|
Календарно – тематическое планирование элективного курса «Человечество в 21 веке»
№п/п
| Тема урока
| Дата
| Цель урока
| Тип и форма урока
| Методы и технологии
| Основное содержание
| Виды деятельности школьников
| Планируемые
результаты
|
Средства
обучения
| Формы контроля
| План.
| 1
| Введение. Общее знакомство с курсом «Человечество в 21 веке». Предмет и задачи курса. Роль физиологии в развитии науки.
| Сентябрь
1 нед.
| Знакомство с задачами курса и выявление его значимости для более глубокого изучения биологии.
| Лекция
| словесный (беседа, рассказ)
коллективный способ учения
| Физиология,
Нейрофизиология, генотерапия, генная инженерия.
| Личност. УУД
Осознавать единство и целостность окружающего мира и человека, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений физиологии.
Выстраивать собственное целостное мировоззрение. Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели.
Позн. – давать определения ключевым понятиям, уметь работать с терминами, текстом учебника, анализировать, выделять главное К –вести диалоговое общение, распределяют роли выступающих в группе. Предм. Должны, характеризовать методы изучения организма человека. Объяснять биологическую социальную природу человека.
| Объяснены место и роль человека в природе.
Выделены существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы
Раскрыто значение знаний о человеке в современной жизни. Выявлены методы изучения организма человека.
| Таблицы, портреты ученых,
фотографии, мультимедийная поддержка
|
| 2
| Нервная регуляция. Мозг и психическая деятельность Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации.
| 2 нед. сен.
| Расширение понятийной базы по теме «нервная регуляция», выявление основных закономерностей рефлекторной регуляции.
| Лекция
| объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения
| Нервная ткань. Строение нейрона.
Нервная регуляция.
Высшая нервная деятельность, торможение и возбуждение.
| Личност. УУД
Осознавать взаимосвязь всех систем организма и выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Регулят.УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему по данной теме, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели.
Познават. УУД
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Объяснять сложность процессов нервной деятельности.
Коммун. УУД Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Предм.УУД- объяснять механизм нервной регуляции, выявлять основные закономерности рефлекторной регуляции.
| Объяснены основные закономерности нервной деятельности и характерные особенности нервной ткани
Выделены существенные признаки процесса рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Объяснена необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека
| Таблицы,
рисунки,
мультимедийная
поддержка
| Проверочная работа (тест)
|
3
| 2.Рефлекс как основа нервной деятельности. Рождение нейрофизиологии. Современные достижения медицины в области физиологии.
Лабораторная работа №1 «Самонаблюдения. Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных рефлексов на речевое подкрепление».
| Сентябрь
3 нед.
| Дальнейшее изучение процессов нервной регуляции,
формирование способности обучающихся к практическим действиям. Формирование ИКТ- компетенции.
| Лекция
| объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения
| Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор. Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения.
Коленный и надбровный рефлексы. Достижения в нейрофизиологии
| Личност. УУД
Осознавать единство и целостность окружающего мира и человека, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений физиологии.
Выстраивать собственное целостное мировоззрение. Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели.
Познават. УУД
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Объяснять сложность процессов нервной деятельности.
Коммун. УУД Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Предм.
Устанавливать связь между строением и функциями нервной клеток. Характеризовать этапы рефлекторной дуги.
| Объяснены место и роль человека в природе.
Выделены существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы
Раскрыто значение знаний о человеке в современной жизни. Выявлять методы изучения организма человека
| Таблицы, инструкции лабораторных работ,
Презентации.
|
|
4
| Кровь. Кровообращение
1.Кровь и ее двигатель. Группы крови. Биопротезы клапанов сердца.
| Сентябрь
4нед.
| Дальнейшее изучение процессов кровообращения, формирование применения новых знаний в практической деятельности
Формирование ИКТ- компетенции.
| Лекция
Дискуссия
| объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения
| Состав крови. Плазма, ее состав, форменные элементы крови. Группы крови и резус – фактор. Операции на сердце.
| Познав.УУД анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, преобразует информацию;
Регулят.УУД. корректирует знания, оценивает собственные результаты;
Выдвигает версии решения проблемы.
Ком.УУД – выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками.
Предм.- Знать фазы работы сердца,, описывать схему кровообращения, выделять особенности ткани сердца.
Раскрывать значение методов .
лечения сердечных заболеваний
| Объяснены основные закономерности работы кровеносной системы, Законов Менделя(генетика), взаимодействие генов - кодоминирование.
Раскрыты характерные особенности соединительной ткани(крови).
Раскрыто значение знаний о кардиологии в современной жизни. Выявлены методы изучения организма человека .
| Таблицы, учебник, мультимедийная поддержка
|
|
5
| 2.Перфторан – «голубая кровь».Нитроглицерин для сердечников.Донорство.
Нобелевские премии в кардиологии.
Лабораторная работа №2 «Измерение кровяного давления».
| октябрь
1нед.
| Расширение понятийной базы по теме «Кровеносная система», формирование применения новых знаний в практической деятельности
Формирование ИКТ- компетенции.
| Лекция с элементами беседы
| объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения
| Перфторан.
Нитроглицерин для сердечников.
Донорство. Нобелевские премии в кардиологии.
Современные достижения в медицине.
| Личност. УУД
Осознавать возможности медицины в 21 веке, ее значимости для человечества.
