|
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корнях слов; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных, употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки:
–нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
–неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте; наличие ошибок на изученные правила орфографии.
Недочеты:
–отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
–отсутствие красной строки;
–неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Примечание.
Аккуратные исправления, сделанные ребенком в процессе работы, за ошибку не считаются.
В тех образовательных программах, в которых изучение орфографии построено на фонематическом принципе («Гармония», «Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»), учащиеся могут использовать письмо с «окошками», которые закрываются в процессе проверки диктанта учеником. Если ученик оставляет «окошко» в слабой позиции на изученную орфограмму, это не считается ошибкой или недочетом, но отметка «5» за такую работу не ставится.
Технология проведения диктантов в образовательной программе «Гармония» определена концептуальными основами курса.
Грамматическое задание
-Грамматическое задание средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки); «5» («отлично») – выполнено без ошибок. «4» («хорошо») – правильно выполнено не менее 3/4 заданий. «3» («удовлетворительно») – правильно выполнено не менее 1/2 заданий. «2» («плохо») – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Словарный диктант
Примерное количество слов для словарных диктантов:
4 класс – 12-15 слов.
Характеристика цифровой отметки: «5» («отлично») – без ошибок. «4» («хорошо») – 1-2 ошибки. «3» («удовлетворительно») – 2-4 ошибки. «2» («плохо») – 5 и более ошибок.
Контрольное списывание.
Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.
Характеристика цифровой отметки: «5» («отлично») – работа выполнена без ошибок; «4» («хорошо») – 1 ошибка; «3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки; «2» («плохо») – 4 ошибки и более.
Изложение
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Классификация ошибок, влияющих на снижение оценки
1. Фактические: существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл высказывания (Ф).
2. Логические: пропуск необходимых слов, отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте, нарушение последовательности высказывания, нелепые, парадоксальные суждения (Л).
3. Речевые: употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних и тех же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечных слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении словосочетаний и предложений (Р).
Недочеты:
–отсутствие красной строки;
–незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
На начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении, при этом орфографический навык еще не автоматизировался и учащийся не может контролировать одновременно создание текста и орфографию. Поэтому во 2-3 классе рекомендуется ставить одну отметку – за содержание. При этом орфографические и пунктуационные ошибки исправляются, но не влияют на отметку.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета).
«4» («хорошо») – содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
«3» («удовлетворительно») – допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
«2» («плохо») – допущено существенное искажение, авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения -мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Сочинение
«5» («отлично») – логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одною речевого недочета), нет фактических ошибок.
«4» («хорошо») – последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
«3» («удовлетворительно») – имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.
Календарно – тематическое планирование по русскому языку
№ п/п
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Количество часов
| Дата проведения
| НРК
| ЦОР, ИКТ
|
|
| I ЧЕТВЕРТЬ 36 часов
|
|
|
|
| 1
| Знаем – повторим, не знаем – узнаем.
Повторение известного о словах.
(13ч)
| Повторение. Решение орфографических задач
| 1
|
|
|
| 2
| Повторение основных грамматических понятий.
| 1
|
| Стр. 25 №3
|
| 3
| Систематизация освоения орфографических правил.
| 1
|
|
|
| 4
| Речь и её виды. Словарный диктант
| 1
|
|
|
| 5
|
| Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению. Контрольный словарный диктант
| 1
|
|
|
| 6
|
| Грамматическое значение слов.
| 1
|
|
|
| 7
|
| Звукобуквенный разбор слова. Самостоятельная работа «Решение орфографических задач»
| 1
|
| Стр. 28 №6
|
| 8
|
| Строение слова и его значение. Тест по теме «Повторение за 3 класс».
| 1
|
| Стр.7 №1
|
| 9
|
| Распознавание слов по частям речи
| 1
|
|
|
| 10-11
| Повторение изученного о глаголе. Контрольное списывание.
| 2
|
|
|
| 12
|
| Упражнение в выполнении различных грамматических действий.
| 1
|
|
|
| 13
| Орфографические умения как правильные орфографические действия
| 1
|
|
|
| 14
| Совершенствование грамматических и орфографических умений. (3ч)
| Контрольный диктант по итогам повторения
| 1
|
|
|
| 15
| Анализ диктанта и работа над ошибками. Самостоятельная работа «Падежные окончания»
| 1
|
|
|
| 16
|
| Обучение изложению от другого лица
| 1
|
|
|
| 17
| Учимся передавать рассказы других и говорить о себе.(2ч)
| Написание воспоминаний (сочинение)
| 1
|
| Личные впечатления
|
| 18
| Знакомство с понятием «словосочетание». Словарный диктант.
| 1
|
|
|
| 19
| Словосочетания.
Понятие «словосочетание».(3ч)
| Уточнение сведений о словосочетании и обучение записи словосочетаний.
| 1
|
|
|
| 20
| Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами.
| 1
|
|
|
| 21
| Составление словосочетаний и вычленение их из предложений.
| 1
|
|
|
| 22-23
|
Наблюдение за связями слов в словосочетаниях.
(7ч)
| Связь имени существительного с именем прилагательным
| 2
|
|
|
| 24-25
| Подчинение имени существительного глаголу.
| 2
|
|
|
| 26
| Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному. Определение падежей.
| 1
|
|
|
| 27
| Закрепление изученного о словосочетании, решение разных орфографических задач. Проверочная работа «Словосочетание».
| 1
|
|
|
| 28
| Обучение выбору падежной формы имени существительного. Словарный диктант.
| 1
|
|
|
| 29
|
Наречие (Представляем ещё одну
часть речи).
(5ч)
| Знакомство с особенностями наречия как части речи.
| 1
|
|
|
|
30
| Правописание наречий.
| 1
|
| стр.93упр.1
|
| 31
| Закрепление правописания наречий.
| 1
|
| стр.94упр.2
|
| 32
| Обучающее изложение с изменением лица рассказчика.
| 1
|
|
|
| 33
| Работа над ошибками. Закрепление изученного о наречии.
| 1
|
| стр.96-97упр.5
|
| 34
| Проверь себя (2ч)
| Подготовка к контрольной работе.
| 1
|
|
|
| 35
| Контрольная работа за I четверть(диктант).
| 1
|
|
|
| 36-37
| Пишем объявления (2ч)
| Работа над ошибками. Тест « Наречие». Пишем объявления.
II ЧЕТВЕРТЬ 28 часов
Пишем объявления.
| 2
|
|
|
| 38
| Имена существительные и имена прилагательные
(23ч)
| Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения
| 1
|
|
|
| 39
| Формирование умения определять склонение в именах существительных
| 1
|
| стр.33упр.4
|
| 40
| Дополнение памятки анализа имени существительного новыми сведениями. Самостоятельная работа.
| 1
|
|
|
| 41
| Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных.
| 1
|
|
|
| 42
| Изложение повествовательного текста.
| 1
|
|
|
| 43-45
| Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. Словарный диктант. Самостоятельная работа.
| 3
|
| 28упр.6
|
| 46
| Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного.
| 1
|
|
|
| 47
| Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Самостоятельная работа.
| 1
|
|
|
| 48
| Изложение: обучение художественной речи.
| 1
|
|
|
| 49-50
| Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе.
| 2
|
|
|
| 51-52
| Образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём.
| 2
|
|
|
| 53-54
| Закрепление изученных
вопросов правописания. Проверочная работа.
| 2
|
| стр.43упр.5
|
| 55
| Итоговый диктант за II четверть.
| 1
|
|
|
| |
|
|