Главная страница

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чудиновская основная общеобразовательная школа»



Скачать 262.36 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чудиновская основная общеобразовательная школа»
Дата14.04.2016
Размер262.36 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чудиновская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании Утверждаю ____________ (Козырева О.М.)

школьного методического Директор МБОУ «Чудиновская основная

объединения общеобразовательная школа»

_______________________ ____________________________



Программу составила:

учитель начальных классов

Андрианова Н.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и на основе программы Харчевниковой Е.Л. «Наш край».

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Вместе с тем, начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития детей, развитой речи, культурного поведения. В этом огромную роль призвана играть социальная этническая самоидентификация человека, т.е. осознание ответа на вопрос “Что есть Родина? и кто я?”

Школа не должна потерять своего места в складывающейся системе освоения культурного наследия. Поэтому одним из направлений формирования культурно-образовательного пространства  начальной школы должна стать систематическая работа по приобщению учащихся к художественно- эстетическим ценностям родного края, его истории, традициям, культуре.  Главное - вызвать у ребенка теплое чувство сопричастности к родной земле, ее храмам и жилищам, природе, слову.

Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы Пришвина М.: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».

Цель – Формирование здоровой, активной творческой личности, социально адаптированной и умеющей самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, обладающей гражданским сознанием.

Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.

Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.

Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

Общая характеристика курса

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
Описание ценностных ориентиров содержания курса            

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность семьи – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Ценность природы – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Ценность религиозного мировоззрения - формирование на основе межконфессионального диалога представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности.

Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Место курса в учебном плане.

Организационно-педагогические основы обучения

Данный курс рассчитан на преподавание в 2- 4 классах начальной школы, предназначен для занятий с детьми 7-11 лет, направлен на учащихся, проявляющих повышенный интерес к истории родного края.

Программа рассчитана на 3 года обучения (102 часа).

Во 2 - 4 классах - 34 часа в год. Занятия проходят 1 раз в неделю.

Содержание программы

Программа содержит три раздела: “Мы живем в России”, “Край, в котором мы живем”, “Посёлок, в котором я живу”. Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия посёлка, района, области, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Обретение идентичности предполагает три направления духовных усилий личности и общества в целом: воссоединение (или идентификация) со своей историей, прошлым; обретение идентичности в настоящем; видение своего будущего. Формирование историко-культурной идентичности происходит в процессе понимания и принятия прошлого, так как оно должно войти в актуальное пространство самосознания человека, должно быть им переработано и усвоено. Идентичность с настоящим – это насыщение актуального социально – культурного пространства образами современников, воплощающих лучшие нравственные качества отечественной культуры. Идентификация с будущим предполагает его предварительное проектное видение в форме национальной идеи.

Данные положения определили структуру программы:

I. ( 2 класс )  История родного края - путешествуем в Древнюю Русь.

История занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарных наук и оказывает существенное влияние на формирование личности. Историческое сознание, историческая память - важнейшие составляющие духовной культуры общества. Благодаря исторической пропедевтике учащиеся получают возможность осознать свою причастность к истории, понять, что и они так же являются носителями исторической памяти, почувствовать, что такое связь времен, связь поколений, познакомиться с благородными образцами служения Отечеству.

Задача программы 2 класса - показать хронотоп развития малой родины в историко-краеведческом и социокультурном аспектах.  На данном этапе работы формируется  отношение к познанию как к духовно-нравственной потребности. Это отношение выстраивается как открытие субъективно нового в мире культурно-исторических ценностей, побуждающее к самоопределению школьником смысла и содержания накопленного жизненного опыта в историко-культурном пространстве развития своей малой родины и народа.

II. (3 класс)   Культура моего народа – знакомимся с литературой и искусством родного края.

Приоритетным на этом этапе является погружение в мир музыкальной и художественной культуры родного края, знакомство с культурными традициями прошлого и настоящего своего народа. В силу этого реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осуществляется через организацию различных видов художественно – творческой деятельности детей, передающих их ощущение и самовосприятие себя как жителя  древнего и трудового города.

