Главная страница

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» для начальной



Скачать 329.32 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» для начальной
страница2/4
Дата11.04.2016
Размер329.32 Kb.
ТипРабочая программа
1   2   3   4



Рабочая программа учебного предмета

«Информатика и ИКТ» для учащихся 2 класса

Разработана:

Дорофеевой Александрой Андреевной

учитель информатики

2 квалификационной категории

Ленинск - Кузнецкий

2014 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для начальной

школы разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным

образовательным стандартом второго поколения начального общего образования (приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), на основе

авторской программы Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова «Программа по информатике и ИКТ».

Программы по учебным предметам 1-4 классы:/ Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/

Учебник, 2011. – ч.2 .
Общая характеристика и ценностные ориентиры учебного предмета
Цель:

Формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также

формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без

них).

Задачи:

Образовательная – научить учащихся искать, отбирать, организовывать и использовать

информацию для решения стоящих перед ними задач, сформировать первоначальные навыки

планирования целенаправленной учебной деятельности;

Развивающая – дать первоначальные представления о компьютере и современных

информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

Воспитательная – дать представление об этических нормах работы с информацией,

информационной безопасности личности и государства.

Место учебного предмета в учебном плане

        В соответствии с учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа»,  учебный предмет  «Информатика и ИКТ»  представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается по одному часу в неделю. Во 2 классе 34 часа.        

Формирование УУД

Личностные УУД

Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией

коллективного пользования и личной информацией учащегося. Формирование умений

соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять

нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании

компьютерной техники коллективного пользования.

Нравственно – этическое оценивание

Усвоение основного содержания разделов «Этические нормы работы с информацией,

информационная безопасность личности», создание различных информационных объектов с

помощью компьютера.

Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в

компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья

одноклассников.

Самоопределение и смыслообразование

Формирование устойчивости учебно-познавательной мотивации учения, умения находить

ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование

современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях

самообразования?» Использование в курсе «Информатика и ИКТ» специальных обучающих

программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему

учиться самостоятельно.

Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном

обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих

осознанию их практической значимости.

Регулятивные УУД

Система заданий, целью которых является формирование у учащихся умений ставить учебные

цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять

итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в

действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью и т. д.

Планирование и целеполагание

Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий

при решении задачи или достижении цели (задания типа «Составь алгоритм...», «Заполни

пропуски в алгоритме...»), с формированием действий самостоятельного целеполагания,

анализом нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема)

с целью выделения необходимой информации.

Контроль и коррекция

Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной

среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из

начального состояния в конечное. Сличение способа действия и его результата (соответствие

конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели). Внесение исправлений в

алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного

эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на

компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном,

внесение изменений в случае необходимости

Оценивание

Система заданий из раздела «Твои успехи», а также все задания, для самостоятельного

выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

1. Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки

из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том

числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического

комплекта, а также в других источниках информации.

2. Знаково-символическое моделирование:

- составление знаково-символических моделей («Кодирование информации»),

пространственно -графических моделей реальных объектов («Устройство компьютера» и

«Алгоритмы и исполнители»);

- использование готовых графических моделей процессов для решения задач («Алгоритмы и

исполнители. Ветвление», «Алгоритмы перехода объектов из начального состояния в

конечное состояние);

- табличные модели (для записи условия и решения логической задачи, описания группы

объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком);

- опорные конспекты — знаково-символические модели.

3. Смысловое чтение:

- анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой

текстовой и графической информации;

- работа с различными справочными информационными источниками.

4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных

условий: составление алгоритмов формальных исполнителей.

5. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов

деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных

информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ,

поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.

Логические УУД

1. Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с

развитием смыслового чтения, при изучении тем «Объекты и их свойства», «Действия

объектов».

2. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов:

решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Та-

блицы», «Порядок записей в таблице», темы «Организация информации в виде дерева»,

«Дерево деления на подклассы» и «Циклические алгоритмы» — задания на создание

алгоритмов упорядочивания объектов.

3. Синтез как составление целого из частей: темы «Устройство компьютера» при изучении

принципа открытой архитектуры, «Сборка компьютера» из его частей — в виде схемы, в форме

объемного макета из бумаги, с помощью компьютерной программы, «Сборка компьютера

Малыш».

4. Составление алгоритмов исполнителя «Художник», цель которых - собрать архитектурные

сооружения русской деревянной архитектуры из конструктивных элементов.

5. Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с

рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.

Построение логической цепи рассуждений:

- введение и усвоение понятий «Истинное» и «Ложное» высказывания (задания на

определение истинности содержат высказывания с кванторами общности (все, некоторые,

каждый, ни один и т. д.);

- сложные высказывания (задания на определение истинности сложных высказываний и

составление сложных высказываний как условия выбора продолжения действий в алгоритме,

образованном с помощью действий логического сложения и умножения) - 3 класс;

- задания на составление логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

1. Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных

работ, предполагающих групповую работу.

2. Деятельность учащихся в условиях внеурочных мероприятий (детский компьютерный

фестиваль — командные соревнования).

