|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чудиновская основная общеобразовательная школа» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чудиновская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Утверждаю ____________ (Козырева О.М.)
школьного методического Директор МБОУ «Чудиновская основная
объединения общеобразовательная школа»
_______________________ ____________________________
Программу составила:
учитель начальных классов
Андрианова Н.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и на основе программы Харчевниковой Е.Л. «Наш край».
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Вместе с тем, начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития детей, развитой речи, культурного поведения. В этом огромную роль призвана играть социальная этническая самоидентификация человека, т.е. осознание ответа на вопрос “Что есть Родина? и кто я?”
Школа не должна потерять своего места в складывающейся системе освоения культурного наследия. Поэтому одним из направлений формирования культурно-образовательного пространства начальной школы должна стать систематическая работа по приобщению учащихся к художественно- эстетическим ценностям родного края, его истории, традициям, культуре. Главное - вызвать у ребенка теплое чувство сопричастности к родной земле, ее храмам и жилищам, природе, слову.
Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы Пришвина М.: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».
Цель – Формирование здоровой, активной творческой личности, социально адаптированной и умеющей самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, обладающей гражданским сознанием.
Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Общая характеристика курса
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность семьи – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Ценность природы – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Ценность религиозного мировоззрения - формирование на основе межконфессионального диалога представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности.
Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Место курса в учебном плане.
Организационно-педагогические основы обучения
Данный курс рассчитан на преподавание в 2- 4 классах начальной школы, предназначен для занятий с детьми 7-11 лет, направлен на учащихся, проявляющих повышенный интерес к истории родного края.
Программа рассчитана на 3 года обучения (102 часа).
Во 2 - 4 классах - 34 часа в год. Занятия проходят 1 раз в неделю.
Содержание программы
Программа содержит три раздела: “Мы живем в России”, “Край, в котором мы живем”, “Посёлок, в котором я живу”. Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия посёлка, района, области, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Обретение идентичности предполагает три направления духовных усилий личности и общества в целом: воссоединение (или идентификация) со своей историей, прошлым; обретение идентичности в настоящем; видение своего будущего. Формирование историко-культурной идентичности происходит в процессе понимания и принятия прошлого, так как оно должно войти в актуальное пространство самосознания человека, должно быть им переработано и усвоено. Идентичность с настоящим – это насыщение актуального социально – культурного пространства образами современников, воплощающих лучшие нравственные качества отечественной культуры. Идентификация с будущим предполагает его предварительное проектное видение в форме национальной идеи.
Данные положения определили структуру программы:
I. ( 2 класс ) История родного края - путешествуем в Древнюю Русь.
История занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарных наук и оказывает существенное влияние на формирование личности. Историческое сознание, историческая память - важнейшие составляющие духовной культуры общества. Благодаря исторической пропедевтике учащиеся получают возможность осознать свою причастность к истории, понять, что и они так же являются носителями исторической памяти, почувствовать, что такое связь времен, связь поколений, познакомиться с благородными образцами служения Отечеству.
Задача программы 2 класса - показать хронотоп развития малой родины в историко-краеведческом и социокультурном аспектах. На данном этапе работы формируется отношение к познанию как к духовно-нравственной потребности. Это отношение выстраивается как открытие субъективно нового в мире культурно-исторических ценностей, побуждающее к самоопределению школьником смысла и содержания накопленного жизненного опыта в историко-культурном пространстве развития своей малой родины и народа.
II. (3 класс) Культура моего народа – знакомимся с литературой и искусством родного края.
Приоритетным на этом этапе является погружение в мир музыкальной и художественной культуры родного края, знакомство с культурными традициями прошлого и настоящего своего народа. В силу этого реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осуществляется через организацию различных видов художественно – творческой деятельности детей, передающих их ощущение и самовосприятие себя как жителя древнего и трудового города.
Задача программы 3 класса – погружение в мир музыкальной и художественной культуры малой родины и создание у детей эмоционально-образной картины своего края .
III. (4 класс) «Мое Отечество сынами славится!»
Все аспекты программы этого года рассматриваются через показ человека, его сущности, его деятельности для посёлка, для будущего. Это поможет воспитать в учащихся гордость за принадлежность к человеческому роду, за место, где родился и вырос, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.
