|
работа в подгруппах - социально-эмоционального развития детей.
Путешествие по игровому полю «по просторам Югры» Разыграть сценку «Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои».
17.
Животные зимой. Кто и как прячется?
Развивается любознательность, творческое воображение, представления о животных
Ситуативный разговор,
имитации поведения животных. Настольный театр придумать сценки из жизни животных.
18.
Как просыпаются деревья весной.
Развивается творческое воображение, любознательность и способность
идентифицировать себя с растениями.
Ситуативный разговор.
Имитация движений: как просыпается почка, цветок тянется к солнцу и др.
Перспективный план работы с родителями
Сентябрь
Провести индивидуальные беседы по результатам обследования детей бережного отношения к природе:
общие представления о природе;
отношение к природе;
практическая деятельность.
Клуб выходного дня. Экскурсия в лес осенью.
Проведение праздников в группе «Вот и стали мы на год взрослей»: организация сотрудничества педагогов, детей и родителей.
Приобщение к подготовке выставки «Дары осени»: «Осенние поделки в группе» с целью выстраивания с родителями индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка.
Анкетирование родителей. Цель: выяснить отношение родителей к природе родного края.
Октябрь
Привлечение родителей к обустройству развивающей среды в группе.
Клуб общения детей и родителей «Мы и наши дети». Организация игротеки детей и родителей по теме «Природа и дети».
Приобщение родителей к созданию коллекции:
семян растений, осенних листьев, коры деревьев.
Ноябрь
1.Праздник «Осенины» - организация сотрудничества родителей, детей.
Групповое родительское собрание с целью заинтересовать родителей жизнью группы, сделать их единомышленниками в организации работы по проблемной теме.
Приобщение родителей к созданию коллекции тропических растений (киви, цитрусовые, гранат).
Декабрь
Изготовление кормушек для птиц.
Изготовление плакатов в защиту зеленой красавицы «Ель - красивое и полезное дерево»
3. Изготовление игрушек для городского конкурса «Лучшая елочная игрушка».
Январь
Родительский лекторий по теме «Формирование общения и взаимопонимания с ребенком при воспитании бережного отношения к природе».
Привлечение к организации выставки детских работ «Зимушка - зима», подготовленных совместно с родителями.
Февраль
Привлечение к организации месячника оборонно - массовой и спортивной работы, посвященной Дню защитника Отечества.
Привлечение родителей к созданию огорода на окне.
Март
Общение детей и родителей в условиях праздника «Мамы всякие нужны».
Приобщение родителей к созданию коллекции семян цветов для рассады.
Апрель
1. Экологический праздник детей совместно с родителями «Природа - чудесница».
Май
Привлечение родителей при подготовке клумб и рабаток для посадки рассады цветов.
Способы проверки знаний, умений и навыков
Психолого-педагогическое комплексное обследование детей, анализ результатов диагностики (сентябрь).
Психолого-педагогическое комплексное обследование детей, анализ результатов диагностики (контрольный срез, декабрь).
Психолого-педагогическое комплексное обследование детей, анализ результатов диагностики (май).
Обследование детей по формированию бережного отношения к природе старшего дошкольного возраста.
I. Для изучения сформированности общих представлений о природе и бережного отношения к природе использовались следующие задания:
Задание 1. Цель: определение уровня экологических знаний и готовности соблюдать правила поведения в природе.
Методы: беседа.
Расскажи, что такое лес?
Как нужно вести себя в лесу? Почему?
Можно или нельзя оставлять на месте отдыха консервные банки, полиэтиленовые пакеты, кожуру от бананов и другое?
Назови зверей.
Как зимуют звери в лесу?
Назови птиц.
Вспомни и скажи, какие птицы улетают осенью в теплые края?
Назови растения.
Что происходит с растениями зимой? Весной? Летом? Осенью?
Задание 2. «Беседа по картинкам».
Цель: Выявить знания детей о многообразии животного мира ХМАО (звери, птицы, насекомые, рыбы, растения).
