|
Закона «Об образовании в рф» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для учащихся 9 класса с умеренной умственной отсталостью разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ», приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1 – 4 классы / под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание – М.: Просвещение, 2006 г.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Уровень программы – коррекционно-развивающий.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.
Структура документа:
Данная программа имеет следующие разделы:
- пояснительная записка, которая даёт основные организационные и методические рекомендации, раскрывает основные принципы построения программного материала и его целевую направленность;
- содержание образовательной области «Математика»;
-учебно-тематический план образовательной области «Математика»;
- мониторинг образовательной области «Математика»;
- контрольно-измерительные материалы по математике;
- учебно-методический комплекс к программе.
Общая характеристика программы
. Данная программа предназначена для учащихся 9 класса с умеренной умственной отсталостью.
В соответствии с базисным учебным планом программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).
Содержание обучения математике для детей с умеренной умственной отсталостью (F71) базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.
С позиции принципа доступности рассматривается предъявляемый детям учебный материал каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке.
Привлечение жизненного опыта, организация возможно большего количества практической деятельности в процессе обучения математике, является важнейшим фактором в организации обучения детей с умеренной умственной отсталостью.
Процесс обучения организуется на практической и наглядной основе. В качестве наглядной основы в первую очередь должны использоваться натуральные объекты и предметы в натуральную величину. Виды работ расположены в степени доступности («от простого - к сложному»).
Содержание математики как учебного предмета в 9 классе готовит учащихся к усвоению следующего раздела программы: нумерацию натуральных чисел в пределах 15; единицы измерения времени, порядок месяцев; элементы геометрии. В каждом разделе предусмотрено решение простых арифметических задач. Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
Цель программы по математике:
- расширение и формирование математических представлений у учащихся.
Задачи программы:
- формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
- максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Требования к усвоению программы (ожидаемый результат):
Учащиеся должны знать:
- цифры 1-15;
- цифровой ряд в пределах 15;
- формы: куб, шар, треугольная призма (крыша), прямоугольная призма (брусок), квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
- величины большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, тяжелый, легкий;
Учащиеся должны уметь:
- различать предметы по цвету, массе, форме;
- сравнивать 2-4 предмета по величине методом наложения, «на глаз»: больше, меньше, равные, одинаковые;
- сравнивать предметы по размеру {длине, ширине, высоте), наложение, приложение;
- выделять из группы предметы один или несколько предметов, обладающих определенными свойствами (одним или несколькими): цвет, величина, форма, назначение;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга, а также помещать предметы в указанные положения;
- ориентироваться на листе бумаги;
- узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов;
- писать цифры 1-15, соотносить количество предметов соответствующим числом, цифрой;
- выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 15 с опорой на предметное множество (с помощью учителя);
- решать задачи на нахождение суммы, остатка на предметных множествах с помощью учителя.
Учащиеся должны овладеть навыками:
- счета в пределах 15;
- письмо цифр в пределах 15;
- работы с шаблонами и трафаретами.
Проверка знаний и умений учащихся по математике
Математические представления, знания и умения практически их применять оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных проверочных работ.
Контроль за усвоением знаний, умений и навыков осуществляется учителем посредством мониторинга.
Уровень усвоения знаний оценивается по степеням обученности:
Б (базовая степень обученности) – ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, допускает неточности, которые исправляет сам.
МН (минимально-необходимая степень обученности) – ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, при выполнении работ нуждается в частичной или постоянной помощи учителя, допускает ряд ошибок, которые самостоятельно исправить не может
Н (низкая степень обученности) – обнаруживает незнание большей части изученного материала, помощь учителя принимает, все виды работ выполняет только с помощью учителя.
Это даёт учителю возможность дифференцированно подходить к обучению каждого учащегося с отклонениями в развитии.
Формы и методы работы
1. Практические методы. Привлечение жизненного опыта, организация возможно большего количества практической деятельности в процессе обучения математике, является важнейшим методом в организации обучения детей с умеренной умственной отсталостью.
2. Наглядные методы. Применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся к изучению более сложного материала. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств. В качестве наглядной основы в первую очередь должны использоваться натуральные объекты и предметы в натуральную величину.
3. Словесные методы являются основной формой общения учителя с учениками. К ним относятся описание, рассказ, объяснение, беседа.
