|
Технология продуктивного чтения. Подготовила Слесарева Н. Н. Мбоу «сош №9» г. Энгельс Технология продуктивного чтения.
Подготовила Слесарева Н. Н.
МБОУ «СОШ №9» г. Энгельс
При развитии творческих способностей учащихся особенно эффективны инновационные педагогические технологии.
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).
Фрагмент урока.
- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах) 1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.
2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.
Группы составляют пословицы:
1) Доброе слово лечит, а злое калечит.
2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.) - Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации, первичное чтение текста.
•Чтение текста «с карандашом»
•Определение основных понятий (без чтения всего текста) •Составление таблиц (выборочное чтение) Составление плана текста (для пересказа) • Поиск пропущенных слов Выявление первичного восприятия (например, с помощью беседы). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста - повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Выразительное чтение. Цель анализа текста на этом этапе - создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.
4. Выполнение творческих заданий.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Организация творческой деятельности.
Организация творческой работы на уроке, в качестве домашнего задания ещё один важный вектор в развитии образовательных компетенций учащихся. Необязательно, чтобы творческая работа была рассчитана на целый урок, она может занимать совсем незначительное время. Форма продукта собственных размышлений, устная или письменная, тоже может быть различной. Кроссворды, ребусы, эвристические игры, различные виды изложений с заданной степенью свёрнутости (а также с изменением лица, с включением диалога, с придумыванием концовки) и сочинений (по картине, сочинение-описание, сочинение-рассуждение, сочинение на заданную или свободную тему, сочинение-памятка, сочинение-рассказ по рисунку, сочинение-повествование, эссе), написание письма или заявления, создание резюме или анкеты, перефразирование мысли или формулирование аргументов к ней, ролевые игры или лингвистические разминки, задания типа «Вспомните пословицы (названия книг, песен и т. п.) с числительными» или «Составьте текст, используя в нем как можно больше фразеологизмов» – всё в полной степени способствует развитию метапредметных и предметных компетенций учащихся.
Рассказываем истории.
Часто нам бывает необходимо рассказать о каком-нибудь происшествии. Чтобы читатель или слушатель мог хорошо представить себе, как все происходило, нельзя пропустить что-нибудь важное. Надо не только рассказать, какие происходят события и как, но и обязательно сообщить, где они происходят, почему, кто, в них участвует, что было сначала и что потом, что думают и чувствуют герои и рассказчик.
Задание. Напишите, как вы однажды собирались в путешествие, или сочиняли стихотворение, или опаздывали в школу, или решили стать отличником.
Однажды___________________________________________________
Прежде всего_______________________________________________
Пока_______________________________________________________
я___________________________________________________________
Но вдруг____________________________________________________
Тогда_______________________________________________________
С тех пор___________________________________________________
Рассуждаем и доказываем.
Обычно рассуждение строится так: сначала высказывается мысль, потом приводятся доказательства ее правильности. Но в жизни на большинство вопросов нет единственно правильного ответа, возможны разные мнения. Строить сложное рассуждение с учетом разных мнений труднее, но честнее и интереснее. Действовать можно так:
1. Прочтите вопрос и убедитесь, что верно его поняли.
2. Напишите свое мнение, свой ответ на этот вопрос.
3. Подберите доказательства своей точки зрения.
4. Подумайте, какое еще мнение возможно или известно вам, и запишите его.
5. Напишите аргументы в пользу другого мнения.
6. Напишите, почему вы все-таки стоите на своем.
Рефлексия. Работа с коллегами.
- Подведём итог нашей работы. - Какие универсальные учебные действия формировались на разных этапах работы над текстом? - До чтения текста? Во время чтения текста? После чтения текста? Проверим ваши ответы. - Я хочу, чтобы сегодня и всегда вам помогало наше дерево доброты. Человек должен творить доброе вокруг себя. Ведь светлые мысли делают душу радостной. А значит, счастливой.
Заключение.
Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».
Литература.
Журнал «Начальная школа плюс До и после»
Сайт « Школа 2100»
Методическое пособие. Уроки литературного чтения по учебнику « В одном счастливом детстве».
Бородин « Учим читать»
Сметанникова Н.Н. « Подходы и модели обучения чтению и письму» (грамотности)
|
|
|