НОД проводятся в игровой форме с элементами двигательной активности (физминутки проводятся каждые 10 минут, по 2-3 минуты)
9. Комплексно - тематическое планирование
работы с детьми старшего возраста.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику нашего дошкольного учреждения.
Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период 2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.
Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода – интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.
При составлении комплексно-тематического планирования содержания организованной образовательной деятельности использовались следующие образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
художественно-эстетическое развитие;
Комплексно-тематический принцип построения Программы.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы являются примерные темы (праздники, события), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
- явлениям нравственной жизни ребенка (Дни доброты, красоты, всемирный день приветствий и др.)
- окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
- миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);
- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День народного единства, День защитника Отечества и др.),
- сезонным явлениям («Осенины», «Зимушка хрустальная», «Весняночка»),
- народной культуре и традициям.
Данная основа комплексно-тематического планирования обеспечивает:
- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
- поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы;
- технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику - проведение праздника, подготовка к следующему празднику - проведение следующего праздника и т.д.);
- многообразие форм подготовки и проведения праздников;
возможность реализации принципа построения Программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном периоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);
- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следующее:
- количество тем самостоятельно определяется педагогами, реализующими программу, и может быть, как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными, российскими праздниками или событиями);
- указанные темы могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными, российскими праздниками или событиями;
- формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;
- одной теме уделяется не менее одной недели (оптимальный период 2 недели);
- тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития.
Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями.
Комплексно - тематическое планирование
работы с детьми старшего-подготовительного возраста.
Месяц
| Неделя
| Тема, тематической недели
| Форма, название итогового события
| Сентябрь
| 3.09 1
| «Воспоминания о лете!»
Формирование представлений о том, что прошло лето, наступила осень, начало учебного года. Дать представление о роли знаний в жизни человека.
| Экскурсия в «День знаний».
| 2
| МОНИТОРИНГ
|
| 3, 4
| «Моя малая родина»
Закрепить и систематизировать знания детей о родном городе, история возникновения, имя основателя.
| Выставка детского рисунка.
Словотворчество детей: «Почему я люблю свой город».
| 27.09
| «Что такое Красная книга?»
Дать знания детям о заповедниках, национальных парках, для кого устраивают заповедную зону, известных заповедниках России, для чего нужна
| «Поздравления воспитателям».
Фотовыставка: «Хорошо у нас в саду, не дождусь когда приду...».
| Октябрь
|
1
| «Уж, небо осенью дышало…»
Уточнить признаки наступления осени в живой и неживой природе. Труд в природе осенью. Осенние эпитеты. Забота о своем здоровье с наступлением холодов.
| Выставка работ по лексической теме.
|
2
| «Если хочешь быть здоров…»
Приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни, к здоровому питанию: овощи и фрукты – качество, использование в пищу.
| Коллаж: «Наши витамины»
Выставка детских работ с элементами народного творчества.
| 3
|
| 22.10
4
| «Прошлое и настоящее»
Расширять знания детей об истории одежды, мебели, посуды, техники.
| Выставка детского тематического рисунка.
Создание альбома: «История вещей»
| Ноябрь
| 5.11
1.
| «День народного единства», «Столица нашей Родины»
Закрепить знания о главном городе России, познакомить с его гербом, термин «столица», достопримечательности Москвы.
| Коллективная работа: «Главный город России»
| 2
| « Азбука вежливости»
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, уважительного отношения к окружающим. Обогащение словаря детей вежливыми словами, побуждение к использованию в речи пословиц, поговорок.
| Изготовление детьми игрушек для малышей. Викторина «Вежливые слова». Разработка индивидуальной карты развития ребенка.
| 20.11
3
| «Всемирный день ребенка, моя семья»
Расширить знания детей о семье, о родственных отношениях. Дать понятие родословной, воспитывать заботливое отношение к членам семьи.
| Фото – выставка: «Любимое занятие в семье».
Детское словотворчество: «Моя родословная».
| 27.11
4
| «Моя мама лучше всех»
Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней.
| Групповые посиделки с проведением конкурсов.
Детский пресс центр «Поздравления мамам от детей».
| Декабрь
| 1
| «Моя родословная»
Закрепить знания детей о их именах и фамилиях, значение имен, образование отчества каждого, образование фамилий. Гендерная принадлежность. Имена девочек и мальчиков.
| Создание генеалогического древа: «Моя родословная»
« День Имени, Отчества»- все дети обращаются друг к другу, по имени отчеству.
| 2
| «Вот пришли морозцы зима настала…»
Уточнить представление о первых признаках зимы, зимних явлениях природы: долгота дня, снегопад, метель. Свойства снега: белый, холодный, тает в тепле. Опасности обморожения, прикосновения к металлическим предметам на морозе. ЗОЖ: тепло одеваться, закаляться.
| Выставка детского творчества: «Зима пришла».
