Главная страница

Пояснительная записка скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню



Скачать 406.78 Kb.
НазваниеПояснительная записка скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню
страница3/4
Дата16.04.2016
Размер406.78 Kb.
ТипПояснительная записка
1   2   3   4

Особенности построения занятий по фитбол – гимнастике

Гимнастикой с фитбол - мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 5-6 лет – 30-35 минут. Занятие проводится в чистом, проветренном помещении, дети одеты легко, лучше без обуви.

В целом схема построения занятий по фитбол - аэробике и фитбол - гимнастике напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой, где есть:


  • вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений;

  • основная часть – освоение общеразвивающих упражнений и упражнений на тренажерах;

  • заключительная часть – подвижная игра и релаксация.

Продолжительность и интенсивность варьируются в зависимости от возраста занимающихся и задач, поставленных преподавателем.

Уникальная возможность проведения аэробности занятия в положении сидя, как отмечалось выше, позволяет существенно расширить контингент занимающихся. Проведенные в США, Европе и России исследования подтверждают несомненное положительное воздействие таких тренировок на позвоночник, сердечно-сосудистую систему, вестибулярный аппарат Отрицание же пользы аэробных занятий на мяче для общего контингента занимающихся свидетельствует лишь о недостаточной осведомленности в методике построения занятия и технике выполнения упражнений.

Одной из отличительных черт фитбол - аэробике являются упражнения на развитие вестибулярного аппарата, что широко применяется на Западе не только в оздоровительных занятиях, но и при подготовке профессиональных спортсменов, таких, как велосипедистов, парашютистов, водных лыжников и др.

Для занятий фитболом требуется особое музыкальное сопровождение, в котором темп музыки зависит от степени упругости мяча и варьируется для разных уровней подготовленности детей. Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Этапы освоения упражнений с использованием фитболов



Первый этап

Задачи этапа и их реализация.

1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола

Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:

-различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;

-отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;

-передача фитбола друг, другу, броски фитбола;

-игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).

2. Обучить правильной посадке на фитболе

Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:

  • сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

  • сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.

Н а п р и м е р:

а) повороты головы вправо – влево;

б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;

в) поднимание и опускание плеч;

г) скольжение руками по поверхности фитбола;

д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;

е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе)

Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:

  • Сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.

Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1-2 присели, проверили положение; 3-4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели.

Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.

  • Исходное положение – упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе:

-присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;

-вернуться в исходное положение.

  • Исходное положение – лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.

  • Исходное положение – лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.

  • Исходное положение – лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед – назад.

  • Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.

  • Исходное положение – лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.

  • Исходное положение – лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.

  • Исходное положение – лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот. Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр, которого на один размер меньше необходимого для занимающихся.

  • Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.

О р г а н и з а ц и о н н о – м е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я:

Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5-6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола.

Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале.

Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.
Второй этап

Задачи этапа и их реализация:

1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе

Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:

-самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины;

-в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз;

- выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.

Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:

-ходьбу на месте, не отрывая носков;

-ходьбу, высоко поднимая колени;

-из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;

-приставной шаг в сторону;

-из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.

2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации)

Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:

  • поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на

фитболе;

  • поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;

  • то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед,

другая вверх; одна за голову, другая в сторону.

3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе

Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:

  • наклониться вперед, ноги врозь;

  • наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;

  • наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе, ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;

  • наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

  • сохранить правильную осанку и удержать равновесие в разных положениях руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх; согнуть в локтях; выполнить круговые движения руками;

  • сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение.

  • Исходное положение – лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.

  • Исходное положение – лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать.

  • Исходное положение – лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи – над кистями.

  • В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.

  • Исходное положение – лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.

  • Исходное положение – лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.

  • Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения – руки за голову.

4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе

Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:

  • сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

  • сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево - вправо.

О р г а н и з а ц и о н н о - м е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я.

При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола!

Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе.

Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.
Третий этап

Задачи этапа и их реализация:

1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе

Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:

Комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся.

2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:

-стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые покачивания;

-то же упражнение выполнять, сгибая руки;

-стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено – на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;

-лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90º, точка контакта с мячом – на средней линии лопаток;

-сидя боком к фитболу на полу, дальняя от фитбола нога согнута и упирается ступней о пол, ближняя к фитболу рука лежит на поверхности мяча, разгибая опорную ногу, «накатиться» на фитбол, удерживая равновесие;

-исходное положение – то же, при «накате» на фитбол дальнюю руку поднять вверх;

-исходное положение – то же, выполнять одновременно одноименной рукой и ногой.
Четвертый этап

Задача этапа и ее реализация:

1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии

Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:

  • Исходное положение – в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.

Исходно положение – то же, но опора на фитбол одной ногой.

  • Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.

  • Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.

  • Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.

  • Исходное положение – то же, ноги вверх.

  • Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.

  • Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к фитболу.

  • Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе.

  • Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты в стороны. Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.

  • То же упражнение, но опора на фитбол одной ногой.

  • Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.

  • То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.
1   2   3   4