|
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) Образовательные задачи из программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет Н. В. Нищевой по требованиям ФГТ.
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1.Здоровье
Расширение представления о здоровом образе жизни и факторах, разрушающих здоровье человека.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.
Закрепление навыка мягкого голосоведения.
Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.
Проведение дыхательной гимнастики с целью повышения общего жизненного тонуса.
Проведение гимнастики для глаз с целью профилактики нарушения зрения.
Формирование правильной осанки.
Ежедневное использование таких форм работы, как физкультминутки, подвижные игры.
2. Безопасность
Соблюдение гигиенических требований при подготовке и проведении непосредственно образовательной деятельности: проветривать помещение, поддерживать оптимальную температуру и освещенность, рационально располагать детей в пространстве.
Обучение детей соблюдению технике безопасности в быту, на улице, в лесу.
Совершенствование знания правил дорожного движения, ознакомление с дорожными знаками с работой специального транспорта.
Расширение представлений о способах взаимодействия с растениями и животными.
3. Физическая культура
Совершенствование навыков ориентировки в пространстве.
Развитие мелкой моторики рук.
Совершенствование двигательных умений и навыков.
Формирование правильной осанки.
Совершенствование умения выполнять физические упражнения под музыку.
Формирование умения выполнять упражнения для развития и укрепления мышц спины, брюшного пресса и ног.
Совершенствование движений рук и плечевого пояса.
4. Социализация
Развитие в игре коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, подражательности, творческого воображения, активности, , самостоятельности.
Формирование умения самостоятельно организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно - игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, отражать в игре окружающую действительность.
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, заботы, внимания, сопереживания, деликатности.
Формирование умения справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Воспитание трудолюбия.
5. Коммуникация
Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
Развитие лексической стороны речи:
уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
расширение объема правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов и их частей, название природных явлений в рамках изучаемых лексических тем;
обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий;
расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов;
обогащение активного словаря относительными прилагательными со значениями соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами;
обеспечение понимания и использования в речи слов – антонимов;
расширение понимания значение простых предлогов и активизация их в речи;
расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями, указательными наречиями, количественными и порядковыми числительными;
закрепление в речи понятия «слово» и умение оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени;
совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами;
совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
совершенствование навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками;
формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных;
формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными;
совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже;
обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении;
совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами.
Коррекция произносительной стороны речи:
закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности;
активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп;
формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова:
совершенствование умения различать длинные и короткие слова, занимать и воспроизводить цепочки слов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных;
обеспечение усвоения звукослоговой структуры двусложных слов с одним закрытым слогом, двумя закрытыми слогами, трехсложных слов, состоящих из открытых слогов, и использования их в речи;
закрепление понятия «слог», умение оперировать им и выполнять слоговой анализ двусложных и трехсложных слов.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза:
закрепление понятий: звук, гласный звук, согласный звук.
формирование понятий: звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук;
совершенствование умения различать на слух гласные звуки А,У,О.И, выделять их из ряда звуков, из слова, подбирать слова на заданный гласный звук; различать гласные и согласные звуки;
формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость – звонкость, твердость – мягкость в ряду звуков, слогов, слов;
закрепление навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова;
совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков.
Обучение элементам грамоты:
ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В;
совершенствование навыка составление букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепка из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе;
обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв и букв, изображенных с недостающими элементами, нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв;
совершенствование навыка осознанного чтения слов и коротких предложений с пройденными буквами.
Развитие связной речи и речевого общения:
воспитание активного произвольного внимания к речи,
совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи;
совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца;
обучение составлению рассказов – описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок;
совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Три медведя») и коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога;
совершенствование умения «оречевлять» игровую ситуацию.
6. Труд.
Расширение представлений о труде взрослых, его общественной значимости.
Воспитание желания выполнять трудовые поручения ,проявлять при этом творчество, инициативу, ответственность.
Совершенствование навыков самообслуживания.
Воспитание бережного отношения к результатам чужого труда.
7. Познание.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности:
расширение представления о предметах, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; о материалах из которых они сделаны;
формирование умение самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму;
формирование представления об осени как времени года, о существенных признаках сезона; умение устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями;
углубление представлений о растениях;
закрепление и расширение обобщенных представлений об овощах и фруктах;
расширение представление о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах;
уточнение и расширение знаний о ядовитых растениях;
углубление представлений о жизни животных осенью.
обучение восприятию предметов, их свойств, отношений через все органы чувств;
формирование рациональных приемов обследования предметов;
формирование умения сравнивать предметы, выбирать группу предметов по заданному признаку;
развитие цветовосприятия и цветоразличения, умения различать цвета по насыщенности, называть оттенки цветов;
формирование представления о расположении цветов в радуге;
формирование умение использовать в качестве эталонов формы плоскостные и объемные геометрические фигуры.
Развитие психических функций:
дальнейшее развитие слухового внимания и памяти при восприятии неречевых звуков в игровых упражнениях и играх. Формирование умение различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; различать громкие и тихие, высокие и низкие звуки;
дальнейшее развитие зрительного внимания и памяти в работе с разрезными картинками и пазлами по всем изучаемым лексическим темам;
дальнейшее развитие мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов и объектов по одному или нескольким признакам;
развитие воображения и на этой основе формирование творческих способностей, творческого воображения, креативности.
8. Художественное творчество.
Дальнейшее совершенствование изобразительных навыков
Формирование умения передавать пространственное расположение предметов и явлений на листе бумаги.
Формирование умения использовать разные способы рисования изобразительными материалами.
Закрепление умения работать карандашами с разной силой нажима.
Развитие чувства цвета, ознакомление с новыми цветами и цветовыми оттенками.
Формирование умения использовать цвет, как средство передачи настроения.
Дальнейшее развитие интереса к лепке, закрепление навыков аккуратной лепки
Совершенствование навыков работы с ножницами.
9. Музыка.
Формирование умение определять жанр и характер музыкального произведения, различать средства музыкальной выразительности.
Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
Ознакомление детей с длительностями.
Обучение интонированию мелодии.
Формирование умения петь с динамическими оттенками, не форсируя звук, правильно брать дыхание, четко пропевать слова, передавать в пении характер песни.
Совершенствование навыков сольного и коллективного пения; пения с сопровождением и без него.
Формирование умения точно соотносить движения с музыкой, ориентироваться в пространстве.
Освоение навыков игры на простейших музыкальных инструментах, обучение точной передаче мелодии и ритмического рисунка.
10. Чтение художественной литературы.
Развитие интереса к художественной литературе, совершенствование навыка слушания литературных произведений, формирование эмоциональной отзывчивости.
Формирование умения высказывать свое отношение к прочитанному, к поступкам героев.
Обучение выразительному чтению стихов. Привлечение к участию в инсценировках.
Совершенствование умения понимать вопросы к литературному произведению и отвечать на них с небольшой помощью взрослого.
Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Три медведя»)
и небольших текстов по данному педагогом или коллективно составленному плану. |
|
|