Главная страница


Никитенкова Александра Геннадьевна Арефьева Юлия Александровна Принято протокол педагогического совета № от Ломоносов 2014 год содержание: пояснительная записка



НазваниеНикитенкова Александра Геннадьевна Арефьева Юлия Александровна Принято протокол педагогического совета № от Ломоносов 2014 год содержание: пояснительная записка
страница5/8
Дата18.04.2016
Размер1.86 Mb.
ТипПояснительная записка
1   2   3   4   5   6   7   8


НОД проводятся в игровой форме с элементами двигательной активности (физминутки проводятся каждые 10 минут, по 2-3 минуты)


9. Комплексно - тематическое планирование

работы с детьми старшего возраста.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику нашего дошкольного учреждения.

Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период 2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.

Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода – интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.

При составлении комплексно-тематического планирования содержания организованной образовательной деятельности использовались следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.


Комплексно-тематический принцип построения Программы.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы являются примерные темы (праздники, события), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

- явлениям нравственной жизни ребенка (Дни доброты, красоты, всемирный день приветствий и др.)

- окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);

- миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);

- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);

- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День народного единства, День защитника Отечества и др.),

- сезонным явлениям («Осенины», «Зимушка хрустальная», «Весняночка»),

- народной культуре и традициям.

Данная основа комплексно-тематического планирования обеспечивает:

- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

- поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы;

- технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику - проведение праздника, подготовка к следующему празднику - проведение следующего праздника и т.д.);

- многообразие форм подготовки и проведения праздников;

возможность реализации принципа построения Программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном периоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);

- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следующее:

- количество тем самостоятельно определяется педагогами, реализующими программу, и может быть, как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными, российскими праздниками или событиями);

- указанные темы могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными, российскими праздниками или событиями;

- формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;

- одной теме уделяется не менее одной недели (оптимальный период
2 недели);

- тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития.

Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями.

Комплексно - тематическое планирование

работы с детьми старшего-подготовительного возраста.


Месяц

Неделя

Тема, тематической недели

Форма, название итогового события

Сентябрь

3.09
1

«Воспоминания о лете!»

Формирование представлений о том, что прошло лето, наступила осень, начало учебного года. Дать представление о роли знаний в жизни человека.

Экскурсия в «День знаний».

2

МОНИТОРИНГ




3, 4

«Моя малая родина»

Закрепить и систематизировать знания детей о родном городе, история возникновения, имя основателя.

Выставка детского рисунка.

Словотворчество детей: «Почему я люблю свой город».


27.09

«Что такое Красная книга?»

Дать знания детям о заповедниках, национальных парках, для кого устраивают заповедную зону, известных заповедниках России, для чего нужна

«Поздравления воспитателям».

Фотовыставка: «Хорошо у нас в саду, не дождусь когда приду...».

Октябрь


1

«Уж, небо осенью дышало…»

Уточнить признаки наступления осени в живой и неживой природе. Труд в природе осенью. Осенние эпитеты. Забота о своем здоровье с наступлением холодов.

Выставка работ по лексической теме.


2

«Если хочешь быть здоров…»

Приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни, к здоровому питанию: овощи и фрукты – качество, использование в пищу.

Коллаж: «Наши витамины»

Выставка детских работ с элементами народного творчества.


3




22.10

4

«Прошлое и настоящее»

Расширять знания детей об истории одежды, мебели, посуды, техники.

Выставка детского тематического рисунка.

Создание альбома: «История вещей»



Ноябрь

5.11

1.

«День народного единства», «Столица нашей Родины»

Закрепить знания о главном городе России, познакомить с его гербом, термин «столица», достопримечательности Москвы.

Коллективная работа: «Главный город России»

2

« Азбука вежливости»

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, уважительного отношения к окружающим. Обогащение словаря детей вежливыми словами, побуждение к использованию в речи пословиц, поговорок.

Изготовление детьми игрушек для малышей. Викторина «Вежливые слова». Разработка индивидуальной карты развития ребенка.

20.11

3

«Всемирный день ребенка, моя семья»

Расширить знания детей о семье, о родственных отношениях. Дать понятие родословной, воспитывать заботливое отношение к членам семьи.

Фото – выставка: «Любимое занятие в семье».

Детское словотворчество: «Моя родословная».

27.11

4

«Моя мама лучше всех»

Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней.

Групповые посиделки с проведением конкурсов.

Детский пресс центр «Поздравления мамам от детей».

Декабрь

1

«Моя родословная»

Закрепить знания детей о их именах и фамилиях, значение имен, образование отчества каждого, образование фамилий. Гендерная принадлежность. Имена девочек и мальчиков.

Создание генеалогического древа: «Моя родословная»

« День Имени, Отчества»- все дети обращаются друг к другу, по имени отчеству.

