|
Протокол № от 20 г «Согласовано» Заместитель директора по увр маоу «сош №16» Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16» г. Альметьевска, РТ
«Рассмотрено »
Руководитель ШМО
______/Габдулбариева Р.Ш./
Протокол № _____
от «_____» _____ 20 __ г
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 16»
____/ Багаутдинова Е.И./
« ____ » ______20____ г.
| «Утверждаю»
Директор
МАОУ «СОШ №16»
______ / Парфилова Н.В./
«___ » _______20___ г
|
Рабочая программа
учебного курса по физике для 11 Б класса
учителя физики
высшей квалификационной категории
Тарзимановой Гюзели Раисовны.
Базовый уровень. Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1
от « » августа 20___г.
20___ - 20___ учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного (среднего) общего образования, учебного плана МАОУ «СОШ №16» г. Альметьевска, РТ на 2014-2015 учебный год, образовательной программы муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Альметьевска, РТ, Положения о рабочей программе по учебному предмету муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16», г. Альметьевска, РТ, расписания школы, графика календарного учебного плана. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики; определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства образования об усилении практической, экспериментальной направленности преподавания физики.
Общими целями и задачами обучения физике в данном курсе являются:
Задачи обучения:
Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни
Овладение способами познавательной, информационно - коммуникативной и рефлексивной деятельности
Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенцией.
Цели изучения физики:
освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Содержание программы учебного курса.
Содержание
| Количество часов
| По примерной программе
| По рабочей программе
| Основы электродинамики (продолжение)
| 35
| 39
| Квантовая физика и элементы астрофизики
| 28
| 28
| Повторение
| 5
| 1
| Итого
| 68
| 68
| Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса физики ученик должен:
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, гипотеза, теория, вещество, поле, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, ионизирующее излучение, звезда, Вселенная
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, элементарный электрический заряд, работа выхода, показатель преломления сред
Смысл физических законов: классической механики, электродинамики, фотоэффекта.
Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физической науки.
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления: электромагнитной индукции, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомами, фотоэффект.
Отличать гипотезы от научных теорий
Делать выводы на основе экспериментальных данных
Приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять не только известные явления природы и научные факты, но и предсказывать еще неизвестные явления
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернет, научно-популярных статьях
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Учебно – методический комплекс:
Для учителя:
1. Программа курса физики для общеобразовательных учреждений 10-11 классы. Базовый уровень. Из сборника «Программы общеобразовательных учреждений» - М.. Просвещение 2006г.;
2. Физика / учебник 11класс: Г.Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий – М.: Просвещение, 2008;
3. Физика 10 - 11 класс./ дидактический материал: Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. - М.: Илекса, 2005
4. Сборник задач по физике: Для 9-11 классов общеобразовательных учреждений/ составитель Г.Н. Степанова .- М.: Просвещение, 2006;
5. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П. Рымкеевич. – 14 издание, -М.: Дрофа, 2010
6. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Физика/ авт. Сост. А.В.Берков, В.А. Грибов. – М.:АСТ: Астрель, 2011
Для учащихся:
1.Физика / учебник 11 класс: Г.Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий – М.: Просвещение, 2008;
2. Сборник задач по физике: Для 9-11 классов общеобразовательных учреждений/ составитель Г.Н. Степанова .- М.: Просвещение, 2006;
3. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П. Рымкеевич. – 14 издание, -М.: Дрофа, 2010. Календарно-тематическое планирование
учебного материала по физике для 11 класса (2 учебных часа в неделю, всего 70 часов).