Задача программы 4 класса - создание образовательной среды, позволяющей раскрыть перед учащимися на примере жизненного пути выдающихся земляков прошлого и настоящего возможности самореализации и самосозидания человека.
Формы контроля
В качестве основных форм при освоении данной программы рекомендуются следующие формы контроля:
Тестирование
Непосредственное участие младших школьников в:
- праздниках; - конкурсах; - олимпиадах;
- социальных проектах ( коллективных творческих делах)
Устные выступления учащихся (подготовка небольших сообщений и выступления с докладом)
Анализ продуктов творческой деятельности ребенка Основным критерием результативности освоения программы «Наш край» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:
наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
активная познавательная позиция младшего школьника; участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;
широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством и т.п.)
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в лесу.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
К концу обучения учащиеся получат возможность:
| Личностные
| Метапредметные
| Предметные
| Знать
| – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;
- правила поведения на занятиях; экскурсиях, в походах;
- правила общения,
-о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
| - знать о ценностном отношении к истории и культуре;
- осознать свою причастность к истории, понять, что и они являются носителями исторической памяти;
- познакомиться с благородными образцами служения Отечеству;
-знать о традициях памяти событий Великой Отечественной войны;
- о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе;
| культурные традиции прошлого и настоящего своего народа;
Символику;
- выдающихся земляков;
- историю своего имени, семьи, посёлка, края;
-культурные и промышленные предприятия;
-профессии,
-растительный и животный мир края;
- способы ориентирования на местности и элементарные правила выживания в лесу
| Уметь
| - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
-соблюдать дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах деятельности
| - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию
| - готовить небольшие сообщения, доклады, рассказывать об истории семьи, посёлка, края;
- ориентироваться на местности;
- различать лекарственные растения
| Применять
| - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
- управлять другими людьми и брать на себя ответственность за других людей.
| - заниматься благотворительной, природосберегающей и природоохранной деятельностью;
- интервьюировать и проводить опросы общественного мнения;
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами
| -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах деятельности,
-участвовать в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах, олимпиадах;
- использовать накопленные знания на уроках окружающего мира
|
Календарно-тематическое планирование занятий «Наш край»( 34 ч)
2 класс Путешествие в Древнюю Русь
«...Откуда есть пошла земля Русская…»
(монах Нестор. Повесть временных лет.
Начальная русская летопись)
№
| Дата
| Тема
| I. Славяне, Русь, Владимирская земля (7 ч)
| 1-2
|
| Княжества Руси. Владимир-столица Древней Руси. Владимир Красное Солнышко и Владимир Мономах- основатели древнего города Владимир
| 3
|
| Урок-экскурсия: Золотые ворота Древней Руси. Грозные дни татарской осады (диорама обороны города от нашествия Батыя).
| 4
|
| Наш Вязниковский край – часть земли Владимирской
| 5
|
| Урок- путешествие по родной деревне.
| 6-7
|
| Моя родословная - летопись семьи
| II Герои земли Владимирской, их нравственный подвиг ( 6 ч)
| 8
|
| Былинные герои Древней Руси. Илья Муромец-страж земли русской
| 9
|
| Посещение выставки «Русская былина»
| 10
|
| Что такое житие? Сказание о Петре и Февронии.
| 11
|
| Андрей Боголюбский.
| 12
13
|
| Александр Невский.
Изучаем геральдику: орден А. Невского, герб г.Владимира, герб родного посёлка.
| III Праздники христианской Руси ( 9 ч)
| 14
|
| Круг светлых дней. Понятие церковного года(календаря). Земледельческий календарь.
| 15
|
| Осенины. Обрядовые песни.
| 16
|
| Рождество Христово. Традиции праздника.
| 17
|
| Масленица. Народные игры.
| 18
|
| Пасха.
| 19-20
|
| Новые традиции праздников: праздник первого огурца, гусиные бои (26 февраля), праздник народных ремесел (19 июля, Троица), национальный фестиваль "Русская сказка" (25 февраля)
| 21-22
|
| Готовим праздник
| IV. Крестьянское жилище и утварь ( 8 ч)
| 23
|
| Особенности архитектуры и украшений избы. Связь мотивов деревянной резьбы с народными верованиями.
| 24
|
| Изучаем интерьер русской избы: печь-кормилица - душа крестьянского дома. Крестьянская мебель. Красный угол. Связь быта с фольклором.
