Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе (Приложение 5).
Приложение 5.
месяц
| 1-я неделя
| 2-я неделя
| 3-я неделя
| 4-я неделя
| сентябрь
| Объект «Вода»
«Роль воды в появлении жизни на Земле»
Цель: Дать детям представление о том, большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Сформировать знания о значении воды в жизни ребенка.. Рассказать об источниках питьевой воды. Дать представление о некоторых видах природных водоемов.
| Объект
« Человек»
«Я – человек»
Цель: На основе исследовательской деятельности развивать представление о том, что человек часть природы и одновременно существо мыслящее. Формировать элементарные представления о работе органов чувств человека и руководящей роли мозга.
| Объект « Глина»
«Что делают из глины?»
Цель: Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда). Дать представление о способах изготовления кирпича и его значение в строительстве. Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству.
| Объект
« Воздух»
«Этот удивительный воздух»
Цель: Расширять представления о воздухе, о способах его обнаружения, учить устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов, дать представление об источниках загрязнения воздуха. Формировать желание заботиться о его чистоте
| октябрь
| Объект
« Воздух»
«Что за невидимка, который нам нужен?»
Цель: Сформировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них – кислород (мы им дышим). Закрепить опытническим путем представление о роли кислорода в жизни людей. Расширить знания о значении воздушной оболочки для планеты Земля.
| Объект
Электричество
«Гром и молния»
Цель: Дать детям представление об электричествепревращение в световую и
звуковую форму энергии. Закрепить понятия о неживой природе. Опытническим путем помочь детям понять интересное явление – гром и молния. Учить строить гипотезы, делать вывод
| Объект «Камни»
«Почему разрушаются горы?»
Цель: Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор. Показать, что они состоят из камней. Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путем показать, как разрушаются камни и горы
| Объект «Вода»
«Ходит капелька по кругу»
Цель: Расширить знания детей о значении воды в жизни человека: круговорот воды в природе. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Познакомить детей с жизнью и болезнями водоемов с появлением кислого дождя.
| ноябрь
| Объект «Вода»
«Почему вода испаряется?»
Цель:
Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе. Дать возможность самим разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности развивать мыслительную активность, учить объяснять наблюдаемое, активизировать словарь детей, закрепить работу по схемам. Соблюдение техники безопасности.
| Объект
« Человек»
«Роль зрения в жизни человека»
Цель: Продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека. Познакомить со строением глаза – орган зрения (видит предметы, цвет, форму). Показать, какую роль играет зрение в жизни человека, рассказать об особенностях строения глаза и зрительного восприятия предметов и явлений.
| Объект «Магнит»
«Магнитные свойства Земли, компас»
Цель: Познакомить детей с тем, что Земля – это большой магнит, у которого есть северный и южный полюс. Расширить знания о компасе – прибором для определения сторон света. Важная часть компаса – намагниченная стрелка, которая поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета: красный – юг, север – синий. Сформировать у детей опыт использования компаса, определение с его помощью сторон света
| Объект «Воздух»
«Кто как летает по воздуху?»
Цель: Уточнить представление детей о знакомых птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху. Познакомить детей с другими животными, которые могут летать или перелетать, их приспособленности к такому передвижению (летучие мыши, белки). Познакомить с разными приспособлениями и механизмами, позволяющими человеку летать по воздуху(самолет, вертолет и т.д.)
| декабрь
| Объект «Термометр и температура»
Цель: Развивать у детей способность концентрировать внимание на измерение температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура». Формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости от температуры воздуха.
| Объект «Солнечная система»
«Почему Луна не падает на Землю?»
