Главная страница


Тема: Классификация и особенности использования музыкально-дидактических игр на занятиях (на примере детей старшего дошкольного возраста)



Скачать 394.89 Kb.
НазваниеТема: Классификация и особенности использования музыкально-дидактических игр на занятиях (на примере детей старшего дошкольного возраста)
страница2/5
Дата14.04.2016
Размер394.89 Kb.
ТипТематический план
1   2   3   4   5

Глава 2. Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников

2.1. Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий


Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств [16, c.83].

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

Музыкальные игры и пособия можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми.

Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой [15, c.223], является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.

Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:

1) Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»

2) Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»

3) Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?».

Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром [13, c.105].

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

2.2. Комплекс музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста


Данная разработка, будучи предназначенным для детей 5-7лет, учитывает их основные склонности, интересы и потребности и может быть использована ими как дополнительное для самостоятельной работы дома.

Цели и задачи методической разработки:

- развитие коммуникативных умений и навыков, помогающих установлению эмоциональных контактов между детьми;

- обеспечение воспитательных задач, побуждающих детей  работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей.

- содействие эффективному формированию знаний, умений и навыков детей посредством представления материала в интерактивной, визуализированной, интересной и максимально понятной для детей форме.

Актуальная задача – применение и использование информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками,  что позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

Основной формой проведения музыкально-дидактических игр является комбинированная форма, состоящая из объяснительной и практической части, включая игровые занятия, занятие-путешествие, занятие-инсценировка и др., что стимулирует двигательную активность детей.

Ведущий принцип построения – тематический (наличие семи тематических занятий, с проведением интерактивных игр, позволяющих раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью):

1 занятие.  Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «Солнышко и дождик» (на определение характера музыки)

2 занятие. Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «Музыкальный ритм» (на развитие ритмического слуха)

3 занятие Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «Что делают в домике?» (на определение характера музыки)

4 занятие. Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «У Кота-Воркота» (на развитие динамического  слуха)

5 занятие Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «Низкие и высокие звуки» (на развитие ритмического и динамического  восприятия музыки)

6 занятие. Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «У медведя во бору» (на развитие звуковысотного  слуха)

7 занятие. Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «Веселая и унылая музыка»  (на развитие ритмического и динамического  восприятия музыки).

Кроме этого, необходимо отметить, что все представленные в разработке игры, помимо практических целей (расширение словарного запаса, развитие навыков определения средств музыкальной выразительности), носят развивающий характер - развитие памяти, логического мышления, внимания, наблюдательности, а наличие добрых и эмоциональных персонажей (клоуна Фунтика, повелительницы хрустального замка Капели, Семицветика…) реализует ещё и воспитательные цели.

Новизна работы заключается в использовании инновационных форм и методов при ознакомлении детей с жанровой музыкой, а также в  интеграции педагогического процесса, предполагающего включения слушание музыки в другие виды музыкальной деятельности

Предполагаемыми результатами, которые планируются достичь, используя данную методическую разработку, является то, что в процессе  приобщения к информационным - коммуникативным технологиям повышается у детей познавательной активность, познавательный интерес, дети  учатся рассуждать, фантазировать. У них появляется уверенность в себе, раскрываются творческие способности. Увеличивается запас эмоциональных переживаний детей, пополняется детский опыт, эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.

1   2   3   4   5