Главная страница

Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
страница3/4
Дата14.04.2016
Размер0.52 Mb.
ТипПояснительная записка
1   2   3   4

работа в подгруппах - социально-эмоционального развития детей.

Путешествие по игровому полю «по просторам Югры» Разыграть сценку «Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои».

17.

Животные зимой. Кто и как прячется?

Развивается любознательность, творческое воображение, представления о животных

Ситуативный разговор,

имитации поведения животных. Настольный театр придумать сценки из жизни животных.

18.

Как просыпаются деревья весной.

Развивается творческое воображение, любознательность и способность

идентифицировать себя с растениями.

Ситуативный разговор.

Имитация движений: как просыпается почка, цветок тянется к солнцу и др.



Перспективный план работы с родителями

Сентябрь

  1. Провести индивидуальные беседы по результатам обследования детей бережного отношения к природе:

  • общие представления о природе;

  • отношение к природе;

  • практическая деятельность.

  1. Клуб выходного дня. Экскурсия в лес осенью.

  2. Проведение праздников в группе «Вот и стали мы на год взрослей»: организация сотрудничества педагогов, детей и родителей.

  3. Приобщение к подготовке выставки «Дары осени»: «Осенние поделки в группе» с целью выстраивания с родителями индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка.

  4. Анкетирование родителей. Цель: выяснить отношение родителей к природе родного края.

Октябрь

  1. Привлечение родителей к обустройству развивающей среды в группе.

  2. Клуб общения детей и родителей «Мы и наши дети». Организация игротеки детей и родителей по теме «Природа и дети».

  3. Приобщение родителей к созданию коллекции:


  1. семян растений, осенних листьев, коры деревьев.



Ноябрь

  1. 1.Праздник «Осенины» - организация сотрудничества родителей, детей.

  2. Групповое родительское собрание с целью заинтересовать родителей жизнью группы, сделать их единомышленниками в организации работы по проблемной теме.

  3. Приобщение родителей к созданию коллекции тропических растений (киви, цитрусовые, гранат).

Декабрь

  1. Изготовление кормушек для птиц.

  2. Изготовление плакатов в защиту зеленой красавицы «Ель - красивое и полезное дерево»

3. Изготовление игрушек для городского конкурса «Лучшая елочная игрушка».

Январь

  1. Родительский лекторий по теме «Формирование общения и взаимопонимания с ребенком при воспитании бережного отношения к природе».

  2. Привлечение к организации выставки детских работ «Зимушка - зима», подготовленных совместно с родителями.

Февраль

  1. Привлечение к организации месячника оборонно - массовой и спортивной работы, посвященной Дню защитника Отечества.

  2. Привлечение родителей к созданию огорода на окне.

Март

  1. Общение детей и родителей в условиях праздника «Мамы всякие нужны».

  2. Приобщение родителей к созданию коллекции семян цветов для рассады.

Апрель

1. Экологический праздник детей совместно с родителями «Природа - чудесница».

Май

  1. Привлечение родителей при подготовке клумб и рабаток для посадки рассады цветов.



Способы проверки знаний, умений и навыков

  1. Психолого-педагогическое комплексное обследование детей, анализ результатов диагностики (сентябрь).

  2. Психолого-педагогическое комплексное обследование детей, анализ результатов диагностики (контрольный срез, декабрь).

  3. Психолого-педагогическое комплексное обследование детей, анализ результатов диагностики (май).

Обследование детей по формированию бережного отношения к природе старшего дошкольного возраста.

I. Для изучения сформированности общих представлений о природе и бережного отношения к природе использовались следующие задания:

Задание 1. Цель: определение уровня экологических знаний и готовности соблюдать правила поведения в природе.

Методы: беседа.

  1. Расскажи, что такое лес?

  2. Как нужно вести себя в лесу? Почему?

  3. Можно или нельзя оставлять на месте отдыха консервные банки, полиэтиленовые пакеты, кожуру от бананов и другое?

  4. Назови зверей.

  5. Как зимуют звери в лесу?

  6. Назови птиц.

  7. Вспомни и скажи, какие птицы улетают осенью в теплые края?

  8. Назови растения.

  9. Что происходит с растениями зимой? Весной? Летом? Осенью?