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Элементы содержания
| Дата проведения
| План
| Факт
| Электродинамика (39 ч.)
| 1
| Инструктаж по ТБ. Магнитное поле.
| 1
| Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Магнитные свойства вещества.
| 03.09
|
| 2
| Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»
| 1
| Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца
| 05.09
|
| 3
| Явление электромагнитной индукции. Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции».
| 1
| Открытие электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность.
| 10.09
|
| 4
| Энергия магнитного поля тока.
| 1
|
| 12.09
|
| 5
| Повторительно – обобщающий урок по теме «Электромагнитная индукция»
| 1
|
| 17.09
|
| 6
| Контрольная работа №1 по теме: «Электромагнитная индукция»
| 1
|
| 19.09
|
| Электромагнитные колебания и волны (34 ч.)
| 7
| Работа над ошибками. Свободные и вынужденные механические колебания.
| 1
|
| 24.09
|
| 8
| Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Резонанс.
| 1
|
| 26.09
|
| 9
| Механические волны. Свойства механических волн. Звуковые волны
| 1
| Отражение, преломление, интерференция, дифракция. Поперечные и продольные волны. Длина волны
| 01.10
|
| 10
| Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур.
| 1
| Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Мощность в цепи переменного тока.
| 03.10
|
| 11
| Переменный ток
| 1
| 08.10
|
| 12-13
| Активное сопротивление. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока.
| 2
| 10.10
|
| 14
| Электрический резонанс
| 1
|
| 17.10
|
| 15
| Контрольная работа № 2 «Электромагнитные колебания»
| 1
|
| 22.10
|
| 16
| Работа над ошибками. Генерирование электрической энергии.
| 1
|
| 24.10
|
| 17
| Трансформатор
| 1
|
| 29.10
|
| 18
| Производство, передача и использование электрической энергии.
| 1
|
| 31.10
|
| 19
| Контрольная работа № 3 «Производство, передача и использование электрической энергии».
| 1
|
| 12.11
|
| 20
| Работа над ошибками. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле
| 1
|
| 14.11
|
| 21
| Электромагнитные волны.
| 1
| Свойства и скорость электромагнитных волн.
| 19.11
|
| 22
| Изобретение радио А.С.Поповым.
| 1
|
| 21.11
|
| 23
| Принципы радиосвязи.
Принципы телевидения
| 1
|
| 26.11
|
| 24
| Контрольная работа № 4 «Электромагнитные волны».
| 1
|
| 28.11
|
| 25
| Работа над ошибками. Волновые свойства света
| 1
| Свет электромагнитная волна. Скорость света и методы ее измерения.
| 03.12
|
| 26
| Законы распространения света.
| 1
| Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение.
| 05.12
|
| 27
| Лабораторная работа №3 " Измерение показателя преломления света"
| 1
|
| 10.12
|
| 28
| Линза. Лабораторная работа№4 "Определение оптическая сила и фокусное расстояние собирающей линзы"
| 1
| Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.
| 12.12
|
| 29
| Оптические приборы
| 1
|
| 17.12
|
| 30
| Дисперсия света
| 1
|
| 19.12
|
| 31
| Интерференция света
| 1
| Когерентность
| 24.12
|
| 32
| Дифракция света. Лабораторная работа №5 «Измерение длины световой волны».
| 1
|
| 26.12
|
| 33
| Поляризация света.
| 1
|
| 31.12
|
| 34
| Контрольная работа № 5 «Оптика»
| 1
|
| 14.01
|
| Элементы теории относительности (2 ч.)
| 35
| Элементы специальной теории относительности
| 1
| Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Связь массы и энергии.
| 16.01
|
| 36
| Элементы релятивистской динамики
| 1
| 21.01
|
| Излучение и спектры (3 ч.)
| 37
| Различные виды электромагнитных излучений.
| 1
| Излучение и спектры. Шкала электромагнитного излучения.
| 23.01
|
| 38
| Практическое применение электромагнитных излучений.
| 1
| Виды спектров и спектральный анализ.
| 28.01
|
| 39
| Контрольная работа №6 по теме «Излучения. СТО»
| 1
|
| 30.01
|
| Квантовая физика. Световые кванты (28 ч.)
| 40
| Гипотеза Планка о квантах
| 1
| Постоянная Планка. Опыты Лебедева и Вавилова Давление света. Химическое действие света. Решение задач по теме «Световые кванты».
