|
Программа по математике. Пояснительная записка Рабочая программа по математике. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
— Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004 г.;
— Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования № 1312 от 05.03.2004 r.;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2010-2011 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 3,'9 от 09.12.2008 г.;
— Письма Минобрнауки России от 01.04.05 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;
- Образовательной программы МОУ Жердевской СОШ № 2 ,утверждённая директором школы приказ №119 от 05.09.2010г.
- «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 – й классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2009г.
- примерной программы по предмету «Математика», рекомендованной Министерством образования РФ, программы М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдовой и рассчитана в 1классе на 132 часа.
Программа по математике создана на основе федерального компонента государственного нового стандарта начального общего образования. Математика занимает одно из центральных мест в общей системе образования. Эта её роль определяется богатством математических идей и результатов, накопленных человечеством за тысячи лет развития и являющихся существенной частью его культурногонаследия, неприрывно расширяющимся спектром приложений математики к самым различным стронам жизни и деятельности человека,несомненным влиянием математики на воспитание важнейших личностных качеств, её воспитательным потенциалом.
Ценностные ориентиры обучения математике могут быть выражены в трёх направлениях: познавательное, воспитательное,практическое.Все три составляющие математического образования – его вклад в индивидуальное развитие личности, его воспитательный потенциал и практическое значение – являются равноправными составляющими. Успешное продвижение в каждом из этих направлений должно наблюдаться на каждом этапе школьной жизни, включая начальную школу.
Цели курса:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программма направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствиями с этими целями необходимо поставить три группы задач.
Задачи курса:
учебные:
- формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакоство с десятичной системой исчисления;
- формирование на доступном уровне представлений о четырёх арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий,понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
- формирование на доступном уровне навыков устного счёта, письменных вычислений,использования рациональных способов вычмслений, применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
развивающие:
- развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процесссов6внимания,памяти, воображения, мышления;
- развитие логического мышления – основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
- формирование на доступном уровне обобщённых представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
общеучебные:
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение,сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
- формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, симвалическая запись, модель, таблица, диаграмма);
- формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Сформулированные задачи достаточно сложны и объёмны.их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах.
На первый план выдвигается компетентностный подход в преподавании, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы , направленное на развитие и совершенствование эмоционально-развивающей, ценностно-ориентированной, , информацилонной, исследовательской компетенций. Ключевые компетенции обучающихся:
ценностно-ориентированная компетенция, позволяющая обучающимся использовать преобретённые знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в природе, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным кретериям;
информационная компетенция,обеспечивающая расширение общего художественного информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации об искуссстве( в том числе удиовизуальных, компью- терных, текстовых и др).
исследовательская компетенция ,обеспечивающая большие возможности для развития наблюдательности (наблюдение,опыты,экспериментирование.практические работы).Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления,обосновывают свои выводы.
Учебный материал обучения выстроен по тематическому принципу – он поделён на несколько крупных тем, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько блоков уроков (подтем).
Отбор содержания программы опирается на новый стандарт начального общего образования и традиции изучения математики в начальной школе.Активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых разделов.
Использование опережающего обучения при изучении отдельных разделов позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему всех общих представлений.Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы иследовательской деятельности в процесс обучения.
Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе - принцип вариативности - предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления.Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Математика» на момент окончания детьми начальной школы.предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников.Проекты ориентируют детей на расширение знаний. Выходящих за рамки содержания учебника.они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон).В учебниках по данноу курсу :блоки заданий, диффиринцированных по уровню сложности и объёму; задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях; задания на развитие логического мышления и пространственных представлений; задания на формирование информационной грамотности. Вариативная часть создаёт условия для развтития познавательного интереса и формирования познавательной деятельности учащихся.
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Комбинированный урок, урок – игра, урок – беседа, урок – путешествие, урок - практические занятия, урок с демонстрацией объектов или изображений, самостоятельная работа, урок - математический тренажёр. Типы уроков:
1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
2. урок закрепления новых знаний и выработка умений – УЗНЗВУ;
урок комплексного использования знаний – УКИЗ;
урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;
урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;
Технологии обучения:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- технология опорных конспектов;
- информационные технологии.
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, диспут, опыт, урок-практикум, урок-отчёт или презентация проекта и т.д.
Виды и формы контроля: Текущий, тематический, итоговый (самостоятельная работа):
Каждый раздел завершается проверочными заданиями «Мозаика заданий» и проверочные работы, где представлены разнообразные формы контроля и самоконтроля.
Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.
Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.
Содержание программы
Основная часть программы обязательна для изучения её всеми учащимися.Программа рассчитана на 132 учебных часа. (4часа в неделю).
Количество часов в 1 п/г в неделю/всего: 4 / 64
Количество часов во 2 п/г в неделю/всего: 4/ 68
Контрольных работ в 1 п/г / во 2 п/г _0_____/___0______
№п/п
| Тема раздела
| Кол-во часов
| 1
| Общие свойства предметов и групп предметов.
| 10
| 2
| Числа и величины.
| 25
| 3
| Операции над числами.
| 60
| 4
| Наглядная геометрия.
| 10
| 5
| Повторение.
| 27
| Итого:
| 132
|
Учебно-тематический план.
№
| Раздел
| Количество часов
| 1
| Давайте знакомиться.
| 4
| 2
| Сравниваем предметы.
| 4
| 3
| Считаем предметы.
| 6
| 4
| Сравниваем числа.
| 7
| 5
| Рисуем и измеряем.
| 12
| 6
| Учимся складывать и вычитать.
| 14
| 7
| Увеличиваем и уменьшаем.
| 10
| 8
| Рисуем и вырезаем.
| 5
| 9
| Десятки.
| 3
| 10
| Как устроены числа.
| 11
| 11
| Вычисляем в пределах 20.
| 14
| 12
| Простая арифметика.
| 12
| 13
| А что же дальше?
| 16
| 14
| Повторяем, знакомимся, тренируемся.
| 14
| Итого:
| 132
| |
|
|