Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие в сказку» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности Задачи по реализации интеграции образовательных областей: Образовательная область «Познавательное развитие»
- закреплять порядковый счет в пределах 5;
- умение соотносить число и количество предметов;
- пользоваться словами
- продолжать учить детей различать и называть цвета, группировать предметы цвету;
- закрепить понятия «широкий – узкий»; «один – много»; геометрические формы; уравнивать группы предметов;
- развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Образовательная область «Речевое развитие»
- обогащать и активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире, организуя речевые ситуации.
- воспитывать умение детей слушать взрослого, стимулировать инициативные высказывания, учить отвечать на вопросы воспитателя
Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие»
- воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.
- создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом.
-развивать мелкую моторику и создавать условия, способствующие устойчивой работоспособности. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Виды детской деятельности: Познавательная, коммуникативная, продуктивная, игровая. Предварительная работа:
Дидактические игры на развитие математических способностей, навыки счета.
Дидактические игры и упражнения: «Отсчитай столько же», «Найди пару», Д/и «Разложи по форме» «Подбери по цвету» «Подбери фигуру» «Разложи по порядку». Игровые упражнения на группирование по признакам предметов «от 1 до 5». «Матрешки», «Найди свой домик», «Где звенит колокольчик?» Методы и приёмы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, технических средств. Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: игрушка Гномик, ковер с подушками для каждого ребенка, карточки с изображением геометрических фигур от 1 до 5; макет реки; мост-пазл, разрезанный в форме геометрических фигур по числу детей; бабочки-3 шт.; цветы – 5шт; грибочки, ковер, мольберт, дом гномика – пазл. Аудиозапись: фонограмма «В гостях у сказки», «Паровозик», «Плеск воды», «Плач»
« Паровозик из Ромашково», мультимедиапроектор, ноутбук
Раздаточный материал: карточки - «билеты» с изображением геометрических фигур от1 до 5; «перышки» из салфеток на каждого ребенка, елочки разной высоты по 5 на каждого ребенка. Организационный момент: (Слайд №1)Дети заходят в зал под музыку фонограммы № 1«В гостях у сказки», садятся на ковер.
Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу доброе утро.
Доброе утро, солнце улыбается,
В городах и селах люди просыпаются.
Ждет впереди удачный день,
Заниматься нам не лень.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (да) А хотите мы сегодня отправимся в одну из них
Дети: Да
Воспитатель: И так начнем. «Жил на свете грустный гномик. Почему грустный? Да потому, что у него не было дома. И вот однажды, сидя на пенечке, гномик решил построить себе домик» (Слайд №2)
Звучит фонограмма №2 «Плач»
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет? Да это же гномик. Гномик, почему ты плачешь, что случилось?
Гномик: Я сидел на пенечке, думал как построить себе дом и вдруг налетел сильный ветер, и унес меня далеко от этого места. Теперь я не могу туда добраться, я боюсь идти один. Ребята, вы поможете мне добраться назад, туда где я живу и помочь построить домик?
Воспитатель: Поможем гномику (ответы детей).
Дети: Да
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, где нас ждёт много сюрпризов. И мы, обязательно, поможем нашему другу! Но сначала вспомним, на чем можно путешествовать?
Дети: На самолете, поезде, автомобиле, корабле, велосипеде и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята, если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, на каком транспорте будем путешествовать мы. Слушайте: Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой,
Везет всех за собой. (ПОЕЗД)
Правильно, мы будем путешествовать на поезде. (Слайд № 3)
(Из стульев, один за другим, составлен поезд. Номера мест обозначены определенным количеством геометрических фигур)
- Чтобы ехать, нужен пропуск-
Вот билет вам на поезд!
Воспитатель раздает детям «билеты». У детей «билеты» с таким же количеством геометрических фигур, как указано на стульчике, но расположенных по-другому
-Нужно сесть на место в поезде, номер указан в «билете»
Дети занимают места в поезде, согласно билету
-Почему ты занял это место? (ответы детей)
-Кто едет впереди Арсена?
-Кто едет позади Вани?
Звучит фонограмма №3 («Паровозик»)
Звучит фонограмма № 4 («Плеск воды»)
Дидактическая игра «Собери мостик из геометрических фигур».
(Слайд№ 4)
Воспитатель: Ребята, наш поезд почему- то остановился. Давайте выйдем из поезда и узнаем, в чем причина? Посмотрите, путь поезду преградила речка, речка! Речка, какая – широкая или узкая?
Дети: Широкая
(Слайд № 5)
Гномик: Что же нам делать, как я попаду домой? Ветер разрушил мостик!
Воспитатель: Ребята, подумайте, как нашему поезду переправиться через речку? (Дети предлагают варианты)
Правильно, нужно построить мост. Да вот рядом и детали разрушенного моста. Давайте возьмем по одной детали и сложим мост заново.
