| 
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа» утверждаю  Муниципальное казенное образовательное учреждение
  «Красноярская средняя общеобразовательная школа» 
  УТВЕРЖДАЮ
  Директор МКОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа
  _____________ В. Д. Иванов
  «____» ___________ 2013 г. Рабочая программа  
  внеурочной деятельности
   по спортивно-оздоровительному направлению
  «Азбука Здоровья»
  Составитель:
  Кобытева О. В., старшая вожатая  с. Красный Яр , 2013 г.
  СОДЕРЖАНИЕ
 
      1. Пояснительная записка 
  |         Введение 
      |         Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности 
      |         Межпредметные связи программы внеурочной деятельности 
      |         Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности 
      |         Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане 
      |        Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности 
    |         Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
      |         Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности 
      |        Литература 
    |        Учебный план 
    |         Учебный план 1 класс
      |         Учебно - тематический план 1 класс
      |         Учебный план 2 класс
      |         Учебно - тематический план 2 класс
      |         Учебный план 3 класс
      |         Учебно - тематический план 3 класс
      |         Учебный план 4 класс
      |         Учебно - тематический план 4 класс
      |         Учебная программа курса
      |         Критерии оценки знаний и умений
      |       5. Приложение
  |         Тестовый материал 
      |         Методическая разработка системы внеклассных
      мероприятий «Почему нужно есть много овощей,
  фруктов и ягод». 
  |      
   Пояснительная записка
   
 
 
    Введение
     
  Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
  Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
  Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся детей и способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка. А также программа способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся детей в дальнейшем. 
  Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся детей на ступени начального общего образования являются:
   Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
    В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.
  Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, на заседании педагогического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся начальной школы. 
 
 
    Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей  
      по спортивно-оздоровительному направлению  
  внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
  Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся детей ценности здоровья на ступени начального общего образования. Программа спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников. 
  Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: 
   формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; 
  развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; 
  обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
    Цели конкретизированы следующими задачами:
   Формирование:
     представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; 
  навыков конструктивного общения; 
  потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
     Обучение:  
     осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  упражнениям сохранения зрения.
    Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашей школе.
  Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
  Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника - это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.
  Следовательно, выпускник младших классов школы должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
  В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
   становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
    Цель и задачи реализации основной образовательной программы учреждения не противоречат цели и задачам ВОП школы согласно Программы развития ОУ.
  Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
 
 
    Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
     
  Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
  Таблица №1.
  Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
 
        предмет
  |    содержание  
  учебной дисциплины
  |    Содержание программы  
  «Азбука Здоровья»
  |       Литературное чтение
  |    Чтение русских народных сказок, сказка «Колобок».
  Устное народное творчество.
  |    Просмотр кукольных спектаклей. Подбор пословиц и поговорок.
  |       Окружающий мир
  |    Сезонные изменения в природе.
  Организм человека.
  Опора тела и движение.
  Наше питание.
  |    Экскурсия «У природы нет плохой погоды».
  Осанка – это красиво.
  Умеем ли мы питаться.
  |       Технология
  |    От замысла к результату. Технологические операции.
  |    Изготовление овощей и фруктов из солёного теста.
  |       Изобразительное искусство
  |    Мир фантазии.
  |    Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка».
  |       Физическая культура
  |    Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий. 
  |    Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки. День здоровья «Дальше, быстрее, выше».
  |       Музыка
  |    Выразительность музыкальной интонации.
  |    Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций: Бетховена, Шопена, Штрауса, Глинки и т.д. 
  |      
  Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня. 
  Для реализации программы «Азбука Здоровья» необходима материально-техническая база:
   Учебные пособия:  
     натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, зубные щетки, и др.; 
  изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
  измерительные приборы: весы, часы и их модели.
     Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.
    Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.
    Особенности реализации программы внеурочной деятельности:  
      форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
  Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов. 
  Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника Таблица №2.
       формы проведения занятия  
  и виды деятельности
  |    тематика
  |       игры
  |    Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим
  “Я б в спасатели пошел”
  «Остров здоровья»
  «Состояние экологии, её влияние на организм человека»
 
  |       беседы
  |    Полезные и вредные продукты
  Гигиена правильной осанки
  «Доброречие»
  Мой внешний вид – залог здоровья
  Как питались в стародавние времена и питание нашего времени
  Мода и школьные будни
  Как защититься от простуды и гриппа
  |       тесты и анкетирование
  |    Чему мы научились за год «Правильно ли вы питаетесь?»
  Чему мы научились и чего достигли «Что мы знаем о здоровье»
  «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
  «Мои отношения к одноклассникам» 
  «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
  |       круглые столы
  |    «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений
  |       школьные конференции
  |    В мире интересного
  |       просмотр тематических видеофильмов
  |    «Как сохранить и укрепить зрение»
  «Быстрое развитие памяти»
  «Человек» 
  «Мышление и мы»
  Клещевой энцефалит
  Вредные и полезные растения.
  |       экскурсии
  |    «Сезонные изменения и как их принимает человек»
  «Природа – источник здоровья»
  «У природы нет плохой погоды»
  |       дни здоровья, спортивные мероприятия
  |    «Дальше, быстрее, выше» 
  «Хочу остаться здоровым»
  «За здоровый образ жизни»
  |       конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок
  |    В здоровом теле здоровый дух
  «Моё настроение»
  Вредные и полезные растения.
  Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка»
  «Продукты для здоровья»
  «Мы за здоровый образ жизни» 
  «Нет курению!»
  Выпуск плакатов «Продукты для здоровья»
  |       решение ситуационных задач
  |    Культура питания 
  Этике
  Лесная аптека на службе человека
  Вредные привычки
  |       театрализованные представления, кукольный театр
  |    Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»
  Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр»
  Спектакль С. Преображенский «Капризка»
  Спектакль «Спеши делать добро»
  |      
 
  Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука Здоровья» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
 
      |  
  | 
 |