Главная страница


Тема: Классификация и особенности использования музыкально-дидактических игр на занятиях (на примере детей старшего дошкольного возраста)



Скачать 394.89 Kb.
НазваниеТема: Классификация и особенности использования музыкально-дидактических игр на занятиях (на примере детей старшего дошкольного возраста)
страница5/5
Дата14.04.2016
Размер394.89 Kb.
ТипТематический план
1   2   3   4   5

Приложение 3



Интерактивная музыкально-дидактическая игра «ЧТО ДЕЛАЮТ В ДОМИКЕ?» (на определение характера музыки)


Программное содержание:

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением спящего ребенка, танцующих матрешек, мальчика играющего на барабане.

Раздаточный материал: Карточки дидактического пособия «Что делают в домике?»на   определение    характера    музыки.

Предварительная работа с детьми: Цикл занятий и бесед о разнообразных музыкальных жанрах, о средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Колыбельная» Е. Тиличеевой, «Марш» Р. Ляховицкой, «Танец» И. Филиппа.

ХОД ИГРЫ

Дети делятся на три подгруппы. Музыкальный руководитель предлагает по желанию выбрать игровые атрибуты: платочки, барабаны, куклы и расположиться возле экрана.

(1 слайд - Приложение №3, рисунок 2). Музыкальный руководитель: В кукольном домике музыка звучит – кто-то танцует, а кто и барабанит, а третий  - очень крепко спит.

(2 слайд - Приложение №3, рисунок 1). М.р.: А дом необычный как вы поняли музыкальный дом и вместе с друзьями феи музыки. Живет в нем Фея и очень хочет знать, сумеете вы музыку ее распознать.

Дети слушают музыкальный отрывок «Танец» И. Филиппа и выполняют соответствующие характеру музыки танцевальные движения под сопровождение игры на барабанах.

(3 слайд - Приложение №3, рисунок 4). Если ответ положительный, то перед детьми  - танцующие матрешки

(4 слайд – повтор 2 слайда). Если ответ не верный – Фея со знаком вопроса.

Игра повторяется – звучит «Колыбельная» А. Гречанинова

(5 слайд - Приложение №3, рисунок 3). При  положительном ответе – на экране колыбель со спящим мальчиком. Дети под музыку укачивают кукол.

По окончанию игры словарная работа на определение характера музыки.

Приложение 4



Интерактивная музыкально-дидактическая игра «У КОТА-ВОРКОТА» (на развитие динамического слуха)


Программное содержание:

  • Развивать у  детей представление о динамике и динамических оттенках в музыке.

  • Продолжать формировать у  детей представление о средствах музыкальной выразительности.

  • Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания музыки.

  • Воспитывать у детей устойчивый и отзывчивый интерес на музыкальное произведение, обогатить их музыкальные впечатления.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением, спящего в люльке кота и девочки убаюкивающей на руках кота, завернутого в одеяло.

Раздаточный материал: карточки  дидактического пособия на определение характера музыки.

Предварительная работа с детьми:

Цикл занятий и бесед о  средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Грустно» Г. Левкадимова; «Колыбельная» Е. Тиличеевой.

ХОД ИГРЫ

Дети полукругом сидят возле  экрана

(1 слайд - Приложение № 4, рисунок 2). Музыкальный руководитель: Сегодня мы побываем в гостях у сони-засони у Кота-Воркота. Наш котик очень ленивый и сонливый. Он только мурлычит и любит засыпать под его любимую песенку.

(2 слайд - Приложение № 4, рисунок 1). М. р: А охраняет его сон волшебник Цветик-семицветик и разрешит он вам поиграть с котиком, если вы споете песню «У Кота-Воркота» с убывающей динамикой и назовете слова, которыми можно описать характер музыки этой песенки.

Дети характеризуют песенку: ласковая, тихая, убаюкивающая, нежная…

(3 слайд - Приложение №4, рисунок 3). Если дети справляются с заданием   - на экране появляется изображение кота спящего в люльке.

