Главная страница

Рабочая учебная программа по химии для 10 класса составлена на основании: Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2008



НазваниеРабочая учебная программа по химии для 10 класса составлена на основании: Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2008
страница1/4
Дата11.04.2016
Размер0.64 Mb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3   4

Пояснительная записка по химии

 

Рабочая учебная программа по химии для 10 класса составлена на основании:

- Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.- 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008;

- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004, - №№ 12, 13, 14),

- Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Календарно-тематическое планирование соответствует учебнику: «Химия. 10 класс. Базовый уровень»: Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян. — М.: Дрофа, 2009 -223 с;

Срок реализации рабочей учебной программы 1 год.

Рабочая учебная программа рассчитана на 68 часов в год и 2 часа резервного времени, всего 70 часов (35 недель) 2 часа в неделю.
Общие цели образования в старшей школе с учетом специфики химии.

Приоритетами в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета «ХИМИЯ»

Основными проблемами химии в старшем звене является:

•освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

•овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

•развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

•воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

•применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических

задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312, с изменениями и дополнениями) на изучение химии в 8-9 классах отводит 70 учебных часов в год (2 учебных часа в неделю), на

этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне для обязательного изучения учебного предмета «Химия» отводит 70 учебных часов (1 учебный час в неделю в 10 и 11 классах). Преподавание курса химии в универсального профиля может осуществляться в объеме 2-х часов в неделю, в этом случае дополнительный час берется из числа часов отводимых а элективные курсы. Возможность изучения дополнительного 1 часа в 10 и 11 классах стало благодаря резерву  их школьного компонента.

Ценностные ориентиры курса химии в старшей школе

В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, т.к. данный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которого заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни.

Курс химии обладает реальными возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по химии являются:
1. В познавательной сфере:
· давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания,    соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение,    генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
· описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
· описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
· классифицировать изученные объекты и явления;
· наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
· делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
· структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
· моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории   Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
· анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
· проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Ведущие формы, методы и технологии обучения

Для организации процесса обучения используются различные формы учебных занятий: беседы, интегрированные уроки, семинары, уроки-практикумы и объяснительно-иллюстративные, частично –поисковые, проблемные методы, технологии уровневой дифференциации и элементы коллективных способов обучения (работа в парах).

Формы, средства и способы проверки и оценки результатов обучения: фронтальный и индивидуальный устный опрос, контрольные работы, тесты, химические диктанты, самостоятельные работы, химические практикумы (практические работы).

Итоговая и промежуточная аттестации в виде уровневой контрольной работы.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон правило и пр., или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка обозначении заряда иона).Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также npи выполнении ими химического эксперимента.

Оценка устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

-допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»: план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»: план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»: план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»: допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждение и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»: в логическом рассуждение и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждение нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждение и в решение.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три

несущественные.

Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за триместр, полугодие, год.
Тематическое планирование, химия 10 класс


№ п/п Блок-тема

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

В т.ч. на лабораторные, практические занятия, контрольные работы

лаборат.

практ

к.р.

1.

Введение. Теория строения органических соединений.

11

-

-

1

2.

Углеводороды и их природные источники

19

5

-

1

3.

Кислород- и азотсодержащие органические соединения и их природные источники.

29

9

1

2

4.

Искусственные и синтетические полимеры

9

-

1

1

5

Резервное время

2

-

-

-

Итого:

70

14

2

5


Основное содержание.

Настоящая программа составлена для учащихся 10 классов, изучающих химию на базовом уровне. Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8-9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.

