№
| Дата
| Тема учебного занятия
| Основные компетенции литературного образования
(содержание и виды работы учащихся)
| НРК (тема)
| Диагностика
|
Читательская
| Литературоведческая
| Коммуникативно-речевая
|
|
|
1
|
| Введение
Роль книги в жизни человека и общества.
НРК
| Афоризмы, пословицы и поговорки о книге и чтении
| Понятие об авторе и литературном герое, художественном вымысле
| Выразительное чтение и обсуждение вводной статьи учебника, развернутые высказывания учащихся
| Уральские писатели детям (выставка книг). Знакомство с хрестоматией «Литература России. Южный Урал»
|
|
2
|
| Устное народное творчество.
Введение в мир фольклора. Афористичность и образность фольклорных произведений
|
| Устное народное творчество, жанры УНТ
| Пересказ статьи учебника, создание собственного высказывания
|
|
|
3
|
| Детский фольклор: колыбельные песни, загадки, приговорки, скороговорки
|
| Понятие о ритме, рифме, олицетворении, повторе, параллелизме
| Выразительное чтение произведений
|
| Сочинение загадок
|
4
|
| Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы: особенности поэтики. Волшебные и бытовые сказки
| Русские народные сказки: “Финист - Ясный Сокол”, “Иван Царевич и серый волк”, “Сивка- бурка”, “Три царства - медное, серебряное, золотое
| Понятие о
сказителе,
сказочнике
| Художественный
пересказ
|
|
|
5
|
| Волшебная сказка «Царевна- лягушка» - сказка о мудрости и красоте
| Сказка «Царевна- лягушка»
| Художественные особенности сказок: постоянные эпитеты, гипербола
| Устный пересказ от лица разных героев сказки
|
|
|
6
|
| Тема мирного труда и защиты родной земли в сказке «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»
| Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо
| Понятие о
нравственной
проблематике,
сказочные
формулы
| Выразительное чтение по ролям, пересказ эпизодов сказки
|
|
|
7
|
| Победа добра над силами зла в сказке о животных «Журавль и цапля
| Сказка «Журавль и цапля»
| Художественные особенности сказки
| Выразительное чтение по ролям
|
|
|
8
|
| Обучающее сочинение.
«Мой любимый сказочный герой»
|
|
|
|
| Сочинение: «Мой любимый сказочный герой»
|
9
|
| Древнерусская
литература
Патриотический пафос и поучительный характер «Повести временных лет»
| «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича»
| Летопись
| Пересказ отрывка, использование словарей устаревших слов, сопоставление текста с репродукцией картины А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»
|
|
|
10
|
| Литература XVIII века
Анализ стихотворения
М.В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру»
|
| Юмор
| Выразительное чтение стихотворения
|
|
|
11
|
| Литература XIX века
Басни И.А. Крылова: их аллегорический смысл «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»
НРК
| Басни Эзопа Басни
И. А. Крылова «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»
| Басня, понятие об эзоповом языке, об аллегории и морали
| Выразительное чтение басен наизусть
| Е. Скобелкин, И. Шамсутдинов «Возвращаясь к прошлому» (глава «О земляке-великом баснописце»)
|
|
12
|
| Басни
И. А. Крылова: их аллегорический смысл. «Волк и ягненок».
| Басня
И. А. Крылова «Волк и ягненок»,
| Понятие об аллегории и морали
| Выразительное чтение басен
|
| Сочинение басни на современный сюжет
|
13
|
| «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.
| «Волк на псарне»
| Понятие «эзопов язык»
| Инсценирование басен
|
|
|
14
|
| В. А. Жуковский. «Спящая царевна»: герои литературной сказки, особенности сюжета
| Сказки
А.С. Пушкина, П. Ершова
| Понятие о литературной сказке
| Монологическая речь (сообщение о творчестве В.А. Жуковского)
|
|
|
15
|
| Тема добра и зла в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна»
| Сказка
В.А. Жуковского «Спящая царевна»
|
| Развёрнутые ответы на вопросы в учебнике
|
|
|
16
|
| Нравственнопсихологические проблемы в балладе
В.А. Жуковского
| Баллада
В.А. Жуковского «Кубок»
| Баллада как жанр литературы, герои
| Выразительное чтение баллады
|
|
|
17
|
| А.С. Пушкин. Слово о поэте. Образ няни в стихотворении А. С. Пушкина «Няне».
