|
Литература «Справа-слева, Длиннее короче, Шире уже» Приложение №1
Перспективный план кружковой работы по математике в средней группе
№. п./п
| Тема
| Программное
содержание
| Материал
| Литература
| 1.
| «Справа-слева,
Длиннее - короче,
Шире - уже»
| -закреплять счет до 2;
-соотносить цифры 1 и 2 с количеством;
-формировать пространственные представления: слева - справа, длиннее - короче,шире - уже
| 2 коробки с изображенными на них цифрами 1 и 2;3 грибочка;2 палочки с прикрепленными на них ленточками, разные по цвету, одинаковые по ширине, разной длины.
Раздаточный:2 полоски бумаги одинаковой длины,разной ширины.
И/у «Отправим посылку ежику и белкам», « Едем в автобусе»,
«Подарим зайчонку и мишке на зиму шарфы», « Кто быстрее свернет ленту?»
| Л. Г. Петерсон
С 28,29,31,33
| 2.
| «Сложи узор»
| -формировать на предметной основе представление о круге;
-закреплять умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжить ее;
-продолжать учить различать части суток.
| игрушки заяц и медведь;
изображения 2х колес разного размера, перфокарта с изображениями частей суток. Раздаточный: карточка в клетках 3х3 с нарисованным на ней кругом; карточки с изображением круглых и некруглых предметов; набор вырезанных из бумаги цветов и листьев.
И/у «Поможем зайцу унести колесо»;
Игры «Сложи узор», работа с перфокартой, лото «Круг».
| Л. Г. Петерсон
с.30,31;
| 3.
| « Колобок в гостях»
| -формировать представление на предметной основе о шаре;
-сравнение 2х групп предметов по цвету, форме, количеству;
-научиться определять форму геометрических фигур на ощупь.
| Колобок из пластилина; зеркало; карточки с изображением на них желтого, красного, синего кругов (=4 см); желтого квадрата, желтого треугольника, желтого прямоугольника; мешочек с геометрическими фигурами по количеству детей.
Раздаточный: карточка с 2 полосками; вырезанные кружочки 2х цветов,2х размеров.
И/у «Поможем колобку найти его фотографию»;
д/и «Найди такой же», «Чудесный мешочек».
| Л.Г. Петерсон
с. 31,
| 4.
| «Платочки на веревочке»
| -закрепить счет до 3;
-продолжать учить сравнивать 2 группы предметов разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар;
совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по длине и ширине, обозначая результаты сравнения словами: длинный-короткий, длиннее - короче; широкий-узкий, шире-уже.
| Игрушки: Петрушка, мишка, зайчик, ежик; счетная лесенка;
Обезьянка Анфиса; платочки одинакового цвета круглой, квадратной и треугольной формы (по 5 штук); красная и синяя ленты разной длины; 2 дощечки разной ширины
Раздаточный: звездочки на всех ребят.
Д/и «Петрушка учится считать»;
и/у «Необыкновенный зоопарк»,
«Сравним ленты», «Перепрыгнем через дощечки».
| И.А.Помораева
В. А. Позина
«Занятия по
Формированию
Элементарных математических представлений в средней группе детского сада»
С.14,15,21.
| 5.
| « К нам приехал цирк»
| совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче; широкий - узкий, шире - уже;
-упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
-конструировать различные предметы из имеющихся геометрических фигур.
| Изображения 2х клоунов, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету;
Лист бумаги с нарисованными домиками; 2 полоски одинаковой ширины, разной длины коричневого цвета (светлая и темная); маленькая игрушка матрешка; 2 карточки с изображением 2х разных машин
Раздаточный:
геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник (по 2 штуки)
И/у «Неразбериха», «Найди отличия», «Сравним ленты», «Перепрыгнем через речку»;
д\и «Построй дорожку».
| И.А.Помораева
с.15;
Л. Г. Петерсон
С.28, 29.
|
| 6.
| « «На, над, под.»
| -учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3х (сколько?);
-продолжать учить сравнивать по количеству на основе составления пар;
-пространственные отношения: на, над, под;
-учить узнавать треугольник в окружении.
| Изображения 3х круглых голов клоунов; 3 воротничка; 3 треугольных колпачка разного цвета; 3 разных треугольника одинакового цвета.
Раздаточный:
Кубик, призма, пластина для строительства домика; флажок.
И/у «Нарядим клоунов», «Построим домик из кубиков и призмы», лото «Треугольник».
| Л. Г. Петерсон
с.36,37,
| 7.
| «Путешествие в осенний
(зимний) лес».
| -упражнять в определении пространственных направлении от себя и назывании их словами: спереди - сзади; слева - справа; вверху - внизу;
-закреплять умение различать левую и правую руки, понятия: налево – направо;
- совершенствовать умение сравнивать 2 равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько-сколько.
| дорожка из бумаги; корзинка; макет поляны.