Оборудование. Набор картинок с изображением растительного и животного мира ХМАО: млекопитающие: хищные (волк, лиса,); травоядные (лось, заяц, олень); птицы: перелетные (ласточка), зимующие (синица,
воробей); рыбы (щука, карась, окунь); насекомые (муравей, комар, пчела, шмель); хвойные деревья (ель, сосна, кедр); лиственные деревья (осина, береза); кустарники (малина, смородина,); ягоды (клюква, брусника,).
Методика выполнения: посмотри на картинки и назови зверей, птиц, рыб, насекомых, которых ты знаешь?
Составь группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.
Почему ты объединил зверей (птиц, рыб, насекомых) в одну группу?
II. Для определения отношения детей к природе подобраны задания:
Задание 1.
Цель: определение уровня эмоционального отношения к природе.
Метод: беседа.
Что ты сделаешь, если увидишь в лесу больного зайца?
Ты встретил в лесу маленького ежа. Возьмешь ли ты его домой?
Представь себе: на улице холодно, идет дождь, на твоем крыльце сидит голодная, замерзшая собака. Что ты сделаешь?
Где бы ты хотел наблюдать за животными: в зоопарке или в лесу, в поле?
Как бы ты поступил, если бы увидел, что мальчики обижают кошку?
Ребенку предлагаются картинки со следующим изображением: раненая птица; заяц под дождем; котята, играющие с клубком ниток; собака со щенком; медведь в зоопарке; заяц, убегающий от лисы. (У ребенка спрашивается - что он чувствует, испытывает, глядя на картинки).
Ребенку предлагается представить себя лисичкой и передать свои ощущения в мимике, жестах, движениях.
Ребенку предлагается представить себя березкой, передать свои ощущения в мимике, жестах, движениях; рассказать, о чем думает березка, чем живет.
Ребенку предлагается представить себя котенком, который промок под дождем и передать свои ощущения в жестах, мимике, движениях.
Ребенку предлагается изобразить распускающийся цветок при помощи жестов, движений, мимики.
Задание 2. Мое отношение к природе.
Цель: Выявить умение ребенка осознанно оценивать свое отношение к природе, приводить адекватные факты бережного или не бережного отношения.
Методика выполнения:
Ты бережно или не бережно относишься к природе?
Если ребенок считает, что он бережно относится к природе, предложить ему рассказать, что и как он делает.
После рассказа спросить: «Кто учит тебя бережно относиться к природе?».
Если ребенок ответил, что он не бережно относится к природе, предложить ему назвать конкретные случаи такого отношения.
III. Для изучения навыков и умений практической деятельности детей подобраны следующие задания:
Цель: выяснить освоение детьми компонентов трудовой деятельности, а также степень самостоятельности ребенка в труде и качестве труда.
Содержание задания: Для диагностики подготовить комнатные растения, требующие разных способов ухода (уборка пыли, поливка, рыхление); набор оборудования для данного труда и не нужного для него; картинки с изображением трудового оборудования; трудовых действий, игровой персонаж.
Задание 1.
Цель: Выяснить, умеют ли дети принимать цель труда, поставленную взрослым. Выявить характер мотивации труда.
Методика диагностики: Ребенку дается задание - обеспечить уход за комнатными растениями. Предлагает разную мотивацию, начиная с наиболее сложной:
1. Познавательная («Хочешь сегодня подежурить в уголке природы и узнать, как правильно ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли»).
Практическая («Помоги мне (или дежурному), пожалуйста, полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль»).
Игровая («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).
Каждая следующая мотивация предлагается лишь в том случае, если ребенок не принимает предшествующую.
Задание 2.
Цель: Выяснить, выделяют ли дети предмет труда, его особенности, значимые для предстоящего трудового процесса.
Методика диагностики: Предложить ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения.
Задание 3.
Цель: Выяснить, способен ли ребенок предвидеть результат труда.
Методика диагностики: Дать ребенку задание рассказать о
последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребенку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить (можно дать задание в виде игры «Путаница»),
Задание 4.