(4 слайд – повтор 2 слайда). При неверном ответе – появляется Семицветик со знаком вопроса.

Игра повторяется, детям предлагается спеть еще раз,

только с более тихой динамикой и охарактеризовать данный отрывок, приставляя к своей  характеристике слово «очень»: очень тихий, очень нежный…

(5 слайд - Приложение №4, рисунок 4). Если дети с заданием   справляются - на экране девочка укачивающая ката и напевающая ему песню.

Приложение 5



Интерактивная музыкально-дидактическая игра «НИЗКИЕ И ВЫСОКИЕ ЗВУКИ» (на развитие звуковысотного  слуха)


Программное содержание:

  • Развивать у  детей представление о высоте звучания различных звуков.

  • Продолжать формировать у  детей представление о средствах музыкальной выразительности.

  • Упражнять детей в различении звучания звуков, низких и высоких звуков, условно соответствующих звучанию пения птиц.

  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением лесной полянки, птиц, дерева на котором находится гнездо, а также гнездо, находящееся в траве.

Раздаточный материал: карточки  дидактического пособия «Низкие и высокие звуки»; детские музыкальные инструменты – металлофоны и ксилофоны.

Предварительная работа с детьми:

Цикл занятий и бесед о  средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Адажио» Д. Штейбельта.

ХОД ИГРЫ

Дети полукругом сидят возле  экрана, в руках у них дидактические карточки

(1 слайд - Приложение №5, рисунок 2). Музыкальный руководитель: На полянке на лесной, свили гнезда. Кто на дереве высоко, а кто и в траве густой. На дереве высоко гнездо, в нем раздается очень звонкий щебет птиц, а в траве кто-то притаился и низким голоском щебечет.

(2 слайд - Приложение №5, рисунок 1). М.р: Фунтик очень хочет знать – хотите ли вы в игру эту поиграть? (дети отвечают). Тогда послушайте сейчас из какого гнезда поют на этот раз?

За ширмой М.Р. игрой на металлофоне воспроизводит

высокие звуки, дети поднимают соответствующую звучанию карточку.

(3 слайд - Приложение № 5, рисунок 4). Если ответ положительный - на экране изображение гнезда, расположенного на дереве.

(4 слайд – повтор 2 слайда). При неверном ответе – появляется Фунтик со знаком вопроса.

Игра повторяется – за ширмой звучат низкие звуки.

(5 слайд - Приложение № 5, рисунок 4). Если ответ положительный - на экране изображение гнезда, расположенного в траве.

Приложение 6



Интерактивная музыкально-дидактическая игра «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ» (на развитие звуковысотного  слуха)


Программное содержание:

  • Продолжать развивать представления детей о средствах музыкальной выразительности и о жанрах музыки

  • Знакомить детей с музыкой, различной по характеру (веселой, грустной)

  • Учить различать характер контрастных пьес, вошедших в игровое пособие, передавать его в движении

  • Воспитывать у детей устойчивый и отзывчивый интерес на музыкальное произведение, обогатить их музыкальные впечатления.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением лесной поляны на которой разворачивается сказочный сюжет – птицы собирают ягоды и складывают в гнездо, а медведи в корзину.

Раздаточный материал: карточки  дидактического пособия «Низкие и высокие звуки»; детские музыкальные инструменты – металлофоны и ксилофоны.

Предварительная работа с детьми:

Цикл занятий и бесед о разнообразных музыкальных жанрах, о средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Танец» И. Филиппа.

ХОД ИГРЫ

(1 слайд - Приложение № 6, рисунок 2). Музыкальный руководитель: Дети мы вновь с вами на лесной полянке, но кроме знакомых птичек облюбовали полянку медвежата, потому что поспели к этому времени лесные ягоды. Каждый из зверушек и птиц был очень рад и каждый запел свою песенку: птички высоким звонким голоском, медвежата – грудным, низким голосом.

(2 слайд - Приложение №6, рисунок 1). М.р: Услышав такое хоровое пение на полянку прибежал удивленный лесной человечек и предложил всем спеть песенку по отдельности, а не хором. Детям же решил загадать музыкальные загадки: чью песенку вы сейчас услышите? И почему вы решили, что эта песенка именно той зверушки или птички?