| 25
|
| Крестьянская утварь. Посуда (глиняная, деревянная, плетеная;) назначение и особенности посуды каждого вида
| 26
|
| Крестьянский двор - совокупность жилых и хозяйственных построек с прилегающим участком. (Хлев, конюшня, птичник, сенник, кладовая; в подклети - погреба, ледники, сарай; обособленно стояли баня, колодец, амбар, их назначение и особенности).
| 27
|
| Экскурсия в музей. ( экспозиция «Русская изба»)
| 28
|
| Урок-презентация детских рисунков «Русская изба»/«Теплый дом».
| 29-30
|
| Семейный вечер «Скатерть-самобранка». Знакомство с русской кухней и традициями русского чаепития.
| V. Крестьянская одежда ( 4ч)
| 31
|
| Общая особенность русского костюма. Выявление местных различий. Практическое назначение народного костюма: будничный и праздничный; девичий, женский, старушечий.
| 32
|
| Ознакомление с основными частями праздничной одежды. Женский головной убор - органическое завершение ансамбля национального русского костюма. Красота русской женщины в национальном костюме, запечатленная в полотнах известных художников XIX в. и XVIII в.: И.П. Аргунов, А.Г. Венецианов, В.И. Суриков, К. Маковской, В. Васнецов и др.
| 33-34
|
| Урок-экскурсия в краеведческий музей
|
Календарно-тематическое планирование занятий «Наш край»( 34 ч)
3 класс Культура моего народа – знакомимся с литературой и искусством родного края. «О, светло светлая и красно
украшенная, земля Русская!
Многими красотами
прославлена ты…»
( Слово о погибели земли русской.
Неизвестный автор времен княжения
владимирского князя Ярослава Всеволодовича )
№
| Дата
| Тема
|
I. Красота природы родного края ( 16 ч)
|
|
| Природа в городе.
| 1
|
| Экскурсия-наблюдение за природой
| 2
|
| Рисование по наблюдениям экскурсии
| 3
|
| Экология села
| 4
|
| Природные памятники Владимирской области
|
|
| Что растет в поле и на огороде.
| 5
|
| Лекарственные растения края.
| 6
|
| Лекарственные растения края.
| 7
|
| Растения края, занесенные в Красную книгу
| 8
|
| Растения края, занесенные в Красную книгу
|
|
| Животный мир Владимирской области
| 9
|
| Животный мир Владимирской области
| 10
|
| Животные края, занесенные в Красную книгу
|
|
| Природа нашего края в стихах и рассказах
| 11
|
| Знакомство с творчеством писателей С.Никитина.
| 12
|
| Знакомство с творчеством писателей И.Симонова
| 13
|
| Знакомство с творчеством писателей В.А. Солоухина
| 14
|
| Поэты и писатели из Вязников
|
|
| Природа нашего края в произведениях художников В.Юкина, К.Бритова, В.Кокурина, Н.Модорова и др.
| 15
|
| Художники Владимирской земли.
| 16
|
| Творчество мстёрских мастеров.
| II. Красота рукотворная ( 17 ч)
|
|
| Певческая и музыкальная культура родного края
| 17
|
| Народные песни Владимирской земли.
| 18
|
| Колокольный звон России
| Красота и симметрия
| 19 - 21
|
| Каменное зодчество края
Знакомство с храмами и церквями ( Кидекша -Церковь Бориса и Глеба; Владимир -Никитская церковь, Успенский собор, Дмитриевский собор; Золотые ворота; Боголюбово- Церковь Покрова на Нерли, архитектурные постройки Боголюбовского монастыря; Суздаль- архитектура Покровского монастыря и т.д.)
| 22
|
| Деревянное зодчество края Музей деревянного зодчества г. Суздаль
| 23 - 25
|
| Декоративно-прикладное искусство малой родины. Произведения народных умельцев малой родины
( мстерские вышивальщицы; лаковая миниатюра Мстеры, Палеха, Холуй; изделия из хрусталя; гороховецкая деревянная игрушка; карабановские ситцы; владимирская, александровская гладь, иконопись, гончарный промысел, владимирские рожечники т.п.)
|
|
| Создаем красоту сами
| 26 - 27
|
| Готовим выставку творческих работ.
|
|
| Азбука и первые книги на Руси и в нашем городе.
| 28
|
| Кирилл и Мефодий - учителя славян, составители славянской азбуки.
| 29
|
| Рукописная книга . Новые буквы и цифры. Русские буквари.
| 30
|
| Дни славянской письменности и культуры на владимирской земле
|
|
| Книги писателей и поэтов Владимирского края
| 31
|
| Творчество поэта-песенника А.И. Фатьянова
| 32-33
|
| Писатели и поэты Владимирской земли
|
|
|
III. Обобщение изученного ( 1 ч)
| 34
|
| Обобщение изученного за год.
| Календарно-тематическое планирование занятий «Наш край»( 34 ч)
4 класс Славься, Отечество!
