|
. II. Оборудование и программное обеспечение
Компьютеры
Проектор
Интерактивная доска
Ш. Перечень учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования
Соответствует оснащенности кабинета.
Требования к уровню подготовки выпускников (на базовом уровне)
Основные понятия:
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Углеводороды и их источники. Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. А л к е н ы: этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств. А л к а д и е н ы и к а у ч у к и: понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина. А л к и н ы: ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Б е н з о л: получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств. Н е ф т ь:состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. С п и р т ы: получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л: коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств. А л ь д е г и д ы: получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств. К а р б о н о в ы е к и с л о т ы: получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы: получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. У г л е в о д ы: Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств. Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе : А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений. Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. Биологически активные органические соединения: Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов. Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета. Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Искусственные и синтетические полимеры: И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы: получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение. С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы: получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Календарно-тематическое планирование «Химия» 10 класс
| №
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Вид контроля
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся /
Требования повышенного уровня*
| Практическая часть
| Оборудование
| Домашнее задание
| Сроки изучения
| план
| факт
| Блок-тема №. Введение. Теория строения органических соединений – 11 часов
| 1
| Предмет органической химии.
| 1
| Объяснение нового материала
|
| Витализм, фотосинтез, природные, искусственные и синтетические органические соединения, органическая хим, особенности орг. соединений
| Знать: основы теории витализма, историю развития орг. хим., определение понятия фотосинтез, состав орг. соединений, круговорот углерода в природе, Уметь: различать и характеризовать три типа орг. соединений Уметь*: записывать уравнения реакции фотосинтеза,
| Составление уравнения фотосинтеза, работа с текстом и рис. учебника
|
| §1,упр. 4
|
|
| 2
| Теория строения органических соединений
|
| Объяснение нового материала
| устный
| Электронное облако и орбиталь, формы облаков, Электронные формулы Особенности атома углерода. Химическая связь в органических соединениях валентность, хим строение, теория строения орг. соед. Гомологический ряд, формулы молекулярные и структурные,
| Состояния атома углерода
| Запись основных положений
| Модели молекул масштабные и шаростержневые
| §2,определениятаблица 1: 1,2,последние две графы.
|
|
| 3
| Принципы номенклатуры органических соединений
| 1
| Объяснение нового материала
| Устный опрос, работа у доски
| Основные принципы номенклатуры органических соединений
| Знать: принципы заместительной номенклатуры;
Уметь: называть изученные вещества по заместительной номенклатуре
| Запись алгоритма, составление названий веществ
| Формулы на доске,
карточки –алгоритмы, карточки-задания
| Выучить алгоритм
|
|
| 4.
| Принципы номенклатуры органических соединений
| 1
| Закрепления ЗУН
| работа у доски, инд контроль работы в тетрадях
| принципы образования названий органических соединений
| Уметь: называть изученные вещества по заместительной и рациональной* номенклатурам
| §1,упр. 1,2,3,
| Алгоритм составления названий карточки- задания
| §2, упр. 4,8
|
|
| 5
| Гомологи и изомеры.
| 1
| Закрепления ЗУН
| Опрос инд.
| Изомерия, изомеры,. Гомологический ряд Изомерия, изомеры,
| Уметь:. определять принадлежность веществ к различным классам орг. соединений определять по формулам гомологи и изомеры
| модели молекул масштабные и шаростержневые.
| §2, упр. 2,8,.
| §2 с 18-21.
.9,10
|
|
| Календарно-тематическое планирование «Химия» 10 класс
| 6
| Классификация органических соединений
| 1
| Комбинированный урок
| Устный опрос фронтальный
| Классификация по углеродному скелету, функциональным группам
| Знать: ациклициские (-аны,-ены, -ины,-диены), карбоциклические(цикло-, арены),гетероциклические; спирты, фенолы,эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты.
Уметь: называть общую формулу, определять по формулам принадлежность вещества к определенному классу
| Составление опорной схемы в тетради
| Схема на доске
| §2, таблица 2
«Алканы нормального строения»;
записи в тетради,
с 183 таблица
«Производные углеводородов»
|
|
| 7
| Вычисления по формулам органических соединений
| 1
| Комбинированный
урок
| Индивид.
контроль
| Вычисления массовой доли элементов, вычисления массовой доли растворенного вещества, компонентов смеси.
| Знать: расчетные формулы
Уметь: применять формулы для решения задач
| Решение задач
| Алгоритмы решения задач электронный документ «Сборник задач
| Записи в тетради, §2. №10
|
|
| 8
| Химические реакции органической химии
| 1
| Комбинированный
урок
|
| Реакции замещения, присоединения, полимеризации, поликонденсации, изомеризации. Классификация реакций по типу реагирующихчастиц
| Уметь: составлять уравнения реакций
|
|
|
|
|
| 9
| Вычисления по уравнениям реакций
| 1
| Объяснение нового материала
| Фронтальный опрос, инд.опрос (работа у доски)
| Вычисления по уравнениям реакций и по термохимическим
уравнениям
| Уметь: вычислять количество, объем, массу реагентов по уравнениям реакций, тепловой эффект по термохимическим уравнениям
| Решение задач:
С.13 №5, 6
| Карточки-задания
| §4, с 33 №12
|
|
| 10
| Вычисления по уравнениям реакций
| 1
| Комбинированный
урок
| инд.опрос (работа у доски)
| Вычисления по уравнениям реакций и по термохимическим
уравнениям
| Уметь: вычислять тепловой эффект по термохимическим уравнениям, выход продукта реакции; решать комбинированные задачи*
| Решение задач
|
| инд
|
|
| 11
| Контрольная работа №1 (вход)
| 1
| Обобщение систематика и коррекция ЗУН
| Уровневая
к/ р
| Изомерия, валентность, хим. строение, теория строения орг. соед
Гомологический ряд алканов, формуллы молекулярные и структурные
| Знать: определения основных понятий
Уметь: записывать структурные формулы по молекулярным, и наоборот, называть вещества
|
| Карточки-задания
|
|
|
| Календарно-тематическое планирование «Химия» 10 класс
Блок-тема№2: Углеводороды и их природные источники (19 часов)
| 12
| Природный газ.
