Главная страница

Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
страница1/4
Дата14.04.2016
Размер0.52 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 19 «РАДОСТЬ»

ПРОГРАММА

Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников средствами труда с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек

Соловьева Марина Юрьевна,

воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад № 19 «Радость»

Утверждена на педагогическом совете

Приказ № 155 от 23.09. 2014г.

г.Урай

Пояснительная записка

Существующие в настоящее время нормы взаимодействия с природой неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всем формам жизни на Земле. Изменения окружающей среды под воздействием человека приобрели для цивилизации угрожающий характер. За несколько десятилетий XX в. мир в результате безумного, стихийного воздействия человека на природу изменился на столько, что проблема стала одной из самых актуальных проблем современности.

Поиск путей устойчивого развития современного общества, осознания экологической ответственности выдвигает на первый план важную педагогическую задачу - экологическое образование подрастающего поколения с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Совершенно очевидно, что формировать бережное отношение к окружающей природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым - уже у детей на этапе, когда закладываются основы человеческой личности, ее позиции, мировоззрение, культура в сфере взаимоотношения полов.

Актуальным становится поиск комплекса условий: содержания, средств, методов экологического образования, обеспечивающих преодоление отчужденности современных детей от окружающей природы, восприятие экологических проблем как гуманных, и в конечном итоге обеспечивающих развитие экологической культуры как нравственного ориентира во взаимодействии с природой, так и во взаимоотношениях с взрослыми и детьми как своего, так и противоположного пола. Период дошкольного детства характеризуется активной познавательной деятельностью ребенка, интенсивным развитием интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей, различных социальных ролей. Этим обусловливается важность, придаваемая современной педагогической теорией и практикой процессу экологического образования дошкольников с гендерным подходом мальчиков и девочек,

являющегося начальной ступенью в системе непрерывного экологического образования.

Результаты обследования бережного отношения к природе и навыки труда в старшей группе № 10, в которой 9 мальчиков и 15 девочек, показали преобладание среднего и низкого уровней сформированности отношения к природе на начало 2012 – 2013 уч. года:

  • общие представления о природе: высокий уровень 16%, средний -40 %, низкий - 44 %;

  • отношение к природе: высокий уровень 20 %, средний - 40 %, низкий - 40%;

  • практическая деятельность: высокий уровень - 12 %, средний - 36 %, низкий - 52 %.

Выход из создавшегося положения мы нашли в разработке элективной программы «Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников средствами труда с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек», которая разработана с учетом «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 19 «Радость» на 2012-2013, 2013-2014 учебные года.

Эта программа реализуется через организованные занятия с детьми и обогащения представлений их в свободной деятельности: в книжном уголке, в игровой и продуктивной деятельности, в работе с родителями; включены разнообразные формы работы: специальные занятия, игры, инсценировки, режимные моменты. В группе создана предметная развивающая среда, где основным принципом игрового пространства является организация непересекающихся зон самостоятельной детской активности в группе: сюжетно - ролевых, строительно - конструктивных, театрально - игровых с учетом половых различий детей, где учитываются в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков. Такой подход позволяет всем детям одновременно организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу на занятиях.

Программа разработана в соответствии с международными,

федеральными, региональными, муниципальными документами:

  1. Международные документы:

-Конвенция ООН « О правах ребенка»;

-Декларация прав ребенка.

  1. Федеральные документы:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Закон РФ « Об охране окружающей среды», М.,1995г;

- Санитарно – эпидемиологические правила и нормы для ДОУ. СанПин 2.4.1.3049 – 13 от 29 мая 2013 года;

- Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г. № 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

- Приказа Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

  1. Региональные документы:

- «Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020г», утвержденная распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 19.02.2010 № 91-рп

-Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы», утвержденная постановлением Правительства ХМАО - Югры от 8.07.2010 г № 160-п.

Муниципальные документы:

-Долгосрочная целевая программа муниципального образования городской округ город Урай «Развитие образования города Урай на 2011- 2015 годы». Постановление администрации города Урай от 17.08.2010 № 2202

Программа предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности 1 раз в неделю в первую половину дня, где определяется тема недели; совместной и самостоятельной деятельности детей во вторую половину дня в течение рабочей недели.

Программа нацелена на формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников средствами труда с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек, понимание ими своих личностных особенностей и возможностей в общении с природой и со сверстниками. Она реализуется через организованную интегрированную непосредственно образовательную деятельность и совместные мероприятия детей со взрослыми (педагогами и родителями) в игровой и практической деятельности.

Содержание программы включено в комплексно-тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие», в котором отражено комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях в соответствии ФГОС ДО.

Программа предполагается для детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей психики девочек и мальчиков: образное

мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий игровой вид деятельности.

Обогащение представлений детей проходит в совместных мероприятиях детей со взрослыми (педагоги, родители): праздники и развлечения, выставки, систематические экскурсии в открытый социум (эколого-биологическая станция ЦДОД, библиотека № 2).

Новизна представленного педагогического опыта отражена в реализации требований ФГОС ДО по привлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Инновационность программы заключается в приобщение семьи для решения проблем гендерного воспитания через включение родителей в деятельность детского сада на основе их собственных культурных интересов. Привлечение родителей для работы с детьми помогает найти лучший способ для создания доверительных отношений ребенок-родитель и комфортного психоэмоционального состояния детей.

Цель программы:

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития при формировании бережного отношения к природе у старших дошкольников средствами труда с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек в совместной деятельности со взрослыми (в соответствии образовательной области « Познавательное развитие» ФГОС ДО)

Задачи программы:

  1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о природе нашего края, познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность при формировании целостной картины мира.

