Главная страница

Рабочая программа по информатике 10 класс Учитель математики, информатики: Глебова Светлана Анатольевна пос. Кипелово 2013 г



Скачать 272.17 Kb.
НазваниеРабочая программа по информатике 10 класс Учитель математики, информатики: Глебова Светлана Анатольевна пос. Кипелово 2013 г
Дата13.04.2016
Размер272.17 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Вологодского муниципального района

«Кипеловская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике

10 класс



Учитель математики, информатики:

Глебова Светлана Анатольевна

пос. Кипелово

2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по «Информатика и ИКТ», авторской программы базового уровня в старшей школе Н.Д. Угриновича в объеме 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель), изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010». Рабочая программа даптирована к условиям нашей школы - 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недель). При составлении тематического планирования было увеличено количество часов по темам.

Уровень освоения программы - базовый. Количество часов по программе - 68, в неделю - 2 часа. Контроль за уровнем достижений учащихся осуществляется согласно требованиям к уровню подготовки выпускников и состоит из текущего, тематического и итогового контроля.

Обучение информатике и ИКТ в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

УМК:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класс/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  • Методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;

  • Комплект цифровых образовательных ресурсов.



Требования к уровню подготовки выпускников 10 класса.

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.


Содержание курса

Информатика и ИКТ

Распределение часов по темам курсе «Информатика и ИКТ» на базовом уровне (авторская программа, 1 час в неделю)

Адаптированный курс

(2 часа в неделю)

Тема

Количество часов

Тема

Количество часов

Введение «Информация и информационные процессы»

4

Введение «Информация и информационные процессы»

10

Информационные технологии

13

Информационные технологии

33

Коммуникационные технологии

16

Коммуникационные технологии

19

Итоговое повторение

2

Итоговое повторение

6

Итого

35

Итого

68

Информация и информационные процессы (10 ч)

Информация и информационные процессы. Основные подходы к определению понятия «информация». Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
 Информационные технологии (33 ч)

Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.  Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.  

 
Коммуникационные технологии (19 ч)

Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина.  Электронная почта.  Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.        Основы языка разметки гипертекста.

Итоговое повторение (6 ч)


Календарно-тематическое планирование уроков информатики



п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Дидактические единицы образовательного процесса

Тип урока. Форма урока. Контроль знаний

учащихся

Коли-

чество (№)

часов

Дата

Корректи

ровка




Введение «Информация и информационные процессы»

10







1

Вещественно-энергетическая и информационная картины мира.

Знать

виды информационных процессов;

основные подходы к определению информации;

виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации.

Иметь представление о системах, образованных взаимодействующими элементами.
Уметь

распознавать дискретные и непрерывные сигналы;

определять количество информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и алфавитном подходах;

кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

1







2

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

1







3

Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний.

Комбинированный урок

1







4

Алфавитный подход к определению количества информации.

Комбинированный урок

1







5

Определение количества информации с использованием алфавитного подхода.

Урок применения знаний и умений

1







6

Формула Шеннона.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

1







7

Определение количества информации с использованием вероятностного подхода.

Урок применения знаний и умений

1







8

9

Определение количества информации. Подготовка к контрольной работе.

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

1







10

Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы».

Урок контроля и оценки знаний.

1










Информационные технологии

33







11

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №1.1. «Кодировки русских букв».



Знать

дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации;

единицы измерения количества информации;

системы счисления;

позиционные системы счисления;

двоичное представление информации;

технологии создания и обработки текстовой информации;

понятие о настольных издательских системах;

технологии создания и обработки графической и мультимедийной информации;

форматы графических, текстовых, звуковых объектов.

Уметь

создавать компьютерные публикации; использовать готовые и создать собственные шаблоны;

использовать систем проверки орфографии и грамматики, тезаурусы;

использовать системы двуязычного перевода и электронных словарей;

использовать специализированные средства редактирования математических текстов и графического представления математических объектов;

использовать системы распознавания текстов;

вводить и обрабатывать графические объекты;

вводить и обрабатывать звуковые объекты;

обрабатывать числовую информацию;

математическая обработка статистических данных;

использовать динамические (электронные) таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;

использовать инструменты решения статистических и расчетно-графических задач;

проводить вычисления в электронных таблицах;

представлять и анализировать табличную информацию в виде графиков и диаграмм;

осуществлять перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

осуществлять арифметические операции в позиционных системах счисления


Комбинированный урок

1







12

Создание документов в текстовых редакторах.

Комбинированный урок

1







13

Форматирование документов в текстовых редакторах.

Комбинированный урок

1







14

Практическая работа №. 1.2. «Создание и форматирование документа».

Урок-практикум

1







15

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.

Практическая работа № 1.3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».

Комбинированный урок

1







16

Системы оптического распознавания документов.

Практическая работа № 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.

Комбинированный урок

1







17

Кодирование графической информации.

Практическая работа № 1.5. «Кодирование графической информации».

Комбинированный урок

1







18

Растровая графика.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

1







19

Практическая работа № 1.6. «Растровая графика».

