|
Протокол № 20 г. 20 г от 20 г Рассмотрен Согласовано Утверждаю на заседании зам. директора директор МОУГ №1 кафедры (МО) по УВР __________ ________________ учителей А.В. Пономарёв Протокол №____ «__» ____________ 20__ г. «__» ____________ 20__ г. от «__» ______ 20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _______________________________________________________ составлена на основе примерной программы и программы _______________________________________________ стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования Наименование ОУ: ________________________________________________ Предмет: _________________________________________________________ Учебный год: _____________________________________________________ Классы: __________________________________________________________ Учитель: _________________________________________________________ Количество часов: всего за год _____ час.; в неделю ______час. Практических работ: _______________________________________________ Лабораторных работ: _______________________________________________ Экскурсий: _______________________________________________________ Контрольных работ: _______________________________________________ Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.
В нашей школе выбран вариант Федерального БУПа, по которому курс информатики изучается в течение двух лет: в 8 класс 1 час в неделю (35 часов в год).
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела, темы | Наименование раздел, тем | Количество часов | Всего | Практические занятия | Лабораторные занятия (опыты) | Экскурсии | Контрольные работы | 1 | Информация и информационные процессы | 7 | 2 | | | 1 | 2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 10 | 5 | | | 1 | 3 | Коммуникационные технологии | 16 | 6 | | | 1 | | Резерв | 2 | | | | |
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 8 классе
Учащиеся должны:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по информатике для 8 класса
№ урока
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Домашнее задание
| Дата проведения
| Информация и информационные процессы - 7 часов
| 1
| Техника безопасности в кабинете информатики. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Информация в живой и неживой природе. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Информация, информационные объекты различных видов. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации
| 1
| п. 1.1.1, 1.1.2
|
| 2
| Информация в обществе и технике. Управление, обратная связь.
| 1
| п. 1.1.3, 1.1.4
|
| 3
| Практическая работа «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера»
| 1
| пр.р. № 1.2.
|
| 4
| Кодирование информации с помощью знаковых систем. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.
| 1
| п. 1.2
|
| 5
| Количество информации. Определение количества информации. Единицы измерения информации.
Практическая работа «Перевод единиц измерения количества информации»
| 1
| п. 1.3.1, 1.3.2,
пр.р. №1.1.
|
| 6
| Алфавитный подход к определению количества информации. Решение задач по теме «Количество информации»
| 1
| п. 1.3.3
|
| 7
| Контрольная работа №1 по теме «Количество информации»
| 1
|
|
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 10 часов
| 8
| Устройства компьютера. Основные компоненты компьютера. Соединение блоков и устройств, других средств ИКТ. Простейшие операции по управлению, использование различных носителей информации, расходных материалов
| 1
| п. 2.2.
|
| 9
| Процессор, память. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов.
Практическая работа «Форматирование дискеты»
| 1
| п. 2.2.1, 2.2.4, 2.2.5
пр.р. № 2.2
|
| 10
| Устройства ввода и вывода.
Практическая работа «Определение разрешающей способности мыши»
| 1
| п. 2.2.2, 2.2.3
пр.р. № 2.3
|
| 11
| Файлы и файловая система.
| 1
| п. 2.3.1, 2.3.2
|
| 12
| Работа с файлами и дисками. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.
Практическая работа «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»
| 1
| п. 2.3.3
пр.р. № 2.1
|
| 13
| Программное обеспечение компьютера. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: стоимость информационных продуктов.
| 1
| п. 2.4.
|
| 14
| Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Графический интерфейс операционных систем и приложений.
Практическая работа «Установка даты и времени»
| 1
| п. 2.4, 2.5, 2.6
пр.р. № 2.4.
|
| 15
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита информации. Защита информации от компьютерных вирусов.
Практическая работа «Защита информации от вирусов: обнаружение и лечение»
| 1
| п. 2.7
пр.р. № 2.5.
|
| 16
| Правовая охрана программ и данных.
| 1
| п. 2.8
|
| 17
| Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
| 1
|
|
| Коммуникационные технологии - 16 часов
| 18
| Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
| 1
| п. 3.1
|
| 19
| Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Локальные компьютерные сети
Практическая работа «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети»
| 1
| п. 3.2
пр.р. № 3.1.
|
| 20
| Глобальная компьютерная сеть Интернет. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Практическая работа «Подключение к Интернету. «География» Интернета»
| 1
| п. 3.3.1
пр.р. № 3.2, 3.3.
|
| 21
| Всемирная паутина. Электронная почта. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения.
Практическая работа «Путешествие по Всемирной паутине», «Работа с электронной Web-почтой»
| 1
| п. 3.4.1, 3.4.2
пр.р. №3.4, 3.5
|
| 22
| Файловые архивы. Компьютерные
энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги.
Практическая работа «Загрузка файлов из Интернета»
| 1
| п. 3.4.3
пр.р. № 3.6
|
| 23
| Информационные ресурсы Интернета. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Примеры организации коллективного взаимодействия; форум, телеконференция, чат.
| 1
| п. 3.4
пр.р. № 3.4
|
| 24
| Поиск информации в Интернете. Поисковые машины. Формулировка запросов. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Электронная коммерция в Интернете
Практическая работа «Поиск информации в Интернете»
| 1
| п. 3.5, 3.6
пр.р. № 3.7
|
| 25
| Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы
| 1
| п. 3.7.1-3.7.2
|
| 26
| Форматирование текста на Web-странице.
| 1
| п. 3.7.3
|
| 27
| Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах
| 1
| п. 3.7.4, 3.7.5
|
| 28
| Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах
| 1
| п. 3.7.6-3.7.7
|
| 29
| Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде веб-страницы. Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»
| 1
| пр.р. № 3.8
|
| 30
| Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»
| 1
| пр.р. № 3.8
|
| 31
| Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»
| 1
| пр.р. № 3.8
|
| 32
| Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»
| 1
| пр.р. № 3.8
|
| 33
| Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии»
| 1
|
|
| 34
| Повторение и обобщение изученного. Создание и обработка комплексных объектов в виде презентации с использованием шаблонов.
|
|
|
| 35
| Резерв
|
|
|
|
| Итого часов
| 35
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г. 2. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям; Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г. 3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в страшей школе. 8-11 классы : методическое пособие/ Н.Д. Угринович - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г. (+CD)
|
|
|