Так как значение учительской речи в процессе обучения очень высоко, к устному изложению учителем учебного материала предъявляются некоторые требования:
- научная достоверность учебного материала, излагаемого учителем, является необходимым условием успешного обучения;
- доступность и понятность учебного материала — эти факторы также зависят от личности педагога и его способности связно, ясно и четко излагать новый материал, терпеливо объяснять непонятные моменты учащимся. Дети с умеренной умственной отсталостью испытывают определенные сложности даже с усвоением ограниченного количества знаний;
- излагаемый материал должен быть интересным для учащихся; сознательный интерес способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Урок становится более интересным, а, следовательно, и более эффективным в том случае, если учитель приводит примеры из окружающей жизни, трудовой деятельности, близкие учащимся;
- устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными и практическими занятиями, то есть на уроках нужно пользоваться наглядными пособиями, графическими и иллюстративными работами, материал нужно закреплять с помощью самостоятельных работ и упражнений;
- целостность, завершенность и познавательная ценность — необходимые требования к содержанию излагаемого учителем материала.
Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения материалом. Главным требованием метода беседы является система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены идее урока, поставлены на доступном учащимся уровне. То есть для более слабых учеников следует задавать конкретные вопросы, требующие односложного, краткого ответа или ответа в форме картинки, рисунка и пр. Вопрос, заданный более сильному учащемуся, предполагает развернутый ответ. Предполагая строить урок в форме беседы, учитель должен продумать вопросы и возможные ответы учащихся, а также ряд уточняющих, вспомогательных вопросов на тот случай, если ответ будет неверным. Вопрос должен ставиться перед всем классом, тогда учащиеся будут более активно включаться в работу на уроке. Использование на уроке вопросно-ответного метода имеет ряд преимуществ:
- беседа способствует развитию речи и понимания учащихся;
- использование различных формулировок вопросов позволяет углублять знания ученика;
- различная степень трудности задаваемых вопросов способствует индивидуализации обучения;
- беседа способствует развитию связной речи у детей, способности излагать свои мысли.
4.Работа с учебником — один из действенных методов овладения учебным материалом. Основные требования по работе с учебниками и книгами:
- каждый учащийся должен иметь учебник, уметь находить изучаемое место;
- учитель должен провести краткий инструктаж по выполнению задания (указать тему урока, найти абзац или параграф, правило и др.), после чего проверяется, правильно ли усвоены инструкции. Учащиеся должны четко представлять характер работы: какова последовательность учебных операций, какой материал необходимо воспроизвести;
- учащиеся должны научиться находить главное, опорные пункты в процессе работы с учебником, не отвлекаясь на попутную информацию.
5. Метод демонстрации позволяет развивать элементарные представления учащихся, учит детей наблюдать предмет, явление, выделять в них основные черты, сравнивать и пр. К демонстрации предъявляются следующие требования:
- демонстрируемый объект должен быть хорошо виден всем учащимся;
- нельзя допускать предварительный осмотр демонстрируемого учащимися. В связи с их особенностями восприятия и внимания необходимое пособие нужно показывать только в момент объяснения;
- каждый учащийся должен действовать в соответствии с поставленной задачей и обращать внимание на те части демонстрируемого объекта, которые связаны с изучаемой на уроке темой;
- учащимся необходимо давать задание описать объект словесно, это способствует развитию наблюдательности и формированию правильной, логичной речи;
- дети должны формулировать итоги наблюдений на максимально доступном для них уровне.
Положительный эффект в воспитании и обучении учащегося может быть достигнут при проведении уроков с использованием следующих принципов:
- воспитывающей и развивающей направленности обучения;
- систематичности и последовательности;
- связи обучения с жизнью;
- коррекции в обучении;
- наглядности;
- сознательности и активности учащегося;
- индивидуального и дифференцированного подхода;
- прочности знаний, умений и навыков.
В 9 классе с умеренной умственной отсталостью обучаются 5 учащихся:
1. Б. Г.
2. Д. К.
3. Е. Д.
4.М. С..
5.Н. А..
Б. Г. .и Н. А. операциями сравнения и обобщения не владеют. Частично владеют операциями сравнения и обобщения Е. Д., Д. К. и М. С.
Д. К., Е. Д. и М. С. хорошо знают основные геометрические фигуры. Б. Г. и Н. А. основные геометрические фигуры знают частично. Геометрические построения все учащиеся выполняют с помощью учителя. Плохо ориентируется в пространстве, крайне плохо на плоскости Б. Г.. Постоянный контроль при выполнении работ по математике требуется Б.Г, Е.Д., М. С. и Н. А. Навыками самостоятельной работы при решении примеров и задач владеет Д. К.
Д. К. решает примеры и задачи в пределах 20, свободно считает до 20.Решает простейшие задачи на нахождение суммы и остатка. Соотносят цифру и число Д. К, Е. Д, М.С,
Б. Г. и Н.А. изучаемые числа знают плохо.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся. Содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»
9 класс (68ч в год)
Повторение
Числа от 1 до 13 (повторение)
Название, обозначение. Числа однозначные двузначные.