Раздаточный: грибы, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки.
Д/и «Что где находится?»;
и/у «Путешествие в осенний лес»,
«Поручение».
| И. А. Помораева
с.12,18.
| 8.
| « Кто выше (ниже)?»
| -упражнять в сравнений 2х предметов по высоте обозначая результаты сравнения словами: высокий - низкий; выше - ниже;
- закреплять приемы счета до 3х;
Формировать умение соотносить цифры 1-3 с количеством, при счете учить согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
-закреплять приемы счета (слева направо);
- упражнять в сравнении 2х предметов по ширине (шире-уже), длине (длиннее - короче).
| Игрушки: жираф, слон; фланелеграф, картинки с изображением 3х поросят;3 желудя;3 домика,3 двери.
Раздаточный: дорожки из бумаги разной длины (по 2 штуки).
И/у «Построим заборчики для жирафа и слона», «3 поросенка»,
Домики поросят», «Дорожки для поросят».
| И. А.Помораева
с.15,18
| 9.
| «Собери вместе».
| - учить группировать предметы по общему признаку;
-упражнять в определении пространственных представлении: ближе – дальше;
-закрепить знания о составе числа 2,3;
Учить различать процесс счета и его итог.
| карточки с изображением овощей(3) и фруктов(2); фланелеграф; игрушки: дерево, ежик, гриб; счетная лесенка с 2мя ступенями;
3 матрешки, 3 машинки.
Раздаточный: карточки с цифрами 1.2.3.
И/у «Собери вместе»;
д\и «Что изменилось?», Посчитаем матрешек и машинки».
| Л.Парамонова
с.170;
Л.Г.Петерсон
с.42
| 10.
| « Сколько? Который по счету?»
| -закреплять умение считать в пределах 3;порядковое значение числа; учить правильно, отвечать на вопросы: « Сколько? Который по счету?
-упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный-длиннее, короткий-короче, широкий - шире, узкий - уже, высокий - выше, низкий-ниже;
-продолжать знакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом, учить определять фигуру на ощупь.
| Игрушки: Петрушка, мишка, зайка ежик; счетная лесенка, карточка с изображением 3х бантиков разного цвета; магнитная доска. Конверт; квадрат, прямоугольник (соотношение по величине 1:2); мешочек с предметами (веревочки разной длины, ленты разной ширины, пирамидки разной высоты; мяч.
Раздаточный: плоскостные изображения бантиков такого же цвета (по 3 штуки): красный, зеленый, желтый
И/у «В гостях у Петрушки», « Разложи бантики по образцу»,
«Найди пару», « Скажи наоборот».
| И. А. Помораева
С.21
| 11.
| « Раньше - позже».
| -формировать временные представления: раньше - позже;
-развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур;
-продолжать учить считать в пределах 3х, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос» сколько?»;
-развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа.
| Фланелеграф, изображения 3х зайчиков, 3 морковки, колокольчик; картинки для развития временных представлений; геометрические фигуры, отличающиеся по 2м признакам: цвет и форма, цвет и размер, форма и размер.
Раздаточный: счетные палочки
И/у «Расставь по порядку», «Столько же», «Выложи фигуру», «Угостим зайчиков морковкой», «Геометрическое лото»;
д/и «Где звенит колокольчик?»
| И.А.Помораева
с.19;
Л.Г.Петерсон
с.43
| 12.
| « Овал».
| -закрепить знание об овале; учить называть форму реальных предметов;
-закрепить счет в пределах 4х, соотносить цифру 4 с количеством;
-учить выстраивать ряд из 4х предметов в убывающем и возрастающем порядке.
| Геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; кукла Маша бубен, овальное зеркало, книга прямоугольной формы, кубик, призма; 4 блюдца, 4 чашки.
Раздаточный: по 4 полоски разного цвета, одинаковой ширины и разницей по длине в 2 см., вырезанные из картона круг и овал.
И\у «Найди овал», «Веревочка»,
«Найди свой домик».
| Л.А. Парамонова
с.227
| 13.
| «Маша учит считать».
| -закрепить знания о составе числа 4 на основе сравнения 2х групп предметов, выраженных числами 3 и 4, учить считать в пределах 4х;
-расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом;
-развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.
| Игрушки: кукла Маша, Петрушка; 4 блюдца, 4 чашки, треугольник, квадрат, прямоугольник; 2 полоски - модели, контрастные по длине ( одна полоска равна длине сторон квадрата и короткой стороне прямоугольника, другая - длинной стороне прямоугольника).
