|
Пояснительная записка к программе по предмету «Русский язык»
1 Пояснительная записка
к программе по предмету «Русский язык» 1.2. Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 4 классе соответствует государственным требованиям, предъявляемым к содержанию образования (реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования), и составлена на основе нормативных документов федерального, регионального, школьного уровней, перечисленных выше, а также
- программы «Русский язык», авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко (1 – 4 классы, УМК «Гармония»). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010 год (в электронном виде).
1.3. Изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей и задач:
Совершенствование речевой деятельности детей: обучение построению высказываний, правильному, умелому использованию средств языка и в целом эффективному устному и письменному общению в различных жизненных ситуациях;
Развитие лингвистического мышления, т.е. способности выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения классификации, обобщения;
Совершенствование языковой интуиции, чувства слова, умения пользоваться учебником, словарями.
Обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо;
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладения умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
Цели и задачи курса, определяемые для 4 года обучения (4 класса):
Ознакомить со связью имён существительных с именем прилагательным, повторить способы решения орфографической задачи при написании окончаний имён прилагательных;
Ознакомить со связью управления, отработать правильный способ действий для определения падежного вопроса к имени существительного;
Тренировать в определении формы глагола и грамматических признаков, на которые указывает окончание;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Для реализации Рабочей программы по предмету «Русский язык» используется учебно-методический комплекс, предусмотренный по программе «Гармония» (УМК приведен ниже)
Обоснованием выбора данного УМК является соответствие программного материала целям и задачам изучения предмета в ОУ и требованиям, целям и задачам, предусмотренным федеральным компонентом образовательного стандарта. Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. (Смотреть: программа четырехлетней начальной школы «Русский язык», авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, 2010 год, в электронном виде) и направлена на обеспечение образовательных потребностей учащихся и родителей.
Темы, предложенные программой, соответствуют последовательности содержания учебного материала учебника русский язык 3 класс «К тайнам нашего языка». Авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск «Ассоциация XXI век». Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ», 7– е издание, 2010 г.
В базисном учебном плане на 2013 – 2014 учебный год на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, что составляет 140 часов в год, т.к. 1час отведён на курс « Основы религиозных культур и светской этики». 1.4. Количество часов, отводимое на реализацию НРК по предмету «Русский язык» составляет 10 % (14 ч). Введение НРК основывается на материалах учебного пособия: Стрекалова, М. В. Русский язык: Рабочая тетрадь (3-4класс) [Текст] / М. В. Стрекалова. – Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2007 г.
Материал отобран в соответствии с темами, указанными в планировании. №
п/п
| дата
| Раздел
| № уро- ка
| Тема урока
| Региональное содержание, изучаемых вопросов
| Количество времени
| Форма проведения
| 1
|
| Знаем – повторим, не знаем – узнаем. Повторение известного о словах.
| 2
| Повторение основных грамматических понятий
| Падеж имён существительных стр.25 упр. 3
| 5 мин
| Групповая, найти пословицу в с/х, анализ
| 2
|
| 8
| Строение слова и его значение. Тест по теме «Повторение за 3 класс».
| Состав слова. стр.7 №1
| 5-7 мин
| Фронтальная, разбор слов по составу
| 3
|
| Учимся передавать рассказы других и говорить о себе.
| 17
| Написание воспоминаний (сочинение).
| Личные впечатления сочинение)
| 15 мин
| Фронтально, выступления уч-ся, обсуждение
|
| 4
|
| Имя существительное и имя прилагательное
| 39
| Формирование умения определять склонение в именах существительных.
| Им.сущ.стр.33упр.4
| 5-7мин
| Фронтальная, выписывание сравнений, морф. разбор слов
| 5
|
| 44
| Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных.
| Им.сущ.28упр.6
| 7-10 мин
| Индивидуальная, анализ текста
| 6
|
| 53
| Закрепление изученных вопросов правописания.
| Им.прил.стр.43упр.5
| 6- 8 мин
| Фронтальная, анализ текста, выбор орфограмм, определение рода и падежа им. прил.