2

«Вот пришли морозцы зима настала…»

Уточнить представление о первых признаках зимы, зимних явлениях природы: долгота дня, снегопад, метель. Свойства снега: белый, холодный, тает в тепле. Опасности обморожения, прикосновения к металлическим предметам на морозе. ЗОЖ: тепло одеваться, закаляться.

Выставка детского творчества: «Зима пришла».

Семейные поделки: «Кормушки для птиц».


3

«Дикие и домашние животные. Подготовка животных к зиме. Зимующие птицы»

Закрепить знания детей о жизни диких, домашних животных зимой, дать понятие о зимующих птицах.

Коллаж: «Зимующие птицы нашего края».

28.12

4

«Здравствуй, Новый год!»

Празднование нового года в России и других странах. Дать понятие «народная традиция», безопасность в новогодние праздники.

Праздник «Новый год»

Семейные поделки на елку.

Январь

2

«Человек»

Внешний облик человека, части тела, лица, органы чувств, их роль. Строение человека: кости, кожа, кровь, сердце. Гендерная принадлежность. Формировать представление о здоровье.

Рассматривание энциклопедий о человеке.

Рисование портретов девочек мальчиков.

3

«Зима в лесу»

Закрепить представления о жизни животных в лесу зимой, способы приспособления и защиты, классификация птиц6 зимующие, кочующие, перелетные. Помощь человека животным и птицам в «голодное» время года.

Изготовление совместно с родителями кормушек для птиц.

Коллаж: «Я люблю природу».

28.01

4


«Виды транспорта»

Расширять знания детей о родовом понятии «транспорт», его классификация: наземный, воздушный, водный. Труд людей на транспорте, профессии, безопасное поведение.


Создание Красной книги.

Коллаж: «Редкие животные».

Февраль

1

«Опасности вокруг нас»

Уточнить правила обращения с опасными предметами, правила пожарной безопасности, дорожной безопасности. Дать знания детям о том, что для сохранения здоровья нужно быть осторожными.

Создание картотеки: «Безопасность на улице и в природе».

Коллаж: «Чего не надо делать».

2

«Разные страны и разные народы»

Расширять знания о разных странах и разных народах. Место стран на карте, формировать уважительное отношение к людям разных национальностей.

Выставка детского рисунка по теме.

Коллаж: «Дружат дети всей Земли».


3

«Моя Родина - Россия»

Закрепить знания о родах войск, о службе в армии, рассказы о людях, прославивших Россию в годы войны и в мирное время. Воспитание уважения к защитникам Отечества.

Выставка детского рисунка: «Вместе с папой».

Коллаж: «Люди военных профессий».

4

День защитника Отечества»

Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков). Воспитание уважения к защитникам Отечества.

Выставка детского рисунка: «Папа – гордость моя!»

Коллаж: «Наша Армия сильна!»

Март

1

Международный женский день», «Поздравляем детский сад»

Воспитание чувства любви и уважения к женщине, расширять гендерные представления, воспитание уважительного отношения к девочкам и женщинам у мальчиков, желания помогать им, заботиться о них. Расширить знания о женских профессиях. Как поздравить маму и бабушку?

Изготовление открыток, поделок к празднику.

Праздник: «Поздравляем наших мам».

Детское словотворчество: «Моя мама самая любимая».

Портреты наших мам..

2, 3

«Природа весной»

Расширить знания детей о весенних явлениях, о заботе и роли человека в жизни природы, об охраняемых растениях и животных региона. Познакомить с Красной книгой. О роли воды в жизни человека, растений, животных. Уточнить знания о водных обитателях.

Заучивание примет о весне.

Выставка детского рисунка по теме.

Конкурс стихов о весне.

27.03

4

Зима прошла», «Масленица, масленичная неделя»

Дать знания о русском празднике Масленица. Формирование духовной культуры, нравственно-этических качеств.

Праздник: «Разудалая Масленица».

Апрель

01.04

1

«День смеха»

Развитие чувства юмора у детей, юмор в книгах детских писателей и поэтов.

Детское речетворчество: «Чем бы я рассмешил своего друга».

1

«Животные жарких стран»

Расширить знания детей о многообразии животного мира, среде обитания, приспособлении.

Виртуальная экскурсия в зоопарк.

12.04

2

«Космос»

Расширять знания детей о космосе, о космических полетах, о планетах Солнечной системы, воспитывать гордость за свою страну.

Выставка детских работ на тему: «Космос».

Придумывание фантастических рассказов по теме.

3








4

«Мы живем на Земле»

Формирование представлений о Земле, о жизни на Земле, многообразием животного и растительного мира, его значением в жизни человека. Глобус и карта – модели Земли. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран, их деятельности и культуре.

Создание альбома: «Творчество разных народов».

Создание игры: «Символы разных стран».


Май

01.05

1

«Праздник весны и труда»

Расширить представления детей об истории праздника, подвести к мысли, что это не только пробуждение природы, но и праздник сплочения россиян.

