|
Методическая разработка интегрированного урока по алгебре и информатике в 9 классе с использованием табличного процессора Ex с Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва №2 (техникум)»
Методическая разработка интегрированного урока по алгебре и информатике в 9 классе с использованием табличного процессора Exсel по теме: «Уравнения прямой, параболы, гиперболы»
Учебник: Ш.А.Алимова, Ю.М.Колягина, Ю.В.Сидорова Алгебра. 9 класс, М., Просвещение , 2010.
Составитель: Питленко Галина Георгиевна
учитель и преподаватель математики и информатики
ГБОУ СПО « Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва №2 (техникум)»
Санкт-Петербург
2013
Введение
В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий (ИТ). Использование ИТ позволяет решать следующие задачи:
повышает качество и эффективность обучения;
сокращает время изучения предмета;
укрепляет различные межпредметные связи, позволяя проводить интегрированные уроки;
значительно повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине.
Одной из конкретных форм применения ИТ является применение компьютера при изучении курса алгебры и подготовке учащихся 9-х классов к итоговой аттестации по теме «Уравнения прямой, параболы, гиперболы». Данный урок - интегрированный урок алгебры и информатики с использованием табличного процессора Excel 2007-2010
При рассмотрении тем, связанных с построением графиков и проверкой графических заданий, использование компьютера оправдано. При построении графиков на доске или в тетради основная часть времени и внимания учащихся тратится на формирование таблиц значений аргумента и функции. Использование технологии построения графиков в табличном процессоре Excel позволяет значительно сэкономить время на эту рутинную часть работы (которую учащиеся уже освоили ранее), увеличить объем материала, провести сравнении различных графиков, сделать работу над графиками интересной, яркой и зрелищной. Работа по исследованию свойств различных графиков при этом становится более доходчивой для учащихся.
Данный урок может быть адаптирован для изучения, обобщения и повторения материала по данной теме, а также для подготовки к итоговой аттестации учащихся по построению и исследованию графиков и решению уравнений графическим способом. Материалы урока можно использовать при внедрении в учебный процесс элементов дистанционного обучения
Цели урока:
Обучающая: закрепление навыков исследования функций и построения графиков прямой, параболы и гиперболы. Построение графиков функций в среде электронных таблиц; обобщение и систематизация знаний о свойствах функций.
Развивающая: развитие логического мышления, формирование поискового стиля мышления, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная: воспитание усидчивости, внимания; привитие учащимся навыков самостоятельной работы, бережного отношения к оборудованию.
Тип урока: обобщающий урок.
Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.
Форма работы: классно-урочная.
Технология: личностно-ориентированная; проблемно-исследовательская, информационно коммуникационная.
Время проведения: 2013 год.
Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и постановка цели урока.
3. Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся по свойствам графиков прямой, параболы и гиперболы.
4. Актуализация знаний по построению диаграмм и графиков с помощью табличного процессора Excel
5. Практическая самостоятельная работа на компьютере: построение графиков.
6. Обсуждение результатов.
7. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Сообщение темы и постановка цели урока.
В первой части итоговой письменной работы чаще всего представлены задания, требующие установить соответствие между графиком и формулой, задающей функцию. Среди графиков функций встречаются прямые, параболы и гиперболы. Для выполнения заданий по этой теме из любой части работы полезно знать уравнения и свойства этих функций. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим этот материал.
Мотивация.
Вы знаете, что для построения графиков вручную требуется много времени, приходится выполнять достаточно много вычислений, заполнять таблицу значений аргумента и функции. Поэтому сегодня мы будем строить графики с помощью табличного процессора MS Excel, который по нашей команде выполнит вычисления и построит графики. Нашей задачей будет повторение уравнений прямой, параболы и гиперболы, а также закрепление знаний по основным свойствам этих функций.
3. Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся по свойствам графиков прямой, параболы, гиперболы.
Перечень вопросов и ответов для фронтального опроса и повторения.
№ п/п
| Вопрос
| Ответ
| 1
| Что является графиком линейной функции?
| Прямая
| 2
| Как записывается уравнение прямой?
| y = kx+b
| 3
| В какой точке прямая y = kx+b пересекает
ось Оу?
| В точке с ординатой b
| 4
| Как называется коэффициент k?
| Угловой коэффициент
| 5
| Когда две прямые y1 = k1x+b1 и y2 = k2x+b2
параллельны?
| Если k 1=k 2 и b1 = b2
| 6
| Когда две прямые y1 = k1x+b1 и y2 = k2x+b2
пересекаются?
| Если k 1 = k 2
| 7
| Чему равна ордината точки на оси абсцисс?
| Ордината равна нулю
| 8
| Чему равна абсцисса точки на оси ординат?
| Абсцисса равна нулю
| 9
| Что является графиком квадратичной функции?
| Парабола
| 10
| Как записывается уравнение параболы?
| y=ax2+bx+c
| 11
| Какой коэффициент называется старшим?
| Коэффициент a
| 12
| Как определить, куда направлены ветви параболы – вверх или вниз?
| При а>0 – ветви вверх
При а< 0 - вниз
| 13
| Как найти координаты вершины параболы?
| xв= -b/2a
yв= ax2 в + bxв + c
| 14
| Как найти точки пересечения параболы: а) с осью Оу; б) с осью Ох?
| Решив уравнения:
а) y=a·02+b·0+c; х=0, y=с;
б) 0=ax2+bx+c; y=0
|
№ п/п
| Вопрос
| Ответ
| 15
| Как определить количество точек пересечения параболы с осью Ох?
| По дискриминанту D=b2- 4ac; D=0 одна точка пересечения, D>0 две точки пересечения, D<0 нет точек пересечения.
| 16.
| Как называется график обратной пропорциональности у=k/x?
| Гиперболой
| 17
| Сколько ветвей имеет гипербола?
| Две ветви
| 18
| В каких частях координатной плоскости может располагаться гипербола?
| В 1 и Ш, либо во П и 1V
| 19
| От чего зависит расположение гиперболы?
| При k>0 ветви гиперб. в 1 и Ш четв. При k<0 во П и 1V
| Повторение общей схемы исследования функции и построения ее графика.
