Главная страница


Программа элективного курса по биологии «Человечество в 21 веке»



НазваниеПрограмма элективного курса по биологии «Человечество в 21 веке»
страница2/5
Дата18.04.2016
Размер0.72 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5

Календарно – тематическое планирование элективного курса «Человечество в 21 веке»

п/п

Тема урока

Дата

Цель урока

Тип и форма урока

Методы и технологии


Основное содержание

Виды деятельности школьников

Планируемые

результаты


Средства

обучения


Формы контроля


План.

1

Введение. Общее знакомство с курсом «Человечество в 21 веке». Предмет и задачи курса. Роль физиологии в развитии науки.


Сентябрь

1 нед.

Знакомство с задачами курса и выявление его значимости для более глубокого изучения биологии.

Лекция


словесный (беседа, рассказ)

коллективный способ учения


Физиология,

Нейрофизиология, генотерапия, генная инженерия.

Личност. УУД

Осознавать единство и целостность окружающего мира и человека, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений физиологии. 

Выстраивать собственное целостное мировоззрение. Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно  средства достижения цели.

Позн. давать определения ключевым понятиям, уметь работать с терминами, текстом учебника, анализировать, выделять главное

К –вести диалоговое общение, распределяют роли выступающих в группе.


Предм. Должны, характеризовать методы изучения организма человека. Объяснять биологическую социальную природу человека.


Объяснены место и роль человека в природе.

Выделены существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы

Раскрыто значение знаний о человеке в современной жизни. Выявлены методы изучения организма человека.


Таблицы, портреты ученых,

фотографии, мультимедийная поддержка




2

Нервная регуляция. Мозг и психическая деятельность Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации.


2 нед. сен.

Расширение понятийной базы по теме «нервная регуляция», выявление основных закономерностей рефлекторной регуляции.

Лекция

объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения


Нервная ткань. Строение нейрона.

Нервная регуляция.

Высшая нервная деятельность, торможение и возбуждение.


Личност. УУД

Осознавать взаимосвязь всех систем организма и выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Регулят.УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему по данной теме, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно  средства достижения цели.

Познават. УУД

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Объяснять сложность процессов нервной деятельности.

Коммун. УУД Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Предм.УУД- объяснять механизм нервной регуляции, выявлять основные закономерности рефлекторной регуляции.


Объяснены основные закономерности нервной деятельности и характерные особенности нервной ткани

Выделены существенные признаки процесса рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.

Объяснена необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека


Таблицы,

рисунки,

мультимедийная

поддержка

Проверочная работа (тест)



3

2.Рефлекс как основа нервной деятельности. Рождение нейрофизиологии. Современные достижения медицины в области физиологии.

Лабораторная работа №1 «Самонаблюдения. Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных рефлексов на речевое подкрепление».

Сентябрь

3 нед.

Дальнейшее изучение процессов нервной регуляции,

формирование способности обучающихся к практическим действиям. Формирование ИКТ- компетенции.

Лекция


объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения


Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор. Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения.

Коленный и надбровный рефлексы. Достижения в нейрофизиологии

Личност. УУД

Осознавать единство и целостность окружающего мира и человека, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений физиологии. 

Выстраивать собственное целостное мировоззрение. Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно  средства достижения цели.

Познават. УУД

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Объяснять сложность процессов нервной деятельности.

Коммун. УУД Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Предм.

Устанавливать связь между строением и функциями нервной клеток. Характеризовать этапы рефлекторной дуги.

Объяснены место и роль человека в природе.

Выделены существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы

Раскрыто значение знаний о человеке в современной жизни. Выявлять методы изучения организма человека


Таблицы, инструкции лабораторных работ,

Презентации.






4

Кровь. Кровообращение

1.Кровь и ее двигатель. Группы крови. Биопротезы клапанов сердца.


Сентябрь

4нед.

Дальнейшее изучение процессов кровообращения, формирование применения новых знаний в практической деятельности

Формирование ИКТ- компетенции.

Лекция

Дискуссия


объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения


Состав крови. Плазма, ее состав, форменные элементы крови. Группы крови и резус – фактор. Операции на сердце.

Познав.УУД анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, преобразует информацию;

Регулят.УУД. корректирует знания, оценивает собственные результаты; 

Выдвигает версии решения проблемы.

Ком.УУД – выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками.

Предм.- Знать фазы работы сердца,, описывать схему кровообращения, выделять особенности ткани сердца.

Раскрывать значение методов .

лечения сердечных заболеваний

Объяснены основные закономерности работы кровеносной системы, Законов Менделя(генетика), взаимодействие генов - кодоминирование.

Раскрыты характерные особенности соединительной ткани(крови).

Раскрыто значение знаний о кардиологии в современной жизни. Выявлены методы изучения организма человека .


Таблицы, учебник, мультимедийная поддержка






5

2.Перфторан – «голубая кровь».Нитроглицерин для сердечников.Донорство.

Нобелевские премии в кардиологии.

Лабораторная работа №2 «Измерение кровяного давления».


октябрь

1нед.

Расширение понятийной базы по теме «Кровеносная система», формирование применения новых знаний в практической деятельности

Формирование ИКТ- компетенции.

Лекция с элементами беседы


объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения


Перфторан.

Нитроглицерин для сердечников.

Донорство. Нобелевские премии в кардиологии.

Современные достижения в медицине.

Личност. УУД

Осознавать возможности медицины в 21 веке, ее значимости для человечества.

