|
Пояснительная записка Пояснительная записка.
В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного литературного языка с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей обучающихся. Необходимость введения рабочей программы обусловлена несоответствием количества учебных часов по авторской программе под ред. С.И.Львовой и часов по школьному учебному плану в 6, 9 классах.
Специфика данной программы обусловлена тем, что она реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности школьников и формирования системы лингвистических знаний, умений и навыков, а также реализует идею дифференцированного подхода к обучению.
Программа адресована учащимся 5-9 классов.
Данная программа построена в соответствии с требованиями ГОС по русскому языку на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений С.И.Львовой , -М: Мнемозина, 2008.
В результате изучения курса учащиеся должны быть сформированы следующие умения и навыки:
Речевая деятельность.
Аудирование:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде полного или сжатого пересказа;
-выделять главную и второстепенную информацию;
- составлять простой и сложный план текста.
Чтение:
- понимать коммуникативную цель чтения текста;
- выделять основную мысль и авторскую позицию.
Говорение:
- создавать устные монологические высказывания на разные темы, в т.ч. лингвистические;
- владеть основными нормами построения устного высказывания.
Письмо:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания;
- вводить в текст элементы рассуждения;
- комментировать позицию автора по поднимаемой в тексте проблеме и формулировать собственное отношение к ней;
- использовать лингвистические словари при написании сочинения.
Текстоведение:
-производить текстоведческий анализ текста;
- оценивать изобразительно-выразительные средства языка.
Фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить слова;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование:
- владеть приемами морфемного разбора;
- толковать значение слова;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определения грамматических признаков слов.
Лексикология и фразеология:
- разъяснять лексическое значение слов;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах разных стилей.
Морфология:
- распознавать части речи и их формы;
- правильно образовывать формы слов;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.
Орфография:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописание слов;
- пользоваться орфографическими словарями.
Синтаксис и пунктуация:
- различать разные виды предложений;
- составлять схемы предложений и конструировать по ним предложения;
- правильно употреблять прямую речь и цитаты;
- проводить синтаксический и пунктуационный разбор;
- применять пунктуационные правила и объяснять постановку знаков препинания;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
В структуре программы выделяются следующие основные разделы:
1. Речевая деятельность.
2. Текстоведение.
3. Фонетика и орфоэпия.
4. Морфемика и словообразование.
5. Морфология.
6. Орфография.
7. Синтаксис и пунктуация.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольных тестов, диктантов разного вида, сочинений и изложений. Курс завершается государственной итоговой аттестацией.
Программа по русскому языку общим объемом в 770 часов изучается в5-9 классах:
5 класс- 210 часов
6 класс – 210 часов
7 класс – 140 часов
8 класс – 105 часов
9 класс – 105 часов.
Учебно-тематический план
Наименование разделов по классам
| Количество часов
| Формы контроля
|
| всего
| контрольных
| Рр
|
| 5 класс
|
|
|
|
| 1. Лингвистика – наука о языке
| 2
|
|
|
| 2. Ведение в лингвистику
| 98
| 13
| 12
|
| 2.1 Фонетика
| 4
|
| 2
| тест, сочинение
| 2.2. Орфоэпия
| 5
| 1
|
| диктант
| 2.3. Графика
| 7
|
| 1
| изложение
| 2.4. Морфемика
| 5
| 2
|
| тест
| 2.5. Лексикология
| 5
|
| 1
| сочинение
| 2.6. Орфография
| 18
| 5
|
| тест, диктант
| 2.7. Морфология
| 4
|
| 1
| изложение
| 2.8. Культура речи
| 5
| 1
|
| тест
| 2.9. Синтаксис и пунктуация
| 32
| 4
| 3
| тест, диктант
| 2.10.Текстоведение
| 13
|
| 4
| изложение,сочинение
| 3. Основной курс лингвистики
| 88
| 7
| 10
|
| 3.1. Словообразование
| 12
|
| 2
|
| 3.2 Лексика и фразеология
| 15
| 1
| 1
| сочинение
| 3.3. Морфология
| 61
|
|
|
| 3.3.1. Имя существительное
| 16
| 2
| 2
| тест, диктант, сочинение
| 3.3.2. Имя прилагательное
| 15
| 2
| 2
| проверочная работа
| 3.3.3. Глагол
| 30
| 2
| 3
|
| 4. Повторение изученного
| 15
| 2
| 1
|
| Резервные уроки
| 8
|
|
|
| ИТОГО
| 210
| 22
| 23
|
| 6 класс
|
|
|
|
| 1.Родной язык
| 3
|
|
|
| 2. Орфография как система правил.
| 16
| 1
| 2
|
| 3. Синтаксис и пунктуация.
| 18
| 2
| 1
| проверочная работа
| 4.Текстоведение.
| 16
|
| 4
| изложение,сочинение
| 5. Морфология.
