| Количество часов программы внеурочной деятельности
 
 и их место в учебном плане
 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся детей и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс - 33 часа в год, 2-4 классы - 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
 
 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» состоит из 7 разделов:
 
  «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
 
«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
 
«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
 
«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
 
«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
 
«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
 
«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
 
 В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
 
 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
 
 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» состоит из четырёх частей:
 
  1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
 
2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
 
3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
 
4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
 
 Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
 
 
  Планируемые результаты освоения обучающимися
 
 программы внеурочной деятельности
 В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
 
 Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
 
  личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
 
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
 
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
 
 Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» является формирование следующих умений:
 
  Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
 
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
 
 Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
 
  Регулятивные УУД:
 
  Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.
 
Проговаривать последовательность действий на занятие.
 
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
 
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
 
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие.
 
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
 
 2. Познавательные УУД:
 
  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
 
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятие.
 
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
 
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
 
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
 
 
 
 3. Коммуникативные УУД:
 
  Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 
Слушать и понимать речь других.
 
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
 
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
 
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
 
  Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения занятий).
 
 Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
 
  осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
 
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
 
 Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
 
 
   Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
 
 обучающиеся в процессе реализации
 
 программы внеурочной деятельности
 В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» обучающиеся должны знать:
 
  основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
 
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
 
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
 
основы рационального питания;
 
правила оказания первой помощи;
 
способы сохранения и укрепление здоровья;
 
основы развития познавательной сферы;
 
свои права и права других людей;
 
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
 
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
 
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
 
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
 
 уметь:
 
  составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
 
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
 
различать “полезные” и “вредные” продукты;
 
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
 
определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
 
заботиться о своем здоровье;
 
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
 
применять коммуникативные и презентационные навыки;
 
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
 
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
 
находить выход из стрессовых ситуаций;
 
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
 
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
 
отвечать за свои поступки;
 
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
 
 В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
 
 
   Формы учета знаний и умений, система контролирующих
 
 материалов для оценки планируемых результатов освоения
 
 программы внеурочной деятельности
 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
 
 Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
 
 Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
 
 Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
 
 Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
 
 
  Литература
 
 
 
 
  Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
 
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
 
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
 
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
 
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
 
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
 
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
 
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
 
Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
 
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
 
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
 
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
 
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
 
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
 
 
 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
 
 «Азбука Здоровья» 1 класс
 
 «Первые шаги к здоровью»
 
 Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
 
 Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
 
 Срок обучения:1 год
 
 Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год
 
 
         | 
 № п/п
 
 | 
 Наименование разделов и дисциплин
 
 | 
 Кол-во часов
 
 
 | В том числе
 
 | 
 Форма
 
 контроля
 
 |   | 
 лекции,беседы
 
 | практи-ческие
 
 занятия
 
 |   | I
 
 | Введение «Вот мы и в школе».
 
 | 4
 
 | 1
 
 | 3
 
 | праздник
 
 |   | II
 
 | Питание и здоровье
 
 | 5
 
 | 3
 
 | 2
 
 | викторина
 
 |   | III
 
 | Моё здоровье в моих руках
 
 | 7
 
 | 3
 
 | 4
 
 | викторина
 
 |   | IV
 
 | Я в школе и дома
 
 | 6
 
 | 3
 
 | 3
 
 | игра - викторина
 
 |   | V
 
 | Чтоб забыть про докторов
 
 | 4
 
 | 1
 
 | 3
 
 | круглый стол
 
 |   | VI
 
 | Я и моё ближайшее окружение
 
 | 3
 
 | 1
 
 | 2
 
 | ролевая игра
 
 |   | VII
 
 | «Вот и стали мы на год взрослей»
 
 | 4
 
 | 2
 
 | 2
 
 | диагностика
 
 |   | 
 
 
 | Итого:
 
 | 33
 
 | 14
 
 | 19
 
 | 
 
 
 |  
 
 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 
 «Первые шаги к здоровью» 1 класс
 
 Цель:
 
 первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
 
 Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
 
 Срок обучения: 1 года
 
 Режим занятий: 1 час в неделю(33 часа)
 
          | 
 
 № п/п
 
 | 
 Наименование разделов и дисциплин
 
 | 
 Кол-во часов
 
 | В том числе
 
 | 
 Форма
 
 контроля
 
 |   | 
 Лекции, беседы
 
 | 
 деловые игры
 
 | практи-ческие
 
 занятия
 
 |   | I
 
 | Введение «Вот мы и в школе».
 
 | 4
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 1.1
 
 | Дорога к доброму здоровью
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 1.2
 
 | Здоровье в порядке - спасибо зарядке
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 1.3
 
 | В гостях у Мойдодыра
 
 Кукольный спектакль
 
 К. Чуковский «Мойдодыр»
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 1.4
 
 | Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | праздник
 
 |   | II
 
 | Питание и здоровье
 
 | 5
 
 | 3
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 2.1
 
 | Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 2.2
 
 | Культура питания
 
 Приглашаем к чаю
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 2.3
 
 | Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр) Умеем ли мы правильно питаться?
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 2.4
 
 | Как и чем мы питаемся
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 2.5
 
 | Красный, жёлтый, зелёный
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | викторина
 
 |   | III
 
 | Моё здоровье в моих руках
 
 | 7
 
 | 3
 
 | 
 
 
 | 4
 
 | 
 
 
 |   | 3.1
 
 | Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 3.2
 
 | Полезные и вредные продукты.
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 3.3
 
 | Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 3.4
 
 | Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 3.5
 
 | Как обезопасить свою жизнь
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 3.6
 
 | «Мы болезни победим, быть здоровыми хотим»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 3.7
 
 | В здоровом теле здоровый дух
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | виктори
 
 на
 
 |   | IV
 
 | Я в школе и дома
 
 | 6
 
 | 3
 
 | 
 
 
 | 3
 
 | 
 
 
 |   | 4.1
 
 | Мой внешний вид – залог здоровья
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 4.2
 
 | Зрение – это сила
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 4.3
 
 | Осанка – это красиво
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 4.4
 
 | Весёлые переменки
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 4.5
 
 | Здоровье и домашние задания
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 4.6
 
 | Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | игра- викторина
 
 |   | V
 
 | Чтоб забыть про докторов
 
 | 4
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 3
 
 | 
 
 
 |   | 5.1
 
 | “Хочу остаться здоровым”.
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 5.2
 
 | Вкусные и полезные вкусности
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 5.3
 
 | День здоровья
 
 «Как хорошо здоровым быть»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 5.4
 
 | «Как сохранять и укреплять свое здоровье»
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | круглый стол
 
 |   | VI
 
 | Я и моё ближайшее окружение
 
 | 3
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 6.1
 
 | Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | день вежливос
 
 ти
 
 |   | 6.2
 
 | Вредные и полезные привычки
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 6.3
 
 | “Я б в спасатели пошел”
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | ролевая игра
 
 |   | VII
 
 | «Вот и стали мы на год взрослей»
 
 | 4
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 7.1
 
 | Опасности летом (просмотр видео фильма)
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 7.2
 
 | Первая доврачебная помощь
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 7.3
 
 | Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 7.4
 
 | Чему мы научились за год.
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | диагностика
 
 |   | 
 
 
 | Итого:
 
 | 33
 
 | 15
 
 | 1
 
 | 17
 
 | 
 
 
 |  
 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
 
 «Азбука Здоровья»
 
 2 класс
 
 «Если хочешь быть здоровым»
 
 |