№ п/п
| Вопрос
| Ответ
| 1
| Что такое область определения функции D(f)?
| Множество всех значений, которые может принимать ее аргумент.
| 2
| Что такое область значений функции E(f)?
| Все значения, которые принимает функция при х, принадлежащем D(f)
| 3
| Что такое четная функция?
| Функция четная, если для любого х из
D (f) выполняется равенство у(-х)=у(х)
| 4
| Что такое нечетная функция?
| Функция нечетная, если для любого х из
D (f) выполняется равенство у(-х)=-у(х)
| 5
| Какая функция называется возрастающей?
| Если у(х2)>у(х1) при х2>х1, то функция возрастающая на этом промежутке.
| 6
| Какая функция называется убывающей?
| Если у(х2)<у(х1) при х2>х1, то функция убывающая на этом промежутке.
| 4. Актуализация знаний по построению диаграмм и графиков с помощью табличного процессора Excel
Метод повторения – словесно-иллюстративный в форме практического занятия с использованием интерактивной доски.
Ввод формулы начинается со знака «=». Формулы содержат числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки, имена функций. Формула пишется в одну строку, символы выстраиваются последовательно друг за другом, проставляются все знаки операций. Повторим знаки операций:
+ сложение, - вычитание; * умножение; / деление; ^ возведение в степень.
Для распространения данных и формул используется маркер заполнения, для этого:
1. Выделите ячейку (или две соседние ячейки для распространения значений с заданным интервалом)
2. Установите указатель в правый нижний угол и, когда он примет вид тонкого черного креста, удерживая нажатой левую клавишу мыши, перетащите его в нужном направлении.
Алгоритм построения графиков функций в табличном процессоре Excel:
1 . Ввести значение аргумента с заданным промежутком.
2. Ввести формулу (уравнение функции)
3. Распространить данные и формулу с помощью маркера заполнения.
4. Построить график функции (вставка – диаграмма – точечная), выделив диапазон значений.
5. Практическая самостоятельная работа на компьютере: построение графиков прямой, параболы и гиперболы.
Задания для работы и результаты работы учащихся передаются по локальной сети на сервер преподавателя. Задания дифференцированы по сложности. Учащиеся работают в индивидуальном режиме. Используя сетевые ресурсы, преподаватель контролирует работу учащихся на всех этапах.
Примеры заданий.
№ п/п
| Задание
| Ответ
| 1
| Даны уравнения прямых:
а) y=-x+2; б) y = 5x-2; в) y = 3x-2;
г) y = 5x-3; д) y = 4x-3; е) y = 2x-4.
Найти и построить: параллельные прямые; пересекающиеся прямые.
| Параллельные б), г)
Пересекающиеся – все остальные.
| 2*
| Построить график прямой, проходящей через точки с координатами (2;0) и (0;2)
| y=-x+2
| 3*
| Прямая y = kx+b пересекает ось Ох в точке (-2;0) и ось Оу в точке (0;6). Построить график этой прямой. Проходит ли эта прямая через точку (1;9)?
| y = 3x+6;
Да, проходит.
| 4
| Даны уравнения парабол:
а) y=-x2+2x+5; б) y=1,5x2+3x+3,5;
в) y=4x2+12x+9; г) y=x2-3x-4;
д) y=2x2-4x+1;
Построить параболу: с ветвями вниз.
С одной точкой пересечения с осью Х
С двумя точками пересечения с осью Х
Без точек пересечения с осью Х.
| а) y=-x2+2x+5;
в) y=4x2+12x+9;
г) y=x2-3x-4;
б) y=1,5x2+3x+3,5;
| 5*
| При каком значении k парабола касается оси абсцисс?
а) y=2x2-4x+ k; б) y=2x2+3x+ k;
Построить эти параболы
| а) y=2x2-4x+2;
б) y=2x2+3x+1;
|
№ п/п
| Задание
| Ответ
| 6
| Даны уравнения: а) y=; б) y=; в) y=;
Построить график в 1 и Ш четверти;
Построить график во П и 1V четверти.
| а) y=; в) y=;
б) y=;
| 7*
| Графику y= принадлежит точка (-2;-5)
В каких четвертях он расположен?
| y=; в 1 и Ш четверти
| 8*
| Графику функции y= принадлежит точка (-10;-0,3)? Построить этот график
| Да, принадлежит.
| Задания со * - из второй части письменной работы.
6. Обсуждение результатов. Сравнить результаты построения графиков на компьютере и вручную. Оправдано ли при построении данных графиков и применение компьютера? Сделать выводы.
Анализ полученных результатов. Выставление комплексных оценок: за фронтальный опрос и практическую работу.
7. Домашняя работа. Повторение общей схемы исследования функции и построения ее графика. Результаты занести в таблицу.
Название
| Формула
| Основные свойства
| График
| Прямая
|
|
|
| Парабола
|
|
|
| Гипербола
|
|
|
| Список литературы и Интернет-ресурсов:
Кочагин В.В. ГИА 2013 Математика: сборник заданий: 9 класс – М; Эксмо,2012
https://do.gendocs.ru/docs/index-144410.html
https://uchmet.ru/library/material/144058/
https://metod-kopilka.ru/page-2-2.html
geometry2006.narod.ru
|
|
|