НРК
| А.С. Пушкин «Няне»
| Рифма, ритм, строфа
| Краткое сообщение о жизни А.С. Пушкина
| Ася Горская «Пушкиненок»
|
|
18
|
| Собирательный образ народных сказок в прологе к поэме
А.С. Пушкина «Руслан и Людмила
| Поэма
А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
| Поэма как жанр литературы
| Выразительное чтение наизусть пролога к поэме «Руслан и Людмила»
|
|
|
19
|
| Внеклассное чтение Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: нравственная красота героев, особенности сюжета
|
|
| Выборочный пересказ, создание характеристики одного героя
|
|
|
20
|
| Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
А.С. Пушкина: герои, сюжет
| В.А. Жуковский «Три пояса»,
А. Погорельский «Чёрная курица»
| Литературная сказка, «бродячие сюжеты сказок мира»
| Создание рассказа-
характеристики двух героев (сравнительная характеристика)
|
|
|
21
|
| Сочинение-
рассуждение:
«Что помогло Елисею в поисках невесты?»
|
|
|
|
| Сочинение
.В чем превосходство царевны над царицей в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
|
22
|
| Контрольная работа №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
23
|
| Нравственные проблемы в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
| А. Погорельский «Чёрная курица»
| Фантастика и достоверность в литературной сказке
| Отзыв на просмотренный фильм
|
|
|
24
|
| Сказочная повесть Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»
|
| Сказочная повесть
| Создание отзыва на самостоятельно прочитанное произведение
|
|
|
25
|
| В.М. Гаршин. «At- talea Princeps”. Жизнеутверждающий пафос сказки
|
| Литературная сказка, притча
| Пересказ эпизодов произведения, выразительное чтение по ролям
|
|
|
26
|
| Борьба добра и зла в сказке X. К. Андерсена «Снежная королева»
|
| Фантастика и достоверность в литературной сказке
| Развёрнутые ответы на вопросы
|
|
|
27
|
| Образы Кая, Герды в сказке X. К. Андерсена «Снежная королева»
|
|
| Создание рассказа-
характеристики двух героев (сравнительная характеристика Кая и Герды)
|
| Проверочная работа по литературной сказке XIX века
|
28
|
| М.Ю. Лермонтов. «Бородино»: героизм и стойкость русских солдат в Отечественной войне 1812 года. Историческая основа «Бородино»
|
| Сравнение, гипербола эпитет (развитие представления), звукопись, метафора, аллитерация
| Выразительное чтение наизусть стихотворения
|
|
|
29
|
| Обучающее сочинение. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании батальных сцен в стихотворении «Бородино»
|
|
|
|
|
|
30
|
| Проблема крестьянской доли и труда в стихотворении
А.В. Кольцова «Косарь»
|
| Поэтические тропы: эпитеты, метафора
| Выразительное чтение стихотворения
|
|
|
31
|
| Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место»: герои, особенности сюжета.
| Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
| Фантастика
| Выборочный пересказ, развёрнутые ответы на вопросы
|
|
|
32
|
| Поэтизация народной жизни в рассказе
Н.В. Гоголя «Заколдованное место»
|
| Фантастика
| Выборочный пересказ, использование литературоведческих словарей (фантастика)
|
|
|
33
|
| Внеклассное чтение
Моя любимая noвесть из цикла Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
| Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Дикань-
|
| Отзыв на просмотренный фильм
|
|
|
34
|
| Тема народного страдания в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»
| Стихотворение Н.А. Некрасова «На Волге»
| Поэтические троны: эпитеты, метафора
| Развёрнутые ответы на вопросы учебника
|
|
|
35
|
| Поэтический образ русской женщины в стихотворении Н.А. Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»
| Стихотворение Н.А. Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»
|
| Рассказ о литературном герое (характеристика героя)
|
|
|
36
|
| Образ крестьянских детей в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»
| Стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»
|
| Создание групповой характеристики героев
|
|
|
37
|
| И.С. Тургенев «Муму»: изображение быта и нравов крепостнической России
| И. С. Тургенев «Муму»
| Пейзаж, портрет, сравнение
| Выборочный пересказ
|
|
|
38
|
| Сострадание и жестокость в рассказе И.С. Тургенева «Муму»
| Гипербола,
литературный
герой эпизода
|
| Характеристика героя, художественный пересказ
|
|
|
39
|
| Обучающее сочинение. Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»
|
|
|
|
| Домашнее сочинение.
1. Герасим и барыня в рассказе
И.С. Тургенева «Муму».
2. Герасим и Татьяна в рассказе
И.С. Тургенева «Муму»
|
40
|
| Человек и природа в лирике А.А. Фета. Анализ стихотворения
«Весенний
дождь»
| А. А. Фет «Весенний дождь»
| Поэтические тропы: олицетворение, сравнение
| Выразительное чтение стихотворения
|
|
|
41
|
| Л. H. Толстой. «Кавказский пленник»: герои, особенности сюжета
| Л. Н. Толстой.
