|  | Муниципальное казенное образовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа» утверждаю| Муниципальное казенное образовательное учреждение
 
 «Красноярская средняя общеобразовательная школа»
 
 УТВЕРЖДАЮ
 
 Директор МКОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа
 
 _____________ В. Д. Иванов
 
 «____» ___________ 2013 г.
 Рабочая программа
 
 внеурочной деятельности
 
 по спортивно-оздоровительному направлению
 
 «Азбука Здоровья»
 
 Составитель:
 
 Кобытева О. В., старшая вожатая
 с. Красный Яр , 2013 г.
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 
 
    | 1. Пояснительная записка
 
 |   |   Введение
 
 |   |   Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
 
 |   |   Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
 
 |   |   Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
 
 |   |   Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане
 
 |   |  Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
 
 |   |   Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
 
 |   |   Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
 
 |   |  Литература
 
 |   |  Учебный план
 
 |   |   Учебный план 1 класс
 
 |   |   Учебно - тематический план 1 класс
 
 |   |   Учебный план 2 класс
 
 |   |   Учебно - тематический план 2 класс
 
 |   |   Учебный план 3 класс
 
 |   |   Учебно - тематический план 3 класс
 
 |   |   Учебный план 4 класс
 
 |   |   Учебно - тематический план 4 класс
 
 |   |   Учебная программа курса
 
 |   |   Критерии оценки знаний и умений
 
 |   | 5. Приложение
 
 |   |   Тестовый материал
 
 |   |   Методическая разработка системы внеклассных
 
 мероприятий «Почему нужно есть много овощей,
 
 фруктов и ягод».
 
 |  
  Пояснительная записка
 
 
 
 
   Введение
 
 
 Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
 
 Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
 
 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся детей и способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка. А также программа способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
 
 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся детей в дальнейшем.
 
 Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся детей на ступени начального общего образования являются:
 
  Закон Российской Федерации «Об образовании»;
 
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
 
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
 
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
 
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
 
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
 
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
 
 В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.
 
 Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, на заседании педагогического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся начальной школы.
 
 
 
   Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
 
 по спортивно-оздоровительному направлению
 
 внеурочной деятельности
 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
 
 Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся детей ценности здоровья на ступени начального общего образования. Программа спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
 
 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
 
  формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
 
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
 
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
 
 Цели конкретизированы следующими задачами:
 
  Формирование:
 
  представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
 
навыков конструктивного общения;
 
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
 
  Обучение:
 
  осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
 
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
 
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
 
упражнениям сохранения зрения.
 
 Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашей школе.
 
 Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
 
 Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника - это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.
 
 Следовательно, выпускник младших классов школы должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
 
 В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
 
  становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
 
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
 
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
 
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
 
 Цель и задачи реализации основной образовательной программы учреждения не противоречат цели и задачам ВОП школы согласно Программы развития ОУ.
 
 Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
 
 
 
   Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
 
 
 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
 
 Таблица №1.
 
 Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
 
 
      | предмет
 
 | содержание
 
 учебной дисциплины
 
 | Содержание программы
 
 «Азбука Здоровья»
 
 |   | Литературное чтение
 
 | Чтение русских народных сказок, сказка «Колобок».
 
 Устное народное творчество.
 
 | Просмотр кукольных спектаклей. Подбор пословиц и поговорок.
 
 |   | Окружающий мир
 
 | Сезонные изменения в природе.
 
 Организм человека.
 
 Опора тела и движение.
 
 Наше питание.
 
 | Экскурсия «У природы нет плохой погоды».
 
 Осанка – это красиво.
 
 Умеем ли мы питаться.
 
 |   | Технология
 
 | От замысла к результату. Технологические операции.
 
 | Изготовление овощей и фруктов из солёного теста.
 
 |   | Изобразительное искусство
 
 | Мир фантазии.
 
 | Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка».
 
 |   | Физическая культура
 
 | Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий.
 
 | Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки. День здоровья «Дальше, быстрее, выше».
 
 |   | Музыка
 
 | Выразительность музыкальной интонации.
 
 | Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций: Бетховена, Шопена, Штрауса, Глинки и т.д.
 
 |  
 Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.
 
 Для реализации программы «Азбука Здоровья» необходима материально-техническая база:
 
  Учебные пособия:
 
  натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, зубные щетки, и др.;
 
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
 
измерительные приборы: весы, часы и их модели.
 
  Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.
 
 Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.
 
   Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
 
 форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
 
 Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
 
 Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника
 Таблица №2.
 
     | формы проведения занятия
 
 и виды деятельности
 
 | тематика
 
 |   | игры
 
 | Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим
 
 “Я б в спасатели пошел”
 
 «Остров здоровья»
 
 «Состояние экологии, её влияние на организм человека»
 
 
 |   | беседы
 
 | Полезные и вредные продукты
 
 Гигиена правильной осанки
 
 «Доброречие»
 
 Мой внешний вид – залог здоровья
 
 Как питались в стародавние времена и питание нашего времени
 
 Мода и школьные будни
 
 Как защититься от простуды и гриппа
 
 |   | тесты и анкетирование
 
 | Чему мы научились за год «Правильно ли вы питаетесь?»
 
 Чему мы научились и чего достигли «Что мы знаем о здоровье»
 
 «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
 
 «Мои отношения к одноклассникам»
 
 «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
 
 |   | круглые столы
 
 | «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений
 
 |   | школьные конференции
 
 | В мире интересного
 
 |   | просмотр тематических видеофильмов
 
 | «Как сохранить и укрепить зрение»
 
 «Быстрое развитие памяти»
 
 «Человек»
 
 «Мышление и мы»
 
 Клещевой энцефалит
 
 Вредные и полезные растения.
 
 |   | экскурсии
 
 | «Сезонные изменения и как их принимает человек»
 
 «Природа – источник здоровья»
 
 «У природы нет плохой погоды»
 
 |   | дни здоровья, спортивные мероприятия
 
 | «Дальше, быстрее, выше»
 
 «Хочу остаться здоровым»
 
 «За здоровый образ жизни»
 
 |   | конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок
 
 | В здоровом теле здоровый дух
 
 «Моё настроение»
 
 Вредные и полезные растения.
 
 Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка»
 
 «Продукты для здоровья»
 
 «Мы за здоровый образ жизни»
 
 «Нет курению!»
 
 Выпуск плакатов «Продукты для здоровья»
 
 |   | решение ситуационных задач
 
 | Культура питания
 
 Этике
 
 Лесная аптека на службе человека
 
 Вредные привычки
 
 |   | театрализованные представления, кукольный театр
 
 | Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»
 
 Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр»
 
 Спектакль С. Преображенский «Капризка»
 
 Спектакль «Спеши делать добро»
 
 |  
 
 Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
 
 
    | 
 |  |