Рассматривание альбома по истории праздника.

Рисование по впечатлению.

1







2

«День Победы»

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях ВОВ., о победе нашей страны в войне. Профессии войны, военная техника.

Музыкально-литературная композиция: «Нам дороги эти

позабыть нельзя».

Развитие с-р-игр.


3

«Мой город, моя улица, неделя ПДД»

Формирование первичных представлений о работе сотрудников ГИБДД, необходимости соблюдения правил дорожного движения. Опасные перекрестки и улицы моего района..


Викторина: «Пешеход на улицах ».


27.05

4

«Полевые и садовые цветы, насекомые»

Расширить и систематизировать знания детей. Воспитывать заботу о природе, формировать правила безопасного поведения.

Рисование по теме.

Коллаж: «Краски первоцветов».

4-5

МОНИТОРИНГ










Лето
Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», созревает много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей); представления о съедобных и несъедобных грибах.

Праздник «Лето».

День защиты окружающей среды – 5 июня. Выставка детского творчества.

В летний период старшая группа работает по плану летне-оздоровительных мероприятий.

1 июня – 20 августа





При определении структуры образовательного процесса мы опирались на положение концепции Л.С. Выготского «Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками, и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка» и взгляды Д.Б. Эльконина: «Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является, по сути, процессом усвоения содержания в идах деятельности».

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми на прогулке


Ме­сяц

Познание

Коммуникация

Социализация, здоровье

Труд

Целевые ориентиры




Наблюдения

Исследовательская деятельность

Дидактические игры

Подвижные игры, игры-забавы, игры раз­ных народов




1

2

3

4

5

6

7




Сентябрь

Живая природа:

- за цветами на клумбе;

- за изменением цвета лист-вы;

- за березой;

- за многообразием расте­ний;

- за травянистыми и дре­весными растениями;

- за растениями на огороде;

- за листьями клена и бе­резы;

- за собакой;

- за насекомыми.

Неживая природа:

- за сезонными изменения­ми в природе, за погодой;

- за погодными явлениями (солнце, ветер, облака, дождь)

• Движение воздуха.

• Состояние почвы в за­висимости от темпера­туры.

• Свойства песка (дела­ем дорожки и узоры из песка)

«Найди ошибку», «Доска­жи слово», «Так бывает или нет», «Какое время года», «Где что можно де­лать», «Какая, какой, ка­кое», «Закончи предложе­ние», «Птички и кошка», «Узнай, чей лист», «Отга­дай, что за растение», «Что сажают в огороде», «Кто же я?», «Кто (что) летает?», «Что это за насекомое?»

«Пробеги тихо», «Кот и мыши», «Самолеты», «Совушка», «Бездом­ный заяц», «Лиса в ку­рятнике», «Зайцы и во­лк», «Жмурки», «Удоч­ка», «Кто скорее добе­жит до флажка» «Не попадись!», «Ловиш-ки», «К названному де­реву беги», «Найди лис­ток, как на дереве», «Кто скорее соберет», «Зайцы и волк», «Зам­ри», «Пчелки», «Прят­ки», «Жуки»

Сбор мусора и сухих листьев на участке. Уборка цветни­ка от сухих стеб­лей. Сбор сухих и старых стеб­лей и ботвы на огороде

Знает названия растений и жи­вотных во вре­мя наблюде­ний на про­гулке; умеет составлять небольшие предложения, обозначающие состояние природы; уме­ет самостоя­тельно умы­ваться и мыть руки по окон­чании работы на участке




октябрь

Живая природа:

- за листопадом и разно­цветными листьями;

- за изменением состояния растений;

- за красотой природы;

- за приметами осени в при­роде;

- за птицами, их многооб­разием, за отлетом птиц;

- за голубями;

- за насекомыми;

- за трудом взрослых. Неживая природа:

- за сезонными измене­ниями в природе, за пого­дой;

- за погодными явлениями (ветер, облака, солнце, дождь);

- за красотой природы;

- за небом;

- примет осени в природе;

- за одеждой людей Рассматривание опавших после ветра веток и листьев. Нахождение почек у деревьев и кустарников после опадания листьев

• Определение состоя­ния почвы в зависимо­сти от температуры.

• Свойства мокрого песка. • Движение воздуха

• Свойство солнечных

лучей

«Найди листок, как на де­реве», «Третий лишний (растения, птицы)», «Какое что бывает?», «Да или нет», «Бывает – не бывает» (с мячом), «Подскажи

словечко», «Помнишь ли ты эти стихи?», «Что это за птица?», «Знаешь ли ты?», «Когда это бывает?», «Де­рево, кустарник, цветок», «Где что растет?», «У кого какой цвет?», «Когда ты это делаешь?», «Кто кем будет?», «Кто кем был?», «Лето или осень?», «Игра в загадки», «Так бывает или нет?», «Брать – не брать?», «Что сажают в огороде?», «Кто скорее соберет?», «Что это за насекомое?», «Будь внимательным», «Кому что нужно?»