«Кавказский
пленник»
| Понятие о рассказе - были, антитезе.
| Выборочный пересказ
|
|
|
42
|
| Образы Жилина и Костылина в рассказе
Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Сравнительная характеристика
|
| Сравнение (развитие понятия), сюжет
| Сравнительная
характеристика
героев
|
|
|
43
|
| Внеклассное чтение
Особенности восприятии мира детства в повести Л.Н. Толстого «Детство»
| Л.Н. Толстой «Детство»
| Повесть, понятие об автобиографическом произведении (начальные представления)
| Характеристика одного героя
|
|
|
44
|
| Образы родной природы в лирике
Ф И. Тютчева,
А.Н. Плещеева,
И.С. Никитина
|
| Пейзаж, ритм, рифма
| Выразительное чтение наизусть стихотворения
|
|
|
45
|
| Осмеяние глупости и невежества в рассказе
А. П. Чехова «Хирургия»
| A.П. Чехов «Хирургия», «Хамелеон», «Ванька», «Налим»
| Сатира, юмор
| Инсценированное чтение, чтение по ролям
|
|
|
46
|
| Рассказ И. Бунина «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине
| Рассказ
И. Бунина «Косцы»
| Понятие о юморе, сатире, иронии
| Устный отзыв на иллюстрацию к рассказу
|
|
|
47
|
| В.Г. Короленко «В дурном обществе»: гуманистический смысл произведения
| В.Г. Короленко «В дурном обществе»
| Повесть, композиция, пейзаж, деталь
| Выборочный пересказ эпизодов
|
|
|
48
|
| Мир детей и мир взрослых в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
|
| Портрет героя
| Сравнительная характеристика героев произведения, выборочный пересказ
|
|
|
49
|
| Обучающее сочинение
Образ города в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
|
|
|
|
| Домашнее сочинение
1.ПочемуВася подружился с Валеком?
2. Маруся и Соня: два детства.
|
50
|
| Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С. Есенина «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями»
| С. Есенин «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями»
| Ритм, рифма (развитие понятия)
| Выразительное чтение наизусть стихотворения
|
|
|
51
|
| П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»: герои, сюжет. Образ Данилы – мастера.
НРК
| П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
| Сказ как жанровая форма, сказ и сказка (общее и различие)
| Художественный
пересказ
| Путешествие по бажовским местам на Урале.
|
|
52
|
| Образ Хозяйки медной горы. Понятие о сказе. Сказ и сказка.
НРК
| Сборник «Малахитовая шкатулка»
| Характеристика героев
| Обзор сборника «Малахитовая шкатулка»
|
|
53
|
| Герои и их поступки в рассказе К.Г. Паустовского
«Теплый хлеб»
| К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», М. Метерлинк «Синяя птица»
| Рассказ
| Характеристика
героя
|
|
|
54
|
| Роль пейзажа в рассказе
К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
|
| Пейзаж
(развитие понятия)
| Выборочный пересказ
|
|
|
55
|
| Природа и человек в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»
|
| Сюжет, композиция (развитие понятия)
| Художественный
пересказ
|
|
|
56
|
| Столкновение добра и зла в пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
| А Н. Островский «Снегурочка»
| Драма как род литературы, драматическая сказка (пьеса - сказка), народная и литературная сказка
| Инсценированное
чтение
|
|
|
57
|
| Быль и фантастика в рассказе А. Платонова «Никита»
| А. Платонов «Никита»
| Рассказ, фантастика (развитие представления)
| Рассказ - характеристика героя, выразительное чтение текста
|
|
|
58
|
| Контрольная работа №2 по творчеству П.П. Бажова, К.Г. Паустовского, А.П. Платонова.
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
59
|
| В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: герои, особенности сюжета
НРК
| В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»
| Понятие об автобиографическом произведении (развитие представления
| Выборочный пересказ, работа со словарём
| К.М. Макаров «Лошади», «Джурка»
|
|
60
|
| Поэтизация русской природы в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
|
| Пейзаж (развитие представления)
| Развернутые ответы на вопросы
|
|
|
61
|
| Тема детского патриотизма в стихотворениях К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете...»,
А. Т. Твардовского «Рассказе танкиста»
НРК
| К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...»,
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
| Поэтические тропы: сравнения, метафоры, эпитеты
| Выразительное чтение наизусть стихотворений
| Л.К. Татьяничева «Минные поля»
|
|
62
|
| Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон».
|
| Юмор (развитие понятия)
| Выборочный пересказ эпизодов
|
|
|
63
|
| Контрольная работа №3 по творчеству поэтов XX века
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
64
|
| Из зарубежной литературы. Р. Стивенсон. Бережное отношение к традициям предков в балладе «Вересковый мед»
|
| Понятие «баллада»
| Выразительное чтение наизусть.
|
|
|
65
|
| Мечты и фантазии героев в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»
| М. Твен «Приключения Тома Сойера»
| Роман, повесть, сатира
| Сравнительная характеристика героев произведения, выборочный пересказ
|
|
|
66
67
|
| Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека
| Д. Дефо «Робинзон Крузо»
| Приключенческий роман
| Выборочный пересказ эпизодов, рассказ - характеристика героя
|
|
|
68
|
| О. Уайльд «Мальчик- звезда»
| Литературная
сказка
| Художественный
пересказ
| Проблема гуманизма в сказке О. Уайльда «Мальчик- звезда»
|
|
|
69
|
| Итоговая контрольная работа
|
|
|
|
| Итоговая контрольная работа
|
70
|
| Читательская конференция. Путешествие в страну литературных героев
|
|
|
|
|
|