Задача программы 3 класса – погружение в мир музыкальной и художественной культуры малой родины и  создание  у детей  эмоционально-образной картины своего края .

III. (4 класс)  «Мое Отечество сынами славится!»

Все аспекты программы этого года рассматриваются через показ человека, его сущности, его деятельности для посёлка, для будущего. Это поможет воспитать в учащихся гордость за принадлежность к человеческому роду, за место, где родился и вырос, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.

Задача программы 4 класса - создание образовательной среды,  позволяющей раскрыть перед учащимися на примере жизненного пути выдающихся земляков прошлого и настоящего возможности самореализации и самосозидания человека.

Формы контроля

В качестве основных форм при освоении данной программы рекомендуются следующие формы контроля:

Тестирование

Непосредственное участие младших школьников в:

- праздниках; - конкурсах; - олимпиадах;

- социальных проектах ( коллективных творческих делах)

Устные выступления учащихся (подготовка небольших сообщений и выступления с докладом)

Анализ продуктов творческой деятельности ребенка
Основным критерием результативности освоения программы «Наш край» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:

наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;

активная познавательная позиция младшего школьника; участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;

широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);

овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством и т.п.)

Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в лесу.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

К концу обучения учащиеся получат возможность:




Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;

- правила поведения на занятиях; экскурсиях, в походах;

- правила общения,

-о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к истории и культуре;

- осознать свою причастность к истории, понять, что и они являются носителями исторической памяти;

- познакомиться с благородными образцами служения Отечеству;

-знать о традициях памяти событий Великой Отечественной войны;

- о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе;


    • культурные традиции прошлого и настоящего своего народа;

    • Символику;

- выдающихся земляков;

- историю своего имени, семьи, посёлка, края;

-культурные и промышленные предприятия;

-профессии,

-растительный и животный мир края;

- способы ориентирования на местности и элементарные правила выживания в лесу

Уметь

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

-соблюдать дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах деятельности

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию

- готовить небольшие сообщения, доклады, рассказывать об истории семьи, посёлка, края;

- ориентироваться на местности;

- различать лекарственные растения


Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- управлять другими людьми и брать на себя ответственность за других людей.



- заниматься благотворительной, природосберегающей и природоохранной деятельностью;

- интервьюировать и проводить опросы общественного мнения;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами

-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах деятельности,

-участвовать в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах, олимпиадах;

- использовать накопленные знания на уроках окружающего мира



Календарно-тематическое планирование занятий «Наш край»( 34 ч)

2  класс     Путешествие в Древнюю Русь 

«...Откуда есть  пошла земля Русская…»

(монах Нестор. Повесть временных лет.

 Начальная русская летопись)



Дата

Тема

I. Славяне, Русь, Владимирская земля (7 ч)

1-2




Княжества Руси. Владимир-столица Древней Руси. Владимир Красное Солнышко и Владимир Мономах- основатели древнего города Владимир

3




Урок-экскурсия: Золотые ворота Древней Руси. Грозные дни татарской осады (диорама обороны города от нашествия Батыя).

4




Наш Вязниковский край – часть земли Владимирской

5




Урок- путешествие по родной деревне.

6-7




Моя родословная - летопись семьи

II  Герои земли Владимирской, их нравственный подвиг ( 6 ч)

8




Былинные герои Древней Руси. Илья Муромец-страж земли русской

9




Посещение выставки «Русская былина»

10




Что такое житие? Сказание о Петре и Февронии.

11




Андрей Боголюбский.

12

13




Александр Невский.

Изучаем геральдику: орден А. Невского, герб г.Владимира, герб родного посёлка.

III Праздники христианской  Руси ( 9 ч)


14




Круг светлых дней. Понятие церковного года(календаря). Земледельческий календарь.

15




Осенины. Обрядовые песни.

16




Рождество Христово. Традиции праздника.

17




Масленица. Народные игры.

18




Пасха.