«Догони мяч», «Само­леты», «Бездомный за­яц», «Ловишки», «Что происходит в природе», «Жмурки с колоколь­чиком», «Замри»,

«Жадный кот», «Воро­бушки», «Жуки», «Пчелки и ласточка», «Зимующие и перелет­ные птицы», «Солнеч­ные зайчики», «Охота на зайцев», «Найди лис­ток, какой покажу», «Лисички и курочки», «Зайцы и медведи», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Най­ди себе пару», «Ля­гушки», «Кот на кры­ше», «Что мы видели, не скажем, а что дела­ли, покажем», «Улиточка», «Повар», «Пе­сенка стрекозы», «Большой мяч», «Мя­чик кверху», «Угадай и догони», «Лисичка

Уборка мусора и опавших ли­стьев на участке детского сада. Помощь двор­нику в уборке

опавшей лист-вы. Помощь младшим де­тям в сборе листвы

Умеет с ин­тересом отно­ситься к иссле­дованиям и к проведе­нию

эксперимен­тов; умеет объединяться со сверстни­ками, подби­рать атрибуты для совмест­ной игры; со­блюдает пра­вила безопас­ного поведе­ния во время подвижной игры




ноябрь

Живая природа:

- за листопадом и за опав­шими листьями;

- за изменениями в природе; - за березой;

- за птицами (воробьями, воронами) и их поведением у кормушек.

Рассматривание де­ревьев без листвы. Развешивание корму­шек.

Неживая природа:

- за долготой дня;

- за погодными явлениями, осадками (туман, гроза, ту­чи, изморозь, заморозки, иней, солнце, пасмурное и ночное небо, первый снег, лужи, лед на лужах и др.);

- за почвой в морозную по­году;

- за небесными светилами;

- за осенними изменениями в природе.

Определение погоды по приметам. Рассуждения о взаи­мосвязи явлений природы

• Таяние снега от по­вышения температуры.

• Хрупкость льда.

• Снег и лед - вода, из­менившая свое состоя­ние под воздействием температуры

«Когда это бывает?», «Ко­гда ты это делаешь?», «Найди ошибку», «Выдели слово», «Доскажи слово», «Узнай, чей лист», «Отга­дай, что за растение», «Так бывает или нет», «Отгадай-ка!», «Лето или осень»,

«Где что лежит?», «Рыба, птица, зверь», «Бывает - не бывает (с мячом)», «Что происходит в природе?», «Что это за птица?», «Ка­кой, какая, какое?», «Что делают животные?», «За­кончи предложение», «Что умеют делать звери?», «Кто (что) летает?», «Кто же я?», «Путешествие», «Третий лишний (расте­ния)», «Придумай другое слово»

«Солнечный зайчик», «Пузырь», «Кот на кры­ше», «Жадный кот», «Улиточка», «Жмурки с колокольчиком», «Зай­ка беленький сидит», «Через ручеек», «Мя­чик кверху», «Узнай

и догони», «Зайцы и медведи», «Пчелки и ласточки», «Угадай и догони», «Догони свою тень», «Охотник и зайцы», «Воробушки и кот», «Самолеты», «Птички и кошка», «Найди себе пару», «У медведя во бору», «Найди свой домик», «Совушка», «Перелет птиц», «Лиса в курят­нике», «Зайцы и волк», «Огуречик, огуре-чик...», «Ловишка, бери ленту», «Ловиш-ки», «Лисичка и ку­рочка», «К названному дереву беги», «Дети и

Уборка участка от мусора. По­мощь дворнику в уборке терри­тории. Сбор листвы для получения перегноя.

Закапывание листвы в лунки деревьев. Убор­ка снега с доро­жек

Умеет опре­делять поло­жение строе­ний, деревьев, предметов на участке по отноше­нию к себе.

Умеет состав­лять неболь­шой рассказ о приметах осени




декабрь

Живая природа:

- за деревьями и кустарни­ками под снегом;

- за поведением птиц у кормушек;

- за зимующими птицами, за воронами.

Сравнение дуба и бере­зы, ели и тополя.

Неживая природа:

- за зимним вечерним не­бом;

- за солнцем;

- за ветром;

- за льдом на лужах;

- за снежинками, в том числе через лупу;

- за снегопадом;

- за красотой зимнего пей­зажа;

- за погодой;

- за узорами на стекле. Сравнение защитных свойств снега, льда

• Определение направ­ления и силы ветра.

• Опыт со льдом.

• Зависимость состоя­ния воды от температу­ры воздуха.

• Зависимость.свойств снега от температуры.