(Рядом лежат разные геометрические фигуры. Дети выполняют поставленную задачу).
Воспитатель спрашивает: Какую фигуру взяли? Сколько углов у фигуры, сколько сторон?
После того как постройка моста будет завершена, дети «перебираются» через речку.(Слайд №6)
Воспитатель. Посмотрите, что я нашла…перышки. Давайте поймаем их и подуем на них, куда перышки полетят, туда и мы пойдем.
Улетели наши перышки и привели нас к лесу. Но чтобы нам войти в лес нужно отгадать загадку и выполнить задание
Загадка:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (ель) (Слайд № 7)
Игра «Посадим елочки в ряд» (дети садятся за столы)
У каждого ребенка по 5 елочек
-Одинаковые ли елочки по высоте?
-Что можно сказать о высоте елочек?
Воспитатель предлагает расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой
Воспитатель вместе с Гномиком проверяет расположение елочек у детей
-Расскажите о том, как расположили елочки? ( Самая низкая, повыше, еще повыше, еще повыше, самая высокая)
Воспитатель: (Слайд№8) Поставили елочки в ряд и посмотрите появились тропинки в лесу. Одинаковые они? Чем отличаются? (одна узкая, другая широкая)
-По какой тропинке пойдем: по узкой или широкой? Почему?
Дидактическая игра «Бабочки».
(Слайд№9)
Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли на цветочную полянку.
Распустились здесь цветы
Небывалой красоты.
Гномик: Посмотрите, ветер занёс бабочек в сети злого паука! Они погибнут!
Воспитатель: Нам нужно им помочь освободиться! Сколько бабочек поймал паук? (много, 5) Давайте их освободим! Мы с вами будем отвлекать злого паука, а гномик в это время освободит бабочек.
Физкультминутка:
Два хлопка над головой, два хлопка перед собой, две руки за спину спрячем и на двух ногах поскачем!
(Гномик освобождает бабочек из плена)
(Слайд№10)
Воспитатель: Молодцы, ребята, прогнали паука. Но нам нужно спрятать бабочек, чтобы паук не заметил их и не поймал снова.
Как вы думаете, их можно спрятать? (ответы детей)
На что больше всего любят садиться бабочки?
Дети: На цветы!
Воспитатель: Посмотрите, на полянке растут красивые цветы разных цветов. Какого цвета бабочки? На какой цветок сядет бабочка?
(Дети сажают бабочек на цветы, выбирая для каждой цветок такого же цвета).
Воспитатель: Поровну ли бабочек и цветов? (Нет) Чего больше? (Цветов) Чего меньше? (Бабочек) Почему вы думаете, что цветков больше? (Потому что цветы без бабочек) Как сделать так, чтоб цветов и бабочек стало поровну? (Дети предлагают варианты)
Гномик: Ой, к нам ещё прилетели бабочки.
Воспитатель: Ну, вот теперь у нас бабочек и цветов сколько? (Поровну)
Ребята, а куда мы с вами идём? (Помогаем гномику вернуться домой, и построим ему домик)
(Слайд№11)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, далеко ли до домика гномика? Надевайте волшебные очки!
Пальчиковая гимнастика «Очки».
Мы очки должны одеть, чтоб пенечек гнома разглядеть.
(дети изображают очки с помощью пальцев)
Игровая ситуация:
Что мы видим сквозь очки?
(Пока дети рассказывают, что они видят, воспитатель выставляет на магнитной доске разрезанное на пазлы изображение домика). Дидактическая игра «Построим дом гномику». Воспитатель: Нам с вами осталось выполнить то, что мы обещали гному.
(Дети собирают домик из пазлов, разрезанных на части по числу детей)
Гномик: Ну, вот ребята, вы помогли мне вернуться домой, и построили для меня новый домик. Большое спасибо. За это я хочу вас отблагодарить. У меня в лесу есть грибная полянка. Там растут грибы. Я вам разрешаю набрать грибов с собой, но все забирать нельзя, потому что нужно оставить на зиму белкам и ежам. (Слайд№12)
Давайте сделаем так, сколько раз я хлопну, столько грибов вы соберете.
Считать умеете? (Да)
Тогда отвернитесь, и слушайте! Дидактическая игра «Собери грибы».
(Воспитатель хлопает 3 раза, дети собирают каждый по 3 гриба).
Воспитатель: Покажите мне, сколько грибов вы собрали?
Молодцы, а почему вы не собрали все? (Ответы детей)
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Что вам больше всего понравилось? Какие добрые дела совершили? Кому вы сегодня помогли?
Вы меня очень порадовали, все молодцы!
Воспитатель: Ребята, а сейчас нам пора возвращаться в наш детский сад. Давайте пройдем через речку по мостику, сядем в поезд. Счастливого пути!
Звучит фонограмма № 5 «Паровозик из Ромашково»,дети отправляются в путь
Воспитатель: Вот мы и оказались в своём детском саду. |