Для выполнения силовых упражнений на мяче была специально разработана программа «Комплекс - силовой мяч», основными принципами которой являются: стабилизация позвоночника (правильное положение) и одновременное выполнение упражнений. Мяч и является тем средством, которое делает ваши возможности в тренировке тела безграничными.
Мышечная сила - максимальное напряжение, которое мышца может развить в условиях изометрического сокращения (величина максимального сопротивления в кг, при которой мышца может произвести движение). Сила мышц достигается при использовании амортизаторов или отягощений, или при использовании новых видов упражнений (изменении положения тела при выполнении упражнения).
Все эти возможности используются при работе на мячах.
Мышечная выносливость - период времени, в течение которого мышца может поддерживать активность. Простейший пример тренировки мышечной выносливости - тренировка мышц туловища при удержаний равновесия на мяче. При этом используется фиксированное или статическое мышечное сокращение в течение длительного периода времени.
Другой способ тренировки мышечной выносливости - увеличение количества повторений данного упражнения.
Тренировка мышечной выносливости необходима, так как именно она позволяет выполнять многие обычные действия в повседневной жизни без быстрого достижения усталости.
Таким образом, на мяче можно тренировать силу и выносливость мышц. При этом Вы:
тренируете «мышечный корсет» туловища и защищаете суставы и скелет от механических воздействий;
увеличиваете мышечную массу тела, что приводит к сжиганию большого количества калорий;
предотвращаете заболевание позвоночника;
достигаете ощущения гармонии в развитии мышц вашего тела.
Стретчинг на мяче
Мяч дает уникальную возможность для проведения стретчинга. Используя мяч, можно «растянуть» все группы мышц.
Гибкость - это амплитуда движения в суставе. Слово гибкость происходит от латинского слова означающего «сгибать». Гибкость своя для каждого сустава. На мяче можно выполнять:
статический стретчинг;
выдерживать стретчинг 10 – 30 секунд;
не делать стретчинг из неудобного положения;
медленно увеличивать амплитуду стретчинга.
Стретчинг рекомендуется выполнять, когда мышцы разогреты, поэтому перед выполнением стретчинга необходимо проводить разминку не менее 5-7 минут.
Разминка и релаксация
Она необходима для эффективной и безопасной работы во время занятий.
Разминка:
повышает внутреннюю температуру тела и мышц, что уменьшает риск травм и повышает гибкость тела;
увеличивает эластичность мышц, сухожилий и связок;
подготавливает тело к нагрузке.
Обычно рекомендуется проводить разминку в течении 5-7 минут. Разминка должна включать максимально безопасные движения небольшой амплитуды, ритмичные, легко контролируемые.
Результаты релаксации:
более быстрое снижение содержание молочной кислоты в крови, быстрое восстановление;
поддержать приток крови от конечностей к сердцу;
снизить содержание химических веществ.
Рекомендуется в течение трех минут релаксации держать у занимающегося пульс около 120 уд/мин, затем снизить его до 100 уд/мин и держать его приблизительно таким около пяти минут.
Во время релаксации необходимо использовать упражнения низкой ударности и низкой интенсивности, которые позволят подготовить сердечно-сосудистую и мышечную системы к поступлению в них меньшего количества крови. Показателем тренированности занимающегося является время, за которое у него снижается пульс до нормального значения.
Музыкальное сопровождение на занятиях фитбол – гимнастикой
Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмическая музыка. Под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств. Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Индийские философы говорили:
«Поистине музыка врачует душу».Музыка и движение органически связаны между собой содержанием и формой. Использование музыки на физкультурном занятии является средством повышения эффективности физических упражнений, способствует яркой эмоциональной насыщенности занятий, создает ощущение психологической комфортности. Музыкальное сопровождение – это дополнительный фактор, положительно влияющий на состояние здоровья детей, на физическое развитие в целом и на совершенствование двигательных функций. С ее помощью на занятиях фитбол – гимнастикой можно ускорить процессы закрепления двигательных навыков, улучшить технику движения, стимулировать мышечную активность и проявление волевых качеств. Музыкальное сопровождение воздействует на психические процессы как на низшем уровне восприятия: физическом – темп, ритм, динамика, тембр, так и на высшем: осмысление звукосопряжения – мелодия, гармония. В ритме и движении ребенок черпает физическое и эмоциональное наслаждение, а хорошо подобранная музыка усиливает это ощущение. Экспериментально установлено, что положительные эмоции снижают
симптомы утомления и стимулируют внимание, восприятие, воображение, память, мышление, а отрицательные имеют обратное воздействие. Музыка способствует увеличению моторной плотности занятия, ее организации.