| 7
|
| Наречие
| 30
| Правописание наречий.
| Наречие стр.93упр.1
| 5-7 мин
| Индивидуально, поиск наречий, выписываний словосочетаний.
| 8
|
| 31
| Закрепление правописания наречий.
| Наречие стр.94упр.2
| 5-7 мин.
| В парах, анализ с\х, разбор по членам и частям речи.
| 9
|
| 33
| Работа над ошибками. Закрепление изученного о наречии.
| Наречие стр.96-97упр.5
| 5-7 мин
| Фронтально, выборочный диктант:
| 10
|
| Личные окончания глаголов
| 75
| Закрепление основных глагольных орфограмм.
| Правописание личных окончаний глаголовстр74упр.6
| 15 мин
| Фронтальная, объяснение правописания
| 11
|
| 82
| Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов.
| Правописание личных окончаний глаголов
стр.78упр.9
| 5-7 мин
| Анализ с\х, выписывание
слов с непроверяемыми согласными
|
| 12
|
| 88
| Работа над ошибками. Совершенствование комплекса формируемых умений.
| Правописание личных окончаний глаголов стр.76-77упр8
| 10 мин
| Анализ с/х , объяснение правописания личных окончаний глаголов
| 13
|
| Новое о строении предложений
| 94
| Использование в речи предложений с однородными членами.
| Однородные члены предложения стр.98упр1
| 10 мин
| Индивидуальная, анализ текстов
| 14
|
| 99
| Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала по предложению.
| Однородные члены предложения стр.102упр.5
| 10 мин
| Самостоят. работа, выборочный диктант, выписать словосочетания
|
|
Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы
Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы.
|
| Дидактическое обеспечение
| Методическое обеспечение
| Русский язык (учебник в двух частях) «К тайнам нашего языка» для 4 класса общеобразовательных учреждений; 7-е издание. Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Имеет гриф «Рекомендовано» Министерством образования и науки РФ. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2010 год.
Русский язык «К тайнам нашего языка». Тетрадь в трех частях к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012 год.
Русский язык «Потренируйся» для самостоятельной работы в двух частях. Автор Т.В. Корешкова под редакцией М.С. Соловейчик; 2 – е издание. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2013 г
Русский язык «Тестовые задания» в двух частях. Автор Т.В. Корешкова под редакцией М.С. Соловейчик; Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012 г
.Стрекалова, М. В. Русский язык: Рабочая тетрадь (3-4 класс) Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2007 г. Имеют гриф «Рекомендовано» Министерством образования и науки Челябинской области в качестве пособия для 3-4 класса четырехлетней начальной школы. Второе издание.
Таблицы-опоры на изученные темы;
Индивидуальные карточки;
Серии картинок;
Карточки – тесты,
ЦОР
| Программа «Русский язык» 1–4 классы. Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2010 год (в электронном виде).
Методические рекомендации к учебнику и тетради для 4 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. Методические рекомендации соответствуют учебнику, рекомендованному Министерством образования и науки РФ. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2010 год (в электронном виде).
|
3.Календарно-тематический план реализации рабочей программы
Содержание Рабочей программы соответствует программе четырехлетней начальной школы «Русский язык» (УМК «Гармония») и удовлетворяет целям и задачам образовательного учреждения. Оставляю право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса за собой.
Содержание программы
Материал, предназначенный для формирования у учащихся новых знаний и закрепления ранее изученного материала, представлен в следующих разделах:
«Орфография»,
«Предложение»,
«Текст»,
«Слово»,
«Словосочетание».
Изучение программного материала осуществляется в соответствии с темами:
Повторение «Знаем – повторим, не знаем - узнаем» (18 ч);
Словосочетание (10ч);
Части речи. Орфография (60 ч):
Наречие (5ч),
Проверь себя и пишем объявления (4ч),
Имя существительное и имя прилагательное (23ч),
Части речи (12ч),
Личные окончания глаголов (16 ч);
Новое о строении предложений (11 ч);
Учимся рассуждать(6 ч);
Слово (17ч);
Размышляем, рассуждаем, сочиняем (11ч);
Обобщение в конце года (7ч).
