|
Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии
Самым главным критерием жизни любого человека является здоровье. Здоровье обучающегося - это забота не только родителей, но и преподавателя или учителя, потому что значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком образования. Здоровье учащегося, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для учащегося до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% его времени. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Поэтому внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий актуален. Так что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающая технология -это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др). Здоровьесберегающая технология относится к любой образовательной технологии и включает в себя несколько дидактических принципов: принцип деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, психологической комфортности, вариативности, творчества; принцип чередования различных видов деятельности на уроке с целью поддержания интереса к изучаемому предмету и предупреждения переутомления на уроке, т.е.работа учащихся и преподавателя на уроке должна быть разноуровневой и разнохарактерной; принцип минимализма домашнего задания, т.е.большая часть учебного материала должна выдаваться на уроке.
Понятие «здоровьесберегащая технология» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. 3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:
-организационно-педагогические: технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления. - психолого-педагогические технологии , связанные с непосредственной работой преподавателя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на обучающихся. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; - учебно-воспитательные технологии , которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с обучающими после уроков.. Функции здоровьесберегающей технологии:
формирующая: в ее основе лежит формирование качества личности, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение здоровья как базы функционирования личности в обществе так и в учебной деятельности.
информативно-коммуникативная: обеспечивает передачу опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью.
экологическая: помогает формированию экологической культуры обучающихся через усвоение основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется понимания взаимовоздействие человека и природы.
Обучение по здоровьесберегающим технологиям возможно только в ходе личностного общения на доступном уровне. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а также путем реализации различных форм организации деятельности учащихся на уроке (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная).Такой подход обеспечивает психологическую комфортность обучения. Все выше перечисленные приемы составляют основу здоровьесберегающих технологий, а ее результат это снятие учебных перегрузок и создание психологической комфортности процесса обучения. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
-рациональная плотность урока(время, затраченное обучающимися на учебную работу)должна составлять не менее 60% и не более 80%;
- в содержательную часть урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребности в нем;
-в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического мышления;
- в течении урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания;
-количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач)должно быть 5-7 минут, а их смена осуществляться через 10 минут;
-обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися( аудиовизуальный и др)
- должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
- необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
-на уроке необходимо создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, так как в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
- на уроке необходимо проводить технологические приемы и методы, способствующие самооценке и самопознанию учащихся;
-необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
-для подавления утомляемости учащихся на уроке необходимо включать физкультминутки
- необходимо проводить рефлексию в итоговой части урока.
Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходим профессионализм преподавателя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий. Перед преподавателем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи: - объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!); - пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий; - провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся; - начать целенаправленную реализацию здоровьесберегающие образовательные технологиив ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, с учащимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов оценки; - содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - это организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Список литературы
Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
Маркина И.В. Современный урок химии.Технологии, приемы.-Ярославль:Академия развития,2008.-288с.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с. |
|
|