Семейные поделки: «Кормушки для птиц».
| 3
| «Дикие и домашние животные. Подготовка животных к зиме. Зимующие птицы»
Закрепить знания детей о жизни диких, домашних животных зимой, дать понятие о зимующих птицах.
| Коллаж: «Зимующие птицы нашего края».
| 28.12
4
| «Здравствуй, Новый год!»
Празднование нового года в России и других странах. Дать понятие «народная традиция», безопасность в новогодние праздники.
| Праздник «Новый год»
Семейные поделки на елку.
| Январь
| 2
| «Человек»
Внешний облик человека, части тела, лица, органы чувств, их роль. Строение человека: кости, кожа, кровь, сердце. Гендерная принадлежность. Формировать представление о здоровье.
| Рассматривание энциклопедий о человеке.
Рисование портретов девочек мальчиков.
| 3
| «Зима в лесу»
Закрепить представления о жизни животных в лесу зимой, способы приспособления и защиты, классификация птиц6 зимующие, кочующие, перелетные. Помощь человека животным и птицам в «голодное» время года.
| Изготовление совместно с родителями кормушек для птиц.
Коллаж: «Я люблю природу».
| 28.01
4
|
«Виды транспорта»
Расширять знания детей о родовом понятии «транспорт», его классификация: наземный, воздушный, водный. Труд людей на транспорте, профессии, безопасное поведение.
| Создание Красной книги.
Коллаж: «Редкие животные».
| Февраль
| 1
| «Опасности вокруг нас»
Уточнить правила обращения с опасными предметами, правила пожарной безопасности, дорожной безопасности. Дать знания детям о том, что для сохранения здоровья нужно быть осторожными.
| Создание картотеки: «Безопасность на улице и в природе».
Коллаж: «Чего не надо делать».
| 2
| «Разные страны и разные народы»
Расширять знания о разных странах и разных народах. Место стран на карте, формировать уважительное отношение к людям разных национальностей.
| Выставка детского рисунка по теме.
Коллаж: «Дружат дети всей Земли».
|
3
| «Моя Родина - Россия»
Закрепить знания о родах войск, о службе в армии, рассказы о людях, прославивших Россию в годы войны и в мирное время. Воспитание уважения к защитникам Отечества.
| Выставка детского рисунка: «Вместе с папой».
Коллаж: «Люди военных профессий».
| 4
| День защитника Отечества»
Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков). Воспитание уважения к защитникам Отечества.
| Выставка детского рисунка: «Папа – гордость моя!»
Коллаж: «Наша Армия сильна!»
| Март
| 1
| Международный женский день», «Поздравляем детский сад»
Воспитание чувства любви и уважения к женщине, расширять гендерные представления, воспитание уважительного отношения к девочкам и женщинам у мальчиков, желания помогать им, заботиться о них. Расширить знания о женских профессиях. Как поздравить маму и бабушку?
| Изготовление открыток, поделок к празднику.
Праздник: «Поздравляем наших мам».
Детское словотворчество: «Моя мама самая любимая».
Портреты наших мам..
| 2, 3
| «Природа весной»
Расширить знания детей о весенних явлениях, о заботе и роли человека в жизни природы, об охраняемых растениях и животных региона. Познакомить с Красной книгой. О роли воды в жизни человека, растений, животных. Уточнить знания о водных обитателях.
| Заучивание примет о весне.
Выставка детского рисунка по теме.
Конкурс стихов о весне.
| 27.03
4
| Зима прошла», «Масленица, масленичная неделя»
Дать знания о русском празднике Масленица. Формирование духовной культуры, нравственно-этических качеств.
| Праздник: «Разудалая Масленица».
| Апрель
| 01.04
1
| «День смеха»
Развитие чувства юмора у детей, юмор в книгах детских писателей и поэтов.
| Детское речетворчество: «Чем бы я рассмешил своего друга».
| 1
| «Животные жарких стран»
Расширить знания детей о многообразии животного мира, среде обитания, приспособлении.
| Виртуальная экскурсия в зоопарк.
| 12.04
2
| «Космос»
Расширять знания детей о космосе, о космических полетах, о планетах Солнечной системы, воспитывать гордость за свою страну.
| Выставка детских работ на тему: «Космос».