В результате изучения программного материала учащиеся должны овладеть следующими ЗУНами:
Повторение «Знаем – повторим, не знаем - узнаем»:
Знать: ранее изученные орфограммы; смысл термина «однокоренные слова»; виды речи; о назначении личного дневника и особенностях оформления в нём записей; способы определения у глагола времени, лица, рода; об изученных орфограммах;
Уметь: восстанавливать в памяти способы действий, ведущих к решению учебных задач; действовать при определении границ предложений; принимать ранее полученные знания для грамотного написания слов; обобщать знания о частях речи, предложении, членах предложения; уметь правильно выражать свои мысли; грамотно строить речевые высказывания с соблюдением всех норм и требований литературной речи; различать картинную и деловую речь; воспроизводить знания о грамматическом значении слов; систематизировать знания о словах; выполнять звукобуквенный разбор; составлять слова по заданным схемам, опираться на базовые грамматические знания и умения; образовывать родственные слова; распознавать место орфограммы в слове; анализировать слова как часть речи; применять способы действия для нахождения неопределённой формы глагола; работать над орфографической зоркостью; уметь пересказывать текст от третьего лица; записывать личные воспоминания; составлять повествовательный текст
Словосочетание:
Знать: понятие «словосочетание», его существенные признаки; правильный способ действий для определения формы падежа имён существительных;
Уметь: раскрыть роль словосочетаний в языке; строить словосочетания и определять их роль в предложении; ставить смысловые вопросы в словосочетании; вычленять их из предложения; определять падеж имён существительных и объяснять написание окончаний имён прилагательных; правильно построить словосочетания с видами – управления и согласования;
Наречие:
Знать: определение наречия, его особенности; о правописании наречий, образовании наречий; о значении наречий;
Уметь: образовывать наречия и грамотно их писать; применять правило написания наречий;
Проверь себя и пишем объявления:
Знать: Об особенностях объявления как речевого жанра;
Уметь: исправлять свой текст; применять полученные знания орфографии на письме; составлять и записывать объявления;
Имя существительное и имя прилагательное:
Знать: изученные сведения об именах существительных; систему падежей и способы их определения; понятие «склонение»; о распределении имён существительных по склонениям» о способе действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных;
Уметь: определять склонение, к которому относится то или иное существительное; применить приобретённые знания и умения; определять падежи, изменять по падежам; выполнять письменный анализ имени существительного; обобщить знания об имени существительном; воспринимать и воспроизводить текст, в центре которого описание поведения человека; постоянно обращаться к способу действия при определении безударного окончания имён существительных; безошибочно писать безударные окончания имён существительных; выполнять способы действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён прилагательных; распознавать падежи и правильно рассуждать при написании безударного окончания; передавать содержание рассказа на письме; правильно употреблять имена прилагательные, писать безударные окончания прилагательные; писать безударные окончания имён существительных и имён прилагательных во множественном числе, грамотно употреблять в речи форму именительного падежа имён существительных множественного числа; писать под диктовку видеть ошибки; составлять повествовательный текст с элементами сказки; правильно передавать содержание текста; дополнять текст своими словесными картинами; создавать словесные этюды; выполнять практические задания по изученному материалу;
Части речи:
Знать: понятие «количественные числительные»; об употреблении формы множественного числа числительного один при словах, не имеющих единственного числа или называющих парные предметы; о значении местоимений;
Уметь: изменять количественные числительные по родам и падежам; обобщить знания о местоимениях; грамотно использовать формы местоимения в речи; употреблять местоимения в речи; обобщить знания о неопределённой форме глагола; правильно находить неопределённую форму;