Звучат высокие нотки, воспроизводимые на металлофоне.

(3 слайд - Приложение № 6, рисунок 3). Если ответ положительный - на экране изображение высоко над поляной летающих птиц и складывающих ягоды в гнездо. Дети пропевают песенку птиц, жестом руки указывая высоту звучания.

(4 слайд – повтор 2 слайда). При неверном ответе  появляется зеленый лесной человечек со знаком вопроса.

Игра повторяется – за ширмой звучат нотки

низкого регистра. Дети определяют высоту звуков

(5 слайд - Приложение № 6, рисунок 4). При  положительном ответе - на экране появляются медвежата с полной корзиной ягод. Дети пропевают песенку медвежат.

Приложение 7



Интерактивная музыкально-дидактическая игра «ВЕСЕЛАЯ И УНЫЛАЯ МУЗЫКА» (на развитие ритмического и динамического  восприятия музыки)


Программное содержание:

  • Продолжать развивать у детей представление о ритме динамики звучания музыки.

  • Упражнять детей в восприятии и в воспроизведении ритма и динамики отдельных отрывков музыкальных  произведений.

  • Стимулировать двигательную активность детей.

  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением лошадки бодро и весело скачущей по дорожке и грустной унылой собачки, медленно двигающейся  навстречу лошадки.

Раздаточный материал: Цветные палочки для воспроизведения ритма и динамики.

Предварительная работа с детьми:

Цикл занятий и бесед о  средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Лошадка» А. Руббах, «Разминка» А. Гречанинов.

ХОД ИГРЫ

(1 слайд - Приложение № 7, рисунок 2). Музыкальный руководитель: Цок-цок-цок стучат копытца, не хотите ли прокатится? (Дети утвердительно отвечают). Ну что ж тогда в путь! По дорожке по прямой шла собачка к себе домой. Шла грустила плакала, слезы в лужу капали! А на встречу к ней весело лошадка: цок-цок-цок – что случилось с тобой дружок?

(2 слайд - Приложение № 7, рисунок 1). М.р: Фунтик наш тут как тут, у кого слёзы тут текут?

Предлагает детям послушать ритм весело скачущей лошадки, определить простучать его на цветных деревянных палочках.

(3 слайд - Приложение № 7, рисунок 4). Если ответ положительный - на экране весело скачущая лошадка. Дети весело отстукивают ритм.

(4 слайд – повтор 2 слайда). При неверном ответе – появляется Фунтик со знаком вопроса.

Игра повторяется. Звучит  унылая грустная музыка, дети определяют кому она принадлежит.

(5 слайд - Приложение № 5, рисунок 4). Если ответ положительный - на экране появляется изображение, уныло бредущей собачки, музыка постепенно затихает. Дети отбивают медленный ритм, соответствующий шагу унылой собаки.

В конце проводится игра на пополнение словарного запаса детей на определение ритма и динамики в музыке.

Приложение 8




 

Тематический план




Тема

Интегрированные музыкально-дидактические игры

Количество занятий в образовательной деятельности

Количество занятий в самостоятельной деятельности

1

Весело - грустно

«Солнышко и дождик»  (на определение характера музыки)

2

2

«Что делают в домике?» (на   определение    характера    музыки)

2

2

2

Определи по ритму

«Музыкальный ритм» (на развитие ритмического слуха)

2

2

«Веселая и унылая музыка»  (на развитие ритмического и динамического  восприятия музыки)

2

1

3

Тихо-громко

«У Кота-Воркота» (на развитие динамического  слуха)

2

2

«Веселая и унылая музыка»  (на развитие ритмического и динамического  восприятия музыки)

2

1

4

Низкие и высокие звуки

«Низкие и высокие звуки» (на развитие звуковысотного  слуха)

2

2

«У медведя во бору» (на развитие звуковысотного  слуха)

2

2



1   2   3   4   5