Главная страница

«Рассматривание осенних деревьев и кустарников»



Скачать 40.01 Kb.
Название«Рассматривание осенних деревьев и кустарников»
Дата08.08.2016
Размер40.01 Kb.
ТипКонспект

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад №52

Приморского района Санкт-Петербурга

197374, СПб, Туристская ул., д. 18. Корп.2 литера А

Конспект непосредственно образовательной деятельности

В старшей группе детского сада

Тема: « Рассматривание осенних деревьев и кустарников».

Разработала воспитатель ГБДОУ №52

Приморского района

Бородулина Е. А.

Октябрь 2012г.

Задачи:

Обучающие:

Учить различать листья дуба, клёна, берёзы по форме, величине, характеру края листа;

Учить сравнивать, находить различия.

Развивающие:

Приучать детей отвечать на вопрос полным ответом, слушать и анализировать ответы товарищей, активизировать и расширить словарь детей за счёт слов, обозначающих признаки листьев. Показать разнообразие природы.

Воспитательные:

Напомнить правила поведения в лесу;

Прививать интерес и любовь к природе.

Предварительная работа:

Наблюдения в природе, беседы об осени, сбор природного материала, изготовление поделок из листьев, составление букетов, подвижные игры: «Кто быстрее до берёзы (липы, дуба)?», различение деревьев и кустарников по листьям.

Материалы к занятию:

Игрушка Зайчик, конверты с листьями, жёлуди, осенние листья, букет из кленовых листьев, таблички о правилах поведения в лесу.

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть:

Дети сидят за столами, в группу приходит Зайчик. Он не может понять, что случилось с лесом и просит детей объяснить ему.

Основная часть:

Беседа с детьми:

-Почему листья изменили свою окраску и падают на землю?

(ответы детей). Осенью бывает листопад, деревья засыпают на зиму.

-Какого цвета стали листья клёна, дуба, берёзы. Найдите листья этих деревьев среди других. (Дети достают из своих разноцветных конвертов нужные листочки и показывают, кладут обратно).

Рассмотрим повнимательнее лист клёна. Листочки большие и маленькие . Какого они цвета? ( у воспитателя на столике букет кленовых листьев).

(Ответы детей, их выводы).

Воспитатель обобщает:

Жёлтый, буро-красный, золотисто-жёлтый, оранжевый, оливковый, пурпурный, лимонный, оранжево-красный… Вот сколько красок и оттенков. В самый непогожий осенний день клён выглядит так, как будто освещён солнцем.

-На что похожи листья клёна по форме, по окраске?( ответы детей) . Не случайно в парках и скверах, на городских улицах так много клёнов. Они долго дарят людям свою красоту. Из древесины клёна делают кларнеты, флейты. Клён - «певучее дерево». У каждого дерева есть свой секрет.

-О каком дереве эта загадка?

Русская красавица стоит на поляне

В зелёной кофточке, в белом сарафане. (О берёзе)

Найдите у себя лист берёзы. Это очень русское дерево. Зелень лугов и белизну заснеженных полей вобрала в себя берёза, два главных цвета русской природы. Давайте полюбуемся ею ( из окна или на картине).

Физкультминутка. Подойдём поближе, посмотрим.

-Какого цвета листья? (И зелёные, и жёлтые). Скоро совсем пожелтеют.

-Как расположены веточки? Покажите руками. Как ветер качает ветви?

-Какие грибы растут под берёзой? Как мы собираем грибы? (наклоняемся). А как мы радуемся, когда находим гриб? (прыгаем). И Зайка хочет попрыгать с нами. Он очень рад, что вы много интересного рассказываете.

Давайте вернёмся за столы и рассмотрим листья берёзы.

-Какой они формы? На что похожи?

Оказывается, берёз, как и клёнов, тоже очень много видов. Вот лист берёзы повислой : А вот лист берёзы пушистой.Сравните их. В чём разница?

(Высказывания детей). Мы с вами сделали маленькое открытие. Оказывается, листья разной формы. Один похож на треугольник, а второй на овал.

-А что общего? ( Ответы детей). Зубчики по краю листа.

-В стародавние времена люди нарекли берёзу деревом 4-х дел: первое дело- мир освещать, второе- чистоту соблюдать, третье - крик утишать и четвёртое - больных исцелять.(Спросить, что думают дети о каждом из этих дел).

Берёзовая лучина освещала дома, берёзовый веник помогал в бане, дёготь для смазывания колёс в телеге, чтобы не скрипели, берёзовые почки, листья, сок хорошо помогают при различных заболеваниях.

Какое родное тёплое дерево! О нём сложены стихи и песни. Вы их знаете? (ответы детей).

И последняя загадка:

В этот гладкий коробочек бронзового цвета

Спрятан маленький дубочек будущего лета. (Жёлудь).

(раздать всем детям по жёлудю). Потрогайте, погладьте жёлуди.

-Какого они цвета? Какой формы?

-Достаньте из конверта листок дуба. (Обговорить цвет, форму).

-Часто ли встречаются у нас дубы? Оказывается, дубов становится меньше. Надо сажать их и ухаживать за ними. Дуб медленно растёт и боится морозов. Ему нужно много света. А живёт дуб долго, веками. У него очень крепкая древесина. Из него делают красивую мебель, деревянные мосты, детали кораблей. Древесина не гниёт в воде.

-Есть такая профессия – лесовод. Как вы думаете, чем он занимается? (сажает леса). Увидит ли он свои леса?

Леса - наше достояние, наше богатство. Давайте запомним и будем выполнять простые правила. Придя в лес, не сори, не шуми, не губи! (показать таблички о правилах поведения в лесу, обсудить их).

Почему этого нельзя делать? (Побеседовать, выслушать ответы детей).

В лесу очень много разных деревьев и каждое интересно и удивительно.

Октябрь – пора посадки деревьев. Расскажите вашим родителям про дубы. Попросите своих родителей вместе с вами посадить возле дома по дубочку (жёлуди) или по любому другому дереву. И поухаживайте за ними.

Заключительная часть.

Мы с вами сегодня хорошо поработали, много узнали. Интересно, а Зайка теперь знает, почему осенью опадают листья с деревьев?

Он побежит в лес и расскажет о том, что узнал своим друзьям. О чём он им расскажет? (ответы детей).

Использованная литература:

1 Крутогоров Ю.А. « Рассказы о деревьях». Москва, «Детская литература»,1987.

2.Книга «Как знакомить дошкольников с природой» под редакцией Саморуковой.

3. «День земли». Статья в журнале «Дошкольное воспитание» за 1995г, с 113.