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность учащихся к продолжению

образования, достигнут необходимый уровень их развития.

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в

учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;

- осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и

фиксировать собранную информацию, организуя ее в виде списков, таблиц, деревьев;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения

задач;

- основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной

задачи из текстов, таблиц, схем;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

- устанавливать аналогии;

- строить логическую цепь рассуждений;

- осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения

существенных признаков и их синтеза;

- обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных

объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

осознанно владеть общими приемами решения задач;

- формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении

проблем творческого и поискового характера.
Содержание курса.

2 КЛАСС (34 ч)

Информационная картина мира (10 ч)

Понятие информации

Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие информации человеком с

помощью органов чувств. Источники информации (книги, средства массовой информации,

природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, передача, получение,

хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная информация. Отбор информации в

зависимости от решаемой задачи.

Обработка информации

Обработка информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации.

Обработка информации компьютером. Черный ящик. Входная и выходная информация

(данные).

Кодирование информации

Шифры замены и перестановки. Использование различных алфавитов в шифрах замены.

Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации. Двоичное

кодирование черно-белого изображения.

Компьютер — универсальная машина для обработки информации (10 ч)

Фундаментальные знания о компьютере

Представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации.

Устройство компьютера. Названия и назначение основных устройств компьютера.

Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации

(монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти

(гибкий, жесткий, лазерный диски).

Подготовка к знакомству с системой координат монитора. Адрес клетки на клетчатом поле.

Определение адреса заданной клетки. Поиск клетки по указанному адресу.

Гигиенические нормы работы за компьютером

Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования).

Понятие графического интерфейса. Запуск программы с рабочего стола, закрытие

программы.

Выбор элемента меню с помощью мыши. Использование клавиш со стрелками, цифровых

клавиш и клавиши Enter.

Алгоритмы и исполнители (11ч)

Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальность

исполнения алгоритма. Влияние последовательности шагов на результат выполнения

алгоритма.

Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Создание и исполнение

линейных алгоритмов для формальных исполнителей. Управление формальными

исполнителями (при наличии компьютера).

Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов. Массовость

алгоритма.

Способы записи алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и

рисунков.

Подготовка к изучению условных алгоритмов: истинные и ложные высказывания.

Определение истинности простых высказываний, записанных повествовательными

предложениями русского языка, в том числе высказываний, содержащих отрицание,

конструкцию «если, ... то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый».

Определение истинности высказываний, записанных в виде равенств или неравенств.

Объекты и их свойства (2 ч)

Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Признак, общий для всех

предметов из набора, кроме одного. Поиск лишнего предмета.

Выявление закономерности в последовательностях. Продолжение последовательности с

учетом выявленной закономерности.

Описание предметов. Поиск предметов по их описанию.

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1ч)

Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования.

Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса. Правила

поведения в компьютерном классе.

Тематическое планирование

2 А класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Впервые вводимые дидактические единицы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1




Раздел 1. Информационная картина мира (9 ч).

Информация, источники информации.




9

1







2




Работа с информацией.







1







3




Отбор полезной информации.







1







4




Шифры перестановки и замены.








1







5




Двоичное кодирование текстовой информации.








1







6




Обработка информации человеком.







1







7




Обработка информации компьютером (чѐрный ящик). Тест.










1

Тест

8




Ещѐ раз о том, что такое информация.








1







9




Действия с информацией (повторение).








1







10




Раздел 2. Устройство компьютера (7ч)

Системная плата. Процессор




7

1







11




Оперативная память







1







12




Устройства ввода информации







1







13




Устройства вывода информации







1







14




Внешняя память Проверочная работа «Устройства ввода и вывода»










1

Проверочная работа

15




Обобщение материала по теме «Устройство компьютера»







1







16




Контрольная работа по теме «Устройство компьютера». Твои успехи.










1

Контрольная работа

17




Раздел 3. Алгоритмы и исполнители (18 ч)

Первое знакомство с алгоритмами и исполнителями




18

1







18




Составление и выполнение алгоритма







1







19




Последовательность действий и результат выполнения алгоритма







1







20




Проверочная работа «Составление и выполнение алгоритмов»










1

Проверочная работа

21




Исполнитель алгоритмов Мышка-художник







1







22




Адрес клетки







1







23




Энтик и Мышка в одном поле. Тест










1

Тест

24




Выполнение и составление алгоритмов







1







25




Составление алгоритмов







1







26




Составление алгоритмов и их запись в словесной форме







1







27




Исполнитель алгоритмов Перемещайка . Цифровой диктант по теме «Алгоритм»










1

Цифровой диктант

28




Составление алгоритмов







1







29




Алгоритмы Перемещайки







1







30




Продолжение работы с истинным и ложным высказыванием массовость алгоритмов







1







31




Массовость алгоритмов. Тест










1

Тест

32




Повторение пройденного







1







33




Итоговая контрольная работа. Твои успехи










1

Контрольная работа

34




Дополнительные задания







1













Всего




34

26

8



1   2   3   4