Главная страница


Рабочая программа по информатике и икт для обучающихся 10-11 составлена в соответствии с нормативными документами



Скачать 224.01 Kb.
НазваниеРабочая программа по информатике и икт для обучающихся 10-11 составлена в соответствии с нормативными документами
Дата11.04.2016
Размер224.01 Kb.
ТипРабочая программа

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 10-11 составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России № 1019 от 5 марта 2004г.)

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям.

  3. Программа к завершённой предметной линии учебников по базовому курсу информатики и ИКТ для 10-11 классов под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера

  4. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ № 19.

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на III ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Если раньше, например, гуманитарию для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить ее весьма непростой аппарат (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. и пр.
Цели:

совершенствование умений работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи курса:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • освоение информационной технологии решения задачи;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования



Базовый курс рассчитан на два года изучения. Общее количество часов – 140, из них на 10 класс отводится 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель), в 11 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель). Рабочая программа рассчитана на 140 учебных часов (2 часа в неделю) из федерального и школьного компонента.
В состав учебно-методического комплекса входят:

  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: Учебник для 10-11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  • Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. / И.Г. Семакин. Е.К. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.

  • Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  • Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  • Информатика: тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. / А. Ф. Чернов и др. – Волгоград: Учитель, 2006 г.

  • Пособие для подготовки к централизованному тестированию по информатике. / С. Е. Щикот и др. – Ростов Н/Д: «Феникс», 2003 г.

  • Журналы «Информатика в школе», «Информатика и образование».

Цифровые и электронные образовательные ресурсы:

  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/)

  • Сайт « Авторская мастерская Семакин И.Г.» http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar

  • Сайт «Образовательный портал Решу ЭГЕ. Информатика», https://inf.reshuege.ru/

  • Сайт К.Ю. Полякова «Преподавание. Наука и жизнь», https://kpolyakov.spb.ru/

  • Сайт «Образовательный ресурс «Информатика и математика», https://ege-go.ru/


Перечень средств икт, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Технические средства обучения

  • Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  • Наушники (рабочее место ученика).

  • Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  • Колонки (рабочее место учителя).

  • Микрофон (рабочее место учителя).

  • Проектор.

  • Лазерный принтер черно-белый.

  • Лазерный принтер цветной.

  • Сканер.

  • Цифровая фотокамера.

  • Модем ADSL

  • Локальная вычислительная сеть.

Программные средства

  • Операционная система Windows ХР, 7, 8.

  • Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

  • Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

  • Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  • Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).

  • Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

  • Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

  • Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы), Opera, GoogleChome или Safari.

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор WinRar.

  • Клавиатурный тренажер «Руки солиста».

  • Офисное приложение Microsoft Office 2010, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access

  • Офисное приложение OpenOffice.org

  • Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.


При обучении учащихся предполагается применять следующие педагогические технологии:

  • системно-деятельностный;

  • проблемное обучение;

  • разноуровневое обучение;

  • технологии модульного и блочно-модульного обучения;

  • метод проектов;

  • обучение в сотрудничестве;

  • погружение;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • дистанционное обучение;

  • работа по индивидуальным образовательным траекториям;

  • метод открытых программ.

Формы работы:

  • фронтальные;

  • коллективные;

  • групповые;

  • парные;

  • индивидуальные;

  • со сменным составом учеников;

  • лекция;

  • семинар;

  • демонстрация;

  • компьютерный практикум.

Работа с ЭВМ может проводиться по четырем формам:

  1. Демонстрационная – работу на ЭВМ выполняет учитель, а учащиеся воспроизводят действия на рабочих местах.

  2. Фронтальная – синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.

  3. Самостоятельная – выполнение самостоятельной работы на компьютере в пределах одного, двух или части урока с последующим контролем со стороны учителя.

  4. Исследовательская – выполнение практической работы с творческим или усложненным заданием, предполагающим самостоятельное приобретение знаний по рекомендованным учителем материалам.

В качестве измерителей учебных достижений предполагается использование таких форм, как выполнение творческой работы, решение индивидуальной задачи, тестирование, а также выполнение практических и контрольных работ. Главным критерием оценки знаний по информатике является проведение внешней экспертизы в виде единого государственного экзамена по информатике. Также предполагается участие в конкурсах и олимпиадах разных форм и уровней. При выборе форм контроля учитываются, что некоторые вновь прибывшие в 10-11 класс учащиеся не изучали информатику, поэтому для них разрабатывается траектория обучения, которая учитывает индивидуальные особенности ученика.
Формы контроля:

Безмашинные способы контроля

Смешанные способы

Машинные способы контроля

-устный опрос

-устная самостоятельная работа

-выступление с сообщением

- устный зачет

- блиц-опрос

-диктант

-самостоятельная работа

-контрольная работа

-зачет

-тест

-экзамен

-олимпиада

-практическая работа

-лабораторная работа
Тематическое планирование:

10 класс

п/п

Разделы и темы

Количество часов

теория


практика

всего

пр

кр

1

Введение.

1




1

2

2

Информация

4

1




5

3

Информационные процессы в системах

8

2




10

4

Информационные модели

4

8




12

5

Программно-технические системы реализации информационных процессов

6

4




10

6

Технологии использования и разработки информационных систем

4

10




14

7

Основы компьютерного делопроизводства

4

5




9

8

Итоговое повторение

7




1

8




Всего
35
33
2
70


11 класс

п/п

Разделы и темы

Количество часов

теория


практика

всего

пр

кр

1

Введение.

