|
Гришенина Вера Олеговна 2015 год Данная программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дорогобужская средняя общеобразовательная школа №2»
-
«Рассмотрено»
| «Принято»
| «Утверждаю»
| на заседании методического совета
| на заседании педагогического совета
| Директор
МБОУ Дорогобужская СОШ №2
_______________ Е.А.Брыкова
| Протокол №1
| Протокол №1
|
| от «27» августа 2015 года
| от «28» августа 2015 года
|
|
Рабочая программа
по геометрии в 7 классе в
Составитель: учитель математики
высшей категории
Гришенина Вера Олеговна 2015 год
Данная программа предназначены для работы по учебнику: Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2012., рекомендованного к преподаванию Министерством образования и науки РФ. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, в соответствии с содержанием учебника:
Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2014.; рекомендованному к использованию Министерством образования и науки РФ и входящему в Федеральный перечень учебной литературы;
а также
1).Стандарта основного общего образования по математике, 2010 г.
2)Примерной программы основного общего образования по математике (составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2007
3) Программы и тематического планирования к учебнику «Геометрии 7-9». Авторы И.М. Смирнова, В.А.Смирнов 2012 г.
Количество часов по программе МБОУ Дорогобужская СОШ №2: 68; по учебному плану: 2 часа в неделю.
Плановых контрольных работ: 5 Значение геометрии в образовании подрастающего поколения невозможно переоценить. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся . Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
На протяжении всей истории человечества геометрия служила источником развития не только математики, но и многих других наук. Именно в ней появились первые теоремы и доказательства. Сами законы математического мышления формировались с помощью геометрии. Многие геометрические задачи способствовали появлению новых научных направлений и, наоборот, решение многих научных проблем было получено с использованием геометрических методов. Современная наука и её приложения немыслимы без геометрии и её разделов, таких как топология, теория графов, дифференциальная геометрия, теория графов, аналитическая геометрия, компьютерная графика и т.д. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей .
Данный учебник геометрии следует традициям, заложенным в учебнике А.П. Киселева. В нем представлены все основные разделы курса планиметрии, последовательность изучения тем, перечень основных определений и теорем, соответствующих программе основной школы, чередование тем позволяет сделать доказательство теорем проще и доступнее для детей. Но наряду с этим выполнена задача обновления школьного курса геометрии. Опираясь на достигнутый отечественной школой уровень геометрического образования, учебник написан интересно, учитывает склонности и способности каждого ученика, содержит материал связанный с историей математики, знакомит с современным направлениями развития геометрии и её приложениями. Использование на уроках геометрии исторического материала позволяет проникнуть в мировоззренческий смысл науки, в процесс формирования ее основных идей, эволюцию методов. Элементы истории служат средством нравственного воспитания учащихся: воспитания чувства патриотизма, гордости за достижения отечественных математиков.
По образному высказыванию Б.В. Гнеденко, «история математики важна не только потому, что она необходима для решения ряда методологических и педагогических проблем. Она важна и сама по себе как памятник человеческому гению, позволившему человечеству пройти великий путь от полного незнания и полного подчинения силам природы до великих замыслов и свершений в познании законов, управляющих внутриатомными процессами и процессами космического масштаба. История науки является тем факелом, который освещает новым поколениям путь дальнейшего развития и передает им священный огонь Прометея, толкающий их на новые открытия, на вечный поиск, ведущий к познанию окружающего нас мира, включая нас самих».
Знакомство с основными направлениями развития науки необходимо теперь каждому выпускнику школы для ориентации в современном мире, правильному представлению о процессах, происходящих в природе и обществе, осознания собственной роли в обществе, в движении вперед.
В содержании курса геометрии кроме привычного, стандартного материала включены следующие элементы:
а) знакомство с жизнью и творчеством известных современных ученых-геометров;
б) работа с научно-популярной литературой;
в) решение современных прикладных задач;
г) использование современных компьютерных технологий.
Обучение геометрии по предлагаемой программе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
– формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
– развитие геометрических представлений, логического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
– формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
– воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
– формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математике;
развитие математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
– развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения опыта математического моделирования;
– формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
– овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
– создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В седьмом классе изучаются:
-основные геометрические фигуры и их свойства;
-рассматриваются взаимное расположение точек и прямых на плоскости;
-вводятся понятия равенства отрезков и углов;
-доказываются признаки равенства треугольников; свойства равнобедренного треугольника;
-выясняются соотношения между сторонами и углами треугольника, между перпендикуляром и наклонной;
-исследуются случаи взаимного расположения двух окружностей, прямой и окружности;
- рассматриваются основные геометрические места точек и решаются задачи на построение.
Цели:
Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности : ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции , логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений , способности к преодолению трудности,
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в 7 классе( работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений) следует обращать внимание на то, чтобы учащиеся овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе I варианта авторской программы – 2 часа в неделю, всего 68 часов за год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ
1. Начала геометрии
История возникновения и развития геометрии. Основные геометрические фигуры и их свойства. Взаимное расположение точек на прямой.
Отрезок и луч. Равенство отрезков. Операции сложения и вычитания отрезков, умножения и деления отрезка на натуральное число. Измерение длины отрезка. Исторические сведения об измерении длин.
Полуплоскость и угол. Виды углов: прямой угол, острые и тупые углы, развёрнутый угол, смежные и вертикальные углы. Равенство углов. Биссектриса угла. Операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число. Теорема о равенстве вертикальных углов. Перпендикулярные прямые. Измерение величин углов. Исторические сведения об измерении углов.
Ломаные. Виды ломаных. Длина ломаной. Многоугольники. Элементы многоугольника. Периметр многоугольника. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.