| 124
| 10
| 13
|
| 5.1 Имя существительное
| 12
| 1
| 1
| тест
| 5.2. Имя прилагательное
| 18
| 1
| 2
| тест
| 5.3. Деепричастие
| 14
| 1
| 2
| диктант, изложение
| 5.4. Причастие
| 23
| 2
| 3
| тест, диктант, сочинение
| 5.5. Имя числительное
| 21
| 2
| 1
| тест, диктант, контрольная работа
| 5.6. Местоимение
| 25
| 2
| 3
| диктант, контрольная работа, сочинение
| 5.7.Глагол
| 11
| 1
| 1
| Тест, изложение
| 6. Повторение изученного
| 24
| 2
| 4
| диктант, контрольная работа, сочинение
| Резервные уроки
| 9
|
|
|
| ИТОГО
| 210
| 15
| 24
|
| 7 класс
|
|
|
|
| 1.Язык как развивающее явление
| 2
|
|
|
| 2. Повторение изученного в 5-6 классах.
| 40
| 6
| 5
| тест, изложение, контрольный диктант
| 3. Текстоведение
| 20
| 1
| 4
| изложение,сочинение
| 4. Морфология
| 74
| 7
| 9
|
| 4.1 Наречие
| 35
| 3
| 5
| изложение, тест
| 4.2.Предлог
| 14
| 1
| 2
| сочинение, тест
| 4.3. Союз
| 12
| 2
| 2
| контрольный диктант, тест, изложение
| 4.4. Частица
| 11
| 1
|
| тест
| 4.5. Междометия
| 2
|
|
|
| 5. Повторение изученного
| 4
| 1
|
| тест
| ИТОГО
| 140
| 15
| 18
|
| 8 класс
|
|
|
|
| 1. Русский язык – национальный язык русского народа.
| 2
|
|
|
| 2.Повторение изученного в 5-7 классах
| 7
| 1
|
| контрольная работа
| 3. Функциональные разновидности русского языка
| 14
| 1
| 4
| тест, изложение
| 4. Синтаксис и пунктуация как раздел лингвистики
| 69
| 10
| 12
| контрольная работа, тест, сочинение, изложение
| 5. Повторение изученного
| 11
| 2
|
| тест
| Резервные уроки
| 2
|
|
|
| ИТОГО
| 105
| 14
| 16
|
| 9 класс
|
|
|
|
| 1. Русский литературный язык
| 4
|
|
|
| 2. Повторение изученного в 5-8 классах
| 12
| 1
| 2
| тест, изложение
| 3. Текстоведение
| 9
| 1
| 5
| тест, изложение
| 4. Синтаксис и пунктуация
| 66
| 5
| 11
| тест, изложение, сочинение
| 4.1. Сложное предложение
| 2
|
|
|
| 4.2. Сложносочиненное предложение
| 10
| 1
| 2
| контрольная работа, изложение
| 4.3. Сложноподчиненное предложение
| 27
| 1
| 3
| тест, изложение, сочинение
| 4.4. Бессоюзное сложное предложение
| 10
| 1
| 2
| тест, изложение
| 4.5. Сложное предложение с разными видами связи
| 9
| 1
| 2
| тест, изложение
| 4.6. Синтаксические конструкции с чужой речью
| 8
| 1
| 2
| контрольная работа,
сочинение
| 5. Повторение изученного
| 14
| 4
| 3
|
| ИТОГО
| 105
| 11
| 21
| Тест, сочинение
| ИТОГО 5-9
| 770
| 77
| 102
|
|
ЛИТЕРАТУРА для учащихся
1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.- М, Просвещение, 2009.
2. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. Русский язык. ГИА-9. Сборник заданий. Методическое пособие для подготовки.- М: Экзамен, 2013.
3.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь. – М, Просвещение, 2006.
4.Львова С.И. Практикум по русскому языку. 5-7 классы. - М.:Мнемозина, 2008.
5. Львова С.И. Русский язык. 5-7 классы: За страницами школьного учебника. М.:Мнемозина, 2004.
6. Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь.9 класс- М.: Экзамен, 2011.
8. Пахнова Т. М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс - М.: Экзамен, 2011.
9. Сенина Н.А., Гармаш С.В. и др. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2012/ Под редакцией Н.А.Сениной.- Ростов-на-Дону, 2011. ЛИТЕРАТУРА для учителя
1. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5-9 класс: пособие для учителей к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык.5- 9 класс».- М.: Мнемозина, 2011.
2. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8 - 9 кл.: Пособие для учителя.-М.: Мнемозина, 2009
3.Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы..-М.: Мнемозина, 2006
4. Львова С.И. Уроки словесности: 5-9 классы. - М.: Мнемозина, 2010.
5. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА-2013. Русский язык. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ.- М.: Астрель, 2013
|
|
|