Непосредственно образовательная деятельность.
Важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.
Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
Проблемная ситуация;
Совместная деятельность наиболее привлекательная форма организации работы с детьми в опытно – экспериментальной деятельности. Так как происходит закрепление ранее полученного (усвоенного) материала; возможно продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях; свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана); роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер); в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:
-анкетирование родителей,
-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта
-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.
Формы сотрудничества с родителями:
-Родительское собрание в нетрадиционной форме
-Спортивный досуг
-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,
-Подгрупповые тематические консультации:
-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
-Совместные досуги
-Совместные экскурсии
-Наглядная информация
-Обмен опытом
Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка экспериментальной деятельности: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
место для приборов
место для хранения материалов (природного, "бросового")
место для проведения опытов
место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:
Компонент дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
Для младшего дошкольного возраста
Компонент дидактический
| Компонент
оборудования
| Компонент
стимулирующий
| -книги познавательного характера для младшего возраста
-тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени), "Ткани".
| - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - семена бобов, фасоли, гороха
| - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация
| Средний дошкольный возраст
Компонент дидактический
| Компонент
оборудования
| Компонент
стимулирующий
| -книги познавательного характера для среднего возраста; -тематические альбомы; -коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :"(зимы,весны, осени), "Ткани". "Бумага", "Пуговицы" -Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
| -Песок, глина;
-набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). - семена бобов, фасоли, гороха - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
| - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
| Старший дошкольный возраст
Компонент дидактический
| Компонент
оборудования
| Компонент
стимулирующий
| - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; - серии картин с изображением природных сообществ; - книги познавательного характера, атласы; - тематические альбомы; - коллекции - мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня".
| - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ; - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. - сито, воронки - половинки мыльниц, формы для льда -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
| - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
|
Содержание познавательно-исследовательской деятельности детей в каждой возрастной группе. (Приложение 1.)
Приложение 1.
Вторая младшая группа.
Неживая природа
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Вода.
| Узнаем, какая вода
| Выявить свойства воды:
прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества.
| Три емкости: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики.
| 2
| Вода.
| Изготовление цветных льдинок.
| Познакомить детей с тем, что вода
замерзает на холоде, в ней
растворяется краска.
| Стаканчики, формочки, краска, ниточки.
| 3
| Снег.
| Снеговик
| Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды.
| Снеговик, вылепленный из снега, емкость
| 4
| Воздух
| Что в пакете?
| Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы.
| Полиэтиленовые пакеты, баночки с крышкой.
| 5
| Воздух
| Игры по обнаружению воздуха
| Познакомить детей с тем,
что человек дышит воздухом.
Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха
| Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки,
| 6
| Песок, глина
| Мы – волшебники.
| Продемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств при взаимодействии с водой.
| Прозрачные емкости с песком и глиной, емкость с водой, палочки, сито.
|
Физические явления
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской
деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Цвет.
| Волшебная кисточка.
| Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух основных.
| Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров
| 2
| Звук.
| Угадай, чей голосок?
| Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
| Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой.
| 3
| Теплота.
| Горячо – холодно.
| Научить определять температурные качества веществ и предметов.
| Емкости с водой разной температуры, ванночка
|
Человек.
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской
деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Органы чувств.
| Наши помощники.
| Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств.
| Коробочки с дырочками, лимон, бубен, яблоко, сахар, чайник с водой.
|
Рукотворный мир
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Бумага
| Бумага, ее качества и свойства.
| Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).
| Бумага, ножницы, емкость с водой
| 2
| Древесина
| Древесина, ее качества и свойства.
| Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде).
| Деревянные предметы, емкости с водой.
| 3
| Ткань
| Ткань, ее качества и свойства.
| Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает).
| Образцы хлопчатобумажной ткани, ножницы, емкость с водой
| Средняя группа Живая природа
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Семена растений
| У кого какие детки
| Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.
| Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян.
| 2
| Растения
| Что любят растения?
| Выявить необходимость света в жизни растений
| Два комплекта растения, картонная коробка.
| 3
| Растения
| Что любят растения?
| Выявить значение влаги для роста и жизни растений
| Луковицы в сухой банке и в банке с водой.
| 4
| Растения.
| Хитрые семена.
| Познакомить со способом проращивания семян.
| Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли
| 5
| Мех
| Зачем зайчику другая шубка?
| Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
| Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.
| 6
| Гнездо птиц (на дереве)
| Из чего птицы строят гнезда?
| Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной
| Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.
| Неживая природа
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Вода
| Окрашивание воды
| Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.
| Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
| 2
| Вода
| Изготовление цветных льдинок
| Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).
| Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки
| 3
| Снег
| Возьмем с собой снеговика
| Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.
| Снеговик с носом из сосульки, емкость.
| 4
| Воздух
| Что в пакете?
| Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
| Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды.
| 5
| Воздух
| Поиск воздуха
| Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.
| Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой
| 6
| Песок, глина
| Почему песок хорошо сыплется?
| Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
| Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито
| 7
| Песок, глина
| Где вода?
| Выявить, что песок и глина по разному впитывают воду.
| Прозрачные емкости с сухим песком, глиной, мерныестаканчики с водой.
|
Физические явления
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Цвет
| Волшебная кисточка
| Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.
| Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров
| 2
| Магнит
| Волшебная рукавичка
| Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
| Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.
| 3
| Свет
| Солнечные зайчики
| Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
| Зеркала
|
Человек
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Орган обоняния.
| «Умный» нос.
| Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.
| Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.
| 2
| Орган осязания
| Язычок – помощник
| Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.
| Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус.)
| Рукотворный мир
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Стекло.
| Стекло, его качества и свойства
| Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).
| Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала
| 2
| Резина.
| Резина, ее качества и свойства
| Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность)
| Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки
| 3
| Металл.
| Металл, его качества и свойства.
| Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).
| Металлические предметы, магниты, емкости с водой
| Старшая группа Живая природа.