Выстраивать собственное целостное мировоззрение. Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

Познав.УУД Уметь определять возможные источники необходимых сведений,

производить поиск информации, анализировать и оценивать ее

достоверность.

Ком.УУД –планировать свою работу в группе со сверстниками,
Предм – объяснять необходимость применения перфторана и нитроглицерина для сердечников.Характеризовать вклад российских ученых в развитии кардиологии.

Научились ставить биологические эксперименты и объяснять их

результаты; пользоваться приборами для измерения давления

иметь

навыки оказания первой помощи,

применять знания в практической жизни



Таблицы, учебник, мультимедийная поддержка

Тонометр, фонендоскоп

тест



6

«Островки жизни»

1. Гормоны управляют жизнью. Нейрофизиология и гормоны. Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства.


октябрь

2нед.

Расширение понятийной базы по теме «Эндокринная система » ,

формирование способности к самостоятельной деятельности обучающихся,

применения знаний в практической жизни, способности к взаимодействию в группе,

осознание обучающимися значимости биологических знаний в современной жизни .

Лекция конференция;

Проблемный, объяснительно –иллюстративный, словесный



Эндокринная система человека. Гормоны и их свойства.

Классификация гормонов.

Личност. УУД -выстраивать собственное целостное мировоззрение и осознавать потребность и готовность к самообразованию.

Регулят.УУД. -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познав.УУД - строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно-следственных связей.
Ком.УУД –планировать свою работу в группе со сверстниками,
Предм.- Характеризовать процессы управления нервной и эндокринной систем развитием организма.

Научились понимать смысл биологических терминов по данной теме, объяснять работу желез эндокринной системы, применять знания по теме в практической деятельности


Таблицы, портреты ученых,

фотографии, мультимедийная поддержка






7

2. Заболевания органов эндокринной системы. Причины заболеваний эндокринной системы жителей Курской области.


3 нед.октябрь

Продолжение формирования представлений о деятельности эндокринной системы, углубление и расширение понятийной базы по теме, самостоятельной деятельностисотрудничеству в коллективе.


Лекция - Конференция

Проблемный, объяснительно –иллюстративный, словесный


Болезни эндокринной системы и их профилактика.

Причины заболеваний эндокринной системы жителей Курской области.

Личност. УУД -выстраивать собственное целостное мировоззрение и осознавать потребность и готовность к самообразованию.

. Регулят.УУД.-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему .

Познав.УУД -уметь определять возможные источники необходимых сведений,

производить поиск информации, анализировать и оценивать ее

достоверность.
Ком.УУД –планировать свою работу в группе со сверстниками.

Предм.

Определять роль эндокринной системы для физиологии человека. Обосновывать биологическое значение гормонов, сравнивать и характеризовать их .

Научились объяснять с биологической точки зрения возникновение заболеваний эндокринной системы жителей Курской области

Таблицы, портреты ученых,

фотографии, мультимедийная поддержка

тест



8

Иммунитет

Распространение инфекционных заболеваний Вирусология,иммунология и медицинская микробиология.


Октябрь

4 нед.

Активизирование ранее усвоенной информации по теме «иммунитет», расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий по теме ,

формирование способности к самоорганизации в решении проблемной ситуации, ИКТ-компетентности обучающихся,

применения знаний в повседневной жизни.

Лекция с элементами беседы


Проблемный, объяснительно –иллюстративный, словесный


Иммунитет .Инфекционные заболевания, причины, их вызывающие.Иммунология и вирусология,медицинская микробиология. Профилактика инфекционных заболеваний.

Личност. УУД -оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Регулят.УУД. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познав.УУД-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

явления.

Ком.УУД –планировать свою работу в группе со сверстниками,

Предм. Анализировать и сравнивать виды иммунитета. Характеризовать вклад отечественных ученых в развитие иммунологии и трансплантологии.

Научились осознавать роль иммунологии, вирусологии и микробиологии в жизни человечества, применять знания этих наук в повседневной жизни человека

Таблицы, портреты ученых,

фотографии, мультимедийная поддержка






9

2.ВИЧ-инфекция: пути заражения, Строение и жизненный цикл вируса. Разработка вакцины.

Ноябрь 2 нед.

Расширение представлений о ВИЧ-инфекции.

формирование способности к самоорганизации в решении проблемной ситуации, ИКТ-компетентности обучающихся, применения знаний в повседневной жизни, способности вести диалоговое общение.


Лекция- конференция


словесный (беседа, рассказ)

Проблемный, объяснительно –иллюстративный, словесный


Строение и жизненный цикл ВИЧ.

История открытия болезни.

Пути заражения, способы предупреждения. Вакцины будущего.

Личност. УУД

Оценивают жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Выстраивают собственное целостное мировоззрение. Познав.УУД-анализировать, сравнивать и обобщать факты и

явления по теме «Вирусы» .
Регулят.УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно  средства достижения цели.

Ком.УУД Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

и распределять роли среди выступающих .

Предм. - Называть предпосылки распространения ВИЧ ,. описывать периоды ВИЧ – инфекции, ее проявление. Характеризовать вклад российских ученых в развитии вирусологии..

Научились объяснять отличительные свойства живого от неживого, знать характерные особенности жизненного цикла вируса ВИЧ, использовать знания по данной теме при профилактике ВИЧ (СПИДа).


Таблицы, портреты ученых,

фотографии, мультимедийная поддержка

карточки с творческим заданием , рабочая тетрадь, ручка

Тетрадь, ручка

Дидактические карточки


Проверочная работа (тест)
1   2   3   4   5