Придумывание фантастических рассказов по теме.
| 3
|
|
|
4
| «Мы живем на Земле»
Формирование представлений о Земле, о жизни на Земле, многообразием животного и растительного мира, его значением в жизни человека. Глобус и карта – модели Земли. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран, их деятельности и культуре.
| Создание альбома: «Творчество разных народов».
Создание игры: «Символы разных стран».
| Май
| 01.05
1
| «Праздник весны и труда»
Расширить представления детей об истории праздника, подвести к мысли, что это не только пробуждение природы, но и праздник сплочения россиян.
| Рассматривание альбома по истории праздника.
Рисование по впечатлению.
| 1
|
|
| 2
| «День Победы»
Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях ВОВ., о победе нашей страны в войне. Профессии войны, военная техника.
| Музыкально-литературная композиция: «Нам дороги эти
позабыть нельзя».
Развитие с-р-игр.
|
3
| «Мой город, моя улица, неделя ПДД»
Формирование первичных представлений о работе сотрудников ГИБДД, необходимости соблюдения правил дорожного движения. Опасные перекрестки и улицы моего района..
| Викторина: «Пешеход на улицах ».
| 27.05
4
| «Полевые и садовые цветы, насекомые»
Расширить и систематизировать знания детей. Воспитывать заботу о природе, формировать правила безопасного поведения.
| Рисование по теме.
Коллаж: «Краски первоцветов».
| 4-5
| МОНИТОРИНГ
|
|
| Лето Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», созревает много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей); представления о съедобных и несъедобных грибах.
| Праздник «Лето».
День защиты окружающей среды – 5 июня. Выставка детского творчества.
| В летний период старшая группа работает по плану летне-оздоровительных мероприятий.
| 1 июня – 20 августа
|
|
При определении структуры образовательного процесса мы опирались на положение концепции Л.С. Выготского «Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками, и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка» и взгляды Д.Б. Эльконина: «Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является, по сути, процессом усвоения содержания в идах деятельности».
Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми на прогулке
Месяц
| Познание
| Коммуникация
| Социализация, здоровье
| Труд
| Целевые ориентиры
|
| Наблюдения
| Исследовательская деятельность
| Дидактические игры
| Подвижные игры, игры-забавы, игры разных народов
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
| Сентябрь
| Живая природа:
- за цветами на клумбе;
- за изменением цвета лист-вы;
- за березой;
- за многообразием растений;
- за травянистыми и древесными растениями;
- за растениями на огороде;
- за листьями клена и березы;
- за собакой;
- за насекомыми.
Неживая природа:
- за сезонными изменениями в природе, за погодой;
- за погодными явлениями (солнце, ветер, облака, дождь)
| • Движение воздуха.
• Состояние почвы в зависимости от температуры.
• Свойства песка (делаем дорожки и узоры из песка)
| «Найди ошибку», «Доскажи слово», «Так бывает или нет», «Какое время года», «Где что можно делать», «Какая, какой, какое», «Закончи предложение», «Птички и кошка», «Узнай, чей лист», «Отгадай, что за растение», «Что сажают в огороде», «Кто же я?», «Кто (что) летает?», «Что это за насекомое?»
| «Пробеги тихо», «Кот и мыши», «Самолеты», «Совушка», «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Жмурки», «Удочка», «Кто скорее добежит до флажка» «Не попадись!», «Ловиш-ки», «К названному дереву беги», «Найди листок, как на дереве», «Кто скорее соберет», «Зайцы и волк», «Замри», «Пчелки», «Прятки», «Жуки»
| Сбор мусора и сухих листьев на участке. Уборка цветника от сухих стеблей. Сбор сухих и старых стеблей и ботвы на огороде
| Знает названия растений и животных во время наблюдений на прогулке; умеет составлять небольшие предложения, обозначающие состояние природы; умеет самостоятельно умываться и мыть руки по окончании работы на участке
|
| октябрь
| Живая природа:
- за листопадом и разноцветными листьями;
- за изменением состояния растений;
- за красотой природы;
- за приметами осени в природе;
- за птицами, их многообразием, за отлетом птиц;
- за голубями;
- за насекомыми;
- за трудом взрослых. Неживая природа:
- за сезонными изменениями в природе, за погодой;
- за погодными явлениями (ветер, облака, солнце, дождь);
- за красотой природы;
- за небом;
- примет осени в природе;
- за одеждой людей Рассматривание опавших после ветра веток и листьев. Нахождение почек у деревьев и кустарников после опадания листьев
| • Определение состояния почвы в зависимости от температуры.