Целенаправленно используя музыку при двигательной деятельности, можно способствовать настройке организма ребенка на определенный темп работы, повысить работоспособность, отдалить наступление утомления, в зависимости от задач занятия возбуждать или успокаивать ребенка, снимать нервное напряжение. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску, и оказывают больший оздоровительный эффект. Выполняя танцевальные движения с яркими фитболами, дети испытывают неповторимые ощущения от свободы и легкости движений, от умения владеть своим телом, его радует красота. Таким образом, музыка и упражнения с фитбол мячами имеют большое оздоровительное значение и могут применяться в терапевтическом и психотерапевтическом лечении, а также для коррекции и профилактики различных заболеваний у детей дошкольного возраста.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
композиции с фитболами
Упражнения на фитболах являются средством коррекции различных типов нарушений осанки. Оздоровительный эффект обусловлен прежде всего воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвоночные диски. При оптимальной нарастающей и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет вокруг позвоночника, улучшается обмен веществ (приложение 5, 6).
Фитбол – сказки
Фитбол – сказка - является самым древним психологическим и педагогическим методом (приложение 7). Иногда ее называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, однако охватываемый ее возрастной диапазон не имеет границ. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых истинах, заново открыть их, создать духовный ресурс противостояния злу и хаосу. Фитбол - сказки могут быть самостоятельным занятием, использоваться в качестве «бодрящей гимнастики» после дневного сна, в свободной деятельности в группе дети могут повторять и воспроизводить сказку.
Помимо оздоровления у детей гармонично развивается мышечная сила, гибкость, выносливость, координационные способности.
В основе психологических игр, проведенных с использованием коррекционных фитбол мячей, лежат все общеразвивающие упражнения, разученные ранее. Одним из
наиболее важных принципов в работе с детьми, является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать выученные умения. Одни и те же упражнения, повторяются из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку, поэтому для разнообразия и заинтересованности детей все упражнения объединены в литературные сказки.
Фитбол – сказки могут быть самостоятельным занятием с детьми младшего возраста, когда педагог рассказывает сюжет сказки, сопровождая ее выученными ранее знакомыми движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки, а выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Для детей старшего дошкольного возраста фитбол – сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» гимнастики после дневного сна. В момент просыпания детей, когда они находятся еще в полусонном состоянии, педагог предлагает детям послушать сказку с закрытыми глазами и запомнить ее. Такое постепенное пробуждение оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка, так как быстрый подъем может быть причиной негативного настроения. Полезно, чтобы дети в свободной деятельности смогли повторить и воспроизвести сказку. В конце каждой сказки даны схемы описанных вше упражнений (мнемотаблицы), показывая которые детям можно рассказывать сказку с одновременным выполнением упражнений. В нашем практикуме по двигательной сказкотерапии мы используем сказки, написанные А.И.Константиновой и предложенные А.Г. Назаровой в игровом стретчинге.
Игры с фитбол – мячами
Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание (приложение 8). Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все
физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Подвижные игры на фитболах – важный инструмент позволяющий детям управлять своим телом, координировать собственные движения. Среди множества детских игр особое внимание отводится подвижным играм с фитболами, которые разнообразны по своему содержанию. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер и их последовательность.
В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, ориентироваться в пространстве. Веселые упражнения и забавные игры с фитбол –
мячами учат детей общению со сверстниками, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают ловкость, выносливость, улучшают осанку, оказывают общеукрепляющее воздействие на организм детей.
Музыка может быть использована и как фактор обучения, так как движения легче запоминаются. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность игры, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их оздоровительное воздействие на организм.
Дыхательная гимнастика
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека (приложение 9).
Дыхательные упражнения направлены на развитие, улучшение функции дыхательной системы, профилактику бронхита, бронхиальной астмы, туберкулеза. От дыхания во многом зависит здоровье человека, его
физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздрю влияют на функцию мозга. Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела, участвуют в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей. Дыхательные упражнения используются на каждом физкультурном занятии.
Самомассаж
Цель комплексов самомассажа заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний и повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие. Оказывают положительное воздействие на внутренние органы (приложение 10).
