Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности во второй младшей группе (Приложение 2).
Приложение 2.
месяц месяцяц
| 1-я неделя
| 2-я неделя
| 3-я неделя
| 4-я неделя
| сентябрь
| Объект «Вода»
«Узнаем, какая вода. История маленькой капельки».
Цель: познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества)
| Объект «Песок и глина»
«Сыпем, лепим. Мы – волшебники»
Цель: формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
| Объект «Воздух»
«Что в пакете?»
Цель: Дать детям
представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы.
| Объект «Теплота»
«Поиграем с солнышком». Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
| октябрь
брь
| Объект «Вода»
«Выжми мочалку».
Цель: развивать мелкой моторики.
«Налил-вылил».
Цель: развивать координации движения, расширять представления о свойствах вещества
| Объект «Песок и глина»
«Пирожки для Мишки»
Цель:
Расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться
| Объект «Воздух»
«Игры по обнаружению воздуха»
Цель: Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом.
| Объект «Звук»
«Угадай, чей голосок?»
Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки
| ноябрь
| Объект «Вода»
«Водонос».
Цель: знакомить со свойствами вещества и понятием объема, развивать координации движении.
| Объект «Песок и глина»
« Сквозь сито».
Цель: знакомит с назначением предметов и свойствами вещества.
| Объект «Воздух»
«Ветер по морю гуляет». Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
| Объект «Цвет»
«Разноцветная водичка».
Цель: формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.
| декабрь
| Объект «Вода»
«Нырки».
Цель: познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек. Детям раздают теннисные шарики и показывают, что с ними происходит, если их бросить в воду
| Объект «Бумага»
«Бумага, ее качества и свойства». Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину,) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
| Объект «Снег»
« Снеговик в гостях у детей».
Цель: дать представление о свойстве снега превращаться в воду.
| Объект «Цвет»
Волшебная кисточка.
Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух основных.
| январь
|
| Объект «Человек -органы чувств»
«Наши помощники.»
Цель: Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств
| Объект «Вода»
Какая разная вода».
Цель: дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.
| Объект «Вода»
«Свойства воды – знакомство с сосулькой».
Цель: ознакомление с одним из свойств воды.
| февраль
| Объект «Лёд» «Свойства льда». Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
| Объект «Вода» «Изготовление цветных льдинок»
Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска
| Объект «Вес»
«Легкий - тяжелый». Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
| Объект «Ткань»
«Ткань, ее качества и свойства»
Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает).
| март
| Объект «Теплота»
«Горячо-холодно». Цель: научить определять температуру веществ и предметов
| Объект «Вес»
«Плавает-тонет». Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
| Объект «Свет»
«Что в коробке?». Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
| Объект «Бумага и Ткань»
«Бантик из бумаги и ткани».
Цель: ознакомление со свойствами бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде) и ткани (мнётся, разглаживается, намокает в воде).
| апрель
| Объект «Растение»
«Посадка лука». Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
| Объект «Древесина»
««Деревянный брусочек»
Цель: Научить узнавать вещи из древесины; определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде).
| Объект «Свет»
«Здравствуй, солнечный зайчик». Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
| Объект «Вес»
«Поплывет, не поплывет». Цель: развивать представление о весе предметов.
| май
| Объект « Свет»
«Свойства солнечных лучей».
Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей (под воздействием солнечных лучей испаряется вода).
| Объект «Воздух»
«Поиграем с ветерком»
Цель: познакомить со свойствами воздуха (движение, направление).
Материал: бумажные вертушки, султанчики.
| Объект «Песок»
«Рисунки из песка»
Цель: научить сыпать сухой песок тонкой струйкой; создавать рисунки из песка
| Объект «Пена»
«Мыльные пузыри».
Цель: умение сравнивать, тактильные ощущения, эмоциональное восприятие, закреплять представление детей о свойствах пены: «воздушная», «легкая»
|
Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в средней группе (Приложение 3).
Приложение 3
месяц месяцяц
| 1-я неделя
| 2-я неделя
| 3-я неделя
| 4-я неделя
| сентябрь
| Объект «Вода»
«Разноцветное чудо - окрашивание воды»
Цель: Выявить свойства воды: в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.
| Объект
« Растения»
« Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?»
Цель: Помочь определить, что срезанные растения живут меньше, чем на корню, но раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем.
| Объект «Воздух»
«Что в пакете?»
Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
| Объект «Теплота»
«Поиграем с солнышком». Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
| октябрь
брь
| Объект
« Растения»
«Почему цветы осенью вянут?»
Цель: Установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.
| Объект «Песок и глина»
«Почему песок хорошо сыплется?»
Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
| Объект «Воздух»
«Игры по обнаружению воздуха»
Цель:
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух
| Объект «Магнит»
« Волшебная рукавичка»
Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
| ноябрь
| Объект « Песок, глина»
« Где вода? »
Цель: Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду.
| Объект «Свет»
«Солнечные зайчики»
Цель: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
| Объект «Человек»
«Умный нос»
Цель: Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.
| Объект «Цвет»
«Волшебная кисточка»
Цель: Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.
| декабрь
| Объект «Вода»
«Изготовление цветных льдинок.»
Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).
| Песок, глина
«Необычное рисование»
Цель:
Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.
| Объект «Снег»
« Возьмем с собой снеговика.».
Цель: Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.
| Объект « Мех»
«Зачем зайчику другая шубка?»
Цель:
Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
| январь
|
| Объект «Человек -органы чувств»
« Язычок – помощник.
Цель: Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.
| Объект «Вода, снег»
«Как согреть руки?».
Цель: Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).
| Объект «Резина»
«Резина, ее качества и свойства»
Цель: Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность),
| февраль
| Объект «Растение»
« Что любят растения?»
Цель: Выявить значение влаги для роста и жизни растений.
| Объект «Человек» «Откуда берётся голос?»
Цель: Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
| Объект «Физическое явление»
«Замерзание жидкостей»
Цели:
Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
| Объект «Металл»
«Металл, его качества и свойства»
Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).
| март
| Объект «Теплота»
«Горячо-холодно». Цель: научить определять температуру веществ и предметов
| Объект «Растения»
« Хитрые семена». Цель: Познакомить со способом проращивания семян.
| Объект
«Гнездо птиц (на дереве)»
«Из чего птицы строят гнезда?»
Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
| Объект: Песок, глина
«Волшебный материал»
Цель: Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.
| апрель
| Объект «Растение»
«Посадка лука». Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
| Объект «Звук
«Что звучит?»
Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.
| Объект «Свет»
«Здравствуй, солнечный зайчик». Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
| Объект: «Стекло» «Стекло, его качества и свойства»
Цель: Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).
| май
| Объект «Вода»
«Пар –это тоже вода»
Цель: Познакомить детей с одним из состояний воды - паром.
| Объект: «Семена растений»
«У кого какие детки?»
Цель: Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка
| Объект : «Человек» «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Цель: Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).
| Объект: «Пластмасса»
«Пластмасса, его качества и свойства»
Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность
| |