Личные окончания глаголов:
Знать: определение понятия «спряжение», способы определения спряжения глаголов; о наличии двух глагольных спряжений, об окончаниях каждого спряжения; об особенностях глаголов 1 и 2 –го спряжения; о глаголах – исключениях;
Уметь: определять спряжение глагола по окончанию; соотносить временную форму глагола с его начальной формой; распознавать спряжение глаголов по ударным окончаниям; распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределённой формы; обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов; распознавать в тексте глаголы-исключения и правильно писать безударные личные окончания; грамотно писать безударные личные окончания глаголов; выполнять письменный анализ глагола как части речи; безошибочно записывать окончания глагола. Расширять речевой опыт; передавать содержание делового повествования; анализировать и исправлять ошибки; правильно писать глагольные окончания, не допускать грамматических ошибок, связанных с этой частью речи;
Новое о строении предложений:
Знать: об особенностях однородных членов предложения; о правилах постановки знаков препинания; структуру сложного предложения и расстановку знаков препинания в нём;
Уметь: распознавать в предложении однородные члены предложения, союзов и без них; ставить запятую при однородных членах; строить предложения с однородными членами, выбирать в них союзы; строить предложения с однородными членами, расставлять в них знаки препинания; грамотно составлять и записывать предложения с однородными членами; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами; соединять части сложного предложения запятой и союзами; самостоятельно выполнять задания;
Учимся рассуждать:
Знать: о двух видах рассуждений (объяснение и размышлении); строить рассуждения; о жанре объяснительной записки, накапливать опыт в построении рассуждений;
Уметь: логически мыслить и оформлять свои мысли в определённом типе речи – рассуждении; наблюдать за особенностями назначения и строения рассуждения; строить рассуждения; оформлять свои мысли и рассуждения; пересказывать текст, содержащий рассуждение; исправлять ошибки в написанном тексте; пересказывать текст содержащий исправлять ошибки в написанном тексте; строить рассуждения;
Слово:
Знать: о жизни слов в русском языке, их происхождении; работе и образовании слов в русском языке; историю возникновения и значение некоторых фразеологических оборотов;
Уметь: применять знания об изученных орфограммах в практической работе; кратко передавать содержание текста, обобщить наблюдение за словами; наблюдать за многозначными словами; пользоваться толковым словарём; обобщить знания о синонимах и антонимах, совершенствовать точность речи; развивать орфографическую зоркость; по плану передавать содержание текста; употреблять слова с определённым значением для усиления точности картины; работать над орфографической зоркостью, основываясь на значении слов; уметь работать над орфографическими навыками; обобщить знания о слове; выявлять связь значения слова с его строением; работать над орфографическими умениями; выполнять задания по закреплению ранее полученных знаний и орфографических умений; выполнять задания по закреплению пройденного материала; отрабатывать орфографические умения; ориентироваться в вопросах культуры речи, её правильности; объяснять способы связи предложений в тексте;
Размышляем, рассуждаем, сочиняем:
Знать: основные особенности известных типов речи; жанры рассказа, его особенности; жанры рассказа; значение термина «сочинения»;
Уметь: передавать письменно содержание рассказа; исправлять ошибки, допущенные в изложении текста; пересказывать текст от своего имени; редактировать текст; писать сочинения – сказки; анализировать текст; письменно передавать сказочную историю, пользуясь секретами речи; писать словесные зарисовки; составлять текст письма;
Обобщение в конце года:
Знать: состав слов;
Уметь: строить простые и сложные предложения; выполнять звукобуквенный анализ (разбор) слова; выполнять разбор слов по составу; выполнять задания, связанные с употреблением частей речи; высказывать своё мнение (рассуждать) об уроках русского языка; Календарно – тематическое планирование представлено ниже.