Задание 2. «Беседа по картинкам».

Цель: Выявить знания детей о многообразии животного мира ХМАО (звери, птицы, насекомые, рыбы, растения).

Оборудование. Набор картинок с изображением растительного и животного мира ХМАО: млекопитающие: хищные (волк, лиса,); травоядные (лось, заяц, олень); птицы: перелетные (ласточка), зимующие (синица,

воробей); рыбы (щука, карась, окунь); насекомые (муравей, комар, пчела, шмель); хвойные деревья (ель, сосна, кедр); лиственные деревья (осина, береза); кустарники (малина, смородина,); ягоды (клюква, брусника,).

Методика выполнения: посмотри на картинки и назови зверей, птиц, рыб, насекомых, которых ты знаешь?

  • Составь группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.

  • Почему ты объединил зверей (птиц, рыб, насекомых) в одну группу?

II. Для определения отношения детей к природе подобраны задания:

Задание 1.

Цель: определение уровня эмоционального отношения к природе.

Метод: беседа.

  1. Что ты сделаешь, если увидишь в лесу больного зайца?

  2. Ты встретил в лесу маленького ежа. Возьмешь ли ты его домой?

  3. Представь себе: на улице холодно, идет дождь, на твоем крыльце сидит голодная, замерзшая собака. Что ты сделаешь?

  4. Где бы ты хотел наблюдать за животными: в зоопарке или в лесу, в поле?

  5. Как бы ты поступил, если бы увидел, что мальчики обижают кошку?

  6. Ребенку предлагаются картинки со следующим изображением: раненая птица; заяц под дождем; котята, играющие с клубком ниток; собака со щенком; медведь в зоопарке; заяц, убегающий от лисы. (У ребенка спрашивается - что он чувствует, испытывает, глядя на картинки).

  7. Ребенку предлагается представить себя лисичкой и передать свои ощущения в мимике, жестах, движениях.

  8. Ребенку предлагается представить себя березкой, передать свои ощущения в мимике, жестах, движениях; рассказать, о чем думает березка, чем живет.

  9. Ребенку предлагается представить себя котенком, который промок под дождем и передать свои ощущения в жестах, мимике, движениях.

  10. Ребенку предлагается изобразить распускающийся цветок при помощи жестов, движений, мимики.

Задание 2. Мое отношение к природе.

Цель: Выявить умение ребенка осознанно оценивать свое отношение к природе, приводить адекватные факты бережного или не бережного отношения.

Методика выполнения:

  • Ты бережно или не бережно относишься к природе?

  • Если ребенок считает, что он бережно относится к природе, предложить ему рассказать, что и как он делает.

  • После рассказа спросить: «Кто учит тебя бережно относиться к природе?».

  • Если ребенок ответил, что он не бережно относится к природе, предложить ему назвать конкретные случаи такого отношения.

III. Для изучения навыков и умений практической деятельности детей подобраны следующие задания:

Цель: выяснить освоение детьми компонентов трудовой деятельности, а также степень самостоятельности ребенка в труде и качестве труда.

Содержание задания: Для диагностики подготовить комнатные растения, требующие разных способов ухода (уборка пыли, поливка, рыхление); набор оборудования для данного труда и не нужного для него; картинки с изображением трудового оборудования; трудовых действий, игровой персонаж.

Задание 1.

Цель: Выяснить, умеют ли дети принимать цель труда, поставленную взрослым. Выявить характер мотивации труда.

Методика диагностики: Ребенку дается задание - обеспечить уход за комнатными растениями. Предлагает разную мотивацию, начиная с наиболее сложной:

1. Познавательная («Хочешь сегодня подежурить в уголке природы и узнать, как правильно ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли»).

  1. Практическая («Помоги мне (или дежурному), пожалуйста, полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль»).

  2. Игровая («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

Каждая следующая мотивация предлагается лишь в том случае, если ребенок не принимает предшествующую.

Задание 2.

Цель: Выяснить, выделяют ли дети предмет труда, его особенности, значимые для предстоящего трудового процесса.

Методика диагностики: Предложить ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения.

Задание 3.

Цель: Выяснить, способен ли ребенок предвидеть результат труда.

