Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Приложение 3
Организационная информация
| Автор урока (ФИО, должность)
| Антонова Ирина Павловна
| Образовательное учреждение
| МОУ СОШ№8
| Республика/край
| Приморский край
| Город/поселение
| г. Уссурийск
| Предмет
| химия
| Класс, профиль класса/ коллектив/ группа
| 10 класс профиль естественнонаучный
| Методическая информация
| Тема урока /занятия/мероприятия
| Витамины
| Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)
| О.С.Габриелян
| Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)
| Урок комплексный по теме «Витамины» изучается в разделе «Биологически активные вещества» изучается после теме «Ферменты», затем идет тема «Гормоны».
| Краткая характеристика класса /коллектива/группы
| 10 а класс является профильным. Коллектив сборный, так учащиеся пришли практически из трех девятых классов. В основном учащиеся обладают средними и высокими учебными возможностями и высокой мотивацией к обучению. Поведение на уроках удовлетворительное.
С первых дней обучения выявился ряд учащихся, которые активно участвуют в работе класса, школы, участвуют в городских мероприятиях, конкурсах, в школьном парламенте. Дети в основном адекватно реагируют на замечания учителей и классного руководителя, охотно откликаются на просьбы, проявляют самостоятельности и инициативу. Единый коллектив сформирован, но дети еще объединяются в минигруппы по общему месту жительства. В классе учится 17 человек, дети умные, подвижные, интеллектуально и физически развитые с большим творческим потенциалом. Среди учащихся 1 отличник. Хорошистов 9 человек. Учащиеся класса любят спорт, принимают активное участие в спортивных соревнованиях, посещают спортивные секции, участвуют в краевых, зональных соревнованиях . Активно участвуют в культурных мероприятиях, конкурсах, викторинах, выставках, выпускают стенгазеты.
| Цели урока/ занятия/ мероприятия
| Сформировать знания о витаминах, их физических и химических свойствах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников
| Задачи урока/ занятия/ мероприятия
| а) образовательная: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ.
б) развивающая: показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
в) воспитательная: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, понимать важность сохранения своего здоровья
| Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия
| Систематизация знаний учащихся о классификации витаминов, физических и химических свойствах, областях применения витаминов, расширение знаний учащихся о проблемах, связанных с недостатком и избытком витаминов. Закрепление умений и навыков по проведению химических опытов по обнаружению витаминов в пищевых продуктах
| Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия).
|
Личностные универсальные учебные действия:
Самоопределение (мотивация учения).
Смыслообразования ( какое значение имеет учение, и уметь находить ответ на него).
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Ориентировочные:
Общеучебные:
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические:
- анализ с целью выделения признаков
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Регулятивные:
Целеполагание (постановка учебной задачи).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения).
Контроль
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план)
Оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
| Необходимое оборудование и материалы
| Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, лекарственные препараты (витамины), наглядные пособия (картинки и муляжи фруктов, овощей, продуктов), продукты, рыбий жир; стенд с дополнительной информацией по витаминам, пробирки, химические стаканы, пипетка.
Реактивы: хлорид железа (3), 5%-ный раствор иода, раствор брома, вода.
| Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
(изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных ниже)
| Этап урока/занятия/мероприятия
| Время, продолжительность этапа
| Подробное описание АМО по установленной схеме1 (если есть)
| Описание действий участников образовательного процесса
| Обоснование отсутствия этапа/АМО на этапе (если такое существует)
| Инициация
| 3 мин.
| Метод «Невидимая связь»
Цель: содействие знакомству участников, их раскрытию, созданию в группе доверительных отношений и позитивной обстановки.
Участники: все учащиеся
Материалы: клубок ниток.
| Проведение: учитель отматывает от клубка начало нитки, затем, продолжая держать конец нити в руке, передает клубок одному из участников, который передает клубок следующему. После того, как все участники оказались связанными одной нитью, учитель просит поднять руки, в которых находится нить и посмотреть на интересный узор, который получился. Результат: распутать такую паутину помогут совместные действия, дружба и доверительные отношения.
|
| Вхождение или погружение в тему
| 5 мин.
| Метод «Ключевые слова»
Цель: наметить план будущего высказывания в виде списка ключевых слов.
Участники: весь класс
Результаты: учащиеся сами формируют задачи урока и план изучения темы..
| Проведение: в парах составить приблизительный план, можно в виде ключевых слов Так происходит работа над прогнозированием учебных результатов урока с целью обеспечения понимания смысла деятельности учащихся, чего они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает учитель. Учащиеся сами формируют задачи урока и план изучения темы..
|
| Формирование ожиданий учеников/воспитанников/обучающихся
| 10 мин.
| Метод «Фруктовый сад»
Цель – лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к учащимся.
Дети озвучивают свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагог мог их знать и учитывать в образовательном процессе.
Участники – весь класс. Время – 10 минут Материалы: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Результаты: формулировка, осознание и уточнение записанных ожиданий и опасений.
| Проведение: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Ученикам раздаются заранее вырезанные из бумаги яблоки и лимоны.
Учитель предлагает детям попробовать более четко определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений могут касаться форм и методов обучения, стиля и способов работы на уроках, атмосферы в классе, отношения учителей и одноклассников. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений организуется обсуждение и систематизация сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.
|
| Интерактивная лекция
| 10 мин.
| Метод «Инфо-шотик»
Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Участники: весь класс. Время: 10 мин Материалы и оборудование: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры. Мультимедийная презентация, интерактивная доска.
Результаты: создание наглядной опоры для будущего высказывания.
| Проведение: Ребята разбирают цветные маркеры, у каждого свой цвет. Учитель демонстрирует мультимедийную презентацию «Витамины». А ученики смотрят, слушают и записывают основное по секторам ватмана, что считают важным.