| 04.02
|
| 41-42
| Фотоэффект
| 2
| 06.02
|
| 43
| Фотон
| 1
| 13.02
|
| 44
| Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц
| 1
| 18.02
|
| 45
| Корпускулярно –волновой дуализм
| 1
| 20.02
|
| 46
| Соотношение неопределенностей Гейзенберга
| 1
| 25.02
|
| 47
| Контрольная работа №7 «Световые кванты».
| 1
| 27.02
|
| Атомная физика
| 48
| Работа над ошибками. Планетарная модель атома.
| 1
| Трудности теории Бора. Опыт Резерфорда.
| 04.03
|
| 49
| Квантовые постулаты Бора.
| 1
| 06.03
|
| 50
| Лазеры.
| 1
| 11.03
|
| 51
| Строение атомного ядра.
| 1
| Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра.
| 13.03
|
| 52
| Ядерные силы
| 1
| Радиоактивные превращения. Изотопы. Виды радиоактивных излучений.
| 18.03
|
| 53-54
| Дефект массы и энергия связи ядра.
| 2
|
| 20.03
|
| 55
| Ядерная энергетика.
| 1
| Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.
| 01.04
|
| 56
| Влияние ионизирующей радиации на живые организмы
| 1
| Применение ядерной энергии.
| 03.04
|
| 57-58
| Доза излучения. Закон радиоактивного распада
| 2
|
| 08.04
|
| 59
| Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
| 1
| Методы регистрации элементарных частиц. Деление и синтез ядер. Термоядерные реакции.
| 15.04
|
| 60
| Контрольная работа №8 «Атомная физика»
| 1
|
| 17.04
|
| 61
| Работа над ошибками. Солнечная система
| 1
|
| 22.04
24.04
|
| 62
| Звезды и источники их энергии.
| 1
|
| 29.04
|
| 63
| Галактика
| 1
|
| 01.05
|
| 64
| Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.
| 1
|
| 06.05
|
| 65
| Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.
| 1
|
| 08.05
|
| 66
| Строение и эволюция Вселенной
| 1
|
| 13.05
|
| 67
| Контрольная работа № 9 «Строение Вселенной»
| 1
|
| 15.05
|
| 68
| Повторение курса
| 1
|
| 20.05
|
|
График контрольных и лабораторных работ
№ п/п
| Лабораторная работа
| Контрольная работа
| Сроки
| 1
| Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»
|
| 05.09
| 2
| Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции».
|
| 10.09
| 3
|
| Контрольная работа №1 по теме: «Электромагнитная индукция»
| 19.09
| 4
|
| Контрольная работа № 2 «Электромагнитные колебания»
| 22.10
| 5
|
| Контрольная работа № 3 «Производство, передача и использование электрической энергии».
| 12.11
| 6
|
| Контрольная работа № 4 «Электромагнитные волны».
| 28.11
| 7
| Лабораторная работа №3 " Измерение показателя преломления света"
|
| 10.12
| 8
| Лабораторная работа№4 "Определение оптическая сила и фокусное расстояние собирающей линзы"
|
| 12.12
| 9
| Лабораторная работа №5 «Измерение длины световой волны».
|
| 26.12
| 10
|
| Контрольная работа № 5 «Оптика»
| 14.01
| 11
|
| Контрольная работа №6 по теме «Излучения. СТО»
| 30.01
| 12
|
| Контрольная работа №7 «Световые кванты».
| 27.02
| 13
|
| Контрольная работа №3 по теме: "Геометрическая оптика"
| 17.12
| 14
|
| Контрольная работа №8 «Атомная физика»
| 17.04
| 15
|
| Контрольная работа № 9 «Строение Вселенной»
| 15.05
|
Лист корректировки рабочей программы
Класс
| Название раздела, темы
| Дата проведения по плану
| Причина корректировки
| Корректирующие мероприятия
| Дата проведения по факту
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|