• Свойства мокрого песка. • Движение воздуха
• Свойство солнечных
лучей
| «Найди листок, как на дереве», «Третий лишний (растения, птицы)», «Какое что бывает?», «Да или нет», «Бывает – не бывает» (с мячом), «Подскажи
словечко», «Помнишь ли ты эти стихи?», «Что это за птица?», «Знаешь ли ты?», «Когда это бывает?», «Дерево, кустарник, цветок», «Где что растет?», «У кого какой цвет?», «Когда ты это делаешь?», «Кто кем будет?», «Кто кем был?», «Лето или осень?», «Игра в загадки», «Так бывает или нет?», «Брать – не брать?», «Что сажают в огороде?», «Кто скорее соберет?», «Что это за насекомое?», «Будь внимательным», «Кому что нужно?»
| «Догони мяч», «Самолеты», «Бездомный заяц», «Ловишки», «Что происходит в природе», «Жмурки с колокольчиком», «Замри»,
«Жадный кот», «Воробушки», «Жуки», «Пчелки и ласточка», «Зимующие и перелетные птицы», «Солнечные зайчики», «Охота на зайцев», «Найди листок, какой покажу», «Лисички и курочки», «Зайцы и медведи», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Найди себе пару», «Лягушки», «Кот на крыше», «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем», «Улиточка», «Повар», «Песенка стрекозы», «Большой мяч», «Мячик кверху», «Угадай и догони», «Лисичка
| Уборка мусора и опавших листьев на участке детского сада. Помощь дворнику в уборке
опавшей лист-вы. Помощь младшим детям в сборе листвы
| Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению
экспериментов; умеет объединяться со сверстниками, подбирать атрибуты для совместной игры; соблюдает правила безопасного поведения во время подвижной игры
|
| ноябрь
| Живая природа:
- за листопадом и за опавшими листьями;
- за изменениями в природе; - за березой;
- за птицами (воробьями, воронами) и их поведением у кормушек.
Рассматривание деревьев без листвы. Развешивание кормушек.
Неживая природа:
- за долготой дня;
- за погодными явлениями, осадками (туман, гроза, тучи, изморозь, заморозки, иней, солнце, пасмурное и ночное небо, первый снег, лужи, лед на лужах и др.);
- за почвой в морозную погоду;
- за небесными светилами;
- за осенними изменениями в природе.
Определение погоды по приметам. Рассуждения о взаимосвязи явлений природы
| • Таяние снега от повышения температуры.
• Хрупкость льда.
• Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры
| «Когда это бывает?», «Когда ты это делаешь?», «Найди ошибку», «Выдели слово», «Доскажи слово», «Узнай, чей лист», «Отгадай, что за растение», «Так бывает или нет», «Отгадай-ка!», «Лето или осень»,
«Где что лежит?», «Рыба, птица, зверь», «Бывает - не бывает (с мячом)», «Что происходит в природе?», «Что это за птица?», «Какой, какая, какое?», «Что делают животные?», «Закончи предложение», «Что умеют делать звери?», «Кто (что) летает?», «Кто же я?», «Путешествие», «Третий лишний (растения)», «Придумай другое слово»
| «Солнечный зайчик», «Пузырь», «Кот на крыше», «Жадный кот», «Улиточка», «Жмурки с колокольчиком», «Зайка беленький сидит», «Через ручеек», «Мячик кверху», «Узнай
и догони», «Зайцы и медведи», «Пчелки и ласточки», «Угадай и догони», «Догони свою тень», «Охотник и зайцы», «Воробушки и кот», «Самолеты», «Птички и кошка», «Найди себе пару», «У медведя во бору», «Найди свой домик», «Совушка», «Перелет птиц», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Огуречик, огуре-чик...», «Ловишка, бери ленту», «Ловиш-ки», «Лисичка и курочка», «К названному дереву беги», «Дети и
| Уборка участка от мусора. Помощь дворнику в уборке территории. Сбор листвы для получения перегноя.
Закапывание листвы в лунки деревьев. Уборка снега с дорожек
| Умеет определять положение строений, деревьев, предметов на участке по отношению к себе.
Умеет составлять небольшой рассказ о приметах осени
|
| декабрь
| Живая природа:
- за деревьями и кустарниками под снегом;
- за поведением птиц у кормушек;
- за зимующими птицами, за воронами.
Сравнение дуба и березы, ели и тополя.
Неживая природа:
- за зимним вечерним небом;
- за солнцем;
- за ветром;
- за льдом на лужах;
- за снежинками, в том числе через лупу;
- за снегопадом;
- за красотой зимнего пейзажа;
- за погодой;
- за узорами на стекле. Сравнение защитных свойств снега, льда
| • Определение направления и силы ветра.
• Опыт со льдом.