Цель: Выявить, умеют ли дети отбирать оборудование для трудового процесса.
Методика диагностики: Предложите ребенку отобрать необходимое для ухода оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с
необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (сачок для пересадки рыб, кормушку, палочку для рыхления почвы и др.).
Задание 5.
Цель: Проверить освоение детьми трудовых навыков и умений.
Методика диагностики: Дать задание показать Незнайке, как правильно поливать растения, рыхлить почву, убрать пыль с разных растений. Проверить,
правильно ли растения размещены по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажную почву; объяснить, все ли растения следует полить сегодня; как узнать о том, что растение необходимо полить.
Выявить, освоен ли детьми способ выращивания растений черенкованием: «Из чего можно вырастить растение (герань и т.д.)? Покажите, как надо посадить, чтобы оно выросло?».
Задание 6.
Цель: Выявить, умеет ли ребенок соотносить результат труда с целью.
Методика диагностики: Дать задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел и что получилось?
В ходе диагностики заполняется протокол, вносятся в него обобщенные данные об уровне освоения детьми трудовой деятельности по уходу за живыми объектами.
Уровни сформированности бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий. Ребенок самостоятельно способен поставить цель труда;
принимает цель, мотивированную не только игровой и практической задачей. Самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта); отбирает средства и выполняет трудовые действия достаточно
самостоятельно и качественно. Выполняет результат труда и способен соотнести его с целью деятельности. Получаемый результат хорошего качества. Можно спланировать как трудовые действия, так и трудовой процесс в целом.
Средний. Ребенок принимает цель труда при условии игровой или
практической ее мотивации; самостоятельно цель не ставит. Предметы труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателей. Отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но не качественно; некоторые - при помощи взрослого и с лучшим качеством. Вычленяет результат труда, планирует весь трудовой процесс с помощью воспитателя; самостоятелен только в определении последовательности трудовых операций.
Низкий. Ребенок не принимает цель труд, поставленную воспитателем вне игровой мотивации. Самостоятельно ее не ставит. Не выделяет предмет труда с его особенностями. Отбирая средства труда, выполняя трудовые действия, следует за показом взрослого. Самостоятельно не вычленяет результат труда, не планирует весь трудовой процесс и последовательность трудовых действий, и качество результат низкое.
Список средств обучения 1. Технические средства обучения:
аудиоаппаратура
диски СД,
аудиозаписи музыкальных произведений
видеоаппаратура
учебно-наглядные пособия:
оформление учебной зоны в группе;
книги, иллюстрации, картины о природе нашего края и комнатных растениях;
учебно-наглядные пособия: «Природа вокруг нас», «Времена года», «Животные нашего края», «Птицы и насекомые», набор календарей
материалы и оборудование для познавательно- исследовательской деятельности в группе;
уголок природы в группе в соответствии программных требований;
дидактические игры по темам познавательно-речевых занятий в соответствии ООП ДО в старшей, подготовительной группе.
Список литературы Гризик Т. И. Познаю мир. М.: Издательский дом «Воспитание
дошкольника», 2004.-128с.
Гризик Т.И. Ребенок познает мир. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.-79с.
Доронова Т.Н. Из детства - в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. - М.: Просвещение, 2006.
Доронова Т.Н. вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. М.: Просвящение, 2005.
Край родной. Азбука краеведения /автор - составитель Гаврилова О.Н. Екатеринбург, ООО «СВ-96», 2001 .-391
Маневцова JI. Ребенок познает мир природы. //Дошкольное воспитание.- 2004,-№8,-С. 17-19.
Моисеева Л.В., Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у дошкольников и младших школьников. - Екатеринбург, 1993. 256 с.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002,- 336с.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников.- М.: Мозаика, 2004.-123с.
Петунии К. Основы экологического воспитания и ответственное отношение к природе. // Народное образование.-2005.-№8,- С.121-123.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2001,- 432с.
|
|
|