2.1. Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.
Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств [16, c.83].
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).
Музыкальные игры и пособия можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми.
Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой [15, c.223], является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.
Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:
1) Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»
2) Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»
3) Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?».
Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром [13, c.105].
Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
2.2. Комплекс музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Данная разработка, будучи предназначенным для детей 5-7лет, учитывает их основные склонности, интересы и потребности и может быть использована ими как дополнительное для самостоятельной работы дома.
Цели и задачи методической разработки:
- развитие коммуникативных умений и навыков, помогающих установлению эмоциональных контактов между детьми;
- обеспечение воспитательных задач, побуждающих детей работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей.
- содействие эффективному формированию знаний, умений и навыков детей посредством представления материала в интерактивной, визуализированной, интересной и максимально понятной для детей форме.
Актуальная задача – применение и использование информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками, что позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.
Основной формой проведения музыкально-дидактических игр является комбинированная форма, состоящая из объяснительной и практической части, включая игровые занятия, занятие-путешествие, занятие-инсценировка и др., что стимулирует двигательную активность детей.
Ведущий принцип построения – тематический (наличие семи тематических занятий, с проведением интерактивных игр, позволяющих раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью):
1 занятие. Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «Солнышко и дождик» (на определение характера музыки)
2 занятие. Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «Музыкальный ритм» (на развитие ритмического слуха)
3 занятие Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «Что делают в домике?» (на определение характера музыки)
4 занятие. Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «У Кота-Воркота» (на развитие динамического слуха)
5 занятие Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «Низкие и высокие звуки» (на развитие ритмического и динамического восприятия музыки)
6 занятие. Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «У медведя во бору» (на развитие звуковысотного слуха)
7 занятие. Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «Веселая и унылая музыка» (на развитие ритмического и динамического восприятия музыки).
Кроме этого, необходимо отметить, что все представленные в разработке игры, помимо практических целей (расширение словарного запаса, развитие навыков определения средств музыкальной выразительности), носят развивающий характер - развитие памяти, логического мышления, внимания, наблюдательности, а наличие добрых и эмоциональных персонажей (клоуна Фунтика, повелительницы хрустального замка Капели, Семицветика…) реализует ещё и воспитательные цели.
Новизна работы заключается в использовании инновационных форм и методов при ознакомлении детей с жанровой музыкой, а также в интеграции педагогического процесса, предполагающего включения слушание музыки в другие виды музыкальной деятельности
Предполагаемыми результатами, которые планируются достичь, используя данную методическую разработку, является то, что в процессе приобщения к информационным - коммуникативным технологиям повышается у детей познавательной активность, познавательный интерес, дети учатся рассуждать, фантазировать. У них появляется уверенность в себе, раскрываются творческие способности. Увеличивается запас эмоциональных переживаний детей, пополняется детский опыт, эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.
|