• Зависимость состояния воды от температуры воздуха.
• Зависимость.свойств снега от температуры.
• Защитные свойства снега
| «Найди ошибку», «Выдели слово», «Доскажи слово», «Так бывает или нет», «Какое время года», «Подбери похожие слова», «Кто больше назовет действий», «Где что можно делать?», «Какой, какое?», «Закончи предложение», «Какое что бывает?», «Что умеют делать звери?», «Кто больше вспомнит», «Придумай
другое слово», «О чем я сказала?», «О чем еще так говорят?», «Что это значит?», «Когда ты это делаешь?», «Придумай сам», «Что это за птица», «Третий лишний (растения)», «Найди что опишу», «Будь внимательным»
| «Пробеги тихо», «Кот и мыши», «Цветные автомобили», «Бездомный заяц», «Птички и кошка», «Охотники и зайцы», «Зайцы и волк», «Казаки-разбойники», «Картошка», «Самолеты», «Замри», «Ловишки», «Найди себе пару», «Птицы и автомобиль»,
«Дети и волк», «Лягушки», «Улиточка», «Пузырь», «Мышеловка», «Воробушки», «Жмурки с колокольчиком», «Пробеги и нс задень», «Снежная баба», «Утка и селезень», «Лисички и курочки», «Угадай и догони», «Пчелки и ласточки», «Зимующие и перелетные птицы», «Зайцы и медведи». Зимние забавы: «Попади в обруч», «Снежки и ветер», «Берегись, заморожу»
| Помощь дворнику в посыпании дорожек песком. Расчистка снега с веранды. Очистка дорожек от снега и посыпание их песком. Наполнение кормушек зерном, салом, ягодами.
Сбор снега в лунки деревьев. Очистка кормушек от снега. Помощь дворнику в уборке снега с дорожек и веранды
| Умеет сравнивать по цвету, форме и размеру деревья на участке. Знает названия и умеет различать зимующих птиц. Ответственно относится
к проведению опытов и к новой информации, которую получил в процессе их проведения
|
| Январь
| Живая природа:
- за деревьями во время снегопада;
- за животным миром: собакой, воробьями, снегирем, сороками. Сравнение следов кошки и собаки, воробья и вороны.
Неживая природа:
- за снегом;
- за зимним небом;
- за метелью, вьюгой;
- за сугробами;
- за свойством снега в морозную погоду;
- за оттепелью; - за погодой. Рассматривание земляного покрова
| • Таяние снега.
• Свойства снега.
• Лед - твердая вода
| «Найди ошибку», «Третий лишний (растения, птицы)», «Выдели слова», «Будь внимательным», «Где что лежит», «Кто (что) летает», «Придумай сам», «Что это за птица», «Отгадай-ка!», «Бывает-не бывает», «Помнишь ли ты эти стихи», «Игра в загадки», «Кто чем питается», «К названному дереву беги», «Путешествие», «Подскажи словечко», «Знаешь ли ты...», «Зима или осень»,«Рыба, птица, зверь», «Кто кем будет», «Догони свою тень», «Прятки за деревом
| «Пустое место», «Зайцы и медведи», «Лисички и курочки», «Угадай и догони», «Лохматый пес», «Кот на крыше», «Воробышки», «Совушка», «Самолеты», «Лиса в курятнике», «Бездомный заяц», «Охотник и зайцы», «Мы веселые ребята», «Зайцы и волк», «Лягушки», «Пузырь», «Зимующие и перелетные птицы», «Повар», «Что мы видели, не скажем...», «Жадный кот», «Зайка»,
«Снежная баба», «Охота на зайцев», «Найди, о чем я расскажу».