Методика диагностики: Дать ребенку задание рассказать о

последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребенку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить (можно дать задание в виде игры «Путаница»),

Задание 4.

Цель: Выявить, умеют ли дети отбирать оборудование для трудового процесса.

Методика диагностики: Предложите ребенку отобрать необходимое для ухода оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с

необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (сачок для пересадки рыб, кормушку, палочку для рыхления почвы и др.).

Задание 5.

Цель: Проверить освоение детьми трудовых навыков и умений.

Методика диагностики: Дать задание показать Незнайке, как правильно поливать растения, рыхлить почву, убрать пыль с разных растений. Проверить,

правильно ли растения размещены по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажную почву; объяснить, все ли растения следует полить сегодня; как узнать о том, что растение необходимо полить.

Выявить, освоен ли детьми способ выращивания растений черенкованием: «Из чего можно вырастить растение (герань и т.д.)? Покажите, как надо посадить, чтобы оно выросло?».

Задание 6.

Цель: Выявить, умеет ли ребенок соотносить результат труда с целью.

Методика диагностики: Дать задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел и что получилось?

В ходе диагностики заполняется протокол, вносятся в него обобщенные данные об уровне освоения детьми трудовой деятельности по уходу за живыми объектами.

Уровни сформированности бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Высокий. Ребенок самостоятельно способен поставить цель труда;

принимает цель, мотивированную не только игровой и практической задачей. Самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта); отбирает средства и выполняет трудовые действия достаточно

самостоятельно и качественно. Выполняет результат труда и способен соотнести его с целью деятельности. Получаемый результат хорошего качества. Можно спланировать как трудовые действия, так и трудовой процесс в целом.

  1. Средний. Ребенок принимает цель труда при условии игровой или

практической ее мотивации; самостоятельно цель не ставит. Предметы труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателей. Отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но не качественно; некоторые - при помощи взрослого и с лучшим качеством. Вычленяет результат труда, планирует весь трудовой процесс с помощью воспитателя; самостоятелен только в определении последовательности трудовых операций.

  1. Низкий. Ребенок не принимает цель труд, поставленную воспитателем вне игровой мотивации. Самостоятельно ее не ставит. Не выделяет предмет труда с его особенностями. Отбирая средства труда, выполняя трудовые действия, следует за показом взрослого. Самостоятельно не вычленяет результат труда, не планирует весь трудовой процесс и последовательность трудовых действий, и качество результат низкое.

Список средств обучения 1. Технические средства обучения:

  • аудиоаппаратура

  • диски СД,

  • аудиозаписи музыкальных произведений

  • видеоаппаратура

  1. учебно-наглядные пособия:

  • оформление учебной зоны в группе;

  • книги, иллюстрации, картины о природе нашего края и комнатных растениях;

  • учебно-наглядные пособия: «Природа вокруг нас», «Времена года», «Животные нашего края», «Птицы и насекомые», набор календарей

  • материалы и оборудование для познавательно- исследовательской деятельности в группе;

  • уголок природы в группе в соответствии программных требований;

  • дидактические игры по темам познавательно-речевых занятий в соответствии ООП ДО в старшей, подготовительной группе.





Список литературы

  1. Гризик Т. И. Познаю мир. М.: Издательский дом «Воспитание

  2. дошкольника», 2004.-128с.

  3. Гризик Т.И. Ребенок познает мир. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.-79с.

  4. Доронова Т.Н. Из детства - в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. - М.: Просвещение, 2006.

  5. Доронова Т.Н. вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. М.: Просвящение, 2005.

  6. Край родной. Азбука краеведения /автор - составитель Гаврилова О.Н. Екатеринбург, ООО «СВ-96», 2001 .-391

  7. Маневцова JI. Ребенок познает мир природы. //Дошкольное воспитание.- 2004,-№8,-С. 17-19.

  8. Моисеева Л.В., Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у дошкольников и младших школьников. - Екатеринбург, 1993. 256 с.

  9. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002,- 336с.

  10. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников.- М.: Мозаика, 2004.-123с.

  11. Петунии К. Основы экологического воспитания и ответственное отношение к природе. // Народное образование.-2005.-№8,- С.121-123.

  12. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2001,- 432с.

1   2   3   4