|
Цель курса
формирование представлений о математике как универсальном языке;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
воспитание средствами математики культуры личности;
понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.
Задачи курса
сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
выявить и развить математические и творческие способности;
развивать навыки вычислений с натуральными числами;
учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Содержание курса «Математика» для 5 класса обеспечивает выполнение поставленных задач.
Предпочтительная форма работы педагога
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте, причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.
Контроль знаний учащихся
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по математике являются устный опрос и письменные работы. К письменным формам контроля относятся: математические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Требования к предметным результатам
В результате изучения математики ученик 5 класса должен:
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства, примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач.
Уметь:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа;
находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
при решении несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
в устной прикидке и оценке результатов вычислений;
при проверке результата вычисления с использованием различных приёмов.
Содержание рабочей программы
Содержание курса соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы МБОУ «СОШ №39» с углубленным изучением отдельных предметов города Чебоксары.
Натуральные числа и шкалы (15 ч).
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, многоугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Основная цель — систематизировать и обобщать сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков.
Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи.
Вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному штриху на координатном луче.
Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч).
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Основная цель — закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе записи зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
Умножение и деление натуральных чисел (23 ч).
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
Проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия степени (с натуральным показателем), квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.
Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (и...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и пройденным путем; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении задач на части с помощью составления уравнений, учащиеся впервые встречаются с уравнениями, и левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
Площади и объемы (14ч).
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Основная цель — расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
Обыкновенные дроби (25 ч).
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
Изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (14 ч).
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.
Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
Умножение и деление десятичных дробей (27 ч).
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Главное внимание уделяется алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
Инструменты для вычислений и измерений (17 ч).
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол. Величина (градусная мера) угла. Чертежный треугольник. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Основная цель — сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
Учащиеся должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Представления о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины дают учащимся круговые диаграммы.
Повторение. Решение задач (14ч).
Основная цель-закрепить умения:
выполнять арифметические действия с десятичными и с обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, применяя свойства сложения, вычитания, умножения и деления;
выполнять измерения геометрических величин и находить их длину, площадь, объем;
измерять и строить углы;
решать простые задачи на проценты;
решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий;
решать несложные текстовые задачи с помощью уравнений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
понимать, как используются уравнения; уметь применять их для решения математических и практических задач.
. Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Тема урока
| Основное содержание
| ЦОРы
| Дата проведения
| Примечание
|
|
| Натуральные числа и шкалы (15 часов)
|
|
|
|
| Обозначение натуральных чисел
| Натуральные числа, чтение и запись, десятичная система счисления, римская нумерация,двоичная система счисления
|
|
|
|
| Обозначение натуральных чисел
|
|
|
|
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
| Отрезок, длина отрезка, расстояние между точками, треугольник, многоугольник, периметр.
|
|
|
|
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
|
|
|
|
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
|
|
|
|
| Плоскость. Прямая. Луч.
| Плоскость, прямая, луч, дополнительные лучи, их обозначение.
|
|
|
|
| Плоскость. Прямая. Луч.
|
|
|
|
| Шкалы и координаты
| Шкала, единичный отрезок, координатный луч, координаты точки
|
|
|
|
| Шкалы и координаты
|
|
|
|
| Шкалы и координаты
|
|
|
|
| Меньше и больше
| Меньше, больше, неравенство, двойное неравенство, правила сравнения натуральных чисел.
|
|
|
|
| Меньше и больше
|
|
|
|
| Меньше и больше
|
|
|
|
| Меньше и больше
|
|
|
|
| Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»
| Построение и измерение отрезков с помощью линейки;
построение прямых, лучей, отрезоков, учитывая их взаимное расположение;
изображение точек на числовом луче с заданными координатами;
сравние натуральных чисел;
единицы измерения длины.
|
|
|
|
|
| Сложение и вычитание натуральных чисел (21 час)
|
|
|
|
| Сложение натуральных чисел и его свойства
| Сложение натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач
|
|
|
|
| Сложение натуральных чисел и его свойства
|
|
|
|
| Сложение натуральных чисел и его свойства
|
|
|
|
| Сложение натуральных чисел и его свойства
|
|
|
|
| Сложение натуральных чисел и его свойства
|
|
|
|
| Вычитание
| Вычитание натуральных чисел, его свойства, решение текстовых задач
|
|
|
|
| Вычитание
|
|
|
|
| Вычитание
| Вычитание натуральных чисел, его свойства, решение текстовых задач
|
|
|
|
| Вычитание
|
|
|
|
| Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
| Сожение и вычитане многозначных чисел в пределах миллиона.
Определять, на сколько одно число меньше или больше другого.
Нахождение величины по её частям.
Применение свойств сложения и вычитания при нахождении значения выражения.
Нахождение длины стороны треугольника, зная его периметр и длины других сторон
|
|
|
|
| Числовые и буквенные выражения
| Числовые и буквенные выражения, значение выражения.
Буквенное выражение как средство записи многозначных чисел
|
|
|
|
| Числовые и буквенные выражения
|
|
|
|
| Числовые и буквенные выражения
|
|
|
|
| Буквенная запись свойств сложения и вычитания
| Буквенная запись свойств сложения и вычитания
|
|
|
|
| Буквенная запись свойств сложения и вычитания
|
|
|
|
| Буквенная запись свойств сложения и вычитания
|
|
|
|
| Уравнения
| Уравнение, корень уравнения
|
|
|
|
| Уравнения
|
|
|
|
| Уравнения
|
|
|
|
| Уравнения
|
|
|
|
| Контрольная работа №3 по теме «Буквенные выражения. Решение уравнений»
| Уметь:
-находить значения выражения, определив порядок действий;
-находить значение буквенного выражения, используя свойства вычитания;
-решать уравнения;
-решить текстовую задачу с помощью уравнения;
-уметь составить буквенное выражение по условию задачи и вычислить его
|
|
|
|
|
| Умножение и деление натуральных чисел (23 часа)
|
|
|
|
| Умножение натуральных чисел и его свойства
| Основные:
смысл умножения числа m на число n, компоненты действия умножения, свойства умножения
|
|
|
|
| Умножение натуральных чисел и его свойства
|
|
|
|
| Умножение натуральных чисел и его свойства
|
|
|
|
| Умножение натуральных чисел и его свойства
|
|
|
|
| Деление
| Основные:
Действие деления, компоненты, свойства деления
|
|
|
|
| Деление
|
|
|
|
| Деление
|
|
|
|
| Деление
|
|
|
|
| Деление
|
|
|
|
| Деление с остатком
| Основные:
Компоненты действия деления с остатком
|
|
|
|
| Деление с остатком
|
|
|
|
| Деление с остатком
|
|
|
|
| Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
| Уметь:
-делить и умножать натуральные числа в пределах класса тысяч;
-решать текстовые задачи, в которых данная величина в несколько раз больше (меньше) искомой;
-применять свойства деления и умножения, связанные с 0 и 1;
-выполнять деление с остатком.
|
|
|
|
| Упрощение выражений
| Основные
распределительное свойство умножения.
Дополнительные:
распределительное свойство деление
|
|
|
|
| Упрощение выражений
|
|
|
|
| Упрощение выражений
|
|
|
|
| Упрощение выражений
|
|
|
|
| Порядок выполнения действий
| Основные:
Действия первой и второй ступени
|
|
|
|
| Порядок выполнения действий
|
|
|
|
| Порядок выполнения действий
|
|
|
|
| Квадрат и куб числа
| Основные:
степень числа, основание степени, показатель степени
|
|
|
|
| Квадрат и куб числа
|
|
|
| |
|
|