4..Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета
К концу обучения в начальной школе данная программа должна обеспечить:
Знания:
— различие звуков и букв; характеристика звуков; правильное название букв; алфавит;
— название значимых частей слов, способы их выделения;
— название частей речи, способы их разграничения и грамматические признаки;
— признаки предложения, виды предложений по цели, интонации (эмоциональной окраске), наличию второстепенных членов (без их разграничения);
— способы действия, необходимые для решения изученных вопросов орфографии;
Умения:
речевые
— участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
— самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию в соответствии с полученной установкой;
— обращаться к различным словарям учебника для решения возникающих языковых и речевых вопросов, достаточно быстро находить в них нужные сведения;
— замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, пользоваться для ответа на вопрос толковым словарём;
— правильно произносить, изменять, употреблять и писать слова приводимые в словарях учебника;
— понимать тему и главную мысль текста (последнюю – в ясных случаях), передавать их в заголовке: выделять части текста и составлять план; замечать в художественном тексте( в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
— письменно (после коллективного анализа, а также самостоятельно по памятке) пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, с предложениями оценки, тексы рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
— создавать тексты освоенных жанров (записку, письмо, поздравление, этюд, текст инструктивного характера, небольшой рассказ и др.); целенаправленно проверять и совершенствовать написанное с точки зрения как содержания, так и выбора языковых средств;
— соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи; языковые (фонетико-графические и грамматические)
— выполнять звукобуквенный анализ слов, обозначая звуковой состав с помощью элементарной транскрипции, давая характеристику всем звукам (при предъявлении слова на слух или зрительно); объяснять случаи несовпадения звуков и букв, их количества; правильно обозначать при письме твердость мягкость согласных и звук [й];
— отличать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями и изменений слова; осознанно действовать при выполнении морфемного анализа слов;
— определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу изученных признаков; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями, конструировать основу предложения и словосочетания с учетом рода и числа главного слова; проводить
морфологический анализ изученных частей речи: имен существительных, имен прилагательных, глаголов;
— выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять главные и второстепенные члены (в двусоставных предложениях, в том числе с однородными членами); устанавливать связи слов в предложении, задавать от слова к слову смысловые и формальные вопросы;
— разграничивать сложные предложения (ясной структуры) и простые с однородными главными членами, ставить 38 запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи, перед словами что, чтобы, потому что, поэтому;
— проводить синтаксический анализ простого предложения: характеризовать его по цели, интонации (эмоциональной окраске), наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные орфографические:
— обнаруживать все известные типы орфограмм в любой записи;
— верно определять правило, по которому следует действовать, решая ту или иную орфографическую задачу;
— применять орфографические правила на месте следующих орфограмм:
— большая буква в начале предложения и в именах собственных;
— раздельное написание слов, в том числе предлогов с другими словами;
— перенос слов;
— ударные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
— буквы безударных гласных звуков в разных частях слова, в том числе в окончаниях разных частей речи (в изученном объеме);
— буквы парных по глухости и звонкости согласных на конце слов и перед другими согласными;
— обозначение мягкости согласного в положении перед согласным (в освоенном объеме);
— буквы на месте сочетаний звуков с непроизносимыми согласными;
— удвоенные согласные;
— сочетания цы-_ци в корнях слов и в окончаниях (освоенные случаи);
— соединительные гласные в сложных словах (простые случаи);
— суффиксы -_ек, -_ик;
— суффиксы - е,-и,-я, а в неопределенной форме глагола и в прошедшем времени (в освоенном объеме);
— ь после шипящих в начальной форме имен существительных;
— ь в неопределенной форме глагола;
— ь форме 2-го лица ед. ч. глагола;
— частица не с глаголами (без глаголов-исключений);
— использовать прием письма с «окошками» для «ухода» от орфографических ошибок (при встрече с задачей, решение которой вызывает трудности или способ решения неизвестен);
— обращаться к орфографическому словарю для выяснения букв на месте непроверяемых орфограмм; правильно писать слова, включенные в орфографический словарь учебника;
— выполнять необходимые действия при орфографической проверке написанного, аккуратно исправлять замеченные ошибки;
— списывать и писать под диктовку текст объемом до 80 слов.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
Значимые части слова;
Признаки изученных частей речи;
Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
Уметь:
Анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
Различать произношение и написание слов;
Находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю)
Без ошибок списывать несложный текст объёмом 70-90 слов;
Создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст – 75-80 слов);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;
Для адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)
Работы со словарями;
Соблюдение орфоэпических норм;
Создание в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
Овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения. 5. Характеристика контрольно-измерительных материалов.
|
|
|