Зимние забавы: «Пробеги и не задень», «Берегись, заморожу», «Найди Снегурочку»
| Помощь дворнику в уборке снега. Сгребание снега в лунки деревьев. Чистка кормушек от снега. Починка кормушек. Выполнение с младшими детьми снеговых построек
| Умеет определять и называть количество деревьев, предметов на участке. Умеет составить краткое описание зимующих птиц. Умеет объединяться со сверстниками
для совместных действий и игр, соблюдать правила игры
|
| Февраль
| Живая природа: - за березой; - за птицами (синицы, воробьи), прилетающими на участок. Рассматривание: - деревьев зимой, частей деревьев, почек на деревьях, обледенелых деревьев; - следов воробья и вороны (сравнение). Определение погоды по приметам. Неживая природа: - за природными явлениями: солнцем, звездами, оттепелью, ветром, метелью, облаками днем и вечером, рыхлым снегом, льдом на лужах, за снеговиком, погодой. Рассматривание: - сосулек; - следов на снегу; - одежды людей
| • Свойства солнечных лучей (1). • Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры. • Определение направления ветра
| «Найди ошибку», «Будь внимательным», «Выдели слово», «Кто кем будет?», «Доскажи слово», «Рыба, птица, зверь», «Так бывает или нет», «Подбери похожие слова», «Кто больше назовет действий», «Подскажи словечко», «Дерево, кустарник, цветок», «Где что можно делать?», «Какая, какой, какое», «Закончи предложение», «Какое что бывает», «Что умеют делать звери», «Кто больше вспомнит», «Придумай другое слово», «О чем я сказала», «О чем еще так говорят», «Что это значит», «Когда ты это делаешь», «Придумай сам»
| «Зайцы и волк», «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике», «Охотники и зайцы», «Птички и кошка», «Ловишки», «Дети и волк», «Найди себе пару», «Воробышки и кот», «Совушка», «Прятки», «Улиточка», «Мы веселые ребята», «Что происходит в природе», «Лягушки», «Пузырь», «Кот на крыше», «Повар», «Зайка», «Жадный кот», «Жмурки с колокольчиком», «Пчелки и ласточки», «Утка и селезень», «Зайцы и медведи». Зимние забавы: «Берегись, заморожу», «Снежки и ветер», «Найди Снегурочку», «Снежная баба»
| Расчистка дорожек от снега и льда. Посыпание дорожек песком. Расчистка дорожек. Сбор снега в лунки деревьев. Очищение дорожек ото льда. Посыпание льда песком
| Знает названия частей суток. Соблюдает правила безопасного поведения во время работы с инвентарём по уборке снега и льда. Может составить краткое описание погодных явлений
|
| Март
| Живая природа:
- за птицами;
- за насекомыми;
- за изменениями в природе. Рассматривание растений: деревьев и кустарников, травы, почек.
Неживая природа:
- за неживой природой.
- за природными явлении-ями: за настом, за сосульками, за снегом, за первыми проталинами, за ветром и облаками, за лужами, за весенним небом, за солнцем, за изменениями в природе, за погодой
| • Определение плотности снега.
• Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры воздуха. • Таяние снега.
• Что в пакете?
• Состояние почвы в зависимости от температуры воздуха.
• Движение воздуха.
• Вода не имеет формы.
• Песчаный конус
| «Найди ошибку», «Придумай сам», «Выдели слово», «У кого кто», «Эхо», «Подбери нужное слово», «Подбери похожие слова», «Так бывает или нет», «Когда это бывает», «Кто больше назовет действий», «Что где можно делать», «Будь вниматель-ным», «Третий лишний (птицы)», «Найди, что опишу», «Кто, что летает», «Добрые слова», «Придумай сам», «Отгадай-ка», «Загадай, мы отгадаем», «Найди ошибку», «Найди себе пару», «Доскажи слово»
| «Пробеги тихо», «Дети и волк», «Кот и мыши», «Мы веселые ребята», «Цветные автомобили», «Совушка», «Карусель», «Птички и кошка», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Самолеты», «Лиса в курятнике», «Бездомный заяц», «Лягушки», «Зайцы и волк», «Охотник и зайцы», «Котята и щенята», «Мышеловка», «Ловишки», «Замри», «Дети и волк», «Пузырь», «К названному дереву беги», «Через ручеек»
| Уборка участка от палок, веток, прошлогодней листвы. Ссыпа-ние оставшегося снега в лунки деревьев и кустарников. Наведение порядка на дорожках. Уборка льда с дорожек. Помощь дворнику в уборке дорожек от оставшегося снега. Окапывание лунок вокруг деревьев
| Знает названия четырех времён года. Знает названия и может составить краткое описание перелётных птиц
|
| Апрель
| Живая природа: Рассматривание растений: почек, деревьев, кустарни-ков, одуванчиков, березы, подорожника, цветущего ириса. Посадка цветочных семян. Наблюдения:
- за птицами;
- за насекомыми;
- за муравьями.
Неживая природа:
- за природными явлениями: солнцем, небом, ручейками, лужами, кучевыми и слоистыми облаками, ветром, грозой, весенним дождем; - за погодой
| • Опыт по выявлению свойства солнечных лучей высушивать предметы.
• Веселые кораблики.
