Главная страница

Календарно-тематическое планирование элективного курса по химии «Расчетные задачи в химии»



Скачать 92.25 Kb.
НазваниеКалендарно-тематическое планирование элективного курса по химии «Расчетные задачи в химии»
Дата15.02.2016
Размер92.25 Kb.
ТипКалендарно-тематическое планирование


«Утверждаю» ____________ директор МКОУ Бутурлиновская СОШ №1

Зубков А.А.

Календарно-тематическое планирование
элективного курса по химии
«Расчетные задачи в химии»

для обучающихся 10 класса

на 2013-2014 уч. год


Учитель: Искра О.Ю.

2013 год
Пояснительная записка.

Элективный курс рассчитан на 34 часов. Содержание курса сочетается с основным курсом органической химии и не противоречит ему во времени.

Для успешной работы по данному элективному курсу необходимо, чтобы учащиеся владели прочными знаниями в рамках школьной программы химического образования, важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач и задач повышенного уровня трудности. Обучение учащихся 10 класса решению задач целесообразно вести на основе обобщения и переноса их знаний и умений, полученных в 8 и 9 классах.

Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.

Элективный курс выполняет следующие функции:

  • развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

  • позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;

  • позволяет школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии.


Цели элективного курса:

  • воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы;

  • развитие творческого потенциала учащихся;

  • развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения;

  • закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;

  • обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.


Задачи элективного курса:

  • учить учащихся приемам решения задач различных типов;

  • закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;

  • способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии;

  • продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;

  • развивать учебно-коммуникативные навыки.


Требования к знаниям и умениям учащихся.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

  • способы решения различных типов задач;

  • основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;

  • стандартные алгоритмы решения задач.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

  • решать расчетные задачи различных типов;

  • четко представлять сущность описанных в задаче процессов;

  • видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;

  • работать самостоятельно и в группе;

  • самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;

  • владеть химической терминологией;

  • пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.


Тематическое планирование учебного материала


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Введение. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные законы и понятия химии.

1




2.

Вычисление количества вещества по известной массе вещества, нахождение массы газа по заданному количеству вещества.

1




3.

Нахождение массы и объема газа по заданному количеству вещества

1




4.

Молярный объем газов. Законы идеальных газов. Объемная доля.

1




5.

Итоговое занятие по теме «Расчеты по химическим формулам»

1




6.

Нахождение химической формулы газообразного вещества по массовым долям элементов и относительной плотности.

1




7.

Нахождение молекулярной формулы вещества по его плотности и массе продуктов сгорания.

1




8.

Нахождение химической формулы вещества по массе исходного вещества и массе продуктов сгорания

1




9.

Итоговое занятие по теме «Вывод химических формул»

1




10.

Вычисления при разбавлении и концентрировании растворов

1




11.

Вычисления при смешивании двух растворов, правило смешения

1




12.

Вычисление при приготовлении раствора разных веществ заданного состава и заданной концентрации

1




13.

Вычисление массы растворенного вещества для приготовления раствора указанного объема и молярности

1




14.

Вычисление растворимости по количеству растворенного вещества, требуемого для насыщения данного количества растворителя

1




15.

Вычисление количеств газов. Содержащихся в растворе в зависимости от температуры и давления

1




16.

Итоговое занятие по теме «Расчеты состава растворов»

1




17.

Вычисление массы (объема, количества вещества) одного из участников реакции по известной массе (объему, количеству вещества) другого участника реакции.

1




18.

Определение вещества и его массы (объема), оставшегося после реакции непрореагировавшим

1




19.

Определение количества (массы, объема) продукта реакции, если один из сореагентов взят для реакции в избытке

1




20.

Вычисление выхода продукта (в %) реакции от теоретически возможного

1




21.

Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную долю примесей

1




22.

Определение состава соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакции.

1




23.

Определение состава 2-3 компонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций

1




24.

Расчеты по термохимическим уравнениям

1




25.

Расчеты, связанные со скоростью химической реакции и химическим равновесием

1




26.

Решение задач повышенной трудности

1




27.

Решение задач повышенной трудности

1




28.

Итоговое занятие по теме «Расчеты по химическим уравнениям»

1




29.

Качественные задачи на химические превращения заданных веществ в определенных условиях

1




30.

Качественные задачи на идентификацию веществ

1




31.

Качественные задачи на химические превращения заданных веществ в определенных условиях

1




32.

Качественные задачи на разделение смеси веществ

1




33.

Повторительно-обобщающее занятие.

1




34.

Итоговое занятие.

1




35.

Коррекция ЗУН и работа над ошибками.

1





Формы контроля:

  • классные и домашние контрольные работы

  • самостоятельные работы;

  • зачеты;

  • защита авторских задач.

Методика диагностики знаний и умений учащихся.

Каждое знание и умение оценивается в баллах: 2 – высокий уровень сформированности (знаю, владею в полном объеме); 1 – средний (знаю, владею с помощью преподавателей, одноклассников, учебника); 0 – низкий (не владею знаниями, умениями).

Количественная оценка вычисляется по формуле:

К = сумма баллов/(количество отметок 4).

Полученный коэффициент соотносится с качественной характеристикой (см. таблицу)



Характеристика уровня сформированности знаний и умений

Качественные

Количественные

Оптимальный

0,41 – 0,5

Допустимый

0,3 – 0,4

Критический

0,2 – 0,29

Низкий

Ниже 0,2



Литература.
Для учителя.

  1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.).

  2. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1992.

  3. Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии. – Белгород, 1996.

  4. Пак М. Алгоритмы в обучении химии. – М.: Просвещение, 1993.

  5. Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 1978.

  6. Романовская В.К. Решение задач. – С-Петербург, 1998.

  7. Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.


Для учащихся.

  1. Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986.

  2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003.

  3. Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов – М.: Химия, 1993.

  4. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. – М.: Издат-школа, 2000.

  5. Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. Конкурсные задачи по химии с решениями. – Москва-Харьков: Илекса-гимназия, 1998.

  6. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.