Примечание: лекция на данном уроке сопровождается работой с интерактивной доской SMART BOARD и мультимедийной презентацией.
|
| Проработка содержания темы
| 10 мин.
| Метод «Геометрические фигуры»
Метод «Кластер»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек Численность: весь класс Время: 10 мин. Материалы: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчарта), фломастеры.
Результаты: оформленные на листах ватмана схемы, кластеры, презентация, отчет по проведению химических опытов с витаминами.
| Проведение: учитель рисует на доске круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.
После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:
- Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа обучающихся, выбравших круг, продумывает социальное осмысление следующей логической цепочки на тему: Витамины.
- Кто?- Что?- Где?- Когда?- Как?- Почему?- Следствие- Значение.
- Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа “квадратов” изучает классификацию витаминов, их распределение по группам и влияние на организм
- Любители треугольников обычно хорошие практики, знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, изучает состав витаминов и проводит химические исследования витаминов, определяет их присутствие в препаратах и продуктах.
- Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает кластер “Витамины и здоровье” КЛАСТЕР - группы витаминов, выделенные по критерию их близости друг к другу, например водорастворимые и жирорастворимые витамины.
|
| Релаксация
| 3 мин.
| Метод “Японские поклоны”:
Цель – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала,повысить уровень энергии в классе. Численность – весь класс. Время – 3 минуты
| Проведение:
Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
После выполнения наклонов, по команде учитель, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон, сложив руки перед грудью, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклониться нужно как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, чётко и слаженно, без шума.
|
| Подведение итогов
|
| Метод «Прием у врача»
Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 5 мин. на подготовку; каждому участнику (на ответ). Численность: Все ученики Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки.
Результаты: этот этап позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
| Проведение: учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в больнице и теперь они расскажут, какие витамины нужны «больным», чтобы вылечить их. Участники пишут свои рекомендации по применению витаминных препаратов и продуктов питания при лечении различных авитаминозов на карточки – «рецепты» и приклеивают на лист флипчарта, комментируя свои предложения.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.
|
| Домашнее задание (если имеется)
|
|
| § 20, упр.1-5. Подготовить электронную презентацию по теме «Гормоны» (по желанию)
|
| Дополнительная информация
| Результативность урока/занятия/мероприятия, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями)
| Результативность урока: выполнение поставленных целей; высокий объем знаний, умений, навыков; их прочность, действенность; осознанность действий учащихся; осуществление преемственности уроков; высокая результативность письменных работ; активное продвижение учеников в умственном развитии, в самообразовании и самовоспитании. Формирование ответственного отношения к делу. Материалы урока могут быть использованы учителями, т.к. технологии его проведения – технология модерации и применение активных методов обучения , дают высокие результаты урока. Деятельность учителя и ученика осуществлятся с учетом новейших психолого-педагогических достижений.
| Какие АМО, используемые на уроке/занятии/мероприятии, являются авторскими (Перечислите, пожалуйста, названия методов)
| Прием у врача
| Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия
| Поставленные цели и задачи выполнены; учащиеся получили необходимый объем знаний, умений, навыков; эти знания, умения и навыки достаточно прочны, действенны, учащиеся их осознанно применяют. Тест, проведенный на следующем уроке, показал высокую результативность письменной работы; осуществляется продвижение учеников в умственном развитии, в самообразовании и самовоспитании. У учеников сформировано ответственного отношения к делу. Дети поняли теоретический материал, научились применять полученные знания на практике, у них сформировались ли навыки по теме урока, учителем проведена коррекционная работа, вытекающая из темы урока, воспитательная работа.
| Анализ и оценка учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии модерации и с применением АМО (если апробация состоялась)
| Апробация уроков, проведенных на основе технологии модерации, прошла очень успешно. Очевидно, что у детей появился особый интерес к предмету, повысилась мотивация к учению, познавательная активность, творчество, увлеченность и позитивный настрой. У них увеличилась работоспособность, появилось хорошее настроение. Учащиеся могут осознанно и эффективно применять полученные знания, они смогут самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы. Смена учебной работы на веселую разминку позволяет детям расслабиться, снять психологическое напряжение, зарядиться положительными эмоциями. При развитии сотрудничества в команде, ученики обучают сами себя. В команде моделируются все будущие процессы, с которыми столкнется ребенок во взрослой жизни: вВУЗе, в семье, на работе.
| Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.
| Презентация «Витамины», создана с применением программы Microsoft Office Power Point интерактивной доски SMART BOARD
| Обоснование целесообразности использования АМО и технологии модерации для выполнения целей и задач урока/занятия/мероприятия (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования АМО и технологии модерации)
| Новые и дополнительные образовательные эффекты, которые я планирую достичь за счет использования АМО и технологии модерации, это проведение рефлексии и увеличение времени на этот этап. Я хочу научить детей думать, творчески мыслить и применять полученные умения и навыки, а не просто воспроизводить заученную информацию. Это обеспечит эффективное поведение ученика в нестандартных условиях, когда нет готового решения.
.
| Использованная литература, источников информации.
| https://moi-universitet.ru/effective-school2
https://edu-reforma.ru/
https://your-mind.ru/category/training/uprazhneniya/dlya-zaversheniya-treninga/ https://festival.1september.ru/
Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогичекое консультирование и супервизия: Монография/ М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, В.О.Букетов, С.Н.Горычева, А.Г.Ширин/ Под ред. М.Н.Певзнера, О.А.Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002.
Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении/ Под ред.Б.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой и Л.И.Косовой.- СПб.: Изд –во «Полиграф-С», 2002.
Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение), 12.11. 2009г. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», https://moi-universitet.ru/
| Примечания автора/ов
|
|
|