• Опыты по выявлению свойств воды
| «Назови ласково», «Когда это бывает», «Какой, какая, какое», «Какое что бывает», «Что умеют делать звери», «Кто больше вспомнит», «Придумай другое слово», «О чем я сказала», «Что это значит», «Наоборот», «Когда ты это делаешь», «У кого какой цвет», «Придумай сам», «Будь внимательным», «Что это такое», «Найди ошибку», «Выдели слова», «Что где лежит»,
«Кто (что) летает», «Угадай, что в мешочке?», «Найдите, что опишу»
| «Солнышко и дождик», «Лягушки», «Пузырь», «Песенка стрекозы», «Что мы видели, не скажем», «Зимующие и перелетные птицы», «Кот на крыше», «Жуки», «Жадный кот», «Кот Васька», «Зайка», «Охота на зайцев», «Журавль и лягушка», «Жмурки с колоколь-чиком», «Что происходит в природе», «Через ручеек», «Пчелки и ласточка», «Найди себе пару», «Утка и селезень», «Повар», «Улиточка»
| Подготовка цветников возле участка к посеву семян цветов. Помочь детям младшей группы в наведении порядка на дорожках. Подготовка огорода к посадке рассады и семян
| Знает названия насекомых, умеет определять их характерные особенности и проводить сравнительный анализ
|
| май
| Живая природа: Рассматривание: распускаю-щихся почек, цветущих деревьев и кустарников, весенних цветов, растений. Наблюдения:
- за полетом семян одуванчика;
- за цветением растений;
- за всходами на огороде (клумбе) после дождя;
- за насекомыми: пчелой, майским жуком, бабочками, стрекозой;
- за ласточками;
- за кошкой.
Неживая природа: Рассматривание песА и почвы. Наблюдения: - за солнцем; - за погодой
| • Свойства мокрого песА.
• Бумажные кораблики.
• Солнце высушивает предметы
| «Отгадай, что за растение», «Кто (что) летает», «Кто же я?», «Путешествие», «Третий лишний (растения)», «Что сажают в огороде?», «Что это за птица?», «Загадай, мы отгадаем», «Чудесный мешочек», «Добрые слова», «Да или нет», «Бывает – не бывает (с мячом)», «Отгадай-ка», «Найди листок, как на дереве», «Узнай, чей лист», «Придумай сам»
| «Мячик кверху», «Бездомный заяц», «Кот на крыше», «Охота на зайцев», «Жадный кот», «Капуста», «Пчелки и ласточА», «Журавль и лягушки», «Воробушки», «Жуки», «Кот Васька», «Жмурки с колокольчиком», «Через ручеек», «Птички и кошка». Игры-забавы «Зверинец», «Крокодил», «Необычные жмурки»
| Наведение порядка на грядках огорода. Помощь дворнику в уборке дорожки вокруг сада. Полив всходов на огороде. Полив всходов в цветнике. Подравнивание бордюров на клумбе с цветами
| Умеет называть времена года в правильной последовательности. Умеет согласовывать действия со сверстниками, достигать результата во время проведения экспериментов и исследований
|
| Июнь
| Живая природа:
- за растениями: одуванчиками в дневное и вечернее время;
- за жизнью растений летом; - за птицами: воробьями,
вороной, синицей;
- за теми, кто живет на дереве;
- за комарами и мошками.
Неживая природа:
- за природными явлениями; - за погодными условиями (солнцем, вечерним небом, луной, дождем, состоянием природы после дождя, после грозы);
- за ветром и облаками;
- за грозой;
- за небом и облаками;
- за природой в теплый вечер;
- за вечерним небом.
| • Испарение воды.
• Веселые кораблики.
• Свойства песка.
• Свойства солнечных лучей.
• Что будет, если огород не пропалывать
| «Какое время года», «Кто больше назовет действий», «Так бывает или нет», «Выдели слово», «Найди ошибку», «Какое что бывает», «Где что можно
делать», «Когда это бывает?», «Доскажи слово», «Какая, какой, какое», «Что это за насекомое», «Закончи предложение», «Что это за птица?», «Подбери похожие слова», «Назови ласково», «Кто больше вспомнит», «Придумай другое слово», «О чем я сказала», «О чем еще так говорят», «Найди, что опишу», «Отгадай, что это за растение»
| «Зайка», «Совушка», «Самолеты», «Найди и промолчи», «Мы веселые ребята», «Карусель», «Котята и щенята», «У медведя во бору»,
«Лягушки», «Жмурки с колокольчиком», «Лиса в курятнике», «Бездомный заяц», «Зайцы и волк», «Охотник и зайцы», «Птички и кошка», «Мышеловка», «Кто где живет», «Что происходит в природе?», «Ловишки», «Замри», «Дети и волк», «Найди себе пару», «Ули-точка»
| Уборка территории группы ежедневно, после дождя. Подравнивание бордюров
на цветочной клумбе, грядок на огороде. Работа на огороде. Прополка огорода
| Умеет делать выводы вовремя сравнительного анализа песка и почвы.
