Учитель
| Ученик
| Примечания
|
Актуализация знаний о химических реакциях
|
Какова была тема нашего прошлого занятия?
Что же такое химическая реакция? Какие признаки отличают химическую реакцию от физических явлений? Всегда ли по этим признакам мы можем безошибочно отличить химическую реакцию от физического явления?
| Химические реакции, признаки химических реакций.
Явление, при котором одни вещества превращаются в другие, называется химической реакцией.
Признаки: выделение тепла и света, образование и растворение осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета.
Нет, так как ……
|
Учащиеся приводят примеры физических и химических явлений, сопровождающихся одинаковыми признаками.
|
Выполнение проверочной работы (работа в парах).
|
Пара учеников, сидящих за одной партой получает задание. Разделить явления на физические и химические. Для физических явлений указать обоснование, для химических указать признак.
| Выполняют работу, оформляют ответ.
| Возможна взаимопроверка.
|
Этап формулирования новых теоретических знаний
|
Проводит демонстрационный эксперимент.
Учитель зажигает свечу и демонстрирует её горение. Затем, накрывает свечу химическим стаканом.
- Скажите, почему прекращается горение свечи?
- Почему свеча начала гореть?
- Вы назвали два условия, необходимые для горения свечи: нагревание и контакт между реагирующими веществами. Надо ли соблюдать эти условия для протекания других химических реакций? Докажите свою точку зрения.
- Итак, мы убедились, что химические реакции начинаются только тогда, когда соблюдаются определённые условия.
| - Потому, что прекращается доступ кислорода.
- Мы нагрели воск до температуры воспламенения, и воск соприкасался с кислородом.
- Да. Например, …
| Демонстрационный эксперимент. «Горение»
Оборудование: свеча, спички, химический стакан.
Учащиеся могут привести примеры реакций, которые учитель демонстрировал на предыдущем уроке, реакции из собственного опыта.
Записывают тему урока.
|
Этап расширения новых теоретических занний
|
- Скажите, для любой реакции необходимо соблюдение обоих названных условий, нагревание и смешивание? Можно ли обойтись только одним из них?
- Аргументируйте свою точку зрения.
- Являются ли смешивание веществ и нагревание единственными условиями, необходимыми для протекания реакций?
- Вспомните тексты заданий предыдущего урока. В одном из них говорилось о разложении воды под действием электрического тока.
- Давайте подведём итог. Сколько условий, необходимых для начала реакций мы указали?
- Надо ли человеку знать эти условия? Для чего?
- Приведите примеры.
- Я хочу предложить вам познакомиться с ещё одним химическим процессом, контролировать который помогает знание об условиях протекания химических реакций. Это - коррозия.
| Да/нет.
- Реакция может начаться под действием солнечного света.
- Реакция может начаться под действием электрического тока.
- Четыре: смешивание (контакт) реагирующих веществ, нагревание, действие света, действие электрического тока.
- Чтобы управлять химическими реакциями.
- Горение. Тушение пожаров.
| Демонстрационный эксперимент «Вулкан».
Если учащиеся будут затрудняться, то можно предложить им открыть учебник на с. 146 - 147. Рассмотреть схему фотосинтеза и прочитать текст (с. 147, 2 – ой абзац).
|
Домашнее задание
|
§ 18 С. 101 – 102 в.1, 2, 4, 7 – 9.
С. 151 - 154 Коррозия. Прочитать. Назвать признаки реакции. Перечислить условия, при которых идёт процесс коррозии и как их используют при защите от коррозии.
|
|
|
Этап включения «открытия» в систему знаний учащихся.
|
Проводит демонстрационный эксперимент.
- Сколько химических реакций вы наблюдали? Каковы признаки тих реакций? Какие условия необходимы для их протекания?
| - Две реакции. Признак первой – образование осадка, признак второй – изменение окраски. Для начала первой реакции необходимо смешивание веществ. Для начала второй - нагревание.
| Демонстрационный эксперимент.
1. Получение гидроксида меди (II).
2. Получение оксида меди (II).
Оборудование: растворы сульфата меди, гидроксида натрия, спиртовка, спички, пробирка, держатель, штатив для пробирок.
|
Итог урока
|
- Вы молодцы. На этом наш урок закончен.
|
|
|