Формы и приемы организации образовательного процесса
по образовательной области «Физическое развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей
| Самостоятельная деятельность детей
| Образовательная деятельность в семье
| НОД
| ОД в режимных моментах
| Занятия
Занятия-развлечения
| Объяснение
Показ
Д/и
Чтение
Личный пример
Театрализованная деятельность
Иллюстративный материал
Досуг
| Игры со сверстниками:
с/ролевые, п/и
| Беседа
Совместные игры Чтение х/произведений
|
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира
природы ситуациях, и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Обязательность включения области в Программу обусловлена:
с одной стороны/, наличием потенциальных источников возникновения различных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и пр.);
с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений, животных и пр.).
Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) выступает необходимым условием полноценного развития человека. Безопасность окружающего мира – необходимое условие существования каждого человека, взрослого, ребенка.
Программы
| Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области
«социально-коммуникативное развитие»
| Комплексные программы
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» - М.: «Мозаика-Синтез», 2010
| Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
О правилах безопасности дорожного движения.
Формирование предпосылок экологического сознания.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам.
и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
(в том числе моральным).
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
| Авдеева Н.Н. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность М.: Просвещение, 2001
Старцев О.Ю. Школа дорожных наук - М.: Просвещение, 2010
Шорыгина Т.А, Осторожные сказки, безопасность для малышей - М.: Прометей Книголюб, 2003
Шорыгина Т.А, Беседы о здоровье -М.: Прометей Книголюб, 2004
Новикова И.М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников 2-7 лет. – М., Мозаика-Синтез, 2009
Николаевой С.Н., «Методика экологического воспитания в детском саду», .-М.: Просвещение, 2000
Игровая деятельность Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников М.: Просвещение 1981г.
Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. –М.: Просвещение, 1988.
Краснощекова Н.В. сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1979.
Недопасова В.А. растем играя. - М.: Просвещение, 2002.
Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. - М.: Этрол Лада,2005.
Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005
| Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой.
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек–часть природы).
Знакомить с деятельностью людей по охране живой природы. Развитие игровой деятельности. Формировать такие качества как отзывчивость, справедливость и скромность.
Развивать волевые качества, умения ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.
В своих поступках следовать положительному примеру.
Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
Совместно продумывать игровые действия, воспитывать чувства коллективизма.
Развивать у детей интерес к различным видам игр.
| Нормы поведения и общения
Буре С.Р. Социально-нравственное воспитание дошкольника. - М.: Мозаика Синтез, 2011
Петрова В.И.Стульник Т.Д. Нравственое воспитание в детском саду– М.: Мозаика-Синтез, 2008
Щербакова Е.И. Формировнаие взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в д/саду.-М.:Просвещение 1967
Гендерная, семейная, гражданская принадлежность, патриотические чувства, принадлежность к мировому сообществу
Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... - М.: Скрипторий, 2009
Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Средняя группа – М.: Скрипторий, 2010
Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Старшая группа – М.: Скрипторий,
2010 Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Подготовительная группа – М.: Скрипторий, 2010
| Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
О правилах безопасности дорожного движения.
Формирование предпосылок экологического сознания.
|
Формы образовательной деятельности по освоению
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
с детьми 6-7 лет в вариативной части Программы
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей
| Самостоятельная деятельность детей
| Образовательная деятельность в семье
| НОД
| ОД в режимных моментах
| Занятия
Экскурсии
Наблюдения
Беседа
Чтение
Объяснение
Обучение
Напоминание
Упражнение
Рассказ
Ситуативный разговор
Творческое задание
Д/и
Проблемные ситуации
Продуктивная деятельность
Рассматривание иллюстраций
Тренинги
| Объяснение
Обучение
Показ
Напоминание
Личный пример
Похвала
Тематический досуг
Упражнение
Тренинги
Игры
Рассматривание иллюстраций
Самообслужив
Эвакуация тренировочная
| Игры со сверстниками:
с/ролевые, д/и, театрализованные
самообслуживание
Рассматривание иллюстраций
Продуктивная деятельность
| Беседа
Личный пример
Рассказ
Объяснение
Напоминание
Запреты
Похвала
Чтение х/произведений
|
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Цели:
формирование положительного отношения к труду
через решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Программы
| Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
| Комплексные программы
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» - М.: «Мозаика-Синтез», 2010
| Развитие трудовой деятельности
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
| Парциальные программы и технологии
|
| Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2005
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2008
| Продолжать воспитывать интерес к различным профессиями месту работы родителей.
Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.
Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
|
|
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:
сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Основные направления психолого-педагогической работы в данной области образования дошкольников связано с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами деятельности).
При реализации ОО необходимо учитывать следующее:
познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса.
Для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры как ДОУ, так и группы детей дошкольного возраста.
Программы
| Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Познавательное развитие»
| Комплексные программы
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» - М.: «Мозаика-Синтез», 2010
| Сенсорное развитие.
Развитие познавательно-исследовательской
и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Проектная деятельность.
Формирование элементарных математических представлений
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Ознакомление с природой.
|
| Формирование целостной картины мира (во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах)
| Арапова. Пискарева Н.А. Формирование ФЭМП в детском саду. Программа и метод. рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009
\
Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации с детьми 2-7 лет– М.: Мозаика-Синтез, 2010 Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по ФЭМП, 2 младшая группа– М.: Мозаика-Синтез, 2009
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по ФЭМП, средняя группа– М.: Мозаика-Синтез, 2009
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по ФЭМП, старшая группа– М.: Мозаика-Синтез, 2009
Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984 Комарова Т.С., Комарова И.И. Туликова А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-Синтез, 2011
Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 мл. группе– М.: Мозаика Синтез, 2009
Дыбина О.В. Что было до…– М.: ТЦ Сфера, 2010
Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром– М.: ТЦ Сфера, 2007
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы– М.: ТЦ Сфера, 2010
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010
Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Книга 1, 2,3.– М.: ТЦ Сфера, 2010
Лебедева Л.В. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
А.С.Васильева. Тематический словарь в картинках.
С.Вохренцева. Дидактический материал.
Г.Я. Затулина, конспект занятий по развитию речи
Н. С. Голицына Конспекты комплексно- тематических занятий.
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада.
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. 4-7 лет– М.: Мозаика-Синтез, 2011
Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. –Волгоград: Учитель, 2011
Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе. – М.: Мозаика-Синтез, 2010
Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 мл. группе. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
Иванова А.И. Человек.– М.: ТЦ Сфера, 2010
Иванова А.И. Мир растений.– М.: ТЦ Сфера, 2010
Иванова А.И. Мир животных.– М.: ТЦ Сфера, 2010
Кравченко И.В. Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы.– М.: ТЦ Сфера, 2011
Кравченко И.В. Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы.– М.: ТЦ Сфера, 2011
| Продолжать развивать органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику. Расширять представления детей о процессе создания предметов, вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы.
Совершенствовать характер и содержания обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей.
Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой.
Учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных.
|
Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Познавательное развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей
| Самостоятельная деятельность детей
| Образовательная деятельность в семье
| НОД
| ОД в режимных моментах
| Занятия
Экскурсии
Наблюдения
Беседы
Опыты, экспериментирование
Обучение в условиях специально организованной полифункциональной интерактивной среды
Игровые занятия с использовнаие полифункционального игрового оборудования.
Игровые упражнения
Д/игры
П/игры
Проектная деятельность
Продуктивная деятельность
Проблемно-поисковые ситуации
| Объяснение
Напоминание
Обследование
Развивающие игры
Игры-экспериментирования
Проблемные ситуации
Игровые упражнения
Рассматривание чертежей и схем
Моделирование
Коллекционирование
Проекты
Интеллектуальные игры
Тематическая прогулка
Конкурсы
КВН
Трудовая деятельность
Тематическая выставка
Мини-музеи
| Игры развивающие, подвижные, со строительным мтериалом
Игры-экспериментирования
Игры с автодидактическим материалом
Моделирование
Наблюдения
Интегрированная детская деятельность:
Включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность – предметную, продуктивную, игровую.
Опыты
Труд в уголке природы
Продуктивная деятельность
| Беседа
Коллекционирование
Просмотр видеофильмов
Прогулки
Домашние экспериментирования
Уход за животными и растениями
Совместное конструктивное творчество
Коллекционирование
Конструктивные игры
| |