19-20




Новые традиции праздников: праздник первого огурца, гусиные бои (26 февраля), праздник народных ремесел (19 июля, Троица), национальный фестиваль "Русская сказка" (25 февраля)

21-22




Готовим праздник

IV. Крестьянское жилище и утварь ( 8 ч)

23




Особенности архитектуры и украшений избы. Связь мотивов деревянной резьбы с народными верованиями.

24




Изучаем интерьер русской избы: печь-кормилица - душа крестьянского дома. Крестьянская мебель. Красный угол. Связь быта с фольклором.

25




Крестьянская утварь. Посуда (глиняная, деревянная, плетеная;)  назначение и особенности посуды каждого вида

26




Крестьянский двор - совокупность жилых и хозяйственных построек с  прилегающим участком. (Хлев, конюшня, птичник, сенник, кладовая; в подклети - погреба, ледники, сарай; обособленно стояли баня, колодец, амбар, их назначение и особенности).

27




Экскурсия в  музей. ( экспозиция «Русская изба»)

28




Урок-презентация  детских рисунков «Русская изба»/«Теплый дом».

29-30




Семейный вечер «Скатерть-самобранка». Знакомство с русской кухней и традициями русского чаепития.

V. Крестьянская одежда ( 4ч)

31




Общая особенность русского костюма. Выявление местных различий.   Практическое назначение народного костюма: будничный и праздничный; девичий, женский, старушечий.

32




Ознакомление с основными частями праздничной одежды. Женский головной убор - органическое завершение ансамбля национального русского костюма.  Красота русской женщины в национальном костюме, запечатленная в полотнах  известных художников XIX в. и XVIII в.: И.П. Аргунов, А.Г. Венецианов, В.И. Суриков, К. Маковской, В. Васнецов и др.

33-34




Урок-экскурсия в краеведческий музей


Календарно-тематическое планирование занятий «Наш край»( 34 ч)

3 класс   Культура моего народа – знакомимся с литературой и искусством родного края.
 «О, светло светлая и красно

 украшенная, земля Русская!

 Многими красотами

 прославлена ты…»

( Слово о погибели земли русской.

 Неизвестный автор времен княжения

 владимирского князя Ярослава Всеволодовича )




Дата

Тема


I. Красота природы  родного края ( 16 ч)








Природа в городе.


1




Экскурсия-наблюдение за природой


2




Рисование по наблюдениям экскурсии


3




Экология села


4




Природные памятники Владимирской области








Что растет  в поле и на огороде.

5




Лекарственные растения края.


6




Лекарственные растения края.


7




Растения края, занесенные в Красную книгу


8




Растения края, занесенные в Красную книгу








Животный мир Владимирской области


9




Животный мир Владимирской области


10




Животные края, занесенные в Красную книгу








Природа нашего края в стихах и рассказах

11




Знакомство с творчеством писателей С.Никитина.


12




Знакомство с творчеством писателей И.Симонова


13




Знакомство с творчеством писателей В.А. Солоухина


14




Поэты и писатели из Вязников








Природа нашего края в произведениях  художников В.Юкина, К.Бритова, В.Кокурина,  Н.Модорова и др.

15




Художники Владимирской земли.


16




Творчество мстёрских мастеров.


II. Красота рукотворная ( 17 ч)








Певческая и музыкальная культура  родного края


17




Народные песни Владимирской земли.


18




Колокольный звон России


Красота  и симметрия


19 - 21




Каменное зодчество края

Знакомство с храмами и церквями ( Кидекша -Церковь Бориса и Глеба; Владимир -Никитская церковь, Успенский собор, Дмитриевский собор; Золотые ворота; Боголюбово- Церковь Покрова на Нерли,  архитектурные постройки Боголюбовского монастыря; Суздаль- архитектура Покровского монастыря и т.д.)

22




Деревянное зодчество края
Музей деревянного зодчества г. Суздаль


23 - 25




Декоративно-прикладное искусство малой родины.
Произведения народных умельцев малой родины

( мстерские вышивальщицы;  лаковая миниатюра Мстеры, Палеха, Холуй; изделия из хрусталя;  гороховецкая деревянная игрушка; карабановские ситцы; владимирская, александровская гладь, иконопись, гончарный промысел, владимирские рожечники т.п.)