Присчитывание и отсчитывание по единице (прямой и обратный счёт).
Место числа в числовом ряду. Порядковый счёт. Счёт по 2, по 5.
Количественные, порядковые числительные.
Соотношение количества, числа и цифры.
Сравнение чисел по величине. Установление отношения больше, меньше, равно. Вычисление
лишних (недостающих) единиц в большем (меньшем) числе.
Сравнение чисел по их месту в числовом ряду.
Десятичный состав чисел от 11 до 13.
Приёмы сложения и вычитания в пределах 10. Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение и составление задач на нахождение суммы и остатка.
Геометрический материал
Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.
Построение отрезка такой же длины.
Величины, единицы измерения
Единицы (меры) времени месяц, год. Обозначение: 1 мес., 1 год. Порядок месяцев. Календарь. Соотношения: 1 год = 12 мес.
Числа от 1 до 14
Число 14. Числа однозначные, двузначные.
Письмо числа 14.
Присчитывание и отсчитывание по единице (прямой и обратный счёт).
Место числа в числовом ряду. Порядковый счёт.
Количественные, порядковые числительные.
Соотношение количества, числа и цифры.
Сравнение чисел по величине. Установление отношения больше, меньше, равно. Вычисление лишних (недостающих) единиц в большем (меньшем) числе.
Сравнение чисел по их месту в числовом ряду.
Десятичный состав числа 14.
Приёмы сложения и вычитания в пределах 14. Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение и составление задач на нахождение суммы и остатка.
Числа от 1 до 15
Число 15. Числа однозначные, двузначные.
Письмо числа 15.
Присчитывание и отсчитывание по единице (прямой и обратный счёт).
Присчитывание и отсчитывание двойками.
Место числа в числовом ряду. Порядковый счёт.
Количественные, порядковые числительные.
Соотношение количества, числа и цифры.
Сравнение чисел по величине. Установление отношения больше, меньше, равно. Вычисление лишних (недостающих) единиц в большем (меньшем) числе.
Сравнение чисел по их месту в числовом ряду.
Десятичный состав числа 15.
Приёмы сложения и вычитания в пределах 15. Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение и составление задач на нахождение суммы и остатка.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»
9 КЛАСС
№
| Тематика занятий
| Кол.
Часов
| Сроки
Проведения
| Методы и формы работы
с учащимися
| Практическая деятельность учащихся
| Виды коррекции на уроке
| 1
2 3
4 5
6
7.
8.
9
10
11 12
13
14
15
16
17
18
19 20 21
22
23 24
25
26
27 28 29
30
31
32 33 34
35
36
37
38
39 40
41
42
43
44
45
46
47 48 49 50
51
52 53
54
55 56
57
58 59
| 1 четверть (16ч)
Числа от 1 до 13 (повторение)
Название, обозначение чисел от 1 до 13.
Присчитывание и отсчитывание по единице
Входной контрольный срез №1 «Сравнение чисел от 1 до 13».
Анализ контрольного среза.
Место числа в числовом ряду. Порядковый счёт. Счёт по 2, по 5.
Количественные, порядковые числительные.
Соотношение количества, числа и цифры.
Сравнение чисел по величине.
Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус.
Вычисление лишних (недостающих) единиц в большем (меньшем) числе.
Сравнение чисел по их месту в числовом ряду.
Десятичный состав чисел от 11 до 13.
Решение примеров и задач на сложение и вычитание.
Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание чисел в пределах 13»
Анализ контрольной работы.
Геометрический материал
Построение окружности с помощью циркуля.
2 четверть (16ч)
Построение отрезка такой же длины
Число 14. Числа однозначные, двузначные.
Письмо числа 14.
Присчитывание и отсчитывание по единице .
Место числа в числовом ряду. Порядковый счёт.
Количественные, порядковые числительные.
Соотношение количества, числа и цифры.
Сравнение чисел по величине. Установление отношения больше, меньше, равно.
Контрольная работа №3 .«Решение задач на нахождение суммы и остатка»
Анализ контрольной работы.
Вычисление лишних (недостающих) единиц в большем (меньшем) числе.
Сравнение чисел по их месту в числовом ряду. 3 четверть (20ч) Построение отрезка такой же длины.
Величины, единицы измерения
Единицы (меры) времени месяц, год. Обозначение: 1 мес., 1 год.
Порядок месяцев. Календарь. Соотношения: 1 год = 12 мес. Десятичный состав числа 14.
Приёмы сложения и вычитания в пределах 14.
Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение и составление задач на нахождение суммы и остатка.
Контрольный срез №4 «Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 14»
Анализ контрольного среза.
Числа от 1 до 15
Число 15. Числа однозначные, двузначные.