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Растение
| Может ли растение дышать?
| Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
| Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
| 2
| Растение
| С водой и без воды.
| Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, свет, вода).
| Два одинаковых растения, вода.
| 3
| Растение
| На свету и в темноте
| Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
| Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей
| 4
| Растение
| Где лучше расти?
| Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу.
| Черенки традесканции, чернозем, глина, песок.
| 5
| Растение
| В тепле и в холоде
| Выделить благоприятные условия для роста и развития растений
| Зимние или весенние ветки деревьев, цветы с клумбы вместе с частью почвы (осенью)
| 6
| Растение
| Лабиринт.
| Установить, как растение ищет свет
| Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.
| 7
| Животные
| Наверх
| Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).
| Земляные черви, земля, вода.
| 8
| Животные
| Дышат ли рыбы?
| Установить возможность дыхания рыб в воде
| Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки для коктейля.
| Неживая природа
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Вода
| Помощница вода
| Использовать знания детей о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
| Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики
| 2
| Вода
| Как достать предмет, не опуская руку в воду.
| Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы
| Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости
| 3
| Вода
| Куда делась вода?
| Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды)
| Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.
| 4.
| Вода
| Дождик.
| Познакомить детей с процессом конденсации.
| Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка
| 5
| Воздух
| Живая змейка
| Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.
| Свеча, «змейка» (круг прорезанный по спирали и подвешенный на нить).
| 6
| Воздух
| Подводная лодка.
| Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.
| Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.
| 7
| Почва
| Могут ли животные жить в почве?
| Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).
| Почва, дождевые черви, металлическая тарелка, стекло, емкость с водой
| Физические явления
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Магнит
| Притягиваются – не притягиваются
| Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
| Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магнит.
| 2
| Магнит
| Необычная скрепка
| Определить способность металлических предметов намагничиваться
| Магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки
| 3
| Электриче-ство
| Волшебный шарик.
| Установить причину статического электричества
| Воздушные шары, ткань
| 4
| Электриче-ство
| Чудо – расческа
| Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета.
| Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань
| 5
| Звук
| Где живет эхо?
| Подвести к пониманию возникновения эха.
| Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч
|
Человек
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Уши человека
| Сколько ушей?
| Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.
| Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т.д.), схема строения уха человека.
| 2
| Глаза
| Наши помощники – глаза
| Познакомить со строением глаза.
| Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза
| 3
| Глаза
| Большой – маленький
| Посмотреть, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности
| Зеркало
| Рукотворный мир
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Бумага
| Мир бумаги
| Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.
| Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой
| 2
| Ткань
| Мир ткани
| Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление.
| Кусочки ткани (вельвет, бархат, лен, шерсть, капрон), ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности
| Подготовительная группа
Живая природа
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Растения
| Запасливые стебли
| Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.
| Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой.
| 2
| Растения
| Бережливые растения
| Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне и саванне.
| Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус
| 3
| Молоко
| Растущие малютки
| Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Емкости с крышкой, молоко
| Емкости с крышкой, молоко
| 4
| Хлеб
| Заплесневелый хлеб.
| Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия.
| Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.
| Неживая природа
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Вода
| Замерзание жидкостей
| Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
| Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.
| 2
| Вода
| Вода двигает камни
| Узнать, как замерзшая вода двигает камни
| Соломинки для коктейля, пластилин.
| 3
| Вода
| Фильтрование воды.
| Познакомиться с процессом очистки воды разными способами.
| Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости
| 4
| Воздух
| Парашют
| Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха.
| Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком
| Физические явления
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Свет
| Разноцветные огоньки.
| Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.
| Противень, плоское зеркало, лист белой бумаги.
| 2
| Электриче-ство
| Как услышать молнию?
| Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.
| Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор (микрофон).
| 3
| Звук
| Спичечный телефон
| Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.
| Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.
| 4
| Теплота
| Как не обжечься?
| Выяснить, что предметы, из разных материалов нагреваются по- разному.
| Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, нержавеющий металл, скрепки, кусочки парафина или пластилина
| Человек
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Органы чувств
| Как органы человека помогают друг другу?
| Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга.
| Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы.
| 2
| Руки
| Зачем человеку руки?
| Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.
| Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой.
| Рукотворный мир
№
| Объект
| Название опыта
| Цель опытно-исследовательской деятельности
| Материал и оборудование
| 1
| Ткань
| Мир ткани
| Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий.
| Образцы тканей, емкости с водой, ножницы
| 2
| Металл
| Мир металлов
| Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования.
| Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы.
|
|