виде;
 
сравнивать строение и свойства оксидов углерода и кремния, указывать причины сходства и отличия;
 
доказывать химические свойства угольной и кремниевой кислот и их солей, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;
 
решать расчетные задачи на вычисление массы (объема) продукта реакции по указанной массе (объему) исходного вещества, одно из которых содержит примеси.
 
 
 Тема 5. Общие свойства металлов
 
 Учащиеся должны знать:
 
  понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, физические свойства и способы получения металлов;
 
состав, строение, свойства простых веществ, а также оксидов, оснований, солей металлов главных подгрупп 1-3 групп, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;
 
определение металлургии, способы промышленного получения металлов, роль русских ученых в развитии металлургии, понятия руды и пустой породы, основные стадии получения металлов.
 
 Уметь:
 
  записывать уравнения реакций получения металлов с точки зрения ТЭД и учения об окислительно – восстановительных процессах;
 
характеризовать металл по его положению в ПС и строению атома, химические свойства простого вещества и важнейших его соединений, записывая уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;
 
доказывать химические свойства оксидов, оснований и солей металлов главных подгрупп и железа, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
 
 
 Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах
 
 Учащиеся должны знать:
 
  определение органической химии, различия между органическими и неорганическими веществами, особенности строения и свойств органических веществ;
 
основные положения теории А.М.Бутлерова (кратко).
 
 Уметь:
 
  записывать структурные формулы органических веществ;
 
определять изомеры, давать им названия.
 
 
 Тема 7. Углеводороды
 
 Учащиеся должны знать:
 
  определение углеводородов, их классификацию;
 
некоторые свойства углеводородов;
 
иметь представление о природных источниках углеводородов.
 
 Уметь:
 
  записывать структурные формулы органических веществ;
 
определять изомеры, давать им названия;
 
записывать некоторые уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства углеводородов (предельных и непредельных).
 
 
 Тема 8. Спирты
 
 Учащиеся должны знать:
 
  определение одноатомных и многоатомных спиртов;
 
свойства и применение спиртов.
 
 Уметь:
 
  записывать структурные формулы спиртов;
 
называть некоторые спирты по систематической номенклатуре.
 
 
 Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры
 
 Учащиеся должны знать:
 
  определение карбоновых кислот и жиров;
 
свойства и применение карбоновых кислот и жиров.
 
 Уметь:
 
  записывать структурные формулы карбоновых кислот и жиров;
 
называть некоторые карбоновые кислоты по систематической номенклатуре.
 
 
 Тема 10. Углеводы
 
 Учащиеся должны знать:
 
  иметь общие понятия о глюкозе и сахарозе как важнейших представителях углеводов;
 
иметь общие понятия о свойствах и применении углеводов.
 
 Уметь:
 
  выполнять тренировочные упражнения по теме.
 
 
 Тема 11. Белки Полимеры
 
 Учащиеся должны знать:
 
  иметь общие понятия о белках;
 
иметь общие понятия о полимерах на примере полиэтилена;
 
иметь общие понятия о свойствах и применении белков и полимеров;
 
общее представление о лекарствах и лекарственных препаратах.
 
 Уметь:
 
  выполнять тренировочные упражнения по теме.
 
 
 
 Примечание к календарно – тематическому планированию:
 
 
  Сокращенные обозначения типов уроков:
 
УИНЗ – урок изучения новых знаний;
 
УЗЗ – урок закрепления знаний;
 
КУ – комбинированный урок;
 
УКЗ – урок контроля знаний.
 
 
 
 
  В разделе «Подготовка к ГИА»: цифрами (например, 3.4.2) указаны коды контролируемых элементов в соответствии с «Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений для проведения государственной итоговой аттестации 2011 года (в новой форме) по ХИМИИ».
 
 | 
 |  |