|
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
Программа рассчитана на 102 часа ( 3 часа в неделю). В течении года в разрешается корректировка с учётом праздничных дней за счёт итогового повторения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Содержание курса
Разделы курса физики
| Знать
| Уметь
| 1. Физика и методы научного
| Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических Явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
| смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория,
| отличать гипотезы от научных теорий
| 2. Механика
| Механическое движение. Относительность механического движения. Равноускоренное движение. Ускорение свободного падения. Равномерное движение по окружности (без вывода формулы для центростремительного ускорения). Закон инерции. История открытия Галилеем закона инерции. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Работы Копеника, Бруно, Галилея.
| смысл физических величин: скорость, ускорение физических законов классической механики
| описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение
| Взаимодействия и силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. История открытия закона всемирного тяготения. Движение планет и искусственных спутников Земли. Первая и вторая космические скорости.
| смысл физических величин масса, сила, смысл законов всемирного тяготения,
| описывать и объяснять физические явления движение небесных тел и искусственных спутников Земли; с
| Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса. Вклад российских ученых в развитие космонавтики.
Работа и энергия. Мощность. Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. История открытия закона сохранения энергии. Границы применимости классической механики.
| смысл физических величин импульс, работа, механическая энергия
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
| описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел иискусственных спутников Земли; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
| 3. Молекулярная физика и термодинамика
| Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования. Размеры, массы и скорости молекул. Взаимодействие атомов и молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории (без вывода). Идеальный газ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
| смысл физических величин внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества,
| уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел газов, жидкостей и твердых тел; описывать состояния системы
| Внутренняя энергия. Первый закон термо динамики. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Второй закон термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых двигателей, холодильников и кондиционеров. Экологический и энергетический кризисы. Охрана окружающей среды. Фазовые переходы. Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар. Объяснение круговорота воды в природе.
| смысл физических величин количество теплоты, физических законов термодинамики,
| приводить примеры практического использования физических знаний оценки влияния на организм человека загрязнения окружающей среды;
|
|
|
| Электродинамика |
|
| Электрические взаимодействия
Электрический заряд. Роль электрических взаимодействий в строении вещества. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Сравнительная характеристика гравитационного и электрического взаимодействий. Электрическое поле. Напряженность и напряжение электрического поля. Силовые линии. Примеры электрических полей (поле одного и двух точечных зарядов, однородно заряженной сферы, плоскости, двух плоскостей). История введения понятия о поле. Атмосферное электричество. Работа электрического поля при перемещении заряда. Разность потенциалов. Электроемкость. Конденсатор. Энергия электрического поля.
| смысл физических величин элементарный электрический заряд; смысл физических законов электрического заряда вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики
| уметь описывать и объяснять физические явления использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
| Итоговое повторение
| |
|
|