• Защитные свойства снега

«Найди ошибку», «Выдели слово», «Доскажи слово», «Так бывает или нет», «Ка­кое время года», «Подбери похожие слова», «Кто больше назовет действий», «Где что можно делать?», «Какой, какое?», «Закончи предложение», «Какое что бывает?», «Что умеют де­лать звери?», «Кто больше вспомнит», «Придумай

другое слово», «О чем я сказала?», «О чем еще так говорят?», «Что это зна­чит?», «Когда ты это де­лаешь?», «Придумай сам», «Что это за птица», «Третий лишний (расте­ния)», «Найди что опи­шу», «Будь вниматель­ным»

«Пробеги тихо», «Кот и мыши», «Цветные автомобили», «Без­домный заяц», «Птич­ки и кошка», «Охотни­ки и зайцы», «Зайцы и волк», «Казаки-раз­бойники», «Картош­ка», «Самолеты», «Замри», «Ловишки», «Найди себе пару», «Птицы и автомобиль»,

«Дети и волк», «Лягуш­ки», «Улиточка», «Пу­зырь», «Мышеловка», «Воробушки», «Жмурки с колокольчиком», «Про­беги и нс задень», «Снеж­ная баба», «Утка и селе­зень», «Лисички и куроч­ки», «Угадай и догони», «Пчелки и ласточки», «Зимующие и перелет­ные птицы», «Зайцы и медведи». Зимние забавы: «Попади в обруч», «Снежки и ве­тер», «Берегись, заморо­жу»

Помощь двор­нику в посыпа­нии дорожек песком. Расчи­стка снега с ве­ранды. Очистка дорожек от сне­га и посыпание их песком. На­полнение кор­мушек зерном, салом, ягодами.

Сбор снега в лунки деревь­ев. Очистка кор­мушек от снега. Помощь двор­нику в уборке снега с дорожек и веранды

Умеет срав­нивать по цве­ту, форме и размеру де­ревья на участ­ке. Знает на­звания и умеет различать зи­мующих птиц. Ответственно относится

к проведе­нию опытов и к новой информации, которую по­лучил в про­цессе их проведения




Январь

Живая природа:

- за деревьями во время снегопада;

- за животным миром: со­бакой, воробьями, снеги­рем, сороками. Сравнение следов кош­ки и собаки, воробья и во­роны.

Неживая природа:

- за снегом;

- за зимним небом;

- за метелью, вьюгой;

- за сугробами;

- за свойством снега в мо­розную погоду;

- за оттепелью; - за погодой. Рассматривание зем­ляного покрова

• Таяние снега.

• Свойства снега.

• Лед - твердая вода

«Найди ошибку», «Третий лишний (растения, пти­цы)», «Выдели слова», «Будь внимательным», «Где что лежит», «Кто (что) летает», «Придумай сам», «Что это за птица», «Отгадай-ка!», «Бывает-не бывает», «Помнишь ли ты эти стихи», «Игра в загадки», «Кто чем пита­ется», «К названному де­реву беги», «Путешест­вие», «Подскажи словеч­ко», «Знаешь ли ты...», «Зима или осень»,«Рыба, птица, зверь», «Кто кем будет», «Дого­ни свою тень», «Прятки за деревом

«Пустое место», «Зайцы и медведи», «Лисички и курочки», «Угадай и до­гони», «Лохматый пес», «Кот на крыше», «Воро­бышки», «Совушка», «Са­молеты», «Лиса в курятни­ке», «Бездомный заяц», «Охотник и зайцы», «Мы веселые ребята», «Зайцы и волк», «Лягушки», «Пу­зырь», «Зимующие и пе­релетные птицы», «По­вар», «Что мы видели, не скажем...», «Жадный кот», «Зайка»,

«Снежная баба», «Охота на зайцев», «Найди, о чем я расскажу».

Зимние забавы: «Пробеги и не задень», «Берегись, заморожу», «Найди Сне­гурочку»

Помощь двор­нику в уборке снега. Сгребание снега в лунки деревьев. Чистка кормушек от снега. По­чинка корму­шек. Выполне­ние с младши­ми детьми сне­говых построек

Умеет опре­делять и на­зывать коли­чество де­ревьев, пред­метов на участке. Умеет соста­вить краткое описание зимующих птиц. Умеет объединять­ся со сверст­никами

для совмест­ных дейст­вий и игр, соблюдать правила игры




Февраль

Живая природа: - за березой; - за птицами (синицы, во­робьи), прилетающими на участок. Рассматривание: - деревьев зимой, частей деревьев, почек на деревь­ях, обледенелых деревьев; - следов воробья и вороны (сравнение). Определение погоды по приметам. Неживая природа: - за природными явления­ми: солнцем, звездами, от­тепелью, ветром, метелью, облаками днем и вечером, рыхлым снегом, льдом на лужах, за снеговиком, по­годой. Рассматривание: - сосулек; - следов на снегу; - одежды людей

• Свойства солнечных лучей (1). • Снег и лед - вода, изме­нившая свое состояние под воздействием темпе­ратуры. • Определение направ­ления ветра