Письмо числа 15.
Контрольная работа №5 .«Сравнение чисел в пределах 14»
Анализ контрольной работы.
Присчитывание и отсчитывание по единице (прямой и обратный счёт).
4 четверть (16 ч) Присчитывание и отсчитывание двойками.
Место числа в числовом ряду. Порядковый счёт.
Количественные, порядковые числительные.
Соотношение количества, числа и цифры.
Сравнение чисел по величине.
Установление отношения больше, меньше, равно.
Вычисление лишних (недостающих) единиц в большем (меньшем) числе.
Сравнение чисел по их месту в числовом ряду.
Десятичный состав числа 15.
Приёмы сложения и вычитания в пределах 15.
Контрольная работа №6 .«Сложение и вычитание чисел в пределах 15»
Анализ контрольной работы.
Решение примеров на сложение и вычитание.
Итоговая контрольная работа №7 «Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 15»
Анализ контрольной работы
Решение и составление задач на нахождение суммы и остатка.
| 1
1 1
1 1
1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
\ 2
2
2
1
1
1
1
2
1
1
1
2
3
3
1
1
1
1 1
1
2
1
1
1
1 1 1 1
1
1 1
1
1 1
1
1 1 1
|
|
Демонстрация предметов, предметный счёт, устный счёт. Игры «Сосчитай», «Магазин».
Устный счёт. Работа с числовой лестницей. Работа с «числовым домиком», палочками.
Демонстрация сравнения чисел на предметных множествах.
Выявление пробелов в знаниях учащихся.
Разъяснение. Закрепление материала. Демонстрация сравнения чисел на предметных множествах. Дидакт. игра «знаете ли вы число?»
Предметный колич. и поряд. счёт. Игра «Покажи нужную цифру». Фронтальная работа
Демонстрация образования числа на наглядном материале. Обуче-
ние комментированию своей деятельности с предметами
Устный счёт.
Работа с числовой лестницей. Работа с чертёжными инструментами.
Дидакт. игра «знаете ли вы число?»
Демонстрация образования числа на наглядном материале. Обуче-
ние комментированию своей деятельности с предметами
Устный счёт.
Работа с числовой лестницей. Работа с «числовым домиком», палочками. Устный счёт. Работа с числовой лестницей. Работа с «числовым домиком», палочками. Работа с чертёжными инструментами.
Работа с чертёжными и Работа с Работа с чертёжными инструментами.
Составление задач по рисунку. Работа с демонстрационным материалом.
Демонстрация сравнения чисел на предметных множествах и по числовой линейке. Дидакт. игра «Знаете ли вы число?»
Работа с числовой лестницей. Дидакт. игры: «Покажите и правильно сосчитайте», «Знаете ли вы число?» Демонстрация предметов, предметный счёт, устный счёт. Игры «Сосчитай», «Магазин».
Предметный колич. и поряд. счёт. Игра «Покажи нужную цифру». Фронтальная работа
Устный счёт. Работа с числовой лестницей. Работа с «числовым домиком», палочками.
Демонстрация сравнения чисел на предметных множествах.
Демонстрация образования числа на наглядном материале.
Демонстрация предметов, предметный счёт, устный счёт. Игры «Сосчитай», «Магазин».
Устный счёт. Работа с числовой лестницей. Работа с «числовым домиком», палочками.
Демонстрация сравнения чисел на предметных множествах.
Работа с чертёжными инструментами.
Выявление пробелов в знаниях учащихся.
Разъяснение. Закрепление материала.
Устный счёт. Работа с числовой лестницей. Работа с «числовым домиком», палочками.
Демонстрация сравнения чисел на предметных множествах. Дидакт. игра «знаете ли вы число?»
Демонстрация образования числа на наглядном материале.
Обучение комментированию своей деятельности с предметами
Объяснение, Закрепление пройденного материала. Опрос.
Обучение комментированию своей деятельности с предметами
Объяснение, Закрепление пройденного материала. Опрос.
Устный счёт.
Работа с числовой лестницей.
Работа с «числовым домиком», палочками.
Составление задач по рисунку. Работа с демонстрационным материалом.
Демонстрация сравнения чисел на предметных множествах и по числовой линейке.
Проверка усвоения учащимися программного материала. Выполнение арифметических действий в пределах 14. Работа с демонстрационным материалом.
Дидакт. игра «Знаете ли вы число?» Проверка усвоения учащимися программного материала.
Выявление пробелов в знаниях учащихся.
Разъяснение. Закрепление материала.
Работа с числовой лестницей. Дидакт. игры: «Покажите и правильно сосчитайте», «Знаете ли вы число?
Дидакт. игры: «Покажите и правильно сосчитайте».
