Главная страница


«проектно исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества образования»



Название«проектно исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества образования»
Дата10.02.2016
Размер89.2 Kb.
ТипДокументы

Педсовет. 18.10.2012г

Учитель химии: Гришина Светлана Ринатовна (обобщение педагогического опыта)

«ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

«Единственный путь,

ведущий к знаниям -

это деятельность»

Б. Шоу.

Химия - одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету.

Считаю необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта.

Исследовать - значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов.

Метод проектов занимает одно из ведущих мест среди методов личностно-ориентированного подхода в обучении химии.

Практика показывает, что проект имеет низкую эффективность на уроке продолжительностью 40-45 минут. Поэтому в своей работе мы используем краткосрочные проекты (2-6 уроков) и долгосрочные (четверть, полугодие, год).

Одним из вариантов выполнения краткосрочных проектов может стать разрешение учебной проблемы, возникшей в процессе усвоения учебного материала. Термин "учебная проблема" указывает на то, что искомое знание заложено в учебном материале и учащийся, решая проблему, не открывает нового для науки, а только заново открывает уже известное для себя самого. Основными этапами такого урока являются: проблемное введение в тему урока, работа в группах, отчеты групп о выполнении заданий, презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Хорошую эффективность дают такие краткосрочные проекты, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом. Уроки используются для постановки целей и задач, координации деятельности участников проектных групп и презентации готового продукта. В таком варианте нами был осуществлен коллективный проект "Биохимия любви", в процессе работы, над которым учащимся пришлось основную часть работы по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществлять во внеурочной деятельности и дома.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время.

В своей педагогической практике я чаще всего использую практико-ориентированные проекты, нацеленные на интересы самих участников проекта и которые могут быть использованы в жизни класса, школы, поселка (элективный курс по химии.9 класс. «Роль воды в жизнедеятельности человека»).

В этом учебном году учащиеся работают над проектом "Химия в повседневной жизни" (элективный курс по химии ,10 класс). К реализации проекта привлечены общественность и родители учащихся, взявшие на себя организацию экскурсий на предприятия г. Сатки и Саткинского района. Результаты экскурсий и собранный материал в виде отчетов-презентаций будут представлены на итоговой научно-практической конференции по химии.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю обучающихся, с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:

  • в проекте должна быть решена какая - либо проблема;

  • проводится исследовательская работа;

  • проект выполняется самостоятельно учащимися;

  • учитель выполняет роль, консультанта;

  • результаты проекта должны иметь практическую значимость;

  • в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.
    Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции:
    1) требования к проекту,

2)методические рекомендации, памятки - как правильно оформить проект, 3)шкала баллов оценивания проекта.

Сначала я знакомлю ребят с проектами прошлых лет, в зависимости от поставленного вопроса готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать учащихся заняться исследовательской работой и созданием проекта. Ребятам предлагаю примерные темы проектов: химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д. применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

  1. Связь проекта с учебными темами (на уроке).

  1. Использование проектной деятельности во внеклассной работе
    (внеурочная деятельность).

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Я работаю по программе курса химии автора О.С.Габриеляна. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:

8 класс - химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций. Тема: «Значение солей в жизни человека»

9 класс - металлы и неметаллы, органические вещества.10 класс - классы органических веществ, нефтяная промышленность. «Биохимия любви».

11 класс - строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества .Элективный курс. 10 класс. «Химия в повседневной жизни». Мини проекты: «Удаление с ткани жировых пятен ».

«Влияние различных химических реагентов на структуру белка»

Как создавался проект «Вода в жизнедеятельности человека...»

При выполнении проекта я ориентировала учащихся на то, что нужно опираться на местный материал, экологическую обстановку, традиции своего региона, своего района, своей школы. В рамках работы предметной недели

по предметам естественного цикла, проводилась конференция «Экология и мы». Ребята выбрали тему: «Вода в жизнедеятельности человека...»

Учащиеся узнали о том, что эта проблема очень серьёзная для нашего поселка.

Выработали план действий:

- собрать информацию по данной теме, изучили работу очистных сооружений,

  • провести анкетирование жителей поселка,

  • в каком состоянии находятся местные очистные сооружения,

- как обстоит дело в районе,

- какой вред приносит эта проблема здоровью людей.

Учащиеся для успешной работы разделились на группы и на этапе рефлексии оценивали вклад каждого участника группы. Работа над проектом была организована поэтапно: начинание, планирование, исследование, защита и презентация.

После выполнения проекта, ребята проанализировали свою работу, указали результаты, отметили неудачи, их причины. В листах оценивания дали самооценку проекту. Оформили материал, подготовили мультимедийную презентацию своего материала и выступили на итоговом занятии.

В данный момент, после представления наших работ, очистные закрыли, так как необходимо финансирование для современного обслуживания очистных сооружений.

В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего,

    • заинтересовать учащихся процессом познания,

    • научить их ставить вопросы ,

    • пытаться найти на них ответы,

    • объяснять результаты,

    • делать выводы.

Проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми на мой взгляд неверное.

Результаты использования проектной деятельности:

  • Качество знаний по химии возросло на 15%

  • Повысилась познавательная мотивация учащихся,

  • Вырос интерес к урокам химии,

  • Вырос уровень внеклассных мероприятий,

  • Успехи отдельных учащихся стимулируют познавательную активность

других учеников

Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения.

За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель уверена, что каким - либо одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно исследовательский метод, как ни какой другой, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил: Я слышу - и забываю, Я вижу - и запоминаю, Я делаю — и понимаю».

Результаты применения проектной деятельности.

Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:

  • работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и
    способствует повышению интереса к химии,

  • уроки проходят более оживлённо,

- увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,
- появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить

хорошие знания, результат проделанной работы.

У обучающихся, выполняющие проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.

Учащиеся, выполняющие проекты по химии принимают активное участие в конкурсах в школе, районе.

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования. В заключение хочется привести слова, которые являются путеводителем в моей работе: «Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели» О.Уальд.