Выстраивать собственное целостное мировоззрение. Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
Познав.УУД Уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Ком.УУД –планировать свою работу в группе со сверстниками, Предм – объяснять необходимость применения перфторана и нитроглицерина для сердечников.Характеризовать вклад российских ученых в развитии кардиологии.
| Научились ставить биологические эксперименты и объяснять их
результаты; пользоваться приборами для измерения давления
иметь
навыки оказания первой помощи,
применять знания в практической жизни
| Таблицы, учебник, мультимедийная поддержка
Тонометр, фонендоскоп
| тест
|
6
| «Островки жизни»
1. Гормоны управляют жизнью. Нейрофизиология и гормоны. Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства.
| октябрь
2нед.
| Расширение понятийной базы по теме «Эндокринная система » ,
формирование способности к самостоятельной деятельности обучающихся,
применения знаний в практической жизни, способности к взаимодействию в группе,
осознание обучающимися значимости биологических знаний в современной жизни .
| Лекция конференция;
| Проблемный, объяснительно –иллюстративный, словесный
| Эндокринная система человека. Гормоны и их свойства.
Классификация гормонов.
| Личност. УУД -выстраивать собственное целостное мировоззрение и осознавать потребность и готовность к самообразованию.
Регулят.УУД. -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему
Познав.УУД - строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей. Ком.УУД –планировать свою работу в группе со сверстниками, Предм.- Характеризовать процессы управления нервной и эндокринной систем развитием организма.
| Научились понимать смысл биологических терминов по данной теме, объяснять работу желез эндокринной системы, применять знания по теме в практической деятельности
| Таблицы, портреты ученых,
фотографии, мультимедийная поддержка
|
|
7
| 2. Заболевания органов эндокринной системы. Причины заболеваний эндокринной системы жителей Курской области.
| 3 нед.октябрь
| Продолжение формирования представлений о деятельности эндокринной системы, углубление и расширение понятийной базы по теме, самостоятельной деятельностисотрудничеству в коллективе.
| Лекция - Конференция
| Проблемный, объяснительно –иллюстративный, словесный
| Болезни эндокринной системы и их профилактика.
Причины заболеваний эндокринной системы жителей Курской области.
| Личност. УУД -выстраивать собственное целостное мировоззрение и осознавать потребность и готовность к самообразованию.
. Регулят.УУД.-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему .
Познав.УУД -уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность. Ком.УУД –планировать свою работу в группе со сверстниками.
Предм.
Определять роль эндокринной системы для физиологии человека. Обосновывать биологическое значение гормонов, сравнивать и характеризовать их .
| Научились объяснять с биологической точки зрения возникновение заболеваний эндокринной системы жителей Курской области
| Таблицы, портреты ученых,
фотографии, мультимедийная поддержка
| тест
|
8
| Иммунитет
Распространение инфекционных заболеваний Вирусология,иммунология и медицинская микробиология.
| Октябрь
4 нед.
| Активизирование ранее усвоенной информации по теме «иммунитет», расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий по теме ,
формирование способности к самоорганизации в решении проблемной ситуации, ИКТ-компетентности обучающихся,
применения знаний в повседневной жизни.
| Лекция с элементами беседы
| Проблемный, объяснительно –иллюстративный, словесный
| Иммунитет .Инфекционные заболевания, причины, их вызывающие.Иммунология и вирусология,медицинская микробиология. Профилактика инфекционных заболеваний.
| Личност. УУД -оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Регулят.УУД. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему
Познав.УУД-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления.
Ком.УУД –планировать свою работу в группе со сверстниками,
Предм. Анализировать и сравнивать виды иммунитета. Характеризовать вклад отечественных ученых в развитие иммунологии и трансплантологии.
| Научились осознавать роль иммунологии, вирусологии и микробиологии в жизни человечества, применять знания этих наук в повседневной жизни человека
| Таблицы, портреты ученых,
фотографии, мультимедийная поддержка
|
|
9
| 2.ВИЧ-инфекция: пути заражения, Строение и жизненный цикл вируса. Разработка вакцины.
| Ноябрь 2 нед.
| Расширение представлений о ВИЧ-инфекции.
формирование способности к самоорганизации в решении проблемной ситуации, ИКТ-компетентности обучающихся, применения знаний в повседневной жизни, способности вести диалоговое общение.
| Лекция- конференция
| словесный (беседа, рассказ)
Проблемный, объяснительно –иллюстративный, словесный
| Строение и жизненный цикл ВИЧ.
История открытия болезни.
Пути заражения, способы предупреждения. Вакцины будущего.
| Личност. УУД
Оценивают жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Выстраивают собственное целостное мировоззрение. Познав.УУД-анализировать, сравнивать и обобщать факты и
явления по теме «Вирусы» . Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели.
Ком.УУД Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
и распределять роли среди выступающих .
Предм. - Называть предпосылки распространения ВИЧ ,. описывать периоды ВИЧ – инфекции, ее проявление. Характеризовать вклад российских ученых в развитии вирусологии..
| Научились объяснять отличительные свойства живого от неживого, знать характерные особенности жизненного цикла вируса ВИЧ, использовать знания по данной теме при профилактике ВИЧ (СПИДа).
| Таблицы, портреты ученых,
фотографии, мультимедийная поддержка
карточки с творческим заданием , рабочая тетрадь, ручка
Тетрадь, ручка
Дидактические карточки
| Проверочная работа (тест)
| |
|
|