Демонстрация предметов, предметный счёт, устный счёт. Игры «Сосчитай», «Магазин».
Устный счёт. Работа с числовой лестницей. Работа с «числовым домиком», палочками.
Демонстрация сравнения чисел на предметных множествах.
Демонстрация образования числа на наглядном материале. Устный счёт. Работа с числовой лестни-
цей.
Предметный колич. и поряд. счёт. Игра «Покажи нужную цифру». Фронтальная работа
Устный счёт. Работа с числовой лестницей. Работа с «числовым домиком», палочками.
Демонстрация сравнения чисел на предметных множествах. Дидакт. игра «знаете ли вы число?»
Демонстрация образования числа на наглядном материале. Обуче-
ние комментированию своей деятельности с предметами
Предметный колич. и поряд. счёт. Игра «Покажи нужную цифру». Фронтальная работа Проверка усвоения учащимися программного материала. Выполнение арифметических действий в пределах 15.
Выявление пробелов в знаниях учащихся.
Разъяснение. Закрепление материала.
| Количественный и порядко-
вый счёт. Счёт предметных множеств, решение задач, участие в дидактических играх.
Решение задач по алгоритму.
Составление задач по рисунку, примеру с последующей записью. Сравнение чисел на предмет
ных множествах, работа с множесвом предметов.
Чтение и запись натуральных чисел. Предметный счёт. Сопоставление двух-трёх предметов. Соотношение количества, числа и цифры. Работа с множествами предметов. Сравнение чисел на предмет
ных множествах, работа с множесвом предметов.
Выполнение геометрических построений.
Решение задач по алгоритму.
Составление задач по рисунку, примеру с последующей записью.
Чтение и запись натуральных чисел. Предметный счёт. Сопоставление двух-трёх предметов.
Счёт предметных множеств, решение задач, участие в дидактических играх.
Соотношение количества, числа и цифры. Работа с множествами предметов.
Соотношение количества, числа и цифры. Работа с множествами предметов Выполнение геометрических построений.
Выполнение геометрических построений. Соотношение количества, числа и цифры. Работа с множествами предметов. Сравнение чисел на предмет
ных множествах, работа с множесвом предметов.
Решение примеров и задач по алгоритму.
Составление задач по рисунку, примеру с последующей записью. Сопоставление двух-трёх предметов.
Счёт предметных множеств, решение задач, участие в дидактических играх.
.Количественный и порядко-
вый счёт. Счёт предметных множеств, решение задач, участие в дидактических играх.
Соотношение количества, числа и цифры. Работа с множествами предметов.
Сравнение чисел на предмет
ных множествах, работа с множесвом предметов.
Решение задач по алгоритму.
Составление задач по рисунку, примеру с последующей записью.
Чтение и запись натуральных чисел. Предметный счёт. Сопоставление двух-трёх предметов. Выполнение геометрических построений.
Счёт предметных множеств, решение задач, участие в дидактических играх.
Соотношение количества, числа и цифры. Работа с множествами предметов.
Счёт предметных множеств, решение задач, участие в дидактических играх.
Сравнение чисел на предмет
ных множествах, работа с множесвом предметов.
Решение задач по алгоритму.
Составление задач по рисунку, примеру с последующей записью.
Счёт предметных множеств, решение задач, участие в дидактических играх.
Чтение и запись натуральных чисел. Предметный счёт. Сопоставление двух-трёх предметов.
Количественный и порядко-
вый счёт.
Счёт предметных множеств, решение задач, участие в дидактических играх.
Количественный и порядко-
вый счёт. Счёт предметных множеств, решение задач, участие в дидактических играх.
Соотношение количества, числа и цифры. Работа с множествами предметов.
Соотношение количества, числа и цифры. Работа с множествами предметов. Сравнение чисел на предмет
ных множествах, работа с множесвом предметов.
Решение задач по алгоритму.
Составление задач по рисунку, примеру с последующей записью.
Чтение и запись натуральных чисел. Предметный счёт. Сопоставление двух-трёх предметов.
Счёт предметных множеств, решение задач, участие в дидактических играх.
Соотношение количества, числа и цифры. Работа с множествами предметов. Сравнение чисел на предмет
ных множествах, работа с множесвом предметов.
Решение задач по алгоритму.
Составление задач по рисунку, примеру с последующей записью.
Чтение и запись натуральных чисел. Предметный счёт. Сопоставление двух-трёх предметов.
Количественный и порядко-
вый счёт. Счёт предметных множеств, решение задач, участие в дидактических играх.
Чтение и запись натуральных чисел. Предметный счёт. Сопоставление двух-трёх предметов.
Сопоставление двух-трёх предметов. Выполнение контрольной работы.