Урок-практикум

1







20

Векторная графика

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

1







21

Практическая работа № 1.7. «Трехмерная векторная графика».

Урок-практикум

1







22

Практическая работа № 1.8.

«Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас».

Урок-практикум

1







23

Практическая работа № 1.9.

«Создание флэш-анимации».

Урок-практикум

1







24

Кодирование звуковой информации Практическая работа № 1.10. «Создание и редактирование оцифрованного звука».

Комбинированный урок

1







25

Кодирование звуковой информации.

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

1







26

Компьютерные презентации.

Практическая работа № 1.11. Разработка презентации «Устройство компьютера».

Комбинированный урок

1







27

Компьютерные презентации.

Практическая работа № 1.12. Разработка презентации «История развития ВТ».

Комбинированный урок

1







28

Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

1







29

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Практическая работа № 1.3. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью Калькулятора».

Комбинированный урок

1







30

Запись чисел в различных системах счисления.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

1







31

Перевод целых чисел в позиционных системах счисления.

Комбинированный урок

1







32

Перевод целых чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

Комбинированный урок

1







33

Перевод дробных чисел в позиционных системах счисления.

Комбинированный урок

1







34

Перевод чисел из двоичной

системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

Комбинированный урок

1







35

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Комбинированный урок

1







36

Арифметические операции в двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системах счисления.

Урок применения знаний и умений

1







37

Представление чисел в компьютере.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

1







38

Кодирование и обработка числовой информации.

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

1







39

Электронные таблицы

Практическая работа № 1.14. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Комбинированный урок

1







40

Встроенные функции

Комбинированный урок

1







41

Построение диаграмм и графиков

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

1







42

Практическая работа № 1.15. «Построение диаграмм различных типов».

Урок-практикум

1







43

Контрольное тестирование «Информационные технологии»

Урок контроля и оценки знаний.

1










Коммуникационные технологии










44

Локальные компьютерные сети.



Знать

локальные компьютерные сети;

глобальная компьютерная сеть Интернет;   

всемирная паутина;

электронная почта;

радио, телевидение и Web-камеры в Интернете;.  

геоинформационные системы в Интернете. ; 

современные поисковые системы;

электронная коммерция в Интернете; библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете;

основы языка разметки гипертекста. .

Уметь

создавать подключения к Интернету и определять IP-адреса

настраивать браузер;

работать с электронной почтой;

общаться в реальном времени в сети;

работать с файловыми архивами;

искать информацию Интернете;

определять скорость передачи информации по сетям;

создавать сайт.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

1







45

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету.   

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

1







46

Практическая работа № 2.2-2.3 «Создание подключения к Интернету. Подключение к Интернету и определение IP-адреса»

Урок - практикум

1







47

Всемирная паутина.

Практическая работа № 2.4 «Настройка браузера»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

1







48

Электронная почта.

Практическая работа № 2.5 «Работа с электронной почтой»

Комбинированный урок

1







49

Общение в Интернете в реальном времени.

Практическая работа № 2.6 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях»   

Комбинированный урок

1







50

Файловые архивы      

Практическая работа № 2.7. «Работа с файловыми архивами»   

Комбинированный урок

1







51

Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.  

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1







52

Геоинформационные системы в Интернете.   

Практическая работа № 2.8. «Геоинформационные системы в Интернете»    

Комбинированный урок

1







53

Поиск информации в Интернете  .

Практическая работа № 2.9. «Поиск в Интернете»

Комбинированный урок

1







54

Поиск информации в Интернете  .

Современные поисковые системы

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

1







55

Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 2.10. «Заказ в Интернет-магазине»

Комбинированный урок

1







56

Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

1







57

58

59

Основы языка разметки гипертекста.   

1







60

Практическая работа № 2.11.

«Разработка сайта»  

Урок-практикум

3







61

Коммуникационные технологии..

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

1







62

Контрольное тестирование «Коммуникационные технологии»

Урок контроля и оценки знаний.

1










Итоговое повторение

6







63

Информация и информационные процессы



Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

1







64

Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Кодирование и обработка числовой информации.

1







65

Информационные технологии

1







66

Коммуникационные технологии

1







67

Итоговое тестирования за курс 10 класса

Урок контроля и оценки знаний.

1







68

Анализ результатов тестирования. Подведение итогов.

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

1







Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Модем

  5. Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  7. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

Оборудование и приборы

  1. Операционная система Alt Linux.

  2. Пакет офисных приложений OpenOffice.

  3. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  4. Антивирусная программа.

  5. Программа-архиватор.

  6. Клавиатурный тренажер.

  7. Программа-переводчик.

  8. Система оптического распознавания текста.

  9. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  10. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  11. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  12. Программа интерактивного общения.

  13. Простой редактор Wев-страниц.

  14. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  15. Простая система управления базами данных.

  16. Простая геоинформационная система.

  17. Система автоматизированного проектирования.

  18. Виртуальные компьютерные лаборатории.

  19. Система программирования.

Учебно-методические средства обучения

Учебник:

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класс/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.



Цифровые образовательные ресурсы:

  • Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов https://school-collection.edu.ru.