Раздаточный:двухполосные карточки, листочки и цветочки (по 4 шт.), конверты;
предметы посуды, разрезанные на части (по 2 шт.).
И/у «Маша учит считать Петрушку»,
«Посчитаем углы и стороны геометрических фигур», «Поможем Петрушке склеить посуду».
| И.А.Помораева
с.23
| 14.
| «Карусели».
| -упражнять в различении геометрических фигур (квадрат, куб) и другие фигуры осязательно - двигательным путем;
-развивать умение определять пространственное направление от себя: слева, справа, посередине;
Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь);
-раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.
| Волшебный мешочек, шар, круг, куб, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, сюжетная картина на пространственное направление, перфокарта с сюжетными картинами на разное время суток.
Раздаточный: цветные ленты по количеству детей.
И\у «Волшебный мешочек», «Поезд», «Карусели», работа с перфокартой, задания по дидактическому материалу» Мы познаем мир».
Приложение №4
| И. А.Помораева с. 18, 24
| 15.
| «Куклы собираются в гости».
| -продолжать считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы» Сколько?», «Который по счету?».
-учить сравнивать предметы по 2м признакам величины (длине, ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например:»Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»;
Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху-внизу, слева - справа, спереди-сзади.
| Большая и маленькая куклы, красная длинная и широкая лента, зеленая короткая и узкая лента, игрушки для дидактической игры (пирамидка, мяч, машина, кубики и др.), фланелеграф.
И\у «Куклы собираются в гости»,
работа с ковролинографом;
д/и «Спрячь игрушки».
| И.А.Помораева
с.28
| 16.
| «Игровая встреча умников и умниц».
| -закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве 2х групп предметов на основе счета;
-продолжать учить сравнивать предметы по 2м признакам величины (длине, ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями например: длинная и широкая-большая дорожка, короткая и узкая- маленькая дорожка;
-упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур ( куб,шар.квадрат,круг).
| Машины(5 шт.), куклы(5 шт.),4 корзины,4 набора фигур (2 набора- с шарами, 2 набора-с кубами, количество шаров и кубов равно количеству детей);
Раздаточный: круги по 5 штук, квадраты по 5 штук, «ледяные дорожки» из картона разной длины и ширины (по 2 штуки), «снежные комочки» разного размера (по 2 штуки).
Приложение № 7
| И.А.Помораева
с.29
| 17.
| «Наш день».
| -упражнять в счете звуков в пределах 5;
-упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5;
-закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра;
-учить сравнивать 3 предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.
| Фланелеграф,3 шарфа одного цвета одинаковой длины и разной ширины,3 прямоугольника одного цвета, одинаковой длины и разной ширины.
Раздаточный: карточки с пуговицами в мешочках (на карточках по 1-5 пуговиц), наборы карточек с кругами (на карточках по 1-5 кругов), сюжетные картинки с изображением детей, играющих в зимние игры (по 4-5шт.), металлофон.
И\у «Шарфы на зиму», «Спускаемся
(поднимаемся) по ступенькам»,
«Покажи столько же», «Наш день».
| И.А. Помораева
с.37
| 18.
| «Делаем зарядку».
| -учить считать движения в пределах 5;
-упражнять в умении воспроизводить указанное количество движении (в пределах 5);
Продолжать учить двигаться в заданном направлении (вперед- назад, налево - направо;
-закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей;
-закрепить знание изображении цифр от 1 до 5.
| Картинка с изображением Степашки, 4 корзины, карточки с изображением цифр от 1 до 5.
Раздаточный: набор игрушек: кубик, машина, пирамидка, матрешка (по 1 шт.), числовые карточки с кругами (от 1 до 5 кругов, контурные изображения героев телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» (Филя, Каркуша,Степашка,Хрюша (по 1 картинке), наборы геометрических фигур.
И/у «Степашка убирает игрушки»,
«Найди столько же», «Следопыты»,
«Собери картинку».
| И.А.Помораева
с.41
| 19.
| «Накроем стол для чаепития».
| -закрепить представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов;
-учить сравнивать 3 предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий;
-упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету, форме, величине ( найти пары).
| Геометрические фигуры разных цветов, форм, размеров, изображения парных предметов (по цвету, форме, величине, стол,4 куклы, большие и маленькие тарелки (по 4 шт.)
И\у «Накроем стол для чаепития»,
«Подберем матрешкам предмет нужной величины», «Постройте ребят по росту».
| И. А. Помораева
с. 44
| 20.
| « Посадим цветочки вдоль дорожки».
| -закрепить представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами ( в пределах 5);
-упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их по убывающей и возрастающей последовательрости, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше;
-упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар;
- закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.
| Геометрические фигуры для игры
» Геометрическое лото», фланелеграф, 10 цветочков одинакового цвета, 2 корзины.