«Найди ошибку», «Будь внимательным», «Выдели слово», «Кто кем будет?», «Доскажи слово», «Рыба, птица, зверь», «Так быва­ет или нет», «Подбери похожие слова», «Кто больше назовет дейст­вий», «Подскажи словеч­ко», «Дерево, кустарник, цветок», «Где что можно делать?», «Какая, какой, какое», «Закончи предло­жение», «Какое что быва­ет», «Что умеют делать звери», «Кто больше вспомнит», «Придумай другое слово», «О чем я сказала», «О чем еще так говорят», «Что это зна­чит», «Когда ты это дела­ешь», «Придумай сам»

«Зайцы и волк», «Бездом­ный заяц», «Лиса в курят­нике», «Охотники и зай­цы», «Птички и кошка», «Ловишки», «Дети и волк», «Найди себе па­ру», «Воробышки и кот», «Совушка», «Прятки», «Улиточка», «Мы веселые ребята», «Что происходит в природе», «Лягушки», «Пузырь», «Кот на кры­ше», «Повар», «Зайка», «Жадный кот», «Жмурки с колокольчиком», «Пчел­ки и ласточки», «Утка и селезень», «Зайцы и медведи». Зимние забавы: «Бере­гись, заморожу», «Снежки и ветер», «Найди Снегу­рочку», «Снежная баба»

Расчистка до­рожек от снега и льда. Посыпа­ние дорожек песком. Рас­чистка дорожек. Сбор снега в лунки деревь­ев. Очищение дорожек ото льда. Посыпа­ние льда пес­ком

Знает назва­ния частей суток. Со­блюдает пра­вила безо­пасного по­ведения во время ра­боты с ин­вентарём по уборке снега и льда. Может со­ставить краткое опи­сание по­годных яв­лений




Март

Живая природа:

- за птицами;

- за насекомыми;

- за изменениями в при­роде. Рассматривание рас­тений: деревьев и кустар­ников, травы, почек.

Неживая природа:

- за неживой природой.

- за природными явлении-ями: за настом, за сосулька­ми, за снегом, за первыми проталинами, за ветром и облаками, за лужами, за весенним небом, за солнцем, за изменениями в природе, за погодой

• Определение плотно­сти снега.

• Снег и лед - вода, из­менившая свое состо­яние под воздействием температуры воздуха. • Таяние снега.

• Что в пакете?

• Состояние почвы в зависимости от темпе­ратуры воздуха.

• Движение воздуха.

• Вода не имеет формы.

• Песчаный конус

«Найди ошибку», «При­думай сам», «Выдели сло­во», «У кого кто», «Эхо», «Подбери нужное слово», «Подбери похожие сло­ва», «Так бывает или нет», «Когда это бывает», «Кто больше назовет действий», «Что где можно делать», «Будь вниматель-ным», «Третий лишний (пти­цы)», «Найди, что опи­шу», «Кто, что летает», «Добрые слова», «При­думай сам», «Отгадай-ка», «Загадай, мы отгада­ем», «Найди ошибку», «Найди себе пару», «Дос­кажи слово»

«Пробеги тихо», «Дети и волк», «Кот и мыши», «Мы веселые ребята», «Цветные автомобили», «Совушка», «Карусель», «Птички и кошка», «Ма­ленькие ножки бежали по дорожке», «Самолеты», «Лиса в курятнике», «Бездомный заяц», «Ля­гушки», «Зайцы и волк», «Охотник и зайцы», «Ко­тята и щенята», «Мыше­ловка», «Ловишки», «Замри», «Дети и волк», «Пузырь», «К названно­му дереву беги», «Через ручеек»

Уборка участка от палок, веток, прошлогодней листвы. Ссыпа-ние оставшего­ся снега в лун­ки деревьев и кустарников. Наведение по­рядка на до­рожках. Уборка льда с дорожек. Помощь двор­нику в уборке дорожек от ос­тавшегося сне­га. Окапывание лунок вокруг деревьев

Знает назва­ния четырех времён года. Знает назва­ния и может составить краткое опи­сание пере­лётных птиц




Апрель

Живая природа: Рассматривание рас­тений: почек, деревьев, кустарни-ков, одуванчиков, березы, подорожника, цве­тущего ириса. Посадка цветочных се­мян. Наблюдения:

- за птицами;

- за насекомыми;

- за муравьями.

Неживая природа:

- за природными явле­ниями: солнцем, небом, ручейками, лужами, куче­выми и слоистыми облака­ми, ветром, грозой, весен­ним дождем; - за погодой

• Опыт по выявлению свойства солнечных лу­чей высушивать пред­меты.

• Веселые кораблики.

