Главная страница


Пояснительная записка к программе по предмету «Русский язык»



Скачать 467.09 Kb.
НазваниеПояснительная записка к программе по предмету «Русский язык»
страница3/5
Дата24.08.2016
Размер467.09 Kb.
ТипПояснительная записка
1   2   3   4   5


Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.

Диктант

  • Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

  • Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

  • Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корнях слов; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных, употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:

–нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

–неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте; наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

–отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

–отсутствие красной строки;

–неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Примечание.

  • Аккуратные исправления, сделанные ребенком в процессе работы, за ошибку не считаются.

  • В тех образовательных программах, в которых изучение орфографии построено на фонематическом принципе («Гармония», «Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»), учащиеся могут использовать письмо с «окошками», которые закрываются в процессе проверки диктанта учеником. Если ученик оставляет «окошко» в слабой позиции на изученную орфограмму, это не считается ошибкой или недочетом, но отметка «5» за такую работу не ставится.

  • Технология проведения диктантов в образовательной программе «Гармония» определена концептуальными основами курса.

Грамматическое задание

-Грамматическое задание средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Характеристика цифровой отметки (оценки); «5» («отлично») – выполнено без ошибок. «4» («хорошо») – правильно выполнено не менее 3/4 заданий. «3» («удовлетворительно») – правильно выполнено не менее 1/2 заданий. «2» («плохо») – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Словарный диктант

Примерное количество слов для словарных диктантов:

4 класс – 12-15 слов.

Характеристика цифровой отметки: «5» («отлично») – без ошибок. «4» («хорошо») – 1-2 ошибки. «3» («удовлетворительно») – 2-4 ошибки. «2» («плохо») – 5 и более ошибок.

Контрольное списывание.

Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

Характеристика цифровой отметки: «5» («отлично») – работа выполнена без ошибок; «4» («хорошо») – 1 ошибка; «3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки; «2» («плохо») – 4 ошибки и более.

Изложение

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Классификация ошибок, влияющих на снижение оценки

1. Фактические: существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл высказывания (Ф).

2. Логические: пропуск необходимых слов, отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте, нарушение последовательности высказывания, нелепые, парадоксальные суждения (Л).

3. Речевые: употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних и тех же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечных слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении словосочетаний и предложений (Р).

Недочеты:

–отсутствие красной строки;

–незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

На начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении, при этом орфографический навык еще не автоматизировался и учащийся не может контролировать одновременно создание текста и орфографию. Поэтому во 2-3 классе рекомендуется ставить одну отметку – за содержание. При этом орфографические и пунктуационные ошибки исправляются, но не влияют на отметку.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

«5» («отлично») – правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета).

«4» («хорошо») – содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

«3» («удовлетворительно») – допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

«2» («плохо») – допущено существенное искажение, авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения -мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

Сочинение

«5» («отлично») – логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одною речевого недочета), нет фактических ошибок.

«4» («хорошо») – последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

«3» («удовлетворительно») – имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.


Календарно – тематическое планирование по русскому языку


п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

НРК

ЦОР, ИКТ







I ЧЕТВЕРТЬ 36 часов














1

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Повторение известного о словах.

(13ч)


Повторение. Решение орфографических задач

1










2

Повторение основных грамматических понятий.

1




Стр. 25 №3




3

Систематизация освоения орфографических правил.

1










4

Речь и её виды. Словарный диктант

1










5




Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению. Контрольный словарный диктант

1










6




Грамматическое значение слов.

1










7




Звукобуквенный разбор слова. Самостоятельная работа «Решение орфографических задач»

1




Стр. 28 №6




8




Строение слова и его значение. Тест по теме «Повторение за 3 класс».

1




Стр.7 №1




9



Распознавание слов по частям речи

1










10-11

Повторение изученного о глаголе. Контрольное списывание.

2










12




Упражнение в выполнении различных грамматических действий.

1










13

Орфографические умения как правильные орфографические действия

1










14

Совершенствование грамматических и орфографических умений. (3ч)

Контрольный диктант по итогам повторения

1










15

Анализ диктанта и работа над ошибками. Самостоятельная работа «Падежные окончания»

1










16




Обучение изложению от другого лица

1










17

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе.(2ч)

Написание воспоминаний (сочинение)

1




Личные впечатления




18

Знакомство с понятием «словосочетание». Словарный диктант.

1










19

Словосочетания.

Понятие «словосочетание».(3ч)

Уточнение сведений о словосочетании и обучение записи словосочетаний.

1










20

Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами.

1










21


Составление словосочетаний и вычленение их из предложений.

1











22-23



Наблюдение за связями слов в словосочетаниях.

(7ч)



Связь имени существительного с именем прилагательным

2










24-25

Подчинение имени существительного глаголу.

2










26

Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному. Определение падежей.

1










27

Закрепление изученного о словосочетании, решение разных орфографических задач. Проверочная работа «Словосочетание».

1










28

Обучение выбору падежной формы имени существительного. Словарный диктант.

1










29



Наречие (Представляем ещё одну

часть речи).

(5ч)


Знакомство с особенностями наречия как части речи.

1











30

Правописание наречий.

1




стр.93упр.1




31

Закрепление правописания наречий.

1




стр.94упр.2




32

Обучающее изложение с изменением лица рассказчика.

1










33

Работа над ошибками. Закрепление изученного о наречии.

1




стр.96-97упр.5




34

Проверь себя (2ч)

Подготовка к контрольной работе.

1










35

Контрольная работа за I четверть(диктант).

1










36-37

Пишем объявления (2ч)

Работа над ошибками. Тест « Наречие». Пишем объявления.

II ЧЕТВЕРТЬ 28 часов

Пишем объявления.

2










38

Имена существительные и имена прилагательные

(23ч)

Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения

1










39

Формирование умения определять склонение в именах существительных

1




стр.33упр.4




40

Дополнение памятки анализа имени существительного новыми сведениями. Самостоятельная работа.

1










41

Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных.

1










42

Изложение повествовательного текста.

1










43-45

Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. Словарный диктант. Самостоятельная работа.

3




28упр.6




46

Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного.

1










47

Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Самостоятельная работа.

1










48

Изложение: обучение художественной речи.

1










49-50

Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе.

2










51-52

Образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём.

2










53-54

Закрепление изученных

вопросов правописания. Проверочная работа.

2




стр.43упр.5




55

Итоговый диктант за II четверть.

1









1   2   3   4   5