Раздаточный: елочки разной высоты (по 4 шт.), домики разной высоты (по 5 шт.), наборы шаров и кубов разного цвета и величины (по количеству детей).
И/у «Посадим цветочки вдоль дорожки», Посадим елочки в ряд»,
«Собери кубики и шарики в корзины».
| И.А.Помораева
с. 45
| 21.
| «Поездка на праздник сказок».
| -закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы» Сколько?», «Который по счету?»;
-совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначая результаты словами: самый большой, меньше, еще меньше, больше;
-совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
| Фланелеграф, карточки с изображением паровозика и 5 вагончиков с героями сказок (Колобок, Красная Шапочка, Винни Пух, Чебурашка, Буратино), круги (желтый-утро, красный-день, голубой - вечер, черный - ночь), аудиозапись мелодии из телепередачи « Спокойной ночи, малыши».
Раздаточный: изображения шариков и флажков разного цвета и величины (большой, поменьше, еще меньше и т.д. - по 5 шт., размер каждого шарика соответствует размеру флажка).
Игровая ситуация «Поездка на праздник сказок».
Приложение №4
| И.А.Помораева
с.48
| 22.
| «Найди фигуру».
| -упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5);
-продолжать учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом;
-развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
| Письмо от волшебника,дудочка,предметы в форме шара и куба (мяч, клубок ниток, кубик, коробка в форме куба), образец-открытка с изображением 5 одинаковых предметов.
Раздаточный: мешочки с разным количеством шариков (от 3 до 5),числовые карточки с разным количеством кругов (по 4 шт.), карточки с изображением геометрических фигур (синий треугольник, красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник), цветные карандаши.
И/у «Письмо от волшебника»,
«Продолжи ряд»;
д/и «Найди фигуру».
| И.А.Помораева
с.50
| 23.
| «Весна пришла».
| Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета);
-упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначая результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше;
-совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначая пространственные направления относительно себя словами: вперед- назад, налево-направо, вверх-вниз.
| Панно «Весна», составленное из цветов(5 красных и 5 синих), жучков, бабочек разного размера (в пределах5шт.), зеркальце или фонарик, фланелеграф.
Раздаточный: двухполосные карточки, цветы одинаковой формы и размера (по 5 шт. одного цвета, по 5шт. другого цвета.)
И/у «Весна пришла», «Найди ошибку», работа по панно «Весна»,
игра с солнечным зайчиком.
| И.А. Помораева
с. 51
| 24.
| «Исправь ошибку».
| - закреплять умение группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению;
- закреплять умение сравнивать количество предметов в пределах 5 на основе счета, приложения, наложения
-закреплять понимание смысла слов: «утро», «вечер», «день», «ночь»
| Картинки с изображениями героев мультфильма «Простоквашино» в разное время суток.
Раздаточный: картинки с изображением предметов 2х цветов, большие и маленькие, разного назначения, разных форм (по 5 шт.), двухполосная карточка, матрешки и грибочки (по 5 шт. (утро, день, вечер, ночь).
И/у «Наведем порядок», «Матрешки и цветочки», «Исправь ошибку».
| И.А.Помораева
с.53,54
| 25.
| «Что где находится?»
| -закреплять умение различать круг, квадрат, треугольник, овал, шар, куб, прямоугольник;
-закреплять умение определять положение предметов в пространстве: слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, далеко - близко; двигаться в нужном направлении;
-закреплять умение определять части суток.
| Набор геометрических фигур, игрушки: заяц, ежик, медведь, волк, лиса, Колобок.
Раздаточный: Карточки с изображением частей суток (по 4 шт.).
И/у «Чудесный мешочек», «Что где находится», работа по дидактическому пособию «Когда это бывает?»
Приложение №4
| И.А.Помораева
с.53, 54
| 26.
| «Завяжем куклам бантик».
| -совершенствовать умение считать в пределах 5, закрепление навыков порядкого счета в пределах 5;
-закрепление умения сравнивать предметы по 2м признакам величины (длине и ширине);
-совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать в убывающей и возрастающей последовательности.
| Изображенные на карточках герои сказки « Теремок», бантики одинаковой длины, разной ширины(2шт.) и одинаковой ширины, разной длины(2шт.), кубики разной величины.
Раздаточный: вырезанные по контуру фигуры медведей разной величины (по 5 шт.).
И/у «Завяжем куклам бантики»,
«Посчитаем героев телепередачи
«Спокойной ночи, малыши»,
«Наседка и цыплята», «Выложим
кубики».
| И.А.Помораева
с.53
| |
|
|