|
Календарно-тематическое планирование элективного курса по химии «Расчетные задачи в химии»
«Утверждаю» ____________ директор МКОУ Бутурлиновская СОШ №1
Зубков А.А.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по химии «Расчетные задачи в химии»
для обучающихся 10 класса
на 2013-2014 уч. год
Учитель: Искра О.Ю.
2013 год Пояснительная записка.
Элективный курс рассчитан на 34 часов. Содержание курса сочетается с основным курсом органической химии и не противоречит ему во времени.
Для успешной работы по данному элективному курсу необходимо, чтобы учащиеся владели прочными знаниями в рамках школьной программы химического образования, важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач и задач повышенного уровня трудности. Обучение учащихся 10 класса решению задач целесообразно вести на основе обобщения и переноса их знаний и умений, полученных в 8 и 9 классах.
Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.
Элективный курс выполняет следующие функции:
развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
позволяет школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии.
Цели элективного курса:
воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы;
развитие творческого потенциала учащихся;
развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения;
закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;
обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.
Задачи элективного курса:
учить учащихся приемам решения задач различных типов;
закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;
способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии;
продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
развивать учебно-коммуникативные навыки.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
способы решения различных типов задач;
основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
решать расчетные задачи различных типов;
четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
работать самостоятельно и в группе;
самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
владеть химической терминологией;
пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п
| Тема занятия
| Кол-во часов
| Дата
| 1.
| Введение. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные законы и понятия химии.
| 1
|
| 2.
| Вычисление количества вещества по известной массе вещества, нахождение массы газа по заданному количеству вещества.
| 1
|
| 3.
| Нахождение массы и объема газа по заданному количеству вещества
| 1
|
| 4.
| Молярный объем газов. Законы идеальных газов. Объемная доля.
| 1
|
| 5.
| Итоговое занятие по теме «Расчеты по химическим формулам»
| 1
|
| 6.
| Нахождение химической формулы газообразного вещества по массовым долям элементов и относительной плотности.
| 1
|
| 7.
| Нахождение молекулярной формулы вещества по его плотности и массе продуктов сгорания.
| 1
|
| 8.
| Нахождение химической формулы вещества по массе исходного вещества и массе продуктов сгорания
| 1
|
| 9.
| Итоговое занятие по теме «Вывод химических формул»
| 1
|
| 10.
| Вычисления при разбавлении и концентрировании растворов
| 1
|
| 11.
| Вычисления при смешивании двух растворов, правило смешения
| 1
|
| 12.
| Вычисление при приготовлении раствора разных веществ заданного состава и заданной концентрации
| 1
|
| 13.
| Вычисление массы растворенного вещества для приготовления раствора указанного объема и молярности
| 1
|
| 14.
| Вычисление растворимости по количеству растворенного вещества, требуемого для насыщения данного количества растворителя
| 1
|
| 15.
| Вычисление количеств газов. Содержащихся в растворе в зависимости от температуры и давления
| 1
|
| 16.
| Итоговое занятие по теме «Расчеты состава растворов»
| 1
|
| 17.
| Вычисление массы (объема, количества вещества) одного из участников реакции по известной массе (объему, количеству вещества) другого участника реакции.
| 1
|
| 18.
| Определение вещества и его массы (объема), оставшегося после реакции непрореагировавшим
| 1
|
| 19.
| Определение количества (массы, объема) продукта реакции, если один из сореагентов взят для реакции в избытке
| 1
|
| 20.
| Вычисление выхода продукта (в %) реакции от теоретически возможного
| 1
|
| 21.
| Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную долю примесей
| 1
|
| 22.
| Определение состава соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакции.
| 1
|
| 23.
| Определение состава 2-3 компонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций
| 1
|
| 24.
| Расчеты по термохимическим уравнениям
| 1
|
| 25.
| Расчеты, связанные со скоростью химической реакции и химическим равновесием
| 1
|
| 26.
| Решение задач повышенной трудности
| 1
|
| 27.
| Решение задач повышенной трудности
| 1
|
| 28.
| Итоговое занятие по теме «Расчеты по химическим уравнениям»
| 1
|
| 29.
| Качественные задачи на химические превращения заданных веществ в определенных условиях
| 1
|
| 30.
| Качественные задачи на идентификацию веществ
| 1
|
| 31.
| Качественные задачи на химические превращения заданных веществ в определенных условиях
| 1
|
| 32.
| Качественные задачи на разделение смеси веществ
| 1
|
| 33.
| Повторительно-обобщающее занятие.
| 1
|
| 34.
| Итоговое занятие.
| 1
|
| 35.
| Коррекция ЗУН и работа над ошибками.
| 1
|
|
Формы контроля:
классные и домашние контрольные работы
самостоятельные работы;
зачеты;
защита авторских задач.
Методика диагностики знаний и умений учащихся.
Каждое знание и умение оценивается в баллах: 2 – высокий уровень сформированности (знаю, владею в полном объеме); 1 – средний (знаю, владею с помощью преподавателей, одноклассников, учебника); 0 – низкий (не владею знаниями, умениями).
Количественная оценка вычисляется по формуле:
К = сумма баллов/(количество отметок 4).
Полученный коэффициент соотносится с качественной характеристикой (см. таблицу)
Характеристика уровня сформированности знаний и умений
| Качественные
| Количественные
| Оптимальный
| 0,41 – 0,5
| Допустимый
| 0,3 – 0,4
| Критический
| 0,2 – 0,29
| Низкий
| Ниже 0,2
|
Литература. Для учителя.
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.).
Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1992.
Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии. – Белгород, 1996.
Пак М. Алгоритмы в обучении химии. – М.: Просвещение, 1993.
Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 1978.
Романовская В.К. Решение задач. – С-Петербург, 1998.
Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.
Для учащихся.
Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003.
Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов – М.: Химия, 1993.
Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. – М.: Издат-школа, 2000.
Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. Конкурсные задачи по химии с решениями. – Москва-Харьков: Илекса-гимназия, 1998.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
|
|
|