Программа курса 10 класса состоит из 4 тем, основное содержание которых составляют сведения об органической химии; теории строения органических соединений, углеводородах и их природных источниках, кислород- и азотсодержащих органических соединениях, искусственных и синтетических полимерах, дает осознание единства неорганической и органической химии на основе базовых понятий, законов, теорий химической науки, а также формирование доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера. Значительное место отведено химическому эксперименту, который способствует формированию у учащихся навыков работы с химическим оборудованием и реактивами, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в химическом кабинете и быту. Кроме того, выделено 5 часов резервного времени.
Перечень обязательных лабораторных работ

  1. Получение и свойства ацетилена

  2. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки

  3. Свойства этилового спирта

  4. Свойства глицерина

  5. Свойства уксусной кислоты

  6. Свойства жиров

  7. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка

  8. Свойства глюкозы

  9. Свойства крахмала

  10. Свойства белков

  11. Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков


Перечень обязательных практических работ
1.Идентификация органических соединений.

2. Распознавание пластмасс и волокон.
Блок-тема №1 «Введение. Теория строения органических соединений» (11 часов)

КДЦ: повторить, расширить и углубить знания о предмете органической химии; рассмотреть особенности органических соединений; повторить понятия: гомологические ряды, изомерия, номенклатура органических соединений.

В результате изучения материала учащиеся должны:

Знать/понимать: основы теории витализма, историю развития орг. хим., определение понятия фотосинтез, состав орг. соединений,

круговорот углерода в природе, основные классы органических соединений (-аны,-ены, -ины,-диены), карбоциклические(циклоарены), гетероциклические; спирты, фенолы, эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты.

Уметь:

1 уровень: различать и характеризовать три типа орг. соединений; называть изученные вещества по заместительной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам орг. соединений определять по формулам гомологи и изомеры;

Требования повышенного уровня:

Уметь*:

2 уровень: определять по формулам принадлежность вещества к определенному классу: записывать уравнения реакции фотосинтеза;

записывать структурные формулы по молекулярным, и наоборот, называть вещества

3 уровень: вычислять количество, объем, массу реагентов по уравнениям реакций, тепловой эффект по термохимическим уравнениям; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения на примере изученных веществ;

Развивать:

- познавательные интересы учащихся;

- общеучебные и интеллектуальные умения: выделять главное в рассказе учителя, тексте учебника, анализировать, обобщать, доказательно и связно излагать учебный материал в устной речи;

-содействовать развитию силы воли учеников при преодолении трудностей в учебном процессе.

- использовать компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации.

Воспитывать:

- убежденность в познаваемости мира и что все природные явления имеют причинно- следственные связи,

- трудолюбие, усидчивость, нравственное поведение.
Блок-тема №2 «Углеводороды и их природные источники» - 19 часов

КДЦ: сформировать общее понятие «углеводороды»,познакомить с основными природными источниками углеводородов ,рассмотреть физические и химические свойства алканов, алкенов, ацетилена, бензола, способы их получения и применения, реакции Кучерова и тримеризации; закрепить понятия гомологи, гомологический ряд, изомеры, изомерия и умение давать названия предельным углеводородам.

В результате изучения материала учащиеся должны:

Знать/понимать: классы органических соединений (-аны,-ены, -ины,-диены), карбоциклические(цикло алканы и арены);

физические и химические свойства алканов, алкенов, ацетилена, бензола; способы их получения и применения; реакции Кучерова и тримеризации;

Уметь:

1 уровень: определять принадлежность веществ к алканам, алкенам, алкодиенам; распознавать формулы ацетилена, бензола, определять по формулам гомологи и изомеры; записывать структурные формулы по молекулярным, и наоборот; характеризовать свойства углеводородов;

Требования повышенного уровня:

Уметь*:

2уровень: называть изученные вещества по международной номенклатуре; выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ;

3 уровень: объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения на примере изученных веществ; самостоятельно вычислять количество, объем, массу реагентов по уравнениям реакций, тепловой эффект по термохимическим уравнениям

Развивать:

- общеучебные и интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сопоставлять факты, устанавливать причинно-следственные связи;

- навыки определения принадлежности веществ к изучаемым классам органических веществ;

- умение пользоваться химическими понятиями и терминами.