• Опыты по выявлению свойств воды

«Назови ласково», «Когда это бывает», «Какой, ка­кая, какое», «Какое что бывает», «Что умеют де­лать звери», «Кто больше вспомнит», «Придумай другое слово», «О чем я сказала», «Что это зна­чит», «Наоборот», «Когда ты это делаешь», «У кого какой цвет», «Придумай сам», «Будь вниматель­ным», «Что это такое», «Найди ошибку», «Выдели слова», «Что где лежит»,

«Кто (что) летает», «Уга­дай, что в мешочке?», «Найдите, что опишу»

«Солнышко и дождик», «Лягушки», «Пузырь», «Песенка стрекозы», «Что мы видели, не ска­жем», «Зимующие и пе­релетные птицы», «Кот на крыше», «Жуки», «Жадный кот», «Кот Васька», «Зайка», «Охо­та на зайцев», «Журавль и лягушка», «Жмурки с колоколь-чиком», «Что происходит в природе», «Через ручеек», «Пчел­ки и ласточка», «Найди себе пару», «Ут­ка и селезень», «Повар», «Улиточка»

Подготовка цветников воз­ле участка к по­севу семян цве­тов. Помочь детям младшей группы в наве­дении порядка на дорожках. Подготовка огорода к по­садке рассады и семян

Знает назва­ния насеко­мых, умеет определять их характер­ные особен­ности и про­водить срав­нительный анализ




май

Живая природа: Рассматривание: распускаю-щихся почек, цве­тущих деревьев и кустар­ников, весенних цветов, растений. Наблюдения:

- за полетом семян одуван­чика;

- за цветением растений;

- за всходами на огороде (клумбе) после дождя;

- за насекомыми: пчелой, майским жуком, бабочка­ми, стрекозой;

- за ласточками;

- за кошкой.

Неживая природа: Рассматривание пес­А и почвы. Наблюдения: - за солнцем; - за погодой

• Свойства мокрого пес­А.

• Бумажные кораблики.

• Солнце высушивает предметы

«Отгадай, что за растение», «Кто (что) летает», «Кто же я?», «Путешествие», «Тре­тий лишний (растения)», «Что сажают в огороде?», «Что это за птица?», «Зага­дай, мы отгадаем», «Чудес­ный мешочек», «Добрые слова», «Да или нет», «Бы­вает – не бывает (с мя­чом)», «Отгадай-ка», «Най­ди листок, как на дереве», «Узнай, чей лист», «При­думай сам»

«Мячик кверху», «Без­домный заяц», «Кот на крыше», «Охота на зай­цев», «Жадный кот», «Ка­пуста», «Пчелки и ласточ­А», «Журавль и лягуш­ки», «Воробушки», «Жу­ки», «Кот Васька», «Жмурки с колокольчи­ком», «Через ручеек», «Птички и кошка». Игры-забавы «Зверинец», «Крокодил», «Необычные жмурки»

Наведение по­рядка на грядках огорода. По­мощь дворнику в уборке дорож­ки вокруг сада. Полив всходов на огороде. По­лив всходов в цветнике. Подравнивание бордюров на клумбе с цве­тами

Умеет назы­вать времена года в пра­вильной по­следователь­ности. Умеет согласовы­вать дейст­вия со сверст­никами, до­стигать ре­зультата во время проведения эксперимен­тов и иссле­дований




Июнь

Живая природа:

- за растениями: одуванчи­ками в дневное и вечернее время;

- за жизнью растений летом; - за птицами: воробьями,

вороной, синицей;

- за теми, кто живет на дере­ве;

- за комарами и мошками.

Неживая природа:

- за природными явлениями; - за погодными условиями (солнцем, вечерним небом, луной, дождем, состоянием природы после дождя, после грозы);

- за ветром и облаками;

- за грозой;

- за небом и облаками;

- за природой в теплый вечер;

- за вечерним небом.


• Испарение воды.

• Веселые кораблики.

• Свойства песка.

• Свойства солнечных лучей.

• Что будет, если огород не пропалывать

«Какое время года», «Кто больше назовет действий», «Так бывает или нет», «Выдели слово», «Найди ошибку», «Какое что быва­ет», «Где что можно

делать», «Когда это быва­ет?», «Доскажи слово», «Какая, какой, какое», «Что это за насекомое», «Закон­чи предложение», «Что это за птица?», «Подбери по­хожие слова», «Назови лас­ково», «Кто больше вспом­нит», «Придумай другое слово», «О чем я сказала», «О чем еще так говорят», «Найди, что опишу», «От­гадай, что это за растение»

«Зайка», «Совушка», «Са­молеты», «Найди и про­молчи», «Мы веселые ребята», «Карусель», «Котята и щенята», «У медведя во бору»,

«Лягушки», «Жмурки с колокольчиком», «Лиса в курятнике», «Бездомный заяц», «Зайцы и волк», «Охотник и зайцы», «Птички и кошка», «Мы­шеловка», «Кто где жи­вет», «Что происходит в природе?», «Ловишки», «Замри», «Дети и волк», «Найди себе пару», «Ули-точка»

Уборка террито­рии группы ежедневно, по­сле дождя. Под­равнивание бор­дюров

на цветочной клумбе, грядок на огороде. Ра­бота на огороде. Прополка ого­рода

Умеет делать выводы вовремя сравнительно­го анализа песка и почвы.

