Главная страница

Протокол №, число, месяц, год Согласована зам директора (увр, нмр, вр), (фио)



НазваниеПротокол №, число, месяц, год Согласована зам директора (увр, нмр, вр), (фио)
страница2/4
Дата13.04.2016
Размер0.53 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.

Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.

Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Требования к результатам освоения программы

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений.

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 3-5 стихотворений.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Учебно-методическое оснащение:

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.1. – 232с.

  2. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.: ил.

  3. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

  4. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006. - 335с. (коррекционная педагогика).

Материально-техническое обеспечение предмета:

Демонстрационный материал:

Портреты писателей

Таблицы по темам

Карточки для индивидуальной работы

Репродукции картин по развитию речи

Ресурсы интернета.

Календарно-тематическое планирование «Чтение и развитие речи»


№ п/п

Раздел

Планируемые результаты

Тема урока

Виды и формы контроля

Коррекционно-развивающие задачи

Даты прохождения темы

План

Факт (внесенные коррективы)



Повторение




День знаний







1.09









Научить рассказывать стихотворения наизусть

Закрепить навык эмоционального чтения. Сформировать умение «рисовать» словесную картину

Формирование умения выборочного чтения

Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.


Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.

Текущий

Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками.

2.09









Пословицы и поговорки.

Текущий

Развивать память, внимание, мышление.

3.09









Загадки.

Текущий

Коррекция умения рассказывать считалки, потешки.

.7.09









Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

Текущий

Заучивать пословицы, поговорки и загадки.

8.09






Сказки

Научить рассказывать стихотворение наизусть

Формирование умения передавать содержание прочитанного

Правильное чтение вслух целыми словами. 

Закреплять навык эмоционального чтения

Совершенствовать технику чтения, учить отвечать на вопросы, выделять главную мысль прочитанного

Обобщить знания прочитанных произведений

«Никита Кожемяка» (Русская сказка)

Текущий

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

9.09













«Никита Кожемяка» (Русская сказка)

Текущий

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

10.09












Внеклассное чтение «Русские народные сказки»

Текущий

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

14.09












«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка)

Текущий

Коррегировать навык чтения целыми

словами, без ошибок, выразительно.

15.09












«Золотые руки» (Башкирская сказка)

Текущий

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

16.09













«Золотые руки» (Башкирская сказка)

Текущий

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

17.09












«Морозко» (Русская сказка)

Текущий

Развивать умения пересказывать отрывки из текста.

21.09













«Морозко» (Русская сказка)

Текущий

Развивать умения пересказывать отрывки из текста.

22.09












«Два Мороза» (Русская сказка)

Текущий

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

23.09













«Два Мороза» (Русская сказка)

Текущий

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

24.09












«Три дочери» (Татарская сказка)

Текущий

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

28.09












Внеклассное чтение «Сказки народов мира»

Текущий

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

29.09












А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Текущий

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.

30.09













А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Текущий

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.

1.10













А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Текущий

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.

5.10












По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

Текущий

Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно.

6.10












Обобщающий урок по теме «Сказки»

Текущий

Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно.

7.10






Картины родной природы

Совершенствовать умение выразительного чтения

Совершенствовать умение выразительного чтения наизусть

Формирование умения передавать содержание прочитанного

Совершенствовать технику чтения, учить делить рассказ на части и передавать его содержание по плану

Совершенствовать умение выразительного чтения

Научить отвечать на вопросы, выделять главную мысль прочитанного

Обобщить знания прочитанных произведений

Г. Скребицкий «Июнь»

Текущий

Соблюдение пунктуации.

8.10













Г. Скребицкий «Июнь»

Текущий

Соблюдение пунктуации.

12.10












И. Суриков «Ярко солнце светит…»

Текущий

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

13.10












А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)

Текущий

Развивать связную речь.

14.10













А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)

Текущий

Развивать связную речь.

15.10












А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)

Текущий

Развивать связную речь.

19.10












А. Прокофьев «Берёзка»

Текущий

Расширять словарный запас.

20.10












Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»

Текущий

Соблюдение пунктуации.

21.10












Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето»

Текущий

Развивать познавательную деятельность

22.10












Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь»

Текущий

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

26.10












По И. Соколову-Микитову «Золотая осень»

Текущий

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

27.10












К. Бальмонт «Осень»

Текущий

Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно.

28.10












По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»

Текущий

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.

29.10












По В. Астафьеву «Осенние грусти…»

Текущий

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

9.11












И. Бунин «Первый снег»

Текущий

Развивать познавательную деятельность

10.11












Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень»

Текущий

Развивать познавательную деятельность

11.11












Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг»

Текущий

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

12.11






О друзьях-товарищах

Совершенствовать технику чтения, учить отвечать на вопросы, выделять главную мысль прочитанного

.

Формировать умение «рисовать» словесную картину

Формировать умение читать про себя

Совершенствовать умение выразительного чтения.

Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого.

Совершенствовать умение выразительного чтения наизусть

Ю. Яковлев «Колючка»

Текущий

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

16.11













Ю. Яковлев «Колючка»

Текущий

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

17.11












Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

Текущий




18.11












Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)

Текущий

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

19.11












В. Медведев «Фосфорический» мальчик»

Текущий




23.11












Л. Воронкова «Дорогой подарок»

Текущий

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

24.11













Л. Воронкова «Дорогой подарок»

Текущий

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

25.11












Л. Воронкова «Дорогой подарок»

Текущий

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

26.11



1   2   3   4