2. Треугольники
Треугольники. Виды треугольников: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные, равнобедренные, равносторонние. Медиана, биссектриса и высота треугольника.
Равенство треугольников. Первый и второй признаки равенства треугольников. Равнобедренные треугольники и их свойства. Признак равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Соотношения между сторонами треугольника.
Прямоугольные треугольники. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Перпендикуляр и наклонная и их свойства.
3. Окружность и геометрические места точек
Понятия окружности и круга. Элементы окружности и круга: центр, радиус, диаметр, хорда. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности. Взаимное расположение двух окружностей.
Понятие о геометрическом месте точек. Примеры геометрических мест точек на плоскости. Построения с помощью циркуля и линейки. Примеры задач на построение.
4*. Кривые и графы (для дополнительного изучения)
Парабола и её свойства. Касательная к параболе. Построение параболы и касательных к ней.
Эллипс и его свойства. Касательная к эллипсу. Построение эллипса и касательных к нему.
Гипербола и её свойства. Касательная к гиперболе. Построение гиперболы и касательных к ней.
Графы и их элементы: вершины, рёбра.
Задачи, приводящие к понятию графа. Задача Эйлера о кёнигсбергских мостах.
Уникурсальные графы и их свойства. Теорема Эйлера о числе вершин, рёбер и граней плоского графа.
Задача о трех домиках и трех колодцах. Проблема четырёх красок.
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
| 1. Начала геометрии (20 ч)
| История возникновения и развития геометрии. Основные геометрические фигуры и их свойства. Взаимное расположение точек на прямой.
Отрезок и луч. Равенство отрезков. Операции сложения и вычитания отрезков, умножения и деления отрезка на натуральное число. Измерение длины отрезка. Исторические сведения об измерении длин.
Полуплоскость и угол. Виды углов: прямой угол, острые и тупые углы, развёрнутый угол, смежные и вертикальные углы. Равенство углов. Биссектриса угла. Операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число. Теорема о равенстве вертикальных углов. Перпендикулярные прямые. Измерение величин углов. Исторические сведения об измерении углов.
Ломаные. Виды ломаных. Длина ломаной. Многоугольники. Элементы многоугольника. Периметр многоугольника. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.
| Приводить исторические сведения о возникновении и развитии геометрии.
Изображать точки и прямые на плоскости.
Формулировать определения и иллюстрировать понятия: отрезка, равенства отрезков, длины отрезка. Производить операции сложения и вычитания отрезков, умножения и деления отрезка на натуральное число.
Измерять длину отрезка с помощью линейки.
Решать задачи на нахождение длины отрезка.
Формулировать определения и иллюстрировать понятия: луча, угла, равенства углов. Различать виды углов. Производить операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число.
Измерять величину угла с помощью транспортира. Решать задачи на нахождение величины угла.
Формулировать определения и иллюстрировать понятия ломаной и многоугольника. Распознавать и приводить примеры ломаных и многоугольников. Решать задачи на нахождение длины ломаной и периметра многоугольника.
| 2. Треугольники (26 ч)
| Треугольники. Виды треугольников: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные, равнобедренные, равносторонние. Медиана, биссектриса и высота треугольника.
Равенство треугольников. Первый и второй признаки равенства треугольников. Равнобедренные треугольники и их свойства. Признак равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Соотношения между сторонами треугольника.
Прямоугольные треугольники. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Перпендикуляр и наклонная и их свойства.
| Формулировать определения: треугольника, равенства треугольников, медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Различать виды треугольников.
Формулировать признаки равенства треугольников, применять их при решении задач.
Устанавливать соотношения между сторонами и углами треугольника, применять их при решении задач.
Формулировать определения перпендикуляра и наклонной. Использовать соотношение между ними при решении задач.
| 3. Окружность и геометрические места точек (16 ч)
| Понятия окружности и круга. Элементы окружности и круга: центр, радиус, диаметр, хорда. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности. Взаимное расположение двух окружностей.
Понятие о геометрическом месте точек. Примеры геометрических мест точек на плоскости. Построения с помощью циркуля и линейки. Примеры задач на построение.
| Формулировать определения и иллюстрировать понятия окружности, круга и их элементов.
Изображать, распознавать и описывать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
Приводить примеры геометрических мест точек.
Решать задачи на нахождение геометрических мест точек.
Решать задачи на построение с с помощью циркуля и линейки.
| Итоговое повторение (5 ч)
|
Примерное распределение часов по пунктам учебника
Параграф учебника
| Содержание
|
|
|
1
2
3
4
5
6 7
8
9
10
11 12 13
14
15 16
17
18 19
20
21*
22*
23*
24*
25*
26*
| Вводная беседа
Основные геометрические фигуры
Отрезок и луч
Измерение длин отрезков
Полуплоскость и угол
Измерение величин углов
Ломаные и многоугольники
Контрольная работа № 1
Треугольники
Первый признак равенства треугольников
Второй признак равенства треугольников
Равнобедренные треугольники
Третий признак равенства треугольников
Контрольная работа № 2
Соотношения между сторонами и углами треугольника
Соотношения между сторонами треугольника
Прямоугольные треугольники
Перпендикуляр и наклонная
Контрольная работа № 3
Окружность и круг
Взаимное расположение прямой и окружности
Взаимное расположение двух окружностей
Контрольная работа
Геометрические места точек
Задачи на построение
Контрольная работа№5
Парабола
Эллипс
Гипербола
Графы
Теорема Эйлера
Проблема четырёх красок
Повторение
Итоговый зачёт
Итоговый урок
| 1
2
2
2
2
3
3
1
2
2
2
2
2
1 2
2 2
2
1
2
3
1
3
3
1
2
2
2
2
2
2
3
1
1
| |
|
|