|
Парфенова е. В. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПАРФЕНОВА Е. В. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» г. КОЛПАШЕВО
В 2014-2015 учебном году наша школа работает над реализацией проекта по внедрению ФГОС в 5-х классах. Так как основной целью методической работы нашей школы в течение нескольких лет являлось формирование ключевых компетенций учащихся, мы не испытывали больших трудностей при переходе к новым стандартам. Ведь хорошо знакомое нам компетентностное обучение и лежит в основе новых образовательных стандартов, а системно - деятельностный подход это и есть хорошо знакомое нам технология компетентностного обучения.
В преподавании математики системно-деятельностный подход требует формирования практических умений применения теории. Это- переход от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях, а также придания образовательному процессу воспитательной функции в широком смысле этого слова.
Основных этапы урока, выстроенного в логике компетентностного подхода
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Таким образом, при системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:
а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.
Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться?).
Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математические понятия, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике. Другими словами – познавать мир.
Системно-деятельностный подход опирается на активные методы обучения, это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Приведу пример применения системно-деятельностного подходаи активных методов обучения на примере урока математики в 5 классе «Площади и периметры». В школьной программе 5 класса даются формулы площади, периметра, а мы на уроке постарались развить тему, выявить некоторые зависимости между площадями и периметрами.
В начале урока использовался активный метод «Шаг навстречу», который позволяет быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.
Вообще, может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи и т.д. на усмотрение учителя. Главное «захватить» внимание учащихся. На этом уроке я предложила детям чертежи различных фигур и попросила выбрать верные утверждения из приведенных ниже. Из букв, соответствующих правильным утверждениям ребята должны были составить слово. Работая над утверждениями, дети повторили известные им формулы площади, периметра. Пришли к выводу, что площади некоторых фигур мы еще не можем подсчитать, поэтому все вместе пришли к выводу, что рассматривать зависимости площадей и периметров нам удобнее на примере хорошо знакомой фигуры- прямоугольника.
На этапе вхождения в тему можно использовать метод выяснения ожиданий и опасений. Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. На данном этапе мы обсудили, зачем важно современному человеку как можно больше знать о площадях и периметрах, представителям каких профессий и вовсе невозможно обойти без этих знаний.
Ученики выдвигали свои версии и гипотезы, после совместного обсуждения выдвинуты две гипотезы Чем дольше площадь, тем периметр больше, если площади равны, то и периметры равны.
На уроке ребята работали в рабочих листах. Рабочий лист сам по себе является элементом технологии деятельностного подхода. Он содержит инструкции для учащихся, необходимые чертежи координирует самостоятельную работу ученика на уроке. К каждому уроку приготовить рабочий лист не получается, но раз в неделю мои ученики работают а рабочих листах.
Придя к выводу о важности знания зависимостей между площадями и периметрами приходим к выводу что пока об этом ничего не знаем и выдвинутые нами гипотезы пока не можем не подтвердить, ни опровергнуть. Как одним из выходов из проблемной ситуации предлагаю провести исследования. Основными инструментами исследования в силу возраста для нас будь наблюдения и опыты
Выполнив задание ребята анализируют результаты и делают выводы. , что если площадь больше, то периметр больше, меньше или равен.
А если площади равны, то периметры не равны
Отвечают, что самый маленький периметр у квадрата.
Площади и периметры равны у равных фигур, только у тех которые совпадают при наложении.
Замечают, после наводящих вопросов учителя, что чем больше разница сторон (между длиной и шириной), тем периметр больше.
Следующий этап - активные методы презентации учебного материала.
Ребятам предлагаются модели прямоугольников, такая - же модель представлена на интерактивной доске. Разрезая прямоугольник на части и составляя из кусочков другой прямоугольник, а также, работая с интерактивной моделью на доске, находим причину почему при увеличении разницы между длиной и шириной увеличивается периметр фигуры. Еще раз делаем замечательный вывод, при одинаковой площади наименьший периметр у квадрата.
Обязательно считаю необходимым показать важность и возможность применения новых знаний в окружающей жизни. Ребятам предлагается известная задача Льва Толстого « Как Пахом землю покупал», и авторская задача из окружающей жизни.
«Родители Оли, ученицы 5 класса, задумали купить земельный участок. В объявлениях они нашли два подходящих участка, один размерами 60 м в длину и 100 м в ширину, а другой 50 м в длину и 120 м в ширину. На семейном совете Оля сказала, что первый участок купить выгоднее, чем второй. Почему Оля так решила?»
Активные методы подведение итогов урока. Подводя итоги урока, ребята отвечают на вопросы. Какую проблему мы решали на уроке?
Удалось решить нам поставленную проблему
-Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Где можно применить новое знание?
Затем ребята получают карточки с утверждениями, по теме урока. Каждое утверждение они должны отметить знаком знак + «Знаю».
Знак – «Не знаю», ! - «Удивлен»
Кроме того , на каждом этапе урока реализуется самооценка, в рабочем листе отдельная колонка., ребята привыкают оценивать себя и к 5 классу их оценка вполне адекватна.
Во внеурочной деятельности системно-деятельностный подход также приводит к хорошим результатам. Ежегодно я организую проведение компетеностных олимпиад для учащихся начальной школы, при этом авторы задач - учителя нашей школы. В последние два года наша олимпиада вышла на межмуниципальный уровень.
Являясь руководителем объединения учителей математики Колпашевского района, ежегодно организую интеллектуальную математическую компетентностную игру для учащихся 5-6 классов «Решай, смекай, отгадывай» Задания для олимпиады составляю сама. Задача «История воздухоплавания» предлагалась ребятам в прошлом году. Это мероприятие также вышло на межрайонный уровень. Традиционными являются также семейные компетнтностные олимпиады, в которых ребята участвуют вместе с родителями.
Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.
В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!.. |
|
|