Умеет доказывать и объяснять своё мнение в решении спорных вопросов
|
| Июль
| Живая природа:
- за растениями;
- за поливом цветов;
- за ласточками;
- за различными живыми существами: за улиткой,
за божьей коровкой, за муравьями, за стрекозой, за кузнечиком, за дождевым червем, за шмелем, за бабочкой, за гусеницами бабочки.
Неживая природа: - за погодой; - за движением солнца; - за вечерними облаками; за разнообразием облаков; - за цветом неба; - за вечерними тенями
| • Почему на тропинках не растут растения?
• Потребность растений в воде.
• Движение воздуха.
• Бумажные кораблики.
• Веселые кораблики
| «О чем еще так говорят», «Кто, что летает», «Узнай, чей лист», «Придумай сам», «Кто больше назовет действий», «Третий лишний (птицы)», «Когда это бывает», «Что это значит», «Когда ты это делаешь»,
«Что умеют делать звери», «Загадай, мы отгадаем», «Путешествие», «Найди листок, какой покажу», «Что это за насекомое», «Кто чем питается?», «Что умеют делать звери», «Третий лишний (птицы)»,
| «Пузырь», «Улиточка», «К названному дереву беги», «Что мы видели, не скажем...», «Воробушки», «Повар», «Найди себе пару», «Кот на крыше», ч<Жадный кот», «Жуки», «Песенка
стрекозы», «Самолеты», «Кто как передвигается», «Жмурки с колокольчиком», «Журавль и лягушки», «Зайка», «Через ручеек», «Мячик кверху», «Утка и селезень», «Пчелки и ласточки»
| Работа на огороде (прополка, рыхление почвы). Наведение порядка возле песочницы, на участке группы.
Оформление грядок на огороде
| Знает правила безопасного поведения и умеет их применять на практике во время
наблюдений за насекомыми. Знает о пользе обливания и соблюдения питьевого режима в жаркую погоду
|
| Август
| Живая природа:
- за березой, за дубом, за желтеющей березой;
- за полетом парашютиков;
- за дождем и растениями;
- за насекомыми: бабочками, стрекозами, муравьями, шмелем, паучками и паутиной, богомолом, пчелой;
Рассматривание:
- всходов деревьев;
- белого одуванчика;
- растений на огороде;
- подорожника;
- растущей травы;
- семян цветов;
- цветов на клумбе;
- урожая на огороде.
Неживая природа:
- за состоянием погоды;
- за кучевыми и перистыми
облаками;
- за дождем, лужами;
- за радугой;
| • Свойства мокрого и сухого песка.
• Передача солнечного зайчика.
• Свойство солнечных лучей высушивать предметы.
• Радуга.
• Состояние почвы в зависимости от температуры воздуха
| «Подскажи словечко», «Быстро угадай», «Дерево, кустарник, цветок», «Что сажают в огороде», «Помнишь ли ты эти стихи», «Добрые слова», «Дерево, кустарник, цветок», «Игра в загадки», «Придумай другое слово», «Огурцы», «Знаешь ли ты...», «Подскажи словечко», «Будь внимательным», «Рыба, птица, зверь, насекомое», «Кто кем будет»,
«Брать - не брать (яго-
ды)», «Где что растет»,
«Брать - не брать (пти-
цы)», «Какая, какой, ка-
кое?», «Кто кем был»,
«Брать - не брать», «Тре-
тий лишний (птицы)»,
«Какое время года», «Кто
больше назовет действий»
| «Большой мяч», «Лягушки», «Пчелки и ласточки», «Узнай растение», «Ули-точка», «Голубь», «Напои лошадку», «Огурцы», «Замри», «Перенеси предмет», «Ловишки с приседанием», «Котята и щенята», «Самолеты», «Солнышко и дождик», «Птички и кошка», «К названному дереву беги», «Воробушки», «Узнай растение», «Кот на крыше»,
«Зимующие и перелетные
птицы», «Охотник и зай-
цы», «Пустое место»,
«Зайцы и медведи», «Ба-
бочки, лягушки и цапли»,
«Зайка»
| Работа на огороде. Оформление лунок возле молодых деревьев. Наведение порядка на участке. Помощь детям младшей группы в уборке песка вокруг песоч-ницы. Прополка
сорняковна огороде. Сбор поспевших семян
цветочных
растений
| Владеет умением самостоятельно организовывать знакомые игры с небольшой группой детей. Умеет считаться с интересами товарищей
и оказывать помощь
в случае необходимо-сти
|
| |