Воспитывать: самостоятельность добросовестность, коммуникабельность, экологическую грамотность.

Блок-тема №3

«Кислород- и азотсодержащие органические соединения и их природные источники. (29 часов)

КДЦ: сформировать понятие о классификации кислород- азотсодержащих органических соединений, их номенклатуре и изомерии; рассмотреть влияние строения на свойства и применение веществ на примере данных классов органических веществ.

В результате изучения материала учащиеся должны:

Знать/понимать: понятие «функциональная группа»; основные классы органических соединений: одноатомные и многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы; биологически активные органические соединения; физические и химические свойства кислород- азотсодержащих органических соединений; нахождение в природе и способы получения и применения.

Уметь:

1 уровень: определять принадлежность веществ к определенному классу; определять по формулам гомологи и изомеры; записывать структурные формулы по молекулярным, и наоборот; характеризовать свойства спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, углеводов;
Требования повышенного уровня:

Уметь*:

2уровень: называть изученные вещества по международной номенклатуре; выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ; использовать формулы при решении задач

3 уровень: объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения на примере изученных веществ; самостоятельно решать комбинированные задачи.

Развивать:

- познавательные интересы учащихся,

- общеучебные умения: выполнять инструкции, работать с учебником, слушать, составлять выводы; использовать различные источники информации (интернет, СМИ),

- критически анализировать достоверность получаемой информации;

- интеллектуальные умения: (умения анализировать, сопоставлять факты, устанавливать причинно-следственные связи),

-специальные умения: наблюдать, проводить химические исследования и умение пользоваться химическими понятиями и терминами.

Воспитывать: убежденность в познаваемости мира и существовании причинно-следственных связей, содействовать воспитанию коммуникабельности, самостоятельности, умения преодолевать трудности, экологическую грамотность

Блок-тема №4

Искусственные и синтетические полимеры (9часов) + 2 часа- резервное время
КДЦ: сформировать понятие о высокомолекулярных соединениях, природных, синтетических и искусственных ВМС; ввести понятия о реакциях полимеризации и поликонденсации; рассмотреть молекулярные, пространственные, термопластичные и термореактивные полимеры; физические и химические свойства ВМС.

В результате изучения материала учащиеся должны:

Знать/понимать: понятие «мономер», «полимер», «низкомолекулярные», «олигомерные», «высокомолекулярные», «степень полимеризации»; основные группы ВМС и их применение

Уметь:

1 уровень: отличать природные, искусственные, синтетические полимеры и приводить примеры; характеризовать применение полимеров;

Требования повышенного уровня:

Уметь*:

2уровень: называть изученные вещества по международной номенклатуре; выполнять практические опыты с полимерами; составлять уравнения реакций полимеризации и поликонденсации

3 уровень: объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения на примере ВМС, самостоятельно решать комбинированные задачи.

Развивать:

- учебную мотивацию учащихся

- общеучебные умения: организовывать свою учебную деятельность, работать с текстом и рисунками учебника, слушать, составлять выводы;

- интеллектуальные умения: (умения анализировать, сопоставлять факты, устанавливать причинно-следственные связи),

-специальные умения: наблюдать, проводить химические исследования и умение пользоваться химическими понятиями и терминами.

- продолжить развитие умения критически анализировать достоверность получаемой информации.

Воспитывать убежденность, что наука и практика взаимосвязаны: требования практики - движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки; развитие химии и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

I. Учебно-методический комплект


1. Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.- 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008;

2. Стандарт основного общего образования //Вестник образования России – №12, 13, 2004г

3. О.С. Габриелян. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений

4. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 10-11 класс. О.С. Габриелян.

5. Химия. 10 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2010.
6. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 10 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10.» - М.: Дрофа, 2005-2008.


Для ученика.

1.О.С. Габриелян. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

2. Габриелмн О. С., Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 10 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10класс». М.: Дрофа, 2006-2008.

  1   2   3   4