"Моё Отечество сынами славится!"
№
| Дата
| Темы урока
| Элементы содержания
| Жизненный подвиг наших земляков ( 5 ч)
| 1-5
|
| Наш край в годы Великой Отечественной войны (изучение нового материала)
| Великая Отечественная война 1941 – 1945 г. Уроки имеют патриотическую направленность
| Вклад наших земляков в развитие науки и культуры ( 9 ч)
| 6
|
| М.П. Лазарев – известный мореплаватель. (Комбинированный урок)
| Великие открытия наших земляков. Работа с учебником и картой.
| 7
|
| Братья Столетовы: выдающийся физик и известный генерал (Комбинированный урок)
|
| 8
|
| Д. И. Виноградов – фарфоровых дел мастер. (Комбинированный урок)
| 9
|
| История нашего города (деревни) (Урок - исследование)
| Обсуждение вопроса: «В каком городе, деревне, стране ты живешь?» «О чем рассказывают улицы нашего города?»
| 10 -13
|
| Известные спортсмены, музыканты, художники, писатели и поэты Владимирской области. (Комбинированный урок)
| Культурная жизнь нашего края. А.В.Суворов – великий полководец. И.С.Куликов – художник. Ученик Репина. Стихи Фатьянова. Н.Д Сысоев – известный владимирский краевед. Т.А.Андреева – художник, поэтесса. Вязниковцы – Герои Советского Союза.
| 14
|
| Почетный гражданин. (Комбинированный урок)
|
| Культурные и экономические центры области ( 7 ч)
| 15 - 16
|
| Культурные и образовательные центры нашего города (деревни) (Урок - исследование)
| Культурные центры нашей области (г. Вязники). Карты и планы, как исторические источники. Обсуждение вопроса: «Что такое музей?» Путешествие по открыткам и иллюстрациям.
| 17
|
| Городская (сельская) библиотека. Библиотека семейного чтения. (Урок – экскурсия)
| Беседа о значении книг в жизни каждого человека.
| 18
|
| Праздники в БЦ "Интеллект" (Урок – практика)
|
| 19-20
|
| Предприятия Владимирской области. Их вклад в развитие экономики России. (Комбинированный урок)
| Работа с текстом в учебнике (возможен видеосюжет)
| 21
|
| Местное производство, их вклад в развитие Владимирской области. (Урок - исследование)
| Работа с фотографиями, открытками.
| Кем быть? ( 8 ч)
| 22-23
|
| Многообразие профессий. Знакомство с современными профессиями. (изучение нового материала)
| Обсуждение вопроса: «Все работы хороши – выбирай любую!»
| 24-25
|
| Что я знаю о профессиях моих родителей. (Комбинированный урок)
| Пословицы загадки о труде.
| 26
|
| Династии (Комбинированный урок)
| Награды и грамоты в твоей семье.
| 27-28
|
| Встречи с интересными людьми. Знакомство с профессиями востребованными на рынке труда. (Урок - практика)
| Встреча с родителями, выпускниками, поступающими в ВУЗы
| 29
|
| Сюжетно-ролевые игры. Деловая игра.
| Разыгрывание сценок; деловая игра; викторина.
| Я – гражданин России ( 5 ч )
| 30
|
| Наш край в судьбе России. (Комбинированный урок)
| Путешествие по карте Владимира.
| 31
|
| Путешествие по Золотому кольцу (Урок – путешествие)
|
| 32-33
|
| Я – гражданин России (Изучаем геральдику: г. Владимира, герб родного города). (Комбинированный урок)
| Работа с текстом
| 34
|
| Краеведческая мозаика (Урок - игра)
| Викторины, конкурсы по теме: «Знаешь ли ты свой край?»
| |
|
|