Умеет дока­зывать и объ­яснять своё мнение в ре­шении спор­ных вопро­сов




Июль

Живая природа:

- за растениями;

- за поливом цветов;

- за ласточками;

- за различными живыми существами: за улиткой,

за божьей коровкой, за му­равьями, за стрекозой, за кузнечиком, за дождевым червем, за шмелем, за ба­бочкой, за гусеницами ба­бочки.

Неживая природа: - за погодой; - за движением солнца; - за вечерними облаками; за разнообразием облаков; - за цветом неба; - за вечерними тенями

• Почему на тропинках не растут растения?

• Потребность растений в воде.

• Движение воздуха.

• Бумажные кораблики.

• Веселые кораблики

«О чем еще так говорят», «Кто, что летает», «Узнай, чей лист», «Придумай сам», «Кто больше назовет действий», «Третий лиш­ний (птицы)», «Когда это бывает», «Что это значит», «Когда ты это делаешь»,

«Что умеют делать звери», «Загадай, мы отгадаем», «Путешествие», «Найди листок, какой покажу», «Что это за насекомое», «Кто чем питается?», «Что умеют делать звери», «Третий лишний (птицы)»,

«Пузырь», «Улиточка», «К названному дереву беги», «Что мы видели, не скажем...», «Воро­бушки», «Повар», «Най­ди себе пару», «Кот на крыше», ч<Жадный кот», «Жуки», «Песенка

стрекозы», «Самолеты», «Кто как передвигается», «Жмурки с колокольчи­ком», «Журавль и лягуш­ки», «Зайка», «Через ру­чеек», «Мячик кверху», «Утка и селезень», «Пчел­ки и ласточки»

Работа на ого­роде (прополка, рыхление поч­вы). Наведение порядка возле песочницы, на участке группы.

Оформление грядок на ого­роде

Знает пра­вила безо­пасного по­ведения и умеет их применять на практике во время

наблюде­ний за на­секомыми. Знает о поль­зе облива­ния и со­блюдения питьевого режима в жаркую погоду




Август

Живая природа:

- за березой, за дубом, за желтеющей березой;

- за полетом парашютиков;

- за дождем и растениями;

- за насекомыми: бабочками, стрекозами, муравьями, шмелем, паучками и паути­ной, богомолом, пчелой;

Рассматривание:

- всходов деревьев;

- белого одуванчика;

- растений на огороде;

- подорожника;

- растущей травы;

- семян цветов;

- цветов на клумбе;

- урожая на огороде.

Неживая природа:

- за состоянием погоды;

- за кучевыми и перистыми

облаками;

- за дождем, лужами;

- за радугой;

• Свойства мокрого и сухого песка.

• Передача солнечного зайчика.

• Свойство солнечных лучей высушивать предметы.

• Радуга.

• Состояние почвы в зависимости от темпе­ратуры воздуха

«Подскажи словечко», «Быстро угадай», «Дерево, кустарник, цветок», «Что сажают в огороде», «Пом­нишь ли ты эти стихи», «Добрые слова», «Дерево, кустарник, цветок», «Игра в загадки», «Придумай другое слово», «Огурцы», «Знаешь ли ты...», «Под­скажи словечко», «Будь внимательным», «Рыба, птица, зверь, насекомое», «Кто кем будет»,

«Брать - не брать (яго-

ды)», «Где что растет»,

«Брать - не брать (пти-

цы)», «Какая, какой, ка-

кое?», «Кто кем был»,

«Брать - не брать», «Тре-

тий лишний (птицы)»,

«Какое время года», «Кто

больше назовет действий»

«Большой мяч», «Лягуш­ки», «Пчелки и ласточки», «Узнай растение», «Ули-точка», «Голубь», «Напои лошадку», «Огурцы», «За­мри», «Перенеси предмет», «Ловишки с приседани­ем», «Котята и щенята», «Самолеты», «Солнышко и дождик», «Птички и кошка», «К названному дереву беги», «Воробуш­ки», «Узнай растение», «Кот на крыше»,

«Зимующие и перелетные

птицы», «Охотник и зай-

цы», «Пустое место»,

«Зайцы и медведи», «Ба-

бочки, лягушки и цапли»,

«Зайка»

Работа на огороде. Оформление лунок возле молодых де­ревьев. Наве­дение поряд­ка на участ­ке. Помощь детям млад­шей группы в уборке пес­ка вокруг песоч-ницы. Прополка

сорняковна огороде. Сбор поспевших семян

цветочных

растений

Владеет умением самостоя­тельно орга­низовывать знакомые игры с не­большой группой де­тей. Умеет считаться с интереса­ми товари­щей

и оказывать помощь

в случае необходимо-сти



1   2   3   4   5   6   7   8