  2. Формировать у мальчиков и девочек адекватную модель поведения, умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях.

  3. Обеспечить преемственность гендерного воспитания в детском саду и семье как обязательного условия социально-эмоционального развития ребенка:

  4. Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе средствами труда.

Национально - региональный компонент

реализуется содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной области « Познавательное развитие» на занятиях с детьми в первой половине дня. Во второй половине дня в совместной со взрослыми (педагогами и родителями) и самостоятельной деятельности осуществляются межпредметные связи в сюжетно - ролевых играх, в трудовой деятельности, в создании продуктивных коллективных работ.

Этапы работы

Элективная программа по теме «Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников средствами труда с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек» предусматривает два учебных года: старшая, подготовительная группа.

Первый этап (сентябрь-октябрь 2012 – 2013 уч. года) - организационно- подготовительный.

Проведен теоретический анализ психолого – педагогической литературы. Был определен выбор темы, поставлены цель и задачи исследовательской работы, определена сущность исследуемой проблемы, ведущие методы исследования, выполнен теоретический анализ научной и методической литературы по указанной проблеме.

Второй этап (октябрь – ноябрь 2012-2013 уч. года) - поисково- констатирующий.

Основная задача этого этапа исследовательской работы заключалась в проведении констатирующего эксперимента с целью определения исходных

данных формирующего этапа инновационной работы. Создана методика

диагностирования детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерной

устойчивости:

  • общих представлений о природе;

  • формирования бережного отношения к природе;

  • выявления умений и навыков практической деятельности в природе. Разработана и апробирована программа «Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек».

Определены педагогические условия, способствующие формированию гуманного отношения к природе.

Ведущими методами исследования являются диагностические методы (наблюдение, тесты), практические (анализ результатов с использованием методов математической статистики).

Третий этап (2012 – 2013 уч. год) – формирующе - аналитический.

На этом этапе внедрена и скорректирована модель формирования бережного отношения к природе средствами труда на основе дифференцированного подхода к воспитанию и обучению мальчиков и девочек. Внедрены различные подходы и способы, которые смогли объединить усилия и выработать единый подход детского сада и семьи к включению взрослого в организацию познавательно-речевого развития девочек и мальчиков 5-7 лет с использование игровой мотивации мальчиков и девочек.

Проведены анализ, систематизация и оформление результатов инновационной деятельности. Ведущие методы этого этапа: анализ, обобщения, методы математической статистики.

Четвертый этап (2013 – 2014 уч. год) - этап повторного апробирования модели формирования бережного отношения к природе с учетом возрастных особенностей детей подготовительной группы.

Организация работы

Формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к природе средствами труда с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек возможно при следующих условиях:

  1. создание пространственно - предметной среды ДОУ, обеспечивающей овладение детьми навыками бережного отношения к природе с учетом гендерных особенностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социуме;

  2. повышения квалификации специалистов в дошкольном образовательном учреждении как субъективный фактор, обусловливающий эффективность реализации элективной программы воспитания;

  3. проведение специальной работы по повышению психолого-педагогической культуры родителей с целью ознакомления их с работы с детьми по теме;

  4. программно - методический материал как условие обеспечение качества познавательно-речевого развития при ознакомлении дошкольников с природой.

В соответствии с этими условиями программа реализуется в трех основных блоках:

  1. Познавательно-речевое развитие детей при реализации ООП ДО МБДОУ 2012-2013, 2013 – 2014 уч. годов.

  2. Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятия.

  3. Практическая деятельность детей совместно с родителями.

Перспективно - тематический план работы по формированию бережного отношения к природе у старших дошкольников средствами труда с учетом особенностей мальчиков и девочек.

I блок. Познавательно-речевое развитие - НОД с детьми старшего дошкольного возраста




Содержание

Цель

Методы и приемы

1.

Интегрированная НОД

«Планета Земля в опасности»

Дать детям представление о взаимосвязи природы и человека.

Развивать познавательные интересы, воспитывать любовь к природе

Мультимедийная презентация и

рассказ-беседа, проблемные ситуации, рассматривание глобуса, контурных карт.

2.

Экскурсия в библиотеку «Природа нашего края»

(ежеквартально по сезонам).

Расширять представления детей о природе края, дать представления о назначении Красной книги.

Воспитывать бережное отношение к живым существам в природе

Ситуативный разговор с детьми, театрализованная игра;

рассматривание книг, иллюстраций о природе нашего края: редких животных и растениях нашего региона.

3.

Тематическое НОД

«Бережное отношение к природе»

Расширять и закреплять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Развивать познавательные интересы, любовь к природе, стремление заботиться и беречь ее.

Художественное слово, в гости приходит Лесовик.

Развивающие игры:

«Узнай дерево по листу», «Четвертый лишний». Модель «Этажи леса» (прием ТРИЗ), продуктивная деятельность (панно коллективной работы).

4.

НОД - путешествие «Обитатели нашего уголка» (ежеквартально по сезонам).

Уточнить виды растений и животных в уголке природы. Выяснить потребности в определенных условиях жизни. Обучение трудовым навыкам во

Игра-путешествие по лесу нашего края; исследовательская деятельность даров леса; проблемная ситуация; продуктивная деятельность (поделки из природного материала)

Вопросы, осмотр уголка природы, игра- соревнование, обсуждение организации дежурства в зоне природы.

Обучение трудовым
  1   2   3   4