11. Работа с родителями.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» родители являются не только равноправными, но равноответственными участниками образовательного процесса.
Семья – социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным. Семья – первичный коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностей. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процесс семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.
В соответствии с ФГТ к структуре ООП дошкольного образования одним из компонентов в структуре образовательного процесса ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников.
Основанием для определения форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников служат нормативные документы, закрепляющие основу взаимодействия:
Закон РФ «Об образовании»;
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении ;
Устав ГБДОУ ;
Лицензия на образовательную деятельность;
Свидетельство об аккредитации;
Договор ГБДОУ с родителями и лицами их заменяющими.
Положение о родительском комитете.
Перспективный план взаимодействия ГБДОУ.
Форма работы
| Содержание работы
| Ответственный
| Блок 1. РЕКЛАМНЫЙ
Задачи: пропаганда и популяризация дошкольного образования, охват максимального числа детей общественным дошкольным воспитанием.
| День открытых дверей
| Презентация ДОУ в рамках общего родительского собрания Посещение ДОУ родителями, просмотр открытых занятий в группах.
Проведение досугов
| Заведующая,
воспитатели ДОУ
| Ведение сайта в Интернете
| Сайт с подробным описанием спектра услуг; программ, технологий; проводимых мероприятий; достижениях педагогов и детей; инновационной работе в ДОУ.
| Заведующая, назначенный ответственным на учебный год
| Горячая линия
| Консультации по телефону:
- информирование родителей о работе ДОУ;
Разъяснения порядка приема ребенка в ДОУ.
| Заведующая.
|
Блок 2.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Задачи: выявление воспитательно-образовательных потребностей населения, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
| Анкетирова-
ние
| - «Здравствуй детский сад» при поступлении ребенка в ДОУ
- Удовлетворенность родителями ДОУ
| воспитатели
| Социальный паспорт ДОУ
| Социологическое исследование состава семьи воспитанников.
| Воспитатели
| Форма работы
| Содержание работы
| Ответственный
| Блок 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Задачи: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
| Наглядная педагогичес-
кая пропаганда
| Информационные стенды для родителей:
«Моя семья» (вопросы воспитания);
«Советы Доктора Айболита»; «Мы любим музыку», «Защита прав ребенка» (по страницам конвенции о защите прав и достоинств ребенка),«Охрана труда», «ГО и ЧС», «Пожаробезопасность».
Групповые стенды:
Обязательные: «Режим дня», «Наши занятия, должностные обязанности воспитателя и мл. воспитателя, инструкция охраны жизни и здоровья детей, психологические особенности возраста.
По потребностям педагогов и запросам родителей:
«День рождения», «Что мы узнали в этом месяце», «Спасибо!», оперативные актуальные темы в группе)
и т.п.
Групповые выставки:
«Детское творчество» (рисунки, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).
«Тематические проекты» (речевое творчество детей, коллективные работы, работы и поделки семей).
| воспитатели ДОУ
| Родительские собрания
| Организационные (в начале уч. года), так же по запросу родителей
информация о ДОУ, сотрудниках, программах и технологиях; предметно-развивающей среде, о планах на предстоящий год; организационные вопросы.
Тематические групповые:
4 раза в год
Установочное: выборы актива группы, представителей родительского комитета, знакомство с основными психологическими особенностями детей возраста группы, работа со специалистами, организационные вопросы;
Тематические: во всех группах, ежеквартально
Итоговое: подведение результатов работы группы, развитие детей на данном возрастном этапе, особенности работы в летний период, значение активного отдыха ребенка для укрепления здоровья
| Заведующая,
воспитатели ДОУ,
председатель родительского комитета
| Заседания родительского комитета
| Проводится не менее чем три раза в год, и по запросу родителей. Решаются актуальные проблемы в работе ДОУ, рассматриваются текущие оперативные вопросы.
| Заведующая
Сентябрь, январь, май
| Методические мероприятия
| Консультации по интересующим родителей темам;
Участие родителей в подготовке праздничных утренников; и досугов для детей, выставках;
Индивидуальная работа с родителями с повышенными познавательными потребностями.