Выполнение работы над ошибками.. Счёт предметных множеств, решение задач, участие в дидактических играх.
| Коррекция доступных количественных пред-
ставлений, зрительного восприятия.
Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении.
Сравнение чисел на предмет
ных множествах, работа с множесвом предметов
Коррекция доступных количественных пред-
ставлений, зрительного восприятия. Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении.
Коррекция мыслитель
ной деятельности.
Коррекция наглядно-образного мышления на основе упр. в анализе и синтезе. Коррекция чувства само
контроля, самостоятель
ности привыполнении заданий.
Коррекция мышления на основе упражнения в анализе и синтезе.
Формирование понятий и знаний о натуральном числе
Коррекция зрительного и моторно-двигательно
го восприятия, коррек-
ция мелкой моторик
Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении.
Коррекция доступных количественных пред-
ставлений, зрительного восприятия.
Сравнение чисел на предмет
ных множествах, работа с множесвом предметов
. Коррекция доступных количественных пред-
ставлений, зрительного восприятия.
Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении.
Коррекция мыслитель
ной деятельности. Коррекция наглядно-образного мышления на основе упр. в анализе и синтезе.
Коррекция чувства само
контроля, самостоятель
ности привыполнении заданий.
Коррекция мышления на основе упражнения в анализе и синтезе.
Формирование понятий и знаний о натуральном числе
Коррекция зрительного и моторно-двигательно
го восприятия, коррек-
ция мелкой моторики.
Коррекция мышления на основе упражнения в анализе и синтезе. Формирование понятий и знаний о натуральном числе.
Коррекция наглядно-образного мышления на основе упр. в анализе и синтезе.
Коррекция наглядно-образного мышления на основе упражнения в анализе и синтезе.
Коррекция зрительного и моторно-двигательно
го восприятия, коррек-
ция мелкой моторики рук.
Коррекция доступных количественных пред-
ставлений, зрительного восприятия.
Сравнение чисел на предмет
ных множествах, работа с множесвом предметов
.Коррекция доступных количественных пред-
ставлений, зрительного восприятия.
Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении.
Коррекция мыслитель
ной деятельности. Коррекция наглядно-образного мышления на основе упр. в анализе и синтезе.
Коррекция чувства само
контроля, самостоятель
ности привыполнении заданий.
Коррекция мышления на основе упражнения в анализе и синтезе.
Коррекция доступных количественных пред-
ставлений, зрительного восприятия.
Коррекция наглядно-действенного мышления на основе решений примеров при помощи наглядного материала.
Коррекция мыслитель-
ной деятельности на основе упражнения в счёте двойками и назывании чётных чисел
Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении.
Коррекция чувства само
контроля, самостоятель
ности при выполнении заданий.
Коррекция наглядно-образного мышления на основе упражнения в анализе и синтезе.
Коррекция зрительного и моторно-двигательно
го восприятия, коррек-
ция мелкой моторики рук.
Коррекция доступных количественных пред-
ставлений, зрительного восприятия.
Сравнение чисел на предмет
ных множествах, работа с множесвом предметов
.Коррекция доступных количественных пред-
ставлений, зрительного восприятия.
Коррекция наглядно-действенного мышления на основе решений примеров при помощи наглядного материала. Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении.
Коррекция мыслитель
ной деятельности.
Коррекция наглядно-образного мышления на основе упр. в анализе и синтезе.
|
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА» 9 класс 1 четверть 2014-2015 уч.год
Знания,
умения,
навыки
Уро-
вень
обучен-
ности
| Выполнение геометрических построений
| Соответ
ствие числа, количес
тва, циф-
ры от 1
до 13.
| Образова
ние чисел первого десятка их запись от 1
до 13.
| Счёт от заданного
числа до заданного (прямой и обратный)
| Порядко-
вый и количест-
венный счёт от 1
до 13.
| Сложение и вычитание чисел от 1 до 13
(на конкретном
материале)
| Решение примеров на сложение и вычитание
( с использованием числового ряда)
| Решение задач на нахождение суммы и остатка
| Сравнение чисел
| Степень обученности учащихся
| Б.Г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д.К.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Е.Д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М.С.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Н. А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Б (базовая степень обученности) – ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, допускает неточности, которые исправляет сам.
МН (минимально - необходимая степень обученности) – ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, при выполнении работ нуждается в частичной или постоянной помощи учителя, допускает ряд ошибок, которые самостоятельно исправить не может.