Праздники и развлечения с использованием фитболов
В процессе физического воспитания дошкольников используются разнообразные формы работы. Организация и проведение физкультурного досуга способствует решению задач физического воспитания детей в дошкольном учреждении
(приложение 11). Активный отдых с использованием фитболов формирует у малышей радостное настроение, положительный эмоциональный настрой. Физкультурные досуги удовлетворяют естественную потребность в двигательной активности, способствуют развитию физических качеств и совершенствованию жизненно необходимых двигательных умений и навыков. На физкультурных досугах создаются благоприятные условия для воспитания у детей чувства товарищества, дисциплинированности, взаимопомощи, целеустремленности, умения заниматься в коллективе.
Обучение детей основным движениям должно быть неразрывно связано с воспитанием у них двигательной активности и самостоятельности. Это значит, что двигательные умения и навыки,
приобретенные на занятиях, должны естественным образом использоваться детьми в различных жизненных обстоятельствах и игровых ситуациях. Способность вовремя принять решение, самостоятельно выбрать способ движения, быстро сориентироваться в пространстве, действовать решительно и результативно – вот основы двигательной самостоятельности. Совершенствование двигательной активности и самостоятельности осуществляется путем организации различных форм работы по физическому воспитанию детей. Физкультурно - спортивный праздник – одна из форм активного отдыха детей и взрослых. Он включает разнообразные виды физических упражнений, упражнений с фитбол - мячами, аэробикой, с элементами драматизации, пения, викторин, конкурсов, эстафет, аттракционов. Праздник – это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Это делает праздник незаменимым средством оздоровления, профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно . что хорошее настроение, настройка на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу. Важнейший итог праздника – радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.
В ходе любого праздника осуществляется решение целого ряда задач, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирают тематику и содержание, приемы и методы работы.
Доминирующие задачи на празднике:
Формировать здоровый образ жизни. Это тематические праздники «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Путешествие в страну Здоровья» и так далее.
Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, личным достижениям, спортивным событиям нашей страны и всего мира. Характерными особенностями этих праздников является включение в их программу игр с элементами командного и личного соревнования и эстафет. Тематика таких праздников разнообразна: «Путешествие в Спортландию», «Веселые старты» и так далее.
Позабавить детей, доставить им удовольствие. Это шуточные праздники – развлечения с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, музыки, забавных атрибутов.
Воспитывать интерес к государственным праздникам. Эти праздники проводятся в соответствии с календарем: «День защитника Отечества», «День Космонавтики»
Формировать познавательную активность. Расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии, биологии, литературы и так далее. Это соревнования эрудитов, викторины, досуги «Джунгли зовут», «Путешествие на банановый остров» и так далее. Дети получают элементарные представления в области различных наук.
Оценка эффективности занятий фитбол – гимнастикой
Важным условием успешного физического воспитания дошкольников является диагностическая работа. В физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста тестирование помогает решению ряда сложных педагогических задач, например таких, как выявление уровней развития двигательных качеств, оценка уровня владения двигательными навыками (приложение 12).
Для оценки эффективности занятий необходимо проводить диагностику двигательного развития детей, для того чтобы оптимизировать учебный процесс и решить задачу оздоровления. Для этого производится анализ занимающейся группы детей по физическому развитию в начале года и в его конце, констатируя изменения. Все эти данные оформляются в сводную таблицу. Сформированность основных движений детей оценивается согласно возрастным нормам, сформулированными в типовой программе обучения и воспитания в детском саду под редакцией М.А. Васильевой.
Все полученные данные фиксируются и оформляются в таблицу. На основе этих данных осуществляется дальнейшее планирование работы.
Данный проект имеет оздоровительную направленность и ориентирован на формирование у ребенка ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний детей и их родителей о двигательной культуре, пропаганду двигательной активности и здорового образа жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Горбатенко, О.Ф. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ [Текст] / О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П.Попова. - Волгоград: Учитель, 2008. – 159с.
Овчинникова, Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников [Текст] / Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук. - СПб.: Издательство «Речь», 2002. - 176с.
Потапчук,А. А. Физкультурно-оздоровительные технологии при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей: Методическое пособие [Текст] / А. А. Потапчук, Е. В. Клочкова Т.Г. Щедрина: Под общей редакцией А. А. Потапчук. – СПб. : Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, 2004. - 148 с.
Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебное пособие / Авторы – составители О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев / Под ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005.
Фирилева, Ж.Е. Лечебно-профилактический танец: учебное пособие [Текст] / Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007. - 384 с.
Е.Ю. Князева,
инструктор по физической культуре