Клуб «Развиваемся, играя» (проводится 3-4 раза в год)
Призван обогатить знания родителей, повысить их компетентность в вопросах психологии, дошкольной и коррекционной педагогике. Дать родителям конкретные рекомендации и советы, практические умения работы с детьми. Работа клуба способствует выработке единого подхода в воспитании, обучении и развитии ребенка дома и в детском саду.
| Заведующая,
воспитатели ДОУ, председатель родительского комитета
Воспитатели ДОУ
| Блок 4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ И РОДИТЕЛЕЙ
Задачи: привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагога – в глазах
| Планирование
| | Заведующая,
воспитатели ДОУ, председатель родительского комитета
| Проведение досуга
| Традиционные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»
Клуб «Хозяюшка» (секреты домашней кухни + общение в неформальной обстановке)
23 февраля совместно с мужчинами семьи;
Сезонные выставки;
|
Муз. Руководитель Воспитатели
| Участие родителей в педагогичес-
ком процессе
| Открытые занятия в группах с участием родителей,
творческие задания для совместного выполнения с детьми;
индивидуальная работа с родителями с повышенными познавательными потребностями.
| воспитатели ДОУ, родители
| Блок 5. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи: организовать эффективное взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников, повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов.
| Методические мероприятия с педагогами
| Консультация для молодых специалистов «Работа с семьёй»: психолого-педагогический анализ проблемы, нормативно-правовой аспект, основная документация, формы взаимодействия с семьёй.
Правила проведения анкетирования, исследований состава семьи (этические нормы и правила).
Индивидуальные беседы с педагогами по вопросам работы с родителями.
Деловые игры и тренинги
| Заведующая
| Самообразо-
вание педагогов
| самостоятельное изучение литературы по проблемам семейного воспитания;
включение вопроса просвещения родителей в самоанализы воспитательно-образовательной работы каждого педагога
|
|
|
|
| Блок 6. КОНТРОЛЬНЫЙ Задача: анализ результативности взаимодействия педагогов ДОУ с семьёй
| Воспитание культуры педагогичес-
кого общения
| Система тренингов, коррекционно-психологических занятий и игр для повышения педагогического мастерства, культуры общения (преодоление психологического барьера или налаживания отношений с семьями воспитанников, в том числе с «неконтактными» родителями)
|
воспитатели
| Сбор аналитичес-
кого материала
| тесты, опросы, анкетирования педагогов и родителей
| воспитатели
| Обмен опытом
| заседания родительского комитета;
участие родителей в дискуссионно-практическом клубе «Развиваемся, играя»,
| Заведующая,
председатель родительского комитета
| Планирование
| Перспективное и календарное планирование работы с родителями с учетом аналитических, эмпирических и методических материалов
|
| Блок 7. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (опекуны, дети-инвалиды, неблагополучные семьи)
Задача: организовать эффективное взаимодействие ДОУ с семьями, где имеются дети инвалиды, дети, находящиеся на усыновлении или под опекой. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и их заменяющих представителей. Оказывать социальную поддержку данным семьям.
| Сбор аналитического материала
| -Выявление детей оставшихся без попечения родителей (сообщать о них в течении 3 дней в органы опеки и попечительства)
-Постановка на учет семей нуждающихся в социальной помощи.
-Проведение контрольного обследования условий воспитания и материального содержания подопечных детей (октябрь, март)
-Предоставление актов в органы опеки и попечительства в отдел опеки и попечительства, в комиссию по делам несовершеннолетних.
-обобщение сведений по организации летнего отдыха подопечных.
| Заведующая,
воспитатель, ответственный за ведение соц. работы
| Участие родителей (опекунов) в педагогичес-
ком процессе
| Открытые занятия в группах с участием родителей,
домашние задания для совместного выполнения с детьми;
индивидуальная работа с родителями
| воспитатели ДОУ, родители
| Психолого-педагогическое просвящение родителей
| индивидуальные консультации по вопросам развития и воспитания ребенка специалистами ДОУ;
участие в педагогическом процессе: наблюдения на занятиях, в режимных моментах участие в праздниках и развлечениях;
медицинские консультации врача педиатра, старшей медсестры.
|
|
Основные формы взаимодействия с семьей.
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары.) Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Содержание направлений работы с семьей
по образовательным областям.
Физическое развитие.
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка. Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации.
Социально-коммуникативное развитие.
Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества. Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости - фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи -«01», «02» и «03» и т. д.). Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях. Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду. Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности. Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения. Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых. Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы – при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности). Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
Художественно-эстетическое развитие.
На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей. Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей. Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др. Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.
Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников. Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия. Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду. Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном селе. Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.
|