Цель: Сформировать элементарные представления о силе притяжения на основе опытов. Закрепить знания расположения планет в Солнечной Системе Познакомить с другими планетами Солнечной Системы и их орбитами.
| Объект «Электричество
«История электрической лампочки»
Цель: Познакомить детей с электричеством, электрической лампочкой и ее устройством. Дать детям знания о том, что электричество необходимо людям для жизни, так как дает много света и с его помощью работают разные электроприборы. Электричество вырабатывают электростанции, оно идет по проводам в каждый дом.
| Объект
« Человек»
«Помощники глаза»
Цель: Дать детям знания о функциях органов зрения и их внешнем строении (глаза видят, их форма, цвет, размер). Познакомить с особенностями глаз животных (орел, сова, заяц, лягушка), их механизмом приспособления к окружающему миру (различная среда обитания).
| январь
|
| Объект «Солнечная система»
«Кто отломил от Луны кусочек?
Цель: Познакомить детей с фазами образования луны (от месяца до полной луны). Показать зависимость влияния световой энергии на процесс рождения луны. Развивать интерес к познанию закономерностей окружающей действительности.
| Объект «Электричество
«Живые организмы»
Цель: Познакомить детей со способностью некоторых живых организмов излучать электрические колебания. Дать понятие об устройстве и использовании батарейки– хранителя электрических приборов. Закрепить правила безопасности при взаимодействии с электрическими приборами (работать только в резиновых перчатках, нельзя прикасаться к оголенным проводам и т.д.).
| Объект «Лед»
«Тающий лед»
Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.
| февраль
| Объект «Вода»
«Вода двигает камни»
Цель: Узнать, как замерзшая вода двигает камни.
| Объект «Воздух»
«Парашют»
Цель:
Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха
| Объект «Иней»
«Выявление механизма образования инея»
Цель: познакомить детей с образованием инея. Дать возможность самим разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности
| Объект «Теплота»
«Как не обжечься?»
Цель: Выяснить, что предметы, из разных материалов нагреваются по- разному
| март
| Объект
« Растение»
«Запасливые стебли»
Цель: Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу; развивать мыслительную активность, учить объяснять наблюдаемое, активизировать словарь детей
| Объект: «Молоко»
«Растущие малютки»
Цель: Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы; учить объяснять наблюдаемое, активизировать словарь детей
| Объект «Хлеб»
«Заплесневелый хлеб»
Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия; продолжать учить объяснять наблюдаемое, активизировать словарь детей
| Объект «Вода»
«Фильтрование воды»
Цель: Познакомиться с процессом очистки воды разными способами
| апрель
| Объект «Человек»
«Как органы человека помогают друг другу?»
Цель: Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга
| Объект «Солнечная система»
«Земля на глобусе»
Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом. Познакомить детей с моделью Земли – глобусом. Расширить представления об атмосфере Земли, четырех сторон света – север, юг, запад, восток, их сокращенных обозначениях.
| Объект «Магнит»
«Современная техника или магнит из гвоздя»
Цель: Развитие любознательности ребенка и способности ориентироваться в мире современной техники. Познакомить с понятием «электромагнит» и его использовании в современных технологиях. Формировать представление об электрических свойствах тока
| Объект «Ткани»
«Мир ткани»
Цель: Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий.
| май
| Объект «Пена»
«Подушка из пены»
Цель: Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).
| Объект «Звук»
«Спичечный телефон»
Цель: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние
| Объект «Свет»
«Прозрачность веществ»
Цель:
Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность). Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет.
| Объект «Песок»
«Цветной песок»
Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав с цветным мелом); научить пользоваться теркой.
|
Список литературы:
Микерина А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования // Начальная школа плюс До и После. – 2013. - №12
И.П.Равчеева, В.В.Журавлева «Безопасность. Опыт освоения образовательной области». Издательство «Учитель», г.Волгоград, 2013-2014 г.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. Ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-Синтез, 2011
Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013
Проектный метод в организации познавательно – исследовательской Деятельности в детском саду / сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013
И.А.Лыкова, В.А.Шипунова «Огонь – друг, огонь – враг», учебно-методическое пособие для педагогов. Издательский дом «Цветной мир», г.Москва, 2013 г
О.А.Шемаханова, «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром», Дошкольная педагогика №4 (69)/апрель/2011
О.В.Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников». Издательство «Учитель», г.Волгоград, 2008 г.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005
Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.
Куликовская И.Э.,Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.
Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004г.
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.Я., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
|