1




1

2

2

Основы логики

4

5

1

10

3

Основы социальной информатики и сетевые технологии

5

7




12

4

Издательство в среде MS Word

1

9




10

5

Информационные модели

3

13

2

17

6

Модуль «Подготовка к ЕГЭ»

6

10




16

7

Итоговое повторение

2




1

3




Всего
22
43
5
70



Требования к обязательному уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающие реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем;

учащиеся должны уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять набор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать объекты сложной информационной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффектной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.


Критерии оценивания ответов

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Оценка ответов учащихся

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сфор-мированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

- оценка «4» выставляется, если:

- ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Критерии оценки письменных ответов в тестовом формате.

90 – 100% этой суммы соответствует отметке «5»;

70 - 89% - «4»;

50 – 69% - «3»;

менее 50% - «2»
Контрольно-измерительные материалы (10 класс):

  1. Входной контроль (10 класс)

  2. Промежуточный итоговый контроль (10 класс)

  3. Демо-версии ЕГЭ

Практические работы (10 класс)

Практическая работа №2.1 «Измерение информации».

Практическая работа №2.3 «Шифрование данных».

Практическая работа №2.4.1 «Структура данных: графы».

Практическая работа № 2.4.2 Решение задач с использованием информационной модели в виде схемы.

Практическая работа №2.5 «Структура данных: таблицы».

Практическая работа №2.4.3 Решение задач с использованием табличных информационных моделей.

Практическая работа №2.4.4 Решение задач с использованием табличных информационных моделей.

Практическая работа №2.2 «Управление алгоритмическим исполнителем».

Практическая работа №2.6 «Автоматическая обработка данных».

Практическая работа №2.9 «Представление чисел».

Практическая работа №2.10 «Представление текста. Сжатие текстов».

Практическая работа №2.11 «Представление изображения и звука».

Практическая работа №1.7 «Подготовка презентаций: знакомство с пакетом MS PowerPoint».

Практическая работа №2.12 «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети». Практическая работа №1.2 «Текстовый процессор MS Word: ввод, редактирование и форматирование текста».

Практическая работа №1.3 «Текстовый процессор MS Word: шрифты, размер символов, начертание».

Практическая работа №1.4 «Текстовый процессор MS Word: вставка объектов, работа с таблицами».

Практическая работа №3.1 «Использование оглавлений и указателей в текстовом редакторе».

Практическая работа №3.1 «Использование закладок и гиперссылок».

Практическая работа №1.5 «Текстовый процессор MS Word: итоговая работа».

Практическая работа №1.6 «Векторная графика. Инструментальные средства для рисования MS Word».

Практическая работа №4.1 «Прием вставки невидимой таблицы для создания бланков».

Практическая работа №4.2 «Оформление личных документов».

Практическая работа №4.3 «Создание бланка предприятия с эмблемой».

Практическая работа №4.4 «Способы оформления писем».

Практическая работа №4.5 «Создание документов с использование мастеров».

Контрольно-измерительные материалы (11 класс):

  1. Входной контроль (11 класс)

  2. Контрольная работа по теме «Основы формальной логики».

  3. Зачет по теме: «Базы данных»

  4. Зачет по теме: «Информационное моделирование»

  5. Итоговый контроль (11 класс)

  6. Демо-версии ЕГЭ

Практические работы (11 класс)

Практическая работа №1.1 «Логические операции. Таблицы истинности».

Практическая работа №1.2 «Логические операции. Таблицы истинности».

Практическая работа №1.3 «Построение таблиц истинности логических функций и выражений».

Обучающая практическая работа №1.4 «Решение логических задач».

Практическая работа №1.5 «Решение логических задач».

Практическая работа №3.2 «Интернет: работа с электронной почтой».

Практическая работа №3.3 «Интернет: работа с браузером».

Практическая работа №3.5 «Работа с поисковыми системами».

Практическая работа №3.6.1 «Создание сайта с помощью MS Word».

Практическая работа №3.6.2 «Размещение графики и вставка таблиц на сайте».

Практическая работа №3.6.3 «Построение гипертекстовых связей сайта».

Практическая работа №3.6.4 «Презентация сайта».

Практическая работа №5.1 «Ввод и редактирование текста».

Практическая работа №5.2 «Форматирование текста»

Практическая работа №5.3 «Работа с иллюстрациями».

Практическая работа №5.4 «Макетирование страниц».

Практическая работа №5.5 «Оформление титульного листа».

Практическая работа №5.5 «Задание по верстке издательской продукции».

Практическая работа № 3.8 «Работа в ГИС».

Практическая работа № 3.9 «Работа с БД».

Практическая работа № 3.10 «Проектирование многотабличной базы данных».

Практическая работа № 3.11 «Запросы как приложения информационной системы».

Практическая работа № 3.12 «Работа с формой».

Практическая работа № 3.13 «Формирование запросов в базах данных».

Практическая работа № 3.14 «Реализация сложных запросов».

Практическая работа № 3.15 «Создание отчета».

Практическая работа № 3.16 «Получение регрессионных моделей».

Практическая работа № 3.17 «Прогнозирование в MS Excel».

Практическая работа № 3.18 «Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel».

Практическая работа № 3.19 «Решение задачи оптимального планирования в MS Excel».