Главная страница


Никитенкова Александра Геннадьевна Арефьева Юлия Александровна Принято протокол педагогического совета № от Ломоносов 2014 год содержание: пояснительная записка



НазваниеНикитенкова Александра Геннадьевна Арефьева Юлия Александровна Принято протокол педагогического совета № от Ломоносов 2014 год содержание: пояснительная записка
страница1/8
Дата18.04.2016
Размер1.86 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18

Петродворцового административного района

города Санкт-Петербурга


Утверждаю

Руководитель

Заведующая

ГБДОУ д/с №18

Куренкова И.В.

_______________

«___»_____2014 г.

Рабочая программа

старшей – подготовительной

группы детей в возрасте 5 - 7,5 лет

на 2014 – 2015 учебный год
воспитатели:

Никитенкова Александра Геннадьевна

Арефьева Юлия Александровна

Принято

Протокол педагогического совета

№____ от _________________


Ломоносов 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи образовательной программы

3. Принципы и подходы к формированию программы

4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в смешанной (старшей-подготовительной) группе детского сада.

5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

6. Оформление предметно-пространственной среды

7. Планируемые результаты освоения программы

8. Режим дня, структура НОД

9. Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей.

10.Региональный компонент

11. Работа с родителями.

12. Учебно-методическое сопровождение.


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старшей-подготовительной) группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральными государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса разновозрастной (старшей- подготовительной) группы структурного подразделения «ГБДОУ детский сад №18»

Рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старшей-подготовительной) группы Детского сада обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Содержание образовательного процесса в старшей-подготовительной группе выстроено в соответствии с программой "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими документами:

- Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н.

Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к

структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;


  1. Цели и задачи основной образовательной программы

Цели Программы:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания

ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе,

обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.


3. Принципы и подходы к формированию образовательной программы:

- соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие

ребенка;

- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса

образования детей дошкольного возраста;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно

образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со

спецификой дошкольного образования.

- учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными

возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями

образовательных областей

- соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса

- учет региональных особенностей и традиций – принцип регионализма,

-принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития, как основы духовно- нравственного воспитания.


4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в смешанной (старшей-подготовительной) группе детского сада
Педагогическая работа с воспитанниками разновозрастной (старшей-подготовительной) группы строится с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который

необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Список детей группы представлен в Приложении 1.

Характеристика контингента детей старшего дошкольного возраста.

В разновозрастной группе на 1 сентября 2014 года 24 ребенка. В возрасте от 5 до 6 лет (старшая

группа) – 12 человек. В возрасте от 6 до 7 лет (подготовительная группа) – 12 человек.

В группе 18 мальчиков, 6 девочек.
Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Возрастные особенности детей

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрастрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объект-в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов;

развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Возрастные особенности детей

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д, Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако, воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произволъным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольниковразвиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.


5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей:
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

Работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Образовательная область взаимодействует с образовательной областью «Физическое развитие», определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как к единству его физического, психологического и эмоционального благополучия.

Профилактическая работа включает систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждения возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.

Программы

Содержание

психолого-педагогической работы

по образовательным областям

Комплексные программы

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» - М.: «Мозаика-Синтез», 2010


«Физическое развитие»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Развитие физических качеств,

накопление и обогащение двигательного опыта.

Формирование потребности в двигательной активности

и физическом совершенствовании.


Парциальные программы

Пензулаева Л.И., Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа - М.: «Мозаика-Синтез», 2009

Пензулаева Л.И., Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа - М.: «Мозаика-Синтез», 2009

Пензулаева Л.И., Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа - М.: «Мозаика-Синтез», 2009

Пензулаева Л.И., Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа - М.: «Мозаика-Синтез», 2010

Степаненкова Э.Я., Методика проведения подвижных игр 2 – 7 лет - М.: «Мозаика-Синтез», 2011

Степаненкова Э.Я., Физическое воспитание в детском саду - М.: «Мозаика-Синтез», 2008

Анисимова Т.Г., Ульянова С.А Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011

Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Укреплять здоровье средствами закаливающих процедур.

Формировать интерес и любовь к спорту.

Воспитывать гигиенические привычки и телесную рефлексию (знание своего тела, название отдельных его частей).
  1   2   3   4   5   6   7   8