Создаем красоту сами

26 - 27




Готовим выставку творческих работ.








Азбука и первые книги на Руси и в нашем городе.


28




Кирилл и Мефодий - учителя славян, составители славянской азбуки.


29




Рукописная книга . Новые буквы и  цифры. Русские буквари.


30




Дни славянской письменности и культуры на владимирской земле








Книги  писателей и поэтов Владимирского края


31




Творчество поэта-песенника А.И. Фатьянова


32-33




Писатели и поэты Владимирской земли









III. Обобщение изученного ( 1 ч)


34




Обобщение изученного за год.


Календарно-тематическое планирование занятий «Наш край»( 34 ч)

4 класс    Славься, Отечество!

"Моё Отечество сынами славится!"




Дата

Темы урока

Элементы содержания

Жизненный подвиг наших земляков ( 5 ч)

1-5




Наш край в годы Великой Отечественной войны (изучение нового материала)

Великая Отечественная война 1941 – 1945 г. Уроки имеют патриотическую направленность

Вклад наших земляков в развитие науки и культуры ( 9 ч)

6




М.П. Лазарев – известный мореплаватель. (Комбинированный урок)

Великие открытия наших земляков. Работа с учебником и картой.

7




Братья Столетовы: выдающийся физик и известный генерал (Комбинированный урок)




8




Д. И. Виноградов – фарфоровых дел мастер. (Комбинированный урок)

9




История нашего города (деревни) (Урок - исследование)

Обсуждение вопроса: «В каком городе, деревне, стране ты живешь?» «О чем рассказывают улицы нашего города?»

10 -13




Известные спортсмены, музыканты, художники, писатели и поэты Владимирской области. (Комбинированный урок)

Культурная жизнь нашего края. А.В.Суворов – великий полководец. И.С.Куликов – художник. Ученик Репина. Стихи Фатьянова. Н.Д Сысоев – известный владимирский краевед. Т.А.Андреева – художник, поэтесса. Вязниковцы – Герои Советского Союза.

14




Почетный гражданин. (Комбинированный урок)




Культурные и экономические центры области ( 7 ч)

15 - 16




Культурные и образовательные центры нашего города (деревни) (Урок - исследование)

Культурные центры нашей области (г. Вязники). Карты и планы, как исторические источники. Обсуждение вопроса: «Что такое музей?» Путешествие по открыткам и иллюстрациям.

17




Городская (сельская) библиотека. Библиотека семейного чтения. (Урок – экскурсия)

Беседа о значении книг в жизни каждого человека.

18




Праздники в БЦ "Интеллект" (Урок – практика)




19-20




Предприятия Владимирской области. Их вклад в развитие экономики России. (Комбинированный урок)

Работа с текстом в учебнике (возможен видеосюжет)

21




Местное производство, их вклад в развитие Владимирской области. (Урок - исследование)

Работа с фотографиями, открытками.

Кем быть? ( 8 ч)

22-23




Многообразие профессий. Знакомство с современными профессиями. (изучение нового материала)

Обсуждение вопроса: «Все работы хороши – выбирай любую!»

24-25




Что я знаю о профессиях моих родителей. (Комбинированный урок)

Пословицы загадки о труде.

26




Династии (Комбинированный урок)

Награды и грамоты в твоей семье.

27-28




Встречи с интересными людьми. Знакомство с профессиями востребованными на рынке труда. (Урок - практика)

Встреча с родителями, выпускниками, поступающими в ВУЗы

29




Сюжетно-ролевые игры. Деловая игра.

Разыгрывание сценок; деловая игра; викторина.

Я – гражданин России ( 5 ч )

30




Наш край в судьбе России. (Комбинированный урок)

Путешествие по карте Владимира.

31




Путешествие по Золотому кольцу (Урок – путешествие)




32-33




Я – гражданин России (Изучаем геральдику: г. Владимира, герб родного города). (Комбинированный урок)

Работа с текстом

34




Краеведческая мозаика (Урок - игра)

Викторины, конкурсы по теме: «Знаешь ли ты свой край?»