| 1
| Объяснение нового материала
| устный
| Углеводороды. Природный газ.
| Знать: состав природного газа
Уметь: характеризовать применение и преимущества природного газа
|
|
| §3
|
|
| 13
| Алканы.
| 1
| Объяснение нового материала
| устный
| Алканы. Радикалы.. Номенклатура алканов
| Знать: важнейшие вещества: метан, важнейшие химические понятия: «углеродный скелет», изомерия», «гомология». Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре
| Демонстрация:
Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений
| Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропано -бутановая смесь в зажигалке,
бензин, парафин, асфальт).
| §3,упр.7 Алгоритм в тетради
|
|
| 14
| Химические свойства и применение алканов
| 1
| Объяснение нового материала
| Устный
| Химические свойства и применение алканов. Р-ция дегидрирования
| Уметь: характеризовать строение и хим. свойства изученных органических соединений;
| Составление уравнений реакций
| §3, с.28-31
| §3,упр.8
|
|
| 15
| Химические свойства и применение алканов
| 1
| Закрепление ЗУН
| Инд. Рабочие тетради
| Химические свойства и применение алканов. Р-ция дегидрирования
| Уметь: объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; составлять уравнения реакций
| Составление уравнений реакций
|
|
|
|
| 16
| Алкены. Этилен
| 1
| Комбинированный урок
| фронтальный
опрос
| Алкены, диены, алкины. Классификация органических соединений. Номенклатура органических соединений. Структурная изомерия. Этилен, ацетилен Получение этилена и ацетилена.
| Знать: химические свойства алкенов
Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; Характеризовать строение изученных органических соединений.
| Демонстрации:
Получение этилена реакцией дегидратации этанола деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом
| СD «Виртуальная лаборатория»
| §4,упр. 4,7
|
|
| 17
| Химические свойства и применение алкенов.
| 1
|
|
| Химические свойства алкенов на примере этилена
| Уметь: объяснять взаимосвязь строения –свойства- применение; составлять уравнения, характеризующие свойства веществ
| Составление уравнений реакций
|
|
|
|
| 18
| Алкодиены и каучуки
| 1
| Комбинированыый урок
| тест
| Алкодиены -углеводороды с 2мя двойными связями. Каучуки. Резина.
| Знать: общие, молекулярные, структурные формулы, изученных веществ
Уметь: называть вещества и их изомеры, называть химические свойства
| Демонстрации:
Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность
| -СD «Виртуальная лаборатория»
-Коллекция образцов пластмасс и каучуков.
| §5. Упр. 2
|
|
| 19
| Химические свойства и применение алкодиенов.
| 1
| закрепление
| Устный опрос
| Химические свойства бутадиена -1,3 и изопрена
| Уметь: объяснять взаимосвязь строения –свойства- применение; составлять уравнения, характеризующие свойства веществ
| Составление уравнений
|
| Записи в тетради
|
|
| 20
| Полиэтилен, его свойства и
применение. Поли винилхлорид его применение. Резина. Каучуки.
| 1
| Закрепления
ЗУН
| Работа у доски
фронтальный
опрос
| Полимеры: алкадиены, пластмассы, резина, эбонит синтетические и натуральные каучуки. Хим. св-ва алкадиенов
| Знать: вещества и материалы: пластмассы, каучуки.; определения понятий алкадиены, сопряженные, понятие вулканизации
Уметь: записывать и объяснять хим. св-ва.
|
|
| §5. Упр. 3,4,
|
|
| 21
| Алкины.
Ацетилен.
| 1
| Комбиниро
ванный урок
| Тетради для
п/р
| Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена. Поливинилхлорид. Качественные реакции на кратную связь.
| Знать: вещества и материалы: ацетилен
| §5.вопросы 1, 2, 5
|
| §6. Упр.4,5.
|
|
| 22
| Химические свойства алкинов.
| 1
| Закрепления
ЗУН
| фронтальный
опрос
| Хим св-ва ацетилена. Качественные реакции на кратную связь
| Уметь: записывать и объяснять хим. св-ва, получение описывать демонстрационные опыты
| Демонстрации:
-Горение метана,этилена,ацетилена.
-отношени метана,этилена,ацетилена ,бензола к раствору пермаганата калия и бромной воде
Обнаружение непредельных соединений в жидких
нефтепродуктах»
| Дист.вода,
карбид кальция, перманганат кальция, 2пробирки,газо-
отводная трубка
| §6. Упр.6.
|
|
| |
|
|