|
Т. Г. Штефанова, учитель биологии моу гимназии №3 Т.Г.Штефанова,
учитель биологии МОУ гимназии №3,
Центральный район, г.Волгоград. Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления личностно-ориентированного образования в процессе обучения биологии
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
1.Как обеспечить успешность каждого обучающегося в обучении;
2.Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым обучающимся социального опыта;
3.Каким образом обеспечить формирование у ребёнка самостоятельности, инициативы, ответственности;
4.Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации учебной деятельности.
Однако существующие содержание и организация образовательного процесса в школе не способны решить эти проблемы по ряду причин.
С целью формирования индивидуального субъекта учебной деятельности (учащегося, способного учить самого себя) необходимо изменить подходы к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса в школе. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
В своей деятельности, в частности в данном опыте, я ставлю следующие задачи:
Организация образовательного процесса на основе учёта и удовлетворения потребностей и интересов учащихся;
Формирование опыта самостоятельной деятельности обучающихся через овладения ими навыков самостоятельного получения знаний;
Формирование учебной самостоятельности подростка, способного построить собственную индивидуальную образовательную программу и выполнить её;
Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих стимулирование у обучающихся самоценной образовательной деятельности.
Для решения этих задач используются следующие педагогические средства:
Составление карт индивидуального образовательного маршрута;
Организация еженедельных консультаций для обучающихся;
Систематическая проверка выполнения предоставленных заданий;
Анализ ошибок, сделанных при выполнении заданий.
Основой данной технологии является составление индивидуально ориентированного учебного плана по предмету. Он составляется по следующей форме:
Карта индивидуального образовательного маршрута:
Тема курса
|
Сроки сдачи материала
|
Знания, умения, навыки
|
Основное задание
|
Дополнительное задание
|
Рекомендации и оценка знаний
|
- в первой графе указываются наименование тем или разделов курса;
- во второй - определяются временные рамки;
- в третьей – обозначаются понятия, термины, правила, которыми обучающийся должен оперировать;
- в четвёртой - номера параграфов, заданий, упражнений;
- в пятой – определяются по мере необходимости индивидуальные дополнительные задания;
- в шестой – отражается подтверждение учебных результатов, полученных учеником. Сами задания выполняются в отдельной тетради. Самым сложным видом деятельности для учителя, который будет работать по этой технологии, является распределение учебного материала на фрагменты-задания. Так как при этом необходимо учесть множество требований, изложенных в стандартах, программах. Также необходимо соотнести предъявляемые требования с критериями, заложенными в технологии данной системы обучения. Для составления таких фрагментов-заданий учитель, прежде всего, использует вопросы и задания, помещенные к параграфу или теме в учебном пособии.
Следует обратить внимание, на тот факт, что чем выше уровень оценки, тем меньшее количество заданий должен выполнить обучающийся.
однако учитель, работающий по данной технологии, может не руководствоваться данными требованиями и распределить задания по уровням на основе их равного количества.
Учитывая вышесказанное, при дифференциации заданий необходимо руководствоваться следующими требованиями к трем уровням фрагментов-заданий, предусмотренных данной технологией.
Фрагменты- задания нормативного уровня:
► задания на воспроизведения основного содержания параграфа, темы и их понимания;
► задания включают в себя вопросы: кто?, что?, где?, когда?;
► задания предусматривают описание, пересказ, формулировку понятия, работу со справочником, выполнение практических упражнений.
Фрагменты задания компетентного уровня:
▲ задания должны быть направлены на развитие умений обобщать, распознавать, применять;
▲ задания включают в себя вопросы: почему?, зачем?, как?, в чем суть, как использовать?
▲ задания содержат возможность приведения примеров, составление конспекта и т.д.
Задания творческого уровня:
▼ задания, направленные на развитие самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода;
▼ задания включают вопросы: почему?, действительно ли?
Фрагменты задания творческого уровня:
Задания:
■ на сравнение;
■ систематизацию;
■ решение разными способами;
■ нахождение логической ошибки;
■ объяснение причины;
■ обоснование своего отношения;
■ приведение аргументов или контраргументов;
■ перечисление преимуществ и недостатков.
Составление данного плана позволяет каждому обучающемуся, в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия, выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала, тем самым, создавая условия для движения по коллективному маршруту сообразно своим индивидуальным способностям.
Данный опыт может быть использован для любой профессиональной группы педагогов при условии, что выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных лиц: обучающиеся →родители →педагоги →психологи. Условия реализации опыта в массовой образовательной практике определяется:
Уровнем готовности учащихся к обучению по данному образовательному маршруту;
Здоровьем и психическим состоянием учащихся;
Социальным запросом;
Личностно-профессиональными качествами педагога;
Наличием учебной литературы разного уровня сложности.
|
|
|