Н (низкая степень обученности) – обнаруживает незнание большей части изученного материала, помощь учителя принимает, все виды работ выполняет только с помощью учителя
МАТЕМАТИКА 9 класс 2 четверть 2014-2015 уч.год
Знания,
умения,
навыки
Уро-
вень
обучен-
ности
| Выполнение геометрических построений
| Соответ
ствие числа, количес
тва, циф-
ры от 1
до 14.
| Образова
ние чисел первого десятка их запись от 1
до 14.
| Счёт от заданного
числа до заданного (прямой и обратный)
| Порядко-
вый и количест-
венный счёт от 1
до 14.
| Сложение и вычитание чисел от 1 до 14
(на конкретном
материале)
| Решение примеров на сложение и вычитание( с использованием числового ряда)
| Решение задач на нахождение суммы и остатка
| Сравнение чисел
| Степень обученности учащихся
| Б. Г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д. К.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Е. Д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М. С.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Н. А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Б (базовая степень обученности) – ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, допускает неточности, которые исправляет сам.
МН (минимально - необходимая степень обученности) – ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, при выполнении работ нуждается в частичной или постоянной помощи учителя, допускает ряд ошибок, которые самостоятельно исправить не может
Н (низкая степень обученности) – обнаруживает незнание большей части изученного материала, помощь учителя принимает, все виды работ выполняет только с помощью учителя.
МАТЕМАТИКА 9 класс 3 четверть 2014-2015 уч.год
Знания,
умения,
навыки
Уровень
обученности
| Выполнение геометрических построений
| Знание единиц времени
| Умение различать однозначные и двузначные числа.
| Счёт от заданного
числа до заданного (прямой и обратный)
| Порядко-
вый и количест-
венный счёт от 1
до 14.
| Сложение и вычитание чисел от 1 до 14
(на конкретном
материале)
| Решение примеров на сложение и вычитание
( с использованием числового ряда)
| Решение задач на нахождение суммы и остатка
| Сравнение чисел
| Степень обученности учащихся
| Б. Г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д.К.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Е.Д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М.С.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Н.А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Б (базовая степень обученности) – ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, допускает неточности, которые исправляет сам.
МН (минимально - необходимая степень обученности) – ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, при выполнении работ нуждается в частичной или постоянной помощи учителя, допускает ряд ошибок, которые самостоятельно исправить не может
Н (низкая степень обученности) – обнаруживает незнание большей части изученного материала, помощь учителя принимает, все виды работ выполняет только с помощью учителя.
МАТЕМАТИКА 9 класс 4 четверть 2014-2015 уч.год
Знания,
умения,
навыки
Уровень
обученности
| Выполнение геометрических построений
| Присчитывание и отсчитывание двойками
| Соответ
ствие числа, количес
тва, циф-
ры от 1
до 15.
| Счёт от заданного
числа до заданного (прямой и обратный)
| Порядко-
вый и количест-
венный счёт от 1
до 15.
| Сложение и вычитание чисел от 1 до 15
(на конкретном
материале)
| Решение примеров на сложение и вычитание
( с использованием числового ряда)
| Решение задач на нахождение суммы и остатка
| Сравнение чисел
| Степень обученности учащихся
| Б. Г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д.К.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Е. Д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М. С.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Н. А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Б (базовая степень обученности) – ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, допускает неточности, которые исправляет сам. МН (минимально - необходимая степень обученности) – ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, при выполнении работ нуждается в частичной или постоянной помощи учителя, допускает ряд ошибок, которые самостоятельно исправить не может. Н (низкая степень обученности) – обнаруживает незнание большей части изученного материала, помощь учителя принимает, все виды работ выполняет только с помощью учителя.
9 КЛАСС
Сводный график наблюдения 2014-2015 уч. год
Ф.И.О.
Обу-
чен
ность
| Б. Г.
| Д. К.
| Е.Д.
|
М.С.
| Н. А.
| 1
ч
| 2ч
| 3
ч
| 4
ч
| за
год
| 1
ч
| 2
ч
| 3
ч
| 4
ч
| за
год
| 1
ч
| 2
ч
| 3
ч
| 4
ч
| за год
| 1
ч
| 2
ч
| 3
ч
| 4
ч
| за
год
| 1
ч
| 2
ч.
| 3
ч
| 4
ч
| за
год
|
математика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Б (базовая степень обученности) – ученик обнаруживает знание и понимание основных положений изученного материала, допускает неточности, которые исправляет сам.
МН (минимально - необходимая степень обученности) – ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений изученного материала, при выполнении работ нуждается в частичной или постоянной помощи учителя, допускает ряд ошибок, которые самостоятельно исправить не может
Н (низкая степень обученности) – обнаруживает незнание большей части изученного материала, помощь учителя принимает, все виды работ выполняет только с помощью учителя.
Контрольно-измерительные материалы образовательной области «Математика» 9 класс
Входной контрольный срез №1
Тема: «Сравнение чисел от 1 до 13».
1.Напиши числовой ряд от 1 до 13 по образцу.
2.Сравни числа, используя числовой ряд. Подчеркни числа, которые больше, синим карандашом.
5 7
9 4
13 12
10 9
11 13
8 11
3.Нарисуй 10 квадратов, 8 кругов, 11 треугольников. Те фигуры, которых больше всего, раскрась зелёным карандашом. Те фигуры, которых меньше всего, раскрась жёлтым карандашом.
Контрольная работа №2 (за 1 четверть).
Тема: «Сложение и вычитание чисел в пределах 13».
Реши примеры.
10+3 11+2
13-3 13-2
9+1 12+1
8+2 13-1
7+3 9+4
Реши задачу.
Мама купила сыну 11 тетрадей и 2 альбома. Сколько всего школьных принадлежностей она купила?
Нарисуй 10 квадратов, а треугольников на 3 штуки больше. Сколько треугольников получилось? Раскрась квадраты синим карандашом, а треугольники жёлтым карандашом.
Контрольная работа №3 (за 2 четверть). Тема: «Решение задач на нахождение суммы и остатка»
1.Реши задачу: (краткая запись дана учителем, зачитывается учителем)
В гараже стояло 14 машин. 1 машина уехала. Сколько машин осталось в гараже? 2.Реши задачу:
У Кати 10 открыток, у Тани 3 открытки. Сколько всего открыток у девочек? 3.Подчеркни, число, которое меньше.
10 и 3 14 и 8 13и 7
| Контрольный срез №4 (за 3 четверть).
Тема; «Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 14»
1.Подчеркни меньшее число.
10 и 12, 5 и 14, 8 и 2 2.Реши примеры.
10+4 13+1 12+1 12+2
14-4 14—1 13-1 14-2
3.Реши задачу.
Паша сделал 11корабликов, а Витя сделал 2 кораблика. Сколько всего корабликов у двух мальчиков?
|
| Контрольная работа №5 (за 3 четверть).
«Сравнение чисел в пределах 14»
1.Подчеркни большее число
13 и 3, 14 и 11, 5 и 12 1.Подчеркни меньшее число
13 и 14 13 и 11 14 и 12 3.Геометрический материал.
Начерти первый отрезок 5 см , а второй на 1 см длиннее.
|
|
Контрольная работа №6 (за 4 четверть).
«Сложение и вычитание чисел в пределах 15»
1.Реши примеры: (на конкретном материале)
15-3 14+1
10- 3 15-1 2.Реши задачу: (краткая запись дана учителем, зачитывается учителем)
В гараже стояло 15машин, 3 машины уехали. Сколько машин осталось в гараже?
3.Геометрический материал.
Начерти прямоугольник с помощью линейки по клеточкам.
|
| Итоговая контрольная работа №7.
Тема: «Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 15» 1.Реши примеры: (на конкретном материале)
10+ 5 3 +12
15- 5 14 - 4 2.Реши задачу: (краткая запись дана учителем, зачитывается учителем)
У девочки было 15 шаров. 1 шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки? 3.Геометрический материал.
Начерти отрезки: 3см и 10см.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «МАТЕМАТИКА»
1. Воронкова, В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы / под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2001. - 149 с.
2. Колесникова, Е.В. «Я считаю до пяти»: Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет / Е.В.Колесникова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004 - 17 с.
3. Колесникова, Е.В. «Я считаю до десяти»: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет / Е.В.Колесникова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004 - 19 с.
4.Колесникова, Е.В. «Я считаю до двадцати»: Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / Е.В.Колесникова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004 -19
5. Лапшин, В.А., Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика в начальном образовании / В.А. Лапшин, В.А. Пузанов. – М.: Просвещение,1990. – 143 с.
6. Математика малышам (часть 1, 2): Серия «Рабочие тетради дошкольника» / - М.: ООО ВК «Дакота» Солнечные ступеньки, 2005 - 24 с.
7. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов. — 4-е изд., переработанное / — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.
8. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 458с.
9. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
10. Строганова, Л.В Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками / Л.В Строганова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. – 112 с.
11. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М. Н. Перова – М.: Просвещение, 1997-118с.
12.Перова, М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе / Перова. - М.: «Владос» 1999. – 404с.
13.Хилько, А.А. Математика 1 / А.А. Хилько. - М.: Филиал издательства «Просвещение», 2005.- 111 с.
14.Эк, В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы / В.В.Эк – М.: Просвещение, 1990 – 178 с.
15.Эк, В.В. Дидактический материал по математике. 1, 2,3 классы